Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

Как Хозесаново чуть не осталось за бортом истории

0 1229

Изыски Подмосковья

Житель Знаменки обокрал парикмахерскую жены

За время работы в МО Тимур Иванов с женой купил дом на 1500 "квадратов" и раритетный ЗиС

На мосту через Вехоревку в Иркутской области устраивают балки пролета

 

Вячеслав Данилов, краевед, более 20 лет посвятил изучению истории своего села и края, на основе архивных материалов издал две книги, инициатор создания частного музея крещёных татар Нагорной стороны Татарстана

Согласно историческим данным, существовали две деревни под названием Хозесаново. Их основали беженцы из деревень Большая Цильна и Большая Задорновка (Зур Задур авылы) нынешнего Дрожжановского района Татарстана. Основали в период нашествия Тамерлана на Волжскую Булгарию. При переселении часть беженцев по дороге облюбовала понравившееся им место на склоне горы под громким названием Урал недалеко от слияния реки Инеш с рекой Кубней. Назвали новую деревню Хозесаново на Урале, впоследствии – Инеш купере. В русских записях поселение именовалось Хозесановым при реке Кубне.

 

Основная же группа беженцев во главе с мурзой Хасаном двигалась дальше. Примерно в двух километрах от первой деревни выше по течению реки Инеш они основали большую деревню Хозесаново – Хужа Хасан по-татарски. В последующем около ста лет она была центром Хозесановской волости Свияжского, потом Цивильского уезда Казанской губернии.

К сожалению, историками была допущена серьёзная ошибка. Они посчитали маленькую деревню Хозесаново при реке Кубне с населением всего лишь «37 человек мужского пола» центром Хозесановской волости. А основная деревня Хозесаново – Хужа Хасан с населением более 250 человек как фактический центр волости осталась ими незамеченной, то есть за бортом истории. И эта несправедливость оказалась очень живучей. В исторических документах и в энциклопедиях ошибка до сих пор остаётся неисправленной.

Жители большой деревни Хозесаново ходили в гости к соседям в малое Хозесаново при реке Кубне по дороге вниз по течению реки Инеш – туда, где вырисовывается начало так называемой хозесановцами Урал тауы. На северном и северо-восточном склонах этой возвышенности, недалеко от нынешнего моста через реку Инеш, и была расположена деревня Хозесаново при реке Кубне.

Дорога эта была оживлённой. По мосту через Инеш она шла далее через многие поселения до уездного города Цивильска. А по другому мосту, уже через Кубню, по ней можно было добраться до Свияжска и Казани. В обратную сторону этот путь шёл до Буинска и в Симбирск. Гора Урал переходила в ещё одну возвышенность с названием Базар тауы, на южной стороне которой были расположены торговые ряды и по воскресеньям проходили шумные, многолюдные базары. Здесь та самая дорога разветвлялась и шла в деревни Молькеево, Чутеево и другие поселения при большой Ногайской дороге Волжской Булгарии.

Местность вокруг Хозесанова при реке Кубне до сих пор очень красивая. Раньше здесь простирались овощные поля, луга. Под горой журчали родники, один из которых назывался Кыр кизлэве – родник посреди поля. За Кубней раскинулись густые хвойные и лиственные леса. Во время разлива реки сюда и сейчас прилетает очень много гусей, уток, лебедей, чаек. На посевы садятся на отдых журавли. Много тут и диких животных.

По рассказам пожилых людей, которые я помню с детства, около этой деревни на лугах и на склонах горы была стоянка повстанческих отрядов армии Емельяна Пугачёва, и будто бы там находили много артефактов – ядра пушек, части другого оружия того времени.

Мне очень интересна история этого поселения, ведь, как я установил, здесь проживали и мои предки – пра-пра-прадед Алиш с женой Дускай, его дети Тутай и Асан Алишкины со своими семьями. Там жили сыновья Асана Сеит и Муса. Мурза Сеит – предок нынешних Понтиковых, Ивановых, Трифоновых, Тихоновых и других жителей Хозесанова, а мурза Муса – предок Даниловых (моей), Алексеевых, Сергеевых, Иллариевых, Афанасьевых, Андреевых, Арбузовых, Капитоновых, Пименовых и иных династий.

Мои предки вместе с частью населения Хозесанова при реке Кубне переселились в большое Хозесаново в двадцатые годы XVIII века, спасаясь, видимо, от принудительного крещения. В эти годы православные миссионеры частенько заезжали в деревню Хозесаново при Кубне, и, как результат этого, – в деревне зазвучали русские имена и фамилии. Впоследствии я впервые увидел документальное подтверждение этому в Москве в Государственном архиве древних актов – РГАДА, где хранятся материалы переписей населения России, в том чис­ле XVIII века.

Перепись 1710 года называлась подворно-податной. В ней указаны все мужчины, женщины и дети по возрастным группам, раздельно – женатые и холостые, вдовы и вдовцы, даже больные. Данная перепись проведена в бытность первого императора России Петра Первого по его указу. Она осуществлена, видимо, не только для определения призывного возраста мужчин, но, в первую очередь, в целях налогообложения. Согласно этой переписи деревня Хозесаново – Инеш купере записана как «Хозесаново при реке Кубне». Отмечено, что в ней в 16 дворах жили около семидесяти человек.

