История православия. Какой юбилей будет праздновать Полоцк в 2025 году?
0
47
Святая Евфросиния Полоцкая (1102−1173 гг.) — одна из самых почитаемых святых на территории Беларуси и важная фигура в истории православного христианства. Будучи княгиней по происхождению, она посвятила всю свою взрослую жизнь распространению православия на Полотчине и по всей территории нынешней Беларуси. Православие, принесённое на Полоцкую землю из Византии через Грецию и Киев, в XI веке прочно укоренилось в этом регионе. И преподобная княжна Евфросиния, повзрослев, посвятила свою жизнь служению Богу. Ко времени рождения Евфросинии Полоцк уже стал центром духовного просвещения северо-западной Руси. Он являлся столицей княжества, доставшегося потомкам князя Изяслава, сына великого князя Владимира и Рогнеды. Под управлением этого рода Полоцкое княжество доросло до уровня одного из самых могущественных русских княжеств. Полоцку суждено было стать колыбелью Православия на территории кривичей, впоследствии названной Белоруссией. Как известно, князем Владимиром в первой половине XI века в течение нескольких десятилетий после прихода христианства были заложены в камне три Софийских собора: Киевский, Новгородский и Полоцкий, построенный в период 1044−1066 годов. Их до сих пор так и называют — «Три Софии». К строительству кафедрального Софийского собора на правом берегу Двины имел прямое отношение дед будущей святой, князь Всеслав Брячиславович, младшим сыном которого являлся отец святой Евфросинии — князь Георгий Всеславович. Родной дядя святой Евфросинии, князь Борис Всеславович, правивший княжеством в 1101−1128 гг., возвёл в Полоцке Пятницкую церковь и женский монастырь во имя святых князей-мучеников Бориса и Глеба. Итак, первым православным полоцким князем был князь Изяслав, возглавивший княжество. Род Полоцких князей прославился глубоким благочестием, активным участием в строительстве храмов и, самое главное, преданностью православной вере. Будущая святая родилась около 1102 года (точная дата не известна) в семье князя Георгия и княгини Софии. Родители дали дочери славянское княжеское имя Предислава, окружили её заботой, но не смогли удержать её от желания посвятить свою жизнь Богу. Княжеские дети того времени получали образование исключительно духовное. Даже чтению обучались по Евангелию и Священному Писанию. С большим усердием княжна Предислава изучала церковные книги и с детских лет поражала своих учителей и родителей глубоким знанием и пониманием прочитанных духовных текстов. Всем было видно, насколько княжеская дочь опережает в обучении своих братьев и сестёр. В 12 лет, когда в средневековой Руси девушка становилась совершеннолетней, родители уже могли выдавать её замуж. К родителям 12-летней Предиславы начали обращаться потенциальные женихи, прося у них руки дочери, но девушка всем отказывала. Когда же отец принял решение выдать дочь замуж за одного князя, хотя бы и против её воли, Предислава избрала для себя путь монашества. С учётом её возраста такое решение было необыкновенно редким и смелым. Предислава ушла из княжеского дворца втайне от родителей с намерением стать инокиней Борисо-Глебского женского монастыря. Игуменьей этого монастыря в тот период была родная тётя Предиславы. Та, ссылаясь на тяготы монашеского жития, сначала пыталась уговорить племянницу отказаться от своего решения. Но убедившись в непреклонности решения Предиславы, велела, наконец, обительскому священнику постричь девушку и дать новой инокине имя Евфросиния. Инокиня Евфросиния вместе со всеми прочими инокинями монастыря на равных несла обычные ежедневные монастырские труды, пребывала, как и все остальные, в посте и молитве, подчиняясь монастырским правилам с полным смирением. Являясь княгиней, она никогда не просила для себя каких-либо послаблений. Через несколько лет пребывания в Борисо-Глебском монастыре, Евфросиния обращается к епископу Полоцкому Илие с просьбой разрешить поселиться в маленькой келье при княжеской великой церкви в честь святой Софии, Премудрости Божьей. Епископ Илия, видя святое житие преподобной княгини-инокини, благословил доброе желание её сердца. Теперь княжна Евфросиния могла молиться Богу и днём, и ночью. В свободное время инокиня переписывала священные книги. Она продавала их в церкви и богатые монастыри. Вырученные средства Евфросиния раздавала нищим. Для бедных церквей княгиня-инокиня изготавливала рукописные евангелия бесплатно. Однажды