Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1 2 3 4 5 6 7 8
9
10
11 12 13 14 15 16 17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

«Торжок» Станислава Никиреева: чудо «русского Брейгеля»

Из-за паводка на севере Омской области ограничено движение на участках трассы Тевриз – Александровка

В Томской епархии впервые состоялся Пасхальный фестиваль хоров

Кто и куда бежит? Кадровый переполох в Минобороны

«Вторая Швейцария». Где жил арестованный кадровик Минобороны Кузнецов

Я познакомилась с творчеством Станислава Никиреева при очень странных обстоятельствах. Его офорты несколько лет назад буквально бросились мне под ноги (как теперь я шучу) в заброшенной сельской школе, где до этого провалялись на полу пятнадцать лет. Подняв их с грязного пола, я обрела страсть всей жизни: к тиражной графике, к книжной иллюстрации и – отдельной строчкой – к творчеству великого мастера офорта XX века, сумевшего рассказать, возможно, самое главное о русском человеке. О его отношениях с Богом, природой, культурой, собственной памятью, о его всемирной отзывчивости и восприимчивости.

Техника офорта сложна и кропотлива: рисунок процарапывается на металлической пластине, покрытой кислотоупорным лаком. Потом доска протравливается кислотой, а с нее делаются бумажные оттиски. Тут нужно быть и химиком, и математиком, не говоря про твердость руки: а вот быть при этом еще и художником удается немногим. Великим художником – единицам. Удалось Дюреру. Удалось Доре. А у нас в XX веке удалось Никирееву: это осознают специалисты и поклонники художника, коих немало. Сам же мастер к славе и пиару был равнодушен: жил скромно в своей подольской квартирке, шумные тусовки не любил, мейнстрима чурался. И даже угодив в Книгу рекордов Гиннесса за невероятную детализацию, получив множество премий и званий, став членом-корреспондентом Академии художеств, издав два полноценных альбома офортов, все свободное время он проводил в путешествиях и с сачком. Ловил бабочек, которые так похожи на гравюры: их красота недолговечна. И в этом созерцательном занятии легко увидеть мудрость юродивого: сиюминутная красота ближе к Богу, чем самый прочный быт.

Эту философию легко увидеть и в офортах ранней серии Никиреева «Пушкинские места. Торжок». Именно из нее оказались работы, которые я нашла в сельской глуши. Те, кто ценят в Никирееве филигранную, сложную технику, относятся к серии снисходительно. Мол, нет в ней еще той сложности, того богатства штриха и детали, которые все так ценят в поздних работах мастера.

Зато, возражаю мысленно я, в ней уже в полный рост есть другое – что и делает гения гением: тот самый, никиреевский, художественный мир. В этом мире Торжок – архетип любого маленького русского города. Здесь все гармонично, все заняты своим делом, все мирно сосуществуют друг с другом: культура и природа, человек и природа, человек и Бог. У каждого здесь свое предназначение, и каждая форма жизни повторяет другую: деревья растут и шумят, живя своей радостной жизнью, перед гостиницей Пожарских, домом Полторацких, домом Олениных. И как же похожи на них рукотворные храмы – точно так же тянется к небу Знаменская церковь, вписанная неведомыми русскими плотниками в пейзаж. Мост Львова кажется природным творением: смотрите, как узловаты, шероховаты его камни – словно руки пожилого, мудрого человека. Что за тайну хранит провал моста, куда, как в жерло, втекает река? На офортах несколько планов: деревья раздвигаются, словно кулисы, и на «сцене» мы видим дворянские усадьбы – плод просвещения и разума, симметрии и математики. В отличие от деревьев, птиц и рек, они статичны: но сколько внутреннего напряжения, скрытой динамики в этой статике. За счет чего? А как раз за счет едва видимых и опознаваемых примет человеческой жизни: что за тень в окнах? Кто прячется за шторой? Чьи следы ведут к дому? Для кого маленькая скамейка? Человек в торжокских офортах Никиреева не венец природы и уж тем более не ее хозяин: не случайно по размеру он сопоставим с птицей. В этом добром космосе старинного русского города все равны и все любимы. Кем? Ну конечно, творцом, тем, кто смотрит сверху на зимний Торжок (а в поздних офортах, добавлю, будет осыпать города мягким пушистым снегом). Точнее, Творцом. Так правильнее.

Человека насмотренного в офортах «Торжок» и «Зимний Торжок» не оставляет чувство присутствия «чужого слова», цитаты: сквозь знакомый образ пространства проступает палимпсестом брейгелевский ренессансный городок. Ну и Пушкин, и, конечно, Пушкин.

 – Мальчишек радостный народ

   Коньками звучно режет лед…

Вот из чего рождалась пушкинско-торжокская никиреевская серия: а вовсе не из соцзаказа на популяризацию туристических маршрутов древних русских городов середины семидесятых. Так что, конечно, прекрасная ранняя серия Станислава Никиреева – это поэма Торжку, чем мы вправе гордиться. Но это ведь и о любом русском городе: слава мастеру, увидевшему за его неказистым фасадом маленький космос, где все устроено просто, светло и правильно.

 – Он освящает кровлю и посуду

И честно двери делит пополам, –

написал уже в XX веке другой великий русский поэт, который в мир русской деревни не очень вписался, но кое-что важное, тем не менее, про нее понял.

В этой пушкинской ясности, которую иные путают с ложной простотой, в натурфилософии и столь естественном восприятии чужого художественного опыта – вся глубина и красота «Пушкинских мест Торжка». Именно в них берет начало прием, который через много лет будет доведен до логического завершения в офорте «Фросин двор» – на мой личный вкус, лучшего русского офорта XX века: в пространстве деревенского двора живет целая вселенная с деревьями, крынками, растениями и насекомыми. Нет здесь только самой Фроси: но ее присутствие – повсюду. И, по всей видимости, это как раз то невыразимое, о котором когда-то так точно высказался побежденный учитель Пушкина, Жуковский: «сие присутствие создателя в созданьи».

Станислав Никиреев (1932–2007) – советский и российский график, народный художник РФ. Родился в Мичуринске Тамбовской области, большую часть жизни прожил в Подольске Московской области. Работал в технике литографии, известны его рисунки карандашом и фломастером, однако больше всего известен своими офортами. Любимые мотивы художника – маленькие русские города, мир русской деревни, пейзаж среднерусской полосы, хрупкая и тонкая жизнь природы. Работы Никиреева неоднократно отмечались различными наградами, за серию пейзажей Подмосковья в 1978 году ему была присуждена Государственная премия РСФСР им. И.Е. Репина. Работы находятся в собрании Третьяковской галереи, Русского музея, Министерства культуры Российской Федерации, Союза художников России, более 80 музеев России и бывшего СССР.

Посмотреть работы Станислава Никиреева из серии «Пушкинские места Торжка» можно на выставке в конференц-зале РИА «Верхневолжье» (Вагжанова, д. 7). Выставка открыта для просмотра по пятницам, предварительная запись на бесплатное посещение с мини-экскурсией по телефону: 8 (4822) 41-54-16.

The post «Торжок» Станислава Никиреева: чудо «русского Брейгеля» first appeared on Tverlife.ru.

 


Читайте также

В тренде на этой неделе

Из-за паводка на севере Омской области ограничено движение на участках трассы Тевриз – Александровка

В Томской епархии впервые состоялся Пасхальный фестиваль хоров

Светлая Пасхальная неделя завершилась праздником Фомино Воскресенье в Красногорске

«Вторая Швейцария». Где жил арестованный кадровик Минобороны Кузнецов

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я