Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1 2 3 4 5 6 7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

Наталия Семенова, историк искусства: «Илья Остроухов был фанатичным коллекционером и собирал все подряд»

Наталия Семенова, историк искусства: «Илья Остроухов был фанатичным коллекционером и собирал все подряд»

В Орловской области на капремонт сельских дорог направят свыше 246 млн рублей

Участники «Вахты Памяти» в Смоленской области подняли останки 166 погибших бойцов

Схождение Благодатного огня в Иерусалиме в 2024 году, дата и время трансляции из храма Гроба Господнего

Трансляция пасхального богослужения в храме Христа Спасителя в 2024 году

фото: Кирилл Зыков / АГН Москва.


Илья Остроухов, легендарный коллекционер начала XX века, попечитель Третьяковской галереи, широкой публике почти неизвестен в отличие от своих современников Щукина и братьев Морозовых. Восстановить справедливость должна была выставка «Илья Остроухов: художник, коллекционер, музейщик», открывшаяся осенью в Литературном музее, однако она оказалась прервана музейным локдауном.

Экспозиция была представлена в бывшем особняке коллекционера — доме Остроухова в Трубниках, одной из площадок ГМИРЛИ. На выставке можно было увидеть вещи из собрания Ильи Семеновича — работы Сурикова, Левитана, Куинджи, Поленова, Брюллова. О том, почему Остроухов оказался практически забыт, какой вклад внес в развитие Третьяковской галереи и действительно ли он на глаз определял фальшивые работы, «Культуре» рассказала историк искусства Наталия Семенова, автор книги «Илья Остроухов. Гениальный дилетант», опубликованной в этом году в издательстве «Слово», а также автор одной из статей каталога выставки.

— Книга об Остроухове — заключительная часть вашей трилогии о знаменитых коллекционерах начала XX века: ранее вы писали о Щукине и братьях Морозовых. Что общего у этих собирателей?

— В начале прошлого столетия современное искусство в Москве коллекционировали немногие. Большинство предпочитали русское искусство. Западным интересовались лишь некоторые коллекционеры — Щукин, братья Морозовы и немножко Остроухов, у которого были работы современных французских художников, например, Родена. Однако в целом, Остроухов выпадает из этой компании. Прежде всего, он был недостаточно богат: деньги были у его жены, Надежды Петровны Боткиной, дочери известного чаеторговца. Отсутствие значительных средств не позволяло ему покупать работы щукинско-морозовского уровня. Посетители выставки спрашивали у меня во время экскурсии: «Неужели это копии?» Я объясняла, что это подготовительные этюды. Остроухов не мог покупать шедевры — даже если бы хватало денег — еще по одной причине: он был попечителем Третьяковской галереи и все делал для нее. А для своей коллекции приобретал эскизы известных работ — например, «Не ждали» Ильи Репина.

Кроме того, он не коллекционировал «прицельно», как тот же Щукин, собиравший новую французскую живопись. Илья Семенович с рождения был фанатичным коллекционером и, условно говоря, собирал все подряд. А еще он был художником. Подобная широта интересов в итоге привела к тому, что в 1909 году Остроухов открыл для себя русскую иконопись и стал, как мы говорим, «Колумбом древнерусской живописи». Он первым начал собирать икону не как памятник древнего благочестия, а как произведение искусства.

— Почему же он оказался в тени Щукина и братьев Морозовых, не говоря уже о Третьякове?

— Мы живем в 2020-м: происходит некая аберрация памяти. До конца 1980-х на авансцене кроме Третьякова не было других коллекционеров. Павел Михайлович считался главным и единственным: как Маяковский — главным советским поэтом. Когда в 1988-м мы с моим учителем Александрой Андреевной Демской, тогда заведующей архивом Пушкинского музея, решили написать о Щукине, братьях Морозовых и Остроухове, с нами никто не захотел разговаривать. Поэтому лишь в 1993 году у нас вышла книжечка «У Щукина, на Знаменке…», и началось постепенное возвращение забытых имен. Огромное значение имела выставка в Эссене «Морозов и Щукин — русские коллекционеры» в 1993-м. Однако вплоть до последнего времени на выставках в половине парижских музеев не указывали, что вещи происходят из собрания Щукина—Морозовых. А в Третьяковской галерее только в этом году указали, какие работы происходят из коллекции Михаила Абрамовича Морозова. Хотя эти произведения были подарены его вдовой Маргаритой Кирилловной еще 110 лет назад, в 1910-м.