после молитв Евфросиния увидела во сне ангела, который повёл её за руку в местечко Сельцо, неподалёку от города. Там стоял загородный дом полоцких епископов и небольшая деревянная церковь Святого Спаса. И сказал Ангел Евфросинии: Подобает тебе теперь здесь пребывать, потому что Бог через тебя на этом месте многих приведёт к спасению. В ту же ночь такое же видение пришло во сне и епископу Илие. В нём Ангел сказал: Веди рабу Божию Евфросинию к церкви Святого Спаса и посели её при той церкви, чтобы она устроила там обитель дев, посвятивших себя Богу. Ибо молитва её взошла к Богу, и как солнце просияет житие её перед Ангелами. После этого события епископ Илия собрал Полоцких князей, бояр, а также прочих честных мужей и возвестил им: Даю Евфросинии место при церкви Святого Спаса на Сельце, чтобы там был девический монастырь. Преподобная княжна Евфросиния с благодарностью приняла благословение епископское, поселилась в Сельце и в качестве игуменьи приступила к созданию монастыря. Многочисленные князья-родственники преподобной Евфросинии и другие состоятельные миряне охотно принесли богатые дары для благоустройства обители. Довольно быстро деревянные строения для молений и проживания инокинь были выстроены. И монастырь регулярно начал принимать для проживания новых инокинь. Преподобная княжна Евфросиния передала монастырю свою библиотеку и в звании игуменьи стала главной наставницей и руководителем нового монастыря. Произошло это в 1125 году. И вот уже девять столетий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь ведёт свою деятельность, радушно принимая паломников со всего мира. Малую деревянную церковь Святого Спаса, спустя некоторое время после открытия монастыря, игуменья-княжна Евфросиния решила перестроить в камне. Она смогла организовать сбор средств на закупку кирпича для каменной церкви Святого Спаса, принимая личное участие и в проектировании, и в организации самого строительства. Заветная мечта игуменьи монастыря преподобной Евфросинии о строительстве каменного храма начала сбываться. Руководил работами искусный в строительном деле мастер по имени Иоанн. Освящение Спасо-Преображенского храма состоялось по преданию в 1160 году. На церемонию прибыли епископ, князья полоцкие и многочисленные городские жители. Евфросиния была глубоко религиозным человеком. Её желание посетить Святую Землю и поклониться святыням Иерусалима стало продолжением её духовного пути. В то время паломничество в Иерусалим считалось высшим проявлением православной веры, своего рода духовным подвигом. В Средние века подобное путешествие было трудным и опасным, особенно для женщин пожилого возраста. Оно стоило немалых денег и требовало много времени на предварительную подготовку. Когда княгиня-игуменья Евфросиния закончила подготовку всей группы паломников, то вскоре отправилась в дальний путь. Ей предстояло преодолеть тысячи километров через степи, горы, пустыни и море. Известно, что, добравшись до Святой Земли, Евфросиния посетила главные христианские святыни, включая храм Гроба Господня в Иерусалиме. Но долгий и тяжёлый путь немало подорвал её здоровье. В итоге она серьёзно заболела и вскоре скончалась. По преданию она умерла 23 мая 1173 года. Её тело было погребено сначала в Иерусалиме, но позже, в XIX веке, перенесено в Полоцк. В православной церкви святая Евфросиния Полоцкая была канонизирована вскоре после её смерти, предположительно в конце XII века, точный год её канонизации неизвестен. Это произошло благодаря её прижизненным подвигам, просветительской деятельности и почитанию, которые быстро распространились среди верующих. Её память отмечается 5 июня (23 мая по ст. стилю). В католической церкви Евфросиния канонизирована как святая в 1928 году папой Пием ХI. Таким образом, Евфросиния Полоцкая почитается как святая сразу в двух христианских традициях. В наши дни Святая Евфросиния считается покровительницей Беларуси. Её имя присвоено Полоцкому государственному университету. * * * Данная статья написана с использованием следующих источников: «Житие преподобной Евфросинии Полоцкой». 44 с., Полоцк, 2008 г., книга адаптирована для современного читателя по старому изданию. «Полоцкие Епархиальные ведомости» № 11 и № 12 за 1910 г. — «Житие Преподобной Евфросинии Полоцкой, Княжны Полоцкой, Игумении Обители свят. Спаса в Полотске». ...
Эту статью описывают теги: православные святые, Полоцк
Эту статью описывают теги: православные святые, Полоцк