Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1 2 3 4 5 6 7 8
9
10
11 12 13 14 15 16 17 18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

История храмов и приходов на реке Рефт. 5

0 950

Народное реалити-шоу «Вместе»: 21 день на трансформацию жизни и избавление от стресса

Министр строительства Ирек Файзуллин: «Дамба — удовольствие дорогое, проще переформатировать населенный пункт»

В Тамбовской области готовят водоёмы к купальному сезону

Министр строительства Файзуллин: "Дамба — удовольствие дорогое"

(Продолжение)
Часть 3

Самым первым храмом Сухоложья очевидно следует считать церковь в деревне Брусянской. Деревня расположена в 2,5-3 км от места впадения реки Рефт в Пышму и можно сказать, что находится одновременно и на землях пышминских, и на землях рефтинских. История её полна загадок. Судит сами. Краевед Анатолий Афанасьев сообщает, что во время переписи населения церковных владений в 1679 году на территории будущей Новопышминской слободы значится всего два населенных пункта: монастырская (19 дворов) и митрополичья (менее 19 дворов) заимки. Митрополичья собственность появилась здесь следующим образом. В начале 70-х годов 17-го века тобольский владыка Корнилий (был на кафедре с 1664 по 1677гг.)  объезжая свои владения побывал и на Пышминской заимке. Вероятно это первое архиерейское посещение нашего края. Место ему понравилось, и он попросил (или приказал) игумену Невьянского монастыря отвести здесь землю для Тобольского Софийского дома. В 1680 году земли митрополичьей заимки были возвращены в государственную собственность, так-так понадобились для строительства острога. И вскоре он был выстроен. Получил название - Новопышминский. Таким образом, не стало митрополичьей заимки. А где же монастырская?

Поскольку это самое старое поселение в здешних краях, то оно должно выделяться численностью населения и наличием молитвенного здания. Анатолий Афанасьев пишет, что уже 1662 на заимке существовала часовня, сгоревшая при башкирском набеге. Сгорела - должны были построить новую, да не часовню, а церковь. Население росло, а ведь кроме крещения, отпевания и других треб, без которых жизнь тогдашнего крестьянина была не мыслима, церковь отвечала за метрический учет населения. В монастырской заимке проживал и строитель - старец Давид, монах. К 1679 г. он уже умер, числился только его дворовый человек - Гришка Данилов Новокрещен. По переписи 1710 г. на территории Новопышминской слободы, как уже упоминалось, числилось две церкви. В слободской столице деревянная церковь была построена в 1697 г. Вторая церковь - Брусянская. Да уж не это ли деревня была той самой первой монастырской заимкой?

В подтверждение этой версии, кроме наличия храма, что уже выделяет это поселение, могут быть использованы и другие факты. Брусянская стоит на третьем месте (из 10 поселений) в упомянутой переписи по количеству дворов (Новопышминское - 60, Курьинское - 53, Брусянское - 48).

Манькова И. Л/ сообщает: «В Невьянском Богоявленском и Далматовском Успенском монастырях имела место практика обработки пашни наездом. В вотчине последнего в посельях, расположенных на большом расстоянии, были построены специальные казенные дворы “для приезду на пашни старцам и работным людям”». Были видимо такие дворы и в землях Невьянского монастыря. Тот же А. Афанасьев пишет, что при башкирском набеге в 1662 г. был сожжен и монастырский двор. Казенный двор в Брусянском, согласно переписи 1710 г, есть. Он мог быть монастырским, а позже - передан церкви, как имущество епархии.

Обращает на себя внимание следующий факт. По переписи Ивана Томилова, в слободе имелось три дома беглых крестьян - по одному в деревнях Брусянская, Рудакова (Рудянское) и Ершовая (Знаменское) . Эти деревни расположены компактно, в северной части слободы, на расстоянии километров 3 -х друг от друга. Может быть и беда у них общая? Ведь на остальной части слободы беглецов не было.

В описании Далматовского монастыря приводится факт вывода дворов монастырских, по именному указу, в Каменский завод в 1701 году. Далее: «По переписи князя Мещерского значится между дворами, выведенными в Каменский завод, несколько таких, кои найдены необитаемыми за побегом, вероятно, для того, чтобы укрыться в отдаленностях Сибири от всякого оброчного платежа». Можно предположить, что повод для побега пышминских крестьян был аналогичный - уклонение от демидовских повинностей. А компактность расположения деревень, покинутых беглецами, не означает ли, что они относятся к какой то одной категории? Например, к монастырским, приписанным к невьянским заводам. Ведь именно монастырские земли были объектом петровского указа от 30.12.1701 г, который цитировался выше. Или к митрополичьим... Но разделение слободы по экономическому положению на север-юг просматривается в переписи 1710 г. Кроме того, что в южной части нет беглых, там имеются в крестьянских дворах «строшные пришлые люди» (т.е. работники, нанимаемые на какой-то срок) да и подворников больше.

Коновалов Ю.В., заместитель председателя УИРО, считает, что деревня Брусянка осталась на месте бывшей митрополичьей слободы. Тогда получается, что и место под острогом и упомянутая деревня (а между ними расстояние 20 км) находились на землях Тобольского Софийского двора. Это добрая половина нынешнего Сухоложского района, между тем А. Афанасьев говорит о передаче митрополиту заимки.

