Обновленный Большой театр
В театре на экскурсии была дочь Настя, а я добавила еще и свои впечатления от его посещения и информацию, в результате пост написали мы вместе.
Принято считать датой основания театра 28 марта 1776 года, когда в доме князя Воронцова на Знаменке был сыгран один из первых спектаклей. И уже с 1780 года театр обосновался на своем нынешнем месте, где для него было построено здание. Театральная площадь тогда называлась Петровской, а сам театр - Петровским. В 1805 году театр сгорает (как будет впоследствии много раз, из-за освещения свечами). По проекту О. В. Бове и А. А. Михайлова в 1821-1825 годах было построено новое здание театра, памятник русского классицизма XIX века, котором мы можем любоваться и сегодня. В 1853 году опять случается пожар и весь театр выгорает, кроме стен.
Уже через 3 года его вновь восстанавливает архитектор А. К. Кавос. Здание восстановили за 13 месяцев, надо было успеть к коронации Александра III. Объем здания был сохранен, над центральным портиком вновь вознеслась квадрига, управляемая Аполлоном (работы скульптора Клодта).
Сейчас театр можно осмотреть вместе с экскурсией, длительность экскурсии - один час.
К прочтению 12,5 минут (в более короткой редакции 5,5 мин. - кому интересно - спрашивайте).
__________________________________
Открытие театра после последней реставрации происходило вечером 28 октября 2011 г., после 6 лет реконструкции.
В своей речи на открытии Дмитрий Медведев назвал Большой театр "главным брендом" страны: "Я убедился в том, что все сделано по последнему слову техники, театральной техники, по последнему слову подходов к такого рода очень сложным сооружениям. Я уверен, что в этом смысле театр будет безукоризненным, но самое главное, чтобы в нем остался дух Большого театра".
..
Э
Подробнее об истории здания театра (кому интересно)
План Театральной площади был утвержден в 1818 г. и архитектор О. Бове разработал и реализовал ныне существующую ее композицию с доминирующим объемом здания Большого театра. Строительство театра по проекту архитекторов А. Михайлова и О. Бове на месте сгоревшего Петровского театра было завершено в январе января 1825 г.Однако это здание просуществовало только до 11 марта 1853 г., когда произошел очередной грандиозный пожар, в котором сгорело все, кроме несущих стен и колоннады главного входа. Сохранившаяся объемно-пространственная структура была взята за основу при разработке нового проекта реконструкции архитектором А. Кавосом (1856 г.).
При реконструкции (за 16 месяцев !) изменился внешний облик Большого театра. Здание было увеличено по высоте на 2 метра, что позволило разместить в габаритах надстройки обширный декорационный зал (в настоящее время он эксплуатируется как репетиционный зал). Были сохранены конструкции портика главного фасада, все фасады были декорированы в стиле неоклассицизма. На фронтоне был установлен гипсовый двуглавый орёл - государственный герб Российской империи. Театр открылся вновь 20 августа 1856 г. к коронации Александра II.Альберт Кавос не просто восстановил театр, он сделал совершенным с точки зрения акустики его зрительный зал. Была перестроена по другой кривой стена зрительного зала, увеличена портальная арка сцены, углублена и расширена оркестровая яма.
Дальнейшая перестройка Большого началась практически сразу после окончания строительства - в 1859 г., когда архитектор Никитин разработал проект строительства 2-этажной пристройки на месте кирпичных стен, окружавших двор, с застройкой колонн северного портика. В 1887 г. появляется проект архитектора Тихомирова с полной застройкой фронтона северного портика и надстройкой 3 этажа.А в 1890 г. в стенах театра появились трещины. Полукольцевая стена зрительного зала, возведенная Кавосом, не вызывала сомнений в надежности, но именно под ней недостаточно глубоко заложенные фундаменты не выдержали веса конструкций зала: стена дала трещины по всей высоте шести ярусов, начали разрушаться сводчатые перекрытия коридоров.
В 1906 г. во время дневного спектакля стена зрительного зала дала осадку. Двери части лож настолько заклинило, что зрителям пришлось перелезать через перегородки, отделяющие их друг от друга, к ложам, расположенным у сцены.В 1921 г. тщательное обследование выявило аварийное состояние театрального здания, и в конце августа 1921 г. под руководством И. Рерберга начались аварийно-ремонтные работы, которые велись в авральном режиме – круглосуточно, не нарушая обычной работы театра, строительные работы продолжались до 1929 г.В 1938 г. за 5,5 месяцев в Большом были проведены масштабные работы в сценической части, включавшие замену инженерных конструкций (стен, перекрытий и т.п.). После проведения реконструкции площадь главной сцены театра значительно увеличилась.
28 октября 1941 г. в Большой театр попала 500-килограммовая бомба, которая пробила стену фасада и разорвалась в вестибюле, но знаменитая квадрига на фронтоне чудом уцелела – толщина фасада ослабила удар. Значительные повреждения главного фасада, вестибюля, фойе, зрительного зала были устранены в 1942 – 1943 гг. (руководитель – архитектор А. Великанов). Под руководством художника П. Корина была реставрирована роспись плафона.
