Неспешная канонизация: почему одних героев российской истории причисляют к лику святых, а других – нет
В России продолжается дискуссия о канонизации Александра Суворова. К этому призывают общественные деятели, депутаты, простые верующие. Казалось бы, вопрос решен. Но Русская православная церковь (РПЦ) не торопится: есть нюансы, которые касаются не только личности полководца. «Профиль» разбирался, по каким правилам причисляют к лику святых.
«Пребывшие в Истинной вере отроки не послужиша бездушному идолу, обретоша избавление свое в горящей пещи прохладною росою и возопиша песнь Давшему им победу: отце Боже, Благословен еси». Это строки вовсе не из древней молитвы – они принадлежат руке Александра Суворова. Под конец жизни генералиссимус написал покаянный канон, особое молитвенное песнопение. Причем, что интересно, составил его для себя, а не для «церковного употребления». Поэтому произведение оказалось забыто.
Канон зазвучал лишь в XXI веке. Время от времени в село Кистыш Владимирской области приезжают паломники и здесь, на месте родового имения военачальника, читают молитвы полководцу, составленные, что называется, «в народе». А перед разрушенным Васильевским храмом ставят свечи и самодельные иконки «благоверного воина Александра Суворова».
Правда, в церковном календаре такого святого не встретишь. О канонизации генералиссимуса заговорили на всю страну всего несколько лет назад с подачи бизнесмена Константина Малофеева. Обсуждение быстро сошло на нет, казалось, вопрос неактуален. Однако в 2023 году, на августовском заседании синода Русской православной церкви, патриарх Кирилл предложил «возобновить процесс подготовки» к прославлению. Но с важной оговоркой: речь о «возможной канонизации», то есть ничего не гарантировано.
Тем не менее сторонники ссылаются на прецедент: современника Суворова адмирала Фёдора Ушакова прославили в лике святых на общецерковном уровне в 2004 году. Широкое почитание флотоводца началось в 1990-е вместе с его дядей, иеромонахом Феодором, которого внесли в святцы тоже в 2004-м как преподобного Феодора Санаксарского.
У Суворова таких родственников не было, однако современникам он запомнился как глубоко верующий человек. Чем не аргумент в пользу канонизации? К тому же есть красивый повод: в 2030 году на государственном уровне будут отмечать 300-летие со дня его рождения.
[caption id="attachment_1791165" align="aligncenter" width="1200"] Александр Васильевич Суворов[/caption]
«Считаю, что Суворов – один из самых выдающихся полководцев нашей истории и обладает всеми качествами, чтобы приравнять его к лику святых. Мной уже подготовлено соответствующее обращение в РПЦ. Суворов по праву является заступником сухопутных войск, как адмирал Фёдор Ушаков, покровитель нашего флота. Считаю, что этот вопрос особенно актуален в нынешних реалиях, когда наши бойцы куют победу на линии фронта, защищая будущее России и ее поколений», – сказал «РИА Новости» в ноябре член оргкомитета по подготовке празднования депутат Госдумы Михаил Шеремет. С этого началась новая волна обсуждения темы.
Если Суворова включат в святцы, то он станет одним из более чем десятка героев школьных учебников истории, которых можно увидеть на иконах. В храмах Русской церкви возносят молитвы таким известным личностям, как Владимир – креститель Руси, Александр Невский, княгиня Ольга, князья Борис и Глеб, убитый в Угличе царевич Димитрий.
Есть и менее очевидные персоны. Например, Церковь канонизировала Владимира Мономаха, Ярослава Мудрого, Дмитрия Донского с супругой Евдокией (та в конце жизни приняла постриг с именем Евфросиния), наследника Ивана Грозного царя Фёдора, родоначальника московской ветви Рюриковичей князя Даниила, Андрея Боголюбского и так далее.
В биографии большинства из них немало спорных моментов. Тот же князь Боголюбский в 1169 году штурмом взял «мать городов русских». «И весь Киев пограбили, и церкви, и монастыри, в течение трех дней, и иконы забрали, и книги, и ризы», – зафиксировал составитель Ипатьевской летописи.