В пользу принадлежности Брусянской Софийскому двору говорит и утверждение А. Афанасьева о том, что « к 1680 году <...> митрополичьи крестьяне Филка Калиных и Ларка Кирилов построили мельницы на реке Шатке и Брусянке». Тогда, действительно земли тобольского владыки находились на севере слободы, а монастырские - южнее, где «на речке Кунаре крутились две монастырские мельницы». В 1710 году Калиных и Кириловых в окрестностях этих речек не было (есть, правда, Ларион Корелин, пятидесяти лет в Шатцкой и Софрон Калинин в Темной), но вот Ларионовичи и Филипповичи (по отчеству) в Брусянской присутствовали.

Таким образом, ответов на все вопросы нет. Не понятно, почему переписчик называет Брусянскую деревней, если в ней есть церковь. Если это форма государственного давления, с целью освободить ставшие государственными земли от митрополичьих крестьян (т.е. прав Ю.В.Коновалов), то это достаточно экстравагантная форма. Особенно, если учесть, что с момента конфликта прошло уже 30 лет и наличие дефицита рабочей силы в Зауралье.

Так или иначе, факт, что церковь в деревне Брусянской была. Исходя из совокупности приведенных выше обстоятельств, наиболее вероятное время её постройки - последняя четверть 17-го века. Название храма в переписи 1710 года не приводится -«Деревня Брусянская. В ней церковь». Ю.В.Коновалов пишет, что брусянская церковь переведена к 1719 г. в соседнюю деревню Ершову, ставшую Знаменским погостом. Обычно в таких случаях название сохраняется, хотя случаев перевода (переноса?) храма из одного поселения в другое не много, наверное, в истории. Т.е. возможно «переписанная» Томиловым церковь была Знаменской.

Вообще, особое почитание иконы Богоматери «Знамение» в Тобольской епархии происходит с 1636 года, когда вдовице Марии в «легком сне» явились две иконы -Богоматери «Знамение» и прп. Марии Египетской и, «аки жива суща», свт. Николая. От иконы Божьей матери был голос с повелением построить церковь на Абалацком погосте (позже там возник и монастырь).

Причт церкви состоял из священника, дьячка, пономаря, трапезника (церковного сторожа) и просвирни (это женщина, пекущая хлеб для богослужений, обычно вдова духовного звания). Каждый проживал в отдельном доме. Священник (поп), дьячок, пономарь и члены их семей, проживающие совместно с ними, в России относились к духовному сословью, т.е. были личными почетными гражданами (Малый энциклопедический словарь, издание Брокгауз и Ефрон, С.П-г,1907).

Священником церкви деревни (?) Брусянской в 1710 году был Иван Михайлов Шляповых тридцати лет. Совместно с ним проживали жена, сын, три дочери и мать 60-ти лет.

Дьячком служил Максим Яковлев семидесяти лет. У него жена (пятидесяти лет) и неродные сын «осмнатцати лет» (с семьей) и дочь десяти лет. В доме проживали также подворники ( по-нашему - квартиранты).

Пономарем на брусянском приходе был Василей Абросимов Барышевых, пятидесяти лет, С ним жена, двое сыновей и три дочери.

Во дворе трепезников проживали Лаврентей Васильев, тридцати лет с сыном Панкратием четырех лет. За этой скудной информацией, конечно же, стоит какая-то трагедия.

То же, наверное, можно сказать и про двор просвирнин. «Дарья Михайлова пятидесяти лет, сын Иван пятнатцати лет; дочери: Агафия четырнатцати лет, Федосья десяти лет. У нее сын Василей шти лет, Федосья четырех лет. Дочь же Ульяна Андреева дватцати лет».

Принадлежность окрестных деревень к приходу этой церкви не известна, однако можно назвать деревни, для которых эта церковь была ближайшей. Это деревни Ершовая (17 дворов), Ирбицкая (12 дворов), Рудакова (31 двор), Темная (12 дворов), Шатцкая ( 20 дворов) . Имена собственные здесь и далее, в случае, если они относятся к тексту переписи, приводятся в том написании, в котором они присутствуют в источнике.

Итак, к 1719 году церковь из горе-села-деревни перемещена на Знаменский погост, который ранее, по данным Ю.В.Коновалова, носил название деревня Ершовая. Впрочем, если учесть, что между Брусянским и Знаменским (Ершовой) расстояние всего около километра, то, возможно, никакой интриги и не было. Скажем, церковь стояла на отшибе, у кладбища, рядом с упомянутыми деревнями, и не куда не перемещалась. Развитие деревни Ершовой привело к образованию единого комплекса (деревня-церковь-кладбище). Поскольку до села Ершовая не дотягивала (17 дворов в 1710-м), то название «погост» идеально описало новое административное образование.

В 1822 г. д. Брусянская входила в состав прихода Знаменской церкви Знаменской слободы, а также и позднее. Хотя в административном отношении, в составе Курьинской волости, по ревизским сказкам 1850 и 1858 гг., она относилась, почему-то не к Знаменскому сельскому обществу, а к Сухоложскому.

Продолжение следует.

Ю. Сухарев. История храмов и приходов поселений по реке Рефт.  2008г.



Село Бруснятское: храм Казанской иконы Божией Матери.

Читайте также

В тренде на этой неделе

Народное реалити-шоу «Вместе»: 21 день на трансформацию жизни и избавление от стресса

Министр строительства Ирек Файзуллин: «Дамба — удовольствие дорогое, проще переформатировать населенный пункт»

В Кемерове русский боец и чемпион лиги ONE Малыхин обвенчался с женой

В Курске прошли съемки документального фильма про икону Божией Матери "Знамение" Курская Коренная

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я