Сара Вагенкнехт, знаменосец популизма в Германии
Сара Вагенкнехт, знаменосец популизма в Германии
В воскресенье 55-летняя Сара Вагенкнехт начинает кампанию своей популистской партии BSW, созданной всего год назад, в надежде, что она попадет в парламент по итогу внеочередных всеобщих выборов, намеченных на 23 февраля, повторив свой успех на региональных и европейских выборах в прошлом году.
Читайте также: 75 лет ГДР. Страна, которая канула в Лету и снится Саре Вагенкнехт
«Левый» авторитаризм: что-то знакомое
Противоречивая гостья телевизионных ток-шоу и автор бестселлеров, Вагенкнехт уже давно выражает распространенное в стране недовольство тем, что она называет бессердечным капитализмом, высокомерными политическими элитами и опасным западным милитаризмом.
Родом из бывшей коммунистической Восточной Германии, она с ностальгией говорит о государстве, исчезнувшем через год после падения Берлинской стены в 1989 году. На новом витке исторической спирали она реанимирует ГДР-комплекс: социальную опеку государства и отсутствие свободы. Оказывается, есть немало немцев, которым это и сегодня как родное. Ну разве что без Штази. Хотя как знать.
Ее считают крайне левой. На самом деле она идет на поводу популярных посылов, игнорируя сложности жизни.
В отличие от традиционных левых, которые призывают к солидарности с беженцами, она потребовала строгих ограничений в отношении мигрантов и лиц, ищущих убежища, а это является ключевой темой для крайне правой партии Альтернатива для Германии (AfD).
Ее любимыми мишенями являются избиратели прогрессивной партии Зеленых и «левые сторонники левого образа жизни», которые, как утверждает Вагенкнехт, проповедуют мультикультурализм и свысока смотрят на бедных и менее образованных.
Год назад она порвала со своими давними соратниками из партии Die Linke, преемницы социалистической правящей партии СЕПГ в Восточной Германии, и основала лидерскую партию, названную в ее честь, — Альянс Сахара Вагенкнехт (BSW).
То, что она назвала «левоконсервативной» повесткой дня, сочетает в себе требования повышения заработной платы, пенсий и пособий с призывами к ужесточению пограничного контроля, усилению полиции и защите семьи, родины и государства. А также союзу с Путиным.
«Она апеллирует к сторонникам левого авторитарного курса, избирателям, которые придерживаются левых экономических позиций, но являются консерваторами в культурном плане», — считает политолог Ян Филипп Томечек из Потсдамского университета.
Сара Вагенкнехт: «системный детонатор»
Вагенкнехт почувствовала вкус власти, когда в прошлом году BSW набрала от 12 до 16 процентов голосов на выборах в трех восточных землях, что позволило партии войти в коалиционные правительства в двух из них — Тюрингии и Бранденбурге.
В течение многих лет основные партии Германии имели возможность игнорировать партии левого и правого фланга, но ситуация изменилась с появлением новых партий, которые подрывали их поддержку.
Все партии обязались создать брандмауэр несотрудничества с AfD, что вынудило их обратиться к BSW для формирования большинства, несмотря на идеологическую пропасть между ними.
Вагенкнехт попыталась использовать эту новую власть, чтобы добиться символических уступок, в том числе в ответ на ее требование к Западу прекратить поставки оружия Киеву и начать мирные переговоры с Москвой.
В восточных землях стороны неделями спорили о формулировках, которые устроили бы всех, и в итоге остановились на смягченном обязательстве добиваться «мира в Европе».
В прошлом году журнал Der Spiegel окрестил Вагенкнехт «системным детонатором», изобразив ее на обложке с поднятой вверх красной динамитной шашкой и зажженным фитилем.
Строгая иерархия в секте имени Сары
Вагенкнехт выросла во времена Холодной войны в тогдашнем Восточном Берлине, где выпускница факультета философии и экономики с ранних лет славилась своим своенравным и мятежным характером.
Но в последние месяцы существования Германской Демократической Республики она демонстративно вступила в СЕПГ. Спустя годы она заявила, что «предпочла бы провести свою жизнь в ГДР тысячу раз, чем в той Германии, в которой мне приходится жить сейчас».
Всерьез? На публику? Во всяком случае это привлекло страдающих ресентиментом и мечтающих вернуться в ГДР, которой нет на глобусе, но которая сидит в печенках.
Она замужем за бывшим влиятельным членом Социал-демократической партии Оскаром Лафонтеном, который старше ее на десять лет (ему 81 год). Вместе с ним она живет в юго-западном регионе Саар.
Ее BSW привлекла внимание представителей искусства и спорта, а также бизнесмена-миллионера Ральфа Суйката, который заявил, что хочет «платить больше налогов».
Однако, как следует из названия, BSW партия лидерская, почти секта. Она в значительной степени сосредоточена на своем основателе и руководителе, со строгой иерархией и тщательной проверкой на лояльность новых членов со стороны ближайшего окружения Вагенкнехт.
Пока что в партии всего 1100 полноправных членов и около 25 000 зарегистрированных сторонников. Во многих регионах ей не хватает устоявшихся партийных структур и волонтеров.
В настоящее время рейтинг BSW по стране составляет около 5–6 процентов, что является минимальным условием для прохождения в парламент, но Вагенкнехт полна решимости укрепить позиции своей партии в немецкой политике.
Der Spiegel пишет, что у Вагенкнехт долгое время «был свой уголок оратора на политическом рынке, откуда она заглушала большинство остальных, но теперь ей этого больше недостаточно».
Читайте также:
- Кто и за что любит Путина? Сара Вагенкнехт
- Возможен ли флирт с Вагенкнехт? Генсек ХДС намекает на возможность коалиции
- AfD и BSW – шерочка с машерочкой? Сравниваем их политические платформы
Сообщение Сара Вагенкнехт, знаменосец популизма в Германии появились сначала на Новости Германии: последние события на русском языке.