Следует сказать, что времена тогда были тревожные, население опасалось бродяг, воров, грабителей, ушкуйников. Нередко на поселения совершались вооружённые набеги. Поэтому в целях безопасности деревни строились без улиц, с обширными круглыми и глухими дворами. В одном дворе нередко стояло несколько домов. В них жили родные люди или же родственники. При этом каждая семья проживала в своём собственном доме, но оборонялись они от неприятелей совместно.

Что характерно, в деревне Хозесаново при реке Кубне количество семей (домов) с 1710 по 1717 год (когда была проведена очередная перепись) увеличилось на 12, а дворов – всего на шесть. В то же время в документах указано, что три семьи – Емелки Кулушева, Сурмекея Биметова и Кодрячки Толбаева – сбежали из деревни и находятся в розыске. Несанкционированное переселение грозило тогда наказанием. Видимо, убегали в основном от принудительного крещения.

Отметим также, что жители деревни в переписи 1717 года записаны «чювасами», то есть чувашами, хотя ­почти у всех жителей имена и фамилии татарские.

 

Праздник Кичке уен – Питрау в Хозесанове Кайбицкого района РТ.

 

В переписи населения уже 1744 года деревня Хозесаново при реке Кубне впервые в истории записана как «Хозесаново-Починок-Кукшум тоже татары». Из чего следует, что в это время хозесановцы-кубнинцы жили уже на новом месте – сегодня это деревня Кукшум в Апастовском районе. То есть исчезнувшее было Хозесаново при реке Кубне не потерялось во времени. Православная церковь умела быс­тро находить и собирать нужные сведения о прихожанах.

Слово «кукшум» имеет корни в татарском языке. Можно предположить, что один из переселенцев произнёс фразу «кук шем кебек» то есть «небо тут светлое» (как будто освещено свечой), когда путешествующие вышли на лесную поляну и решили на ней обосноваться. По крайней мере, так говорят предания старины глубокой. Всё это правдоподобно.

Обосновались. Стали возникать молодые семьи. Невест местные парни приводили из близлежащих деревень Аксу, Кульбаши, Камышелга, Тукаево и других.

В административном отношении Хозесаново-Кукшум относилось то к Аринской, то к Средне-Балтаевской, Больше-Таябинской, Алькеевской, Яльчиковской, а порою даже Шангутовской волости Тетюшского уезда. Православные были определены в приход Знаменской церкви села Чипчуги.

Перепись 1744 года проводилась через 27 лет после первой переписи. Её итоги неожиданные и даже шокирующие. Если согласно первой переписи национальность хозесановцев была «из чювас», то здесь они уже «тоже татары». По крайней мере так были записаны 26 мужских душ из 37. Да и у «чювас» какие-то татарские фамилии. Например, Фёдор Беметев и Ситулла Маметев. Может, они раньше были татарами, а потом их крестили и изменили имена, а фамилии по имени некрещёных отцов остались прежними?

На эту мысль наталкивает и то, что если они чуваши, то почему добровольно называют своих детей татарскими именами? Сиюшка Мамбеев дал второму сыну имя Айдар. Бикеней Маметов назвал сыновей Залаком и Юсупом.

Вообще, своей нацио­нальной принадлежностью хозесановцы дорожили, обычаи предков берегли. Официально считались православными, но тайком почти два века придерживались прежних религиозных традиций.

Неудивительно, что когда 17(30) апреля 1905 года по указу императора Николая II был обнародован манифест «Об укреплении начал веротерпимости», которым в России объявлялась свобода верований, жители деревни Хозезаново-Кукшум тут же стали хлопотать об открытии в их поселении мечети. Как результат – «№1394 указ его Императорского величества, самодержца всероссийского из Казанского губернского правления Тетюшскому уездному полицейскому управлению» от 7 июля 1906 года о разрешении постройки мечети.

На сходе хозесановцы решили построить храм на свои средства, что затем успешно и сделали.

В 1930 году деревня Кукшум-Хозесаново (название было уже такое) вошла в состав Апастовского района Татарстана. И по настоящее время с названием уже просто Кукшум она входит в Тутаевское сельское поселение этого района.

Вот такая непростая родословная у этой интересной деревни. Самое главное, что не потерялось в веках Хозесаново на реке Кубне, хотя сменило и название, и местоположение.

Что же касается большого Хозесанова, то оно никуда не переезжало, стоит себе на прежнем месте – на реке Инеш, входит в Кайбицкий район. Проживают здесь татары, которые относятся к этногруппе молькеевских кряшен. В советское время здесь был передовой колхоз им. Кирова, который занимался выращиванием зерна, сахарной свёклы, производством молока и мяса. В селе действуют средняя школа, детсад, ФАП, Дворец культуры.

После ликвидации колхоза дела здесь пошли на спад. Исчезло овцепоголовье, свиноводство и пчеловодство, сократилось поголовье КРС. Многие хозесановцы подались в города. Будущее местных поселений – Хозесанова, Турминского, Кушкуль, Александровки во многом зависит сегодня от агрофирмы «Август», которая всё более явно заявляет о своём присутствии в Кайбицком районе.

Дай-то бог! Не забыть бы только при всём этом о местном богатом историческом опыте деятельности сельских общин и коллективных хозяйств. Новое – это ведь, согласитесь, часто просто хорошо забытое старое.


Читайте также

В тренде на этой неделе

Житель Знаменки обокрал парикмахерскую жены

На открытии сезона в парке культуры и отдыха Тамбова устроили пенную дискотеку

На мосту через Вехоревку в Иркутской области устраивают балки пролета

Изыски Подмосковья

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я