Год спустя этот владимирский князь отправил своего сына Мстислава штурмовать Новгород. Но вечевую республику спасло чудо: благодаря молитвам горожан перед иконой Богоматери «Знамение» новгородцам удалось отбросить княжеское войско. И по такому случаю (по сути, победе одних православных над другими) Церковь отмечает 10 декабря праздник в честь Знаменского образа.
Также в декабре пятью днями ранее – день памяти благоверного князя Михаила Тверского. Канонизировали его еще в 1549-м, однако далеко не все верующие согласились с этим. Например, до революции в храмах Торжка не было ни одной иконы святого: новоторы (так называют жителей города, долгое время именовавшегося Новый Торг) держали обиду на правителя из-за разорения их поселений в 1315 году.
«Безгрешен и безошибочен один лишь Христос, Богочеловек, что в каком-то смысле догмат. Если отправляться от этой точки, то все становится понятно. У каждого из святых, в том числе великих, были ошибки и заблуждения», – рассуждает известный церковный публицист, клирик Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш).
Один из главных критериев для канонизации – почитание верующими людьми. «Затем это почитание подвергается определенной "фильтрации", чтобы не было заблуждений, – поясняет "Профилю" священнослужитель. – И потом следует прославление Церковью. Причем сначала на местном, локальном уровне».
Аргумент о широком почитании был одним из решающих для прославления царской семьи. Все началось еще в 1920-х, прежде всего в эмигрантской среде. В 1981 году их внесла в святцы Русская православная церковь за рубежом. Спустя несколько лет почитание стало распространяться и по епархиям РПЦ. Но чтобы канонизировать, потребовалось более 10 лет.
«Много претензий было к царствованию Николая II, – обращает внимание иеромонах. – Однако конец его жизни – отстранение от престола, последние полтора года в ссылках – служит определенным маяком для верующих. Как он перенес все испытания, как не отказался, хотя вполне мог, от той страшной участи».
Прославили царскую семью в августе 2000 года. Тогда же возник вопрос о канонизации Григория Распутина и Ивана Грозного. Их культ сложился в 1990-е, хоть и не был массовым, в отличие от последних Романовых. Однако РПЦ против.
Еще в 2008-м председатель Синодальной комиссии по канонизации святых митрополит Крутицкий Ювеналий объяснил причины: «В среде почитателей Ивана Грозного не появилось ни одного исследования, которое могло бы опровергнуть наличие традиционно инкриминировавшихся Ивану Грозному в исторической науке и церковном предании исторических преступлений и нравственных пороков. Гонения и убийства, в том числе и канонизованных как мучеников служителей Русской православной церкви, убийство собственного сына, многоженство, в результате которого царь был отлучен от причастия».
Аналогичные аргументы против Распутина, и среди прочего – «безудержное пьянство и разврат». К тому же он находился под влиянием «псевдомолитвенной, экстатической религиозности мистических сект». То есть одного лишь почитания мало. Учитывается множество факторов.
Бывает и так, что какие-то факты проверяются уже после прославления. Вместе с царской семьей в 2000-м РПЦ канонизировала пострадавших за веру в советские годы – в лике Новомучеников и Исповедников Российских. Список имен очень большой и пополняется регулярно, сейчас их свыше 1800. Среди них – святитель Василий Кинешемский, скончавшийся в сталинских лагерях. Вот только в 2013 году это имя внезапно исчезло из церковного календаря. По одной из версий – из-за найденных архивных документов.
«В одном из дел святителя Василия Кинешемского содержатся, как принято говорить, признательные показания против третьих лиц: он свидетельствовал против Ираиды Тиховой, позже тоже прославленной во святых. Но неизвестно, этот ли казус имелся в виду при сокращении святцев», – тогда «Известиям» член Межсоборного присутствия РПЦ священник Максим Плякин. В РПЦ эту версию официально не подтвердили. Но подчеркнули: о деканонизации речи не идет, такой процедуры в православии не существует.