Впрочем, Остроухову повезло еще меньше, чем Щукину и Морозовым, хотя при жизни он был знаковой фигурой. Критик Абрам Эфрос писал, что лишь двух человек в Москве называли по имени-отчеству, без фамилии — Павла Михайловича (всем было понятно, что это Третьяков) и Илью Семеновича. Попечитель Третьяковской галереи, национального музея русского искусства, был, можно сказать, вторым человеком в Москве — после градоначальника. Однако судьба его коллекции сложилась трагично. Остроухов умер в 1929 году, и его собрание разошлось по разным музеям: например, русская часть ушла в Третьяковскую галерею, а восточные работы — в Музей Востока. В доме, где раньше хранилась коллекция, и где он сам прожил несколько десятилетий, в советское время были коммуналки. Лишь в последние годы особняку вернули имя бывшего владельца: теперь он называется Дом Остроухова в Трубниках.

Надеюсь, нынешняя выставка внесет свой вклад в возрождение его имени. Идея проекта принадлежит куратору Оле Залиевой, я только один из участников. Очень жаль, что случился музейный локдаун: нам не хватило еще одного месяца. Но дань памяти, мне кажется, все равно удалось отдать. Выпущен каталог с чудесными фотографиями, статьями. И, конечно, многие зрители попали на выставку и смогли почувствовать атмосферу этого дома.

— Какой вклад Остроухов внес в развитие Третьяковской галереи?

— По его инициативе Васнецов создал знаменитый фасад Третьяковской галереи, а само здание подверглось перестройке: частный дом превратился в национальный музей. При нем был также сделан иконный зал. Ольга Залиева говорила мне, что при Остроухове в собрание галереи было приобретено около 200 работ. Следует учесть, что бюджет был маленький. Кроме того, существовали сложности, связанные с завещанием Третьякова (в приписке к документу меценат распорядился отправить средства, отложенные на пополнение коллекции, на содержание галереи, поскольку «собрание и так очень велико». — «Культура»). А еще Остроухову приходилось преодолевать консервативные настроения в Совете галереи, в котором состоял, например, меценат Иван Цветков. То, что Третьяковская галерея шла за развитием современного русского искусства, — заслуга Остроухова. 

Илья Семенович посвящал руководству музеем все свое время, хотя это огромная нагрузка, и работа не оплачивалась. Возможно, поэтому он так и не написал работу о древнерусском искусстве. На нем держались закупки, поиск денег, которых постоянно не хватало, «продавливание» работ современных художников — Сомова, Рериха.

— Насколько я помню, некоторые члены Совета выступали против покупки картины Сомова «Дама в голубом».

— Да, так называемое правое крыло считало, что это декадентское искусство. Шла постоянная борьба. И все же благодаря Остроухову в Третьяковскую галерею проник весь ареопаг русского искусства рубежа XIX—XX веков. Еще Илья Семенович не допускал второстепенных вещей — иногда их пытались передать в дар галерее. Все это вызывало агрессию в его адрес, и в итоге Остроухов проиграл битву. К тому же в 1911-м умер его ближайший друг Валентин Серов, тоже член совета. А дочь Третьякова Александра Боткина, также входившая в совет, после смерти мужа в 1910 году отошла от дел. Илья Семенович остался один на один с противоположной партией. Он обладал неуживчивым характером и не смог вписаться в ситуацию. В 1913-м попечителем стал Игорь Грабарь. В отличие от Остроухова, который старался, чтобы все осталось как при Третьякове, Грабарь был человеком со стороны. У него не было пиетета перед прошлым галереи, потому он мог трансформировать ее в современный музей. Например, он перестроил экспозицию по научному принципу (в хронологической последовательности, начиная от древнерусского искусства и заканчивая работами современных художников. — «Культура»). 