Другое дело – вычеркивание из святцев. Наиболее известный случай – благоверная княгиня Анна Кашинская, «преданная забвению» в 1678 году. «Считается, что при обретении ее мощей было обнаружено, что правая рука сложена в двуперстие. Поскольку это была острая фаза борьбы со старообрядческим расколом, она подверглась такому вычеркиванию из календаря. При этом понятно, что никто не запрещал верующим ее почитать как прежде, это просто нельзя было заставить сделать», – рассказал «Профилю» сотрудник Центра истории религии и Церкви Института всеобщей истории РАН Алексей Беглов.
«Реабилитировали» Анну Кашинскую только при императоре Николае II, в 1909 году. Причем не просто тихо вписали в святцы, а повторно совершили специальный чин прославления в лике святых.
«В православии вопрос канонизации более гибкий, чем в той же Западной церкви. Поэтому ситуации могут быть разные», – рассуждает Беглов. У католиков причисление к лику святых – строго регламентированный процесс, оформившийся к XVI–XVII векам. Сначала человека беатифицируют – провозглашают блаженным. Это нечто вроде испытательного срока. Если никаких «неприятных» фактов не вскроется, то происходит уже канонизация.
Один из значимых аргументов – наличие чудес. Этим занимается специальная комиссия, и верующего могут прославить за весьма короткий, по церковным меркам, срок после смерти. Так было с «первым католическим святым-миллениалом» Карло Акутисом. Умершего в 2006-м подростка начали почитать на местном уровне через семь лет, в 2020 году беатифицировали, а осенью 2025-го включили в сонм святых.
В православии поэтапная канонизация отсутствует. Вместе с тем есть свои, очень важные нюансы. «Существует срок почитания того или иного человека, прежде чем решается вопрос о его причислении к лику святых. Этот срок формально не определен. Но обычно исходят из того, что должно пройти лет 20–30 после кончины», – объясняет «Профилю» член Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Владислав Цыпин.
Сейчас, уточнил священник, есть известные личности, канонизация которых возможна. Например, архимандрит Иоанн (Крестьянкин), скончавшийся в 2006-м. Четыре года назад Псковская митрополия начала собирать свидетельства для прославления старца. Эти материалы представят на рассмотрение Синодальной комиссии, а затем – архиерейского собора, высшего органа управления РПЦ. Но должно пройти время.
Именно поэтому в Церкви осторожно комментируют идеи причислить к сонму святых какого-либо известного человека, например погибшую в 2016 году Елизавету Глинку (о чем тогда рассуждал глава президентского совета по правам человека Михаил Федотов) или скончавшегося в 2021-м актера Петра Мамонова.
Еще важно, кто инициатор канонизации. Как правило, это члены той или иной общины на уровне прихода или епархии. «Но, например, прославление Бориса и Глеба, первых русских святых, – явно инициатива княжеского дома. Хотя она была вполне органична, воспринята церковной традицией, поддержана иерархами. В XVI веке был такой святой – Василий Мангазейский, почитание его мощей исходило от местного воеводы», – приводит примеры Алексей Беглов. Конечно, норма – именно народное почитание в качестве святого, которое связывается прежде всего с наличием чудес. «Но как мы можем разделить этих людей и Церковь? Они же ее члены, эти люди выступали как представители церковного народа», – говорит он.
Поэтому если к канонизации Александра Суворова призывают депутаты в качестве представителей светской власти, продолжает эксперт, «то эта инициатива звучит немножечко странно. Однако если бы они выступали как верующие Русской православной церкви, то в этом ничего такого нет. Все зависит от нюансов».
Таким образом, в Церкви принято не торопиться с подобными вопросами. «Сейчас, пожалуй, широко известных имен [тех, кого могут канонизировать в ближайшее время], насколько я знаю, нет, – резюмировал протоиерей Владислав Цыпин. – Есть постоянная тема – Новомученики. Епархии постоянно присылают материалы о ком-то из погибших во время Гражданской войны, в 1920–1930-е. Но эти люди известны на местах: даже в церковной среде, за пределами епархии о них мало кто знает. Вообще, дела видных мучеников и исповедников рассматривались раньше, в девяностые и нулевые годы».
Если говорить про Суворова, то окончательное слово – канонизировать или нет – за архиерейским собором. Последний состоялся еще в 2017 году (тогда, например, внесли в календарь святого Патрика, покровителя Ирландии). Дата следующего еще не определена.