— Про Остроухова говорили, что у него прекрасный глаз: он всегда вычислял фальшивые работы. Это подтверждают современные научные исследования? Илья Семенович действительно никогда не ошибался?

— У него и правда был очень хороший глаз, и это подтверждается его атрибуциями. Но нельзя сказать, что у Остроухова не случалось промахов. Все-таки наука с тех пор шагнула далеко вперед, и какие-то работы, которые Илье Семеновичу казались вещами Веласкеса, Гойи или Рублева, нынешнее искусствоведение приписывает другим авторам. Или вспомним знаменитую историю с картиной Вермеера, на которой стояла фальшивая подпись Терборха. Остроухов не понял, что это работа великого художника из Делфта, и продал ее Дмитрию Щукину. А затем убедил того избавиться от нее. Позднее выяснилось, что это картина кисти Вермеера — «Аллегория веры». Однако подобные промахи — ерунда. Потому что в глобальном смысле Остроухов действительно обладал особым даром. Недаром статья Грабаря о нем так и называлась — «Глаз». Не надо забывать, что Илья Семенович был self-made man, у него не было образования в области искусства: он сам занимался, много читал, писал картины. Активно путешествовал, посещал выставки, следил за аукционами. И демонстрировал широкую палитру вкусов: собирал и старое искусство, и Китай, и Японию. Как известно, существует абсолютный музыкальный слух. Так и здесь: ты смотришь на вещь и что-то чувствуешь. Остроухов обладал подобным даром, и многие это ценили: как писали современники, без его санкции ни одна вещь не могла считаться подлинной. Так что Остроухов отчасти контролировал художественный рынок: мимо него ничего не проходило.

— Почему именно Остроухов открыл русскую икону как феномен искусства?

— Поначалу древнерусское искусство не входило в сферу его интересов, несмотря на то, что он занимался устройством иконного зала, где размещалось собрание Третьякова. Остроухов писал в воспоминаниях, что в ноябре 1909 года к нему пришел сотрудник галереи Черногубов с большой иконой. И с Ильей Семеновичем случилось то, что японцы называют «сатори»: он посмотрел на икону и буквально прозрел. 

Друживший с ним Павел Муратов писал, что Остроухов смог открыть красоту и уникальность древнерусской живописи, потому что прекрасно знал современное искусство — постимпрессионизм, фовизм. Без этих знаний он бы не смог почувствовать красоту русской иконы. При этом Остроухов был человеком увлекающимся: он заразил интересом к иконописи сахарозаводчика Павла Харитоненко, жену украинского промышленника Веру Ханенко. Я также читала письма промышленника Алексея Викуловича Морозова, написанные в 1914 году, накануне войны. Он писал, что под предводительством Остроухова начал собирать иконы. В итоге цены на иконы поднялись, и Остроухов, вероятно, на этом немного заработал. 

Он также собирал мелкую пластику, в 1915 году купил коллекцию крестов. Со временем его личное собрание превратилось в частный музей, который после национализации стал называться Музеем иконописи и живописи имени И.С. Остроухова: слово «иконопись» подчеркивало, что древнерусское искусство занимало в собрании важное место. Мы пытались посчитать, сколько у Остроухова было икон. Вероятно, около 200 — возможно, даже 250. Только благодаря этому он уже мог войти в историю. Он также мог запомниться как художник одной из любимых картин Третьякова — лирического пейзажа «Сиверко», способного конкурировать с полотнами Левитана. Или как попечитель Третьяковской галереи. Вот такой гениальный дилетант: человек уникальный и при этом забытый. Просто так распорядилась судьба.

Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва»

Читайте также

В тренде на этой неделе

Goodline совместно с Кемеровским областным судом выпустили фильм о легендарном судье Юрии Пушкине

Схождение Благодатного огня в Иерусалиме в 2024 году, дата и время трансляции из храма Гроба Господнего

В пасхальную ночь в Кемерове будет работать общественный транспорт

В Орловской области на капремонт сельских дорог направят свыше 246 млн рублей

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я