В 1958 г. была проведена первая капитальная реставрация здания. Тогда же Большой театр оснастили системой кондиционирования. Во время реконструкции 1960-х гг. были разобраны капители, фронтон и карниз в связи с устройством современной системы вентиляции.Значительный интерес в архитектурно-художественном отношении представляют реставрационные работы, проведенные в Большом театре в 1975 г. в преддверии его 200-летнего юбилея.
Несколько старинных и старых изображений Большого.
Театральная площадь в середине 19 вв. по проекту Бове:
1896 г.:
Император Николай II и его свита объезжают войска, выстроенные на площади перед Большим театром во время смотра 17 апреля 1900 г.:
1929 г.:
Театральная площадь в Сталинские времена:.
.
Интересен факт, что даже в советское время никого не смущала нагота предводителя муз и покровителя искусств. Однако реставраторы настаивают на том, что фиговый листок изначально находился на своём месте, но был утерян и во время реконструкции художники лишь вернули историческую достоверность скульптуре авторства Петра Клодта.
Споры по этому поводу не утихают до сих пор. Многие ценители искусства считают, что можно было оставить скульптурное изображение в уже привычном виде.
Модели статуй лошадей для квадриги Аполлона создал в 1855 г. знаменитый скульптор Петр Клодт. Размер группы стал на 1, 5 м выше прежней и достигает теперь 6,5 м в высоту. Квадрига, все фигуры которой полые, была отлита целиком на заводах герцога Лихтенбергского из металлического сплава, покрытого потом гальваническим путем красной медью.
Так скульптура выглядела до реставрации, фигового листка нет, и в руке Аполлона венка нет:
Изображение на сторубллевой купюре квадриги Аполлона в ее первозданном виде:
Отреставрированная скульптура:
А это здание Алексадрийского театра в Санкт-Петербурге.
Здание окаймляет скульптурный фриз с античными театральными масками и гирляндами лавровых ветвей. В нишах на торцевых фасадах — статуи муз, на аттике главного фасада — тоже квадрига Аполлона. Работы вёл один из выдающихся скульпторов своего времени — В. И. Демут-Малиновский.
31 августа (12 сентября) 1832 года, в центре Петербурга, на Александринской площади (ныне площади Островского) состоялось торжественное открытие нового величественного ампирного здания театра.
Верхние скульптуры на обоих театрах очень похожи и для неспециалистов мало различимы, как видно - проблема фигова листка тут целомудренно решена прикрытием плащем.
Скульптуры на обоих театрах настолько схожи, что даже хочется сказать, что за основу Клодт взял скульптуру Демут-Малиновского:
Для примера и сравнения прведу древнюю квадригу Аполлона.
Квадрига Аполлона императорского ипподрома в конце существования Латинской империи (1204-1261 гг.) из Константинополя была вывезена венецианцами и установлена на фасад собора Св. Марка в 1261 г.
В 1797 г. она была снята Наполеоном и перевезена в Париж, где её установили над главными воротами дворца Тюильри. В 1808 г. квадрига была перенесена на вершину Триумфальной арки на площади Карусель. По решению Венского конгресса её вернули-таки в Венецию на собор Св. Марка ...
____________________________
А теперь побываем внутри театра.
Люстра в лестничном пролете Нового здания:
Люстра в центральном зале Нового здания:
Роспись на потолке в зрительном зале Нового здания.
Потолок расписан по эскизам выдающегося русского художника "серебряного века" (начало ХХ века) Льва Бакста в интерпретации Зураба Церетели:
Интерьеры Новой Сцены выдержаны в бело-терракотовых и бело-зеленых тонах с вкраплениями золота. Полы - наборный паркет и мраморная мозаика. Много света, благодаря обилию хрустальных люстр. Главная люстра - в зрительном зале - выдержана в стиле знаменитой люстры исторического здания Большого.
По эскизам Церетели изготовлен сценический занавес:
А это люстра одного из холлов уже главного здания:
Пять ярусов и партер основного здания, освещенных хрустальной люстрой, вмещают одновременно более двух тысяч зрителей.
Размеры сцены впечатляют своим размахом – 18 метров в глубину и 22 – в ширину. В представлении эпических опер эта площадка позволяет вместить до 400 артистов – и каждому из них будет отведено достаточно места.
С 6-го яруса можно подробно рассмотреть люстру главной исторической сцены, она поражает формой и размерами. Диаметр этого трехъярусного сооружения - 6,5 метров, высота - 8,5 метров. Люстра сверкает 24- мя тысячами хрусталиков, которые весят около 260 килограммов. Около половины из которых подлинные – сохранились с самого начала. В целом же вес всей конструкции, учитывая позолоченные элементы, лампы и ажурные подвески, составляет 2,3 тонны!Люстра появилась в театре в 1870 году. Изначально люстра была свечной, затем масляной, потом газовой и только в конце 19 века она стала электрической. Люстру чистят и моют электрики раз в год, опуская ее вниз.
Нам рассказывали о том, как и где хранятся декорации, где лучше сидеть в зале (ориентироваться надо на Царскую ложу в центре зала — из нее лучше всего видно сцену, ну, и выбирать первые ряды балконов).
В зале установлены деревянные стулья для улучшения акустики, а в ложах — мягкие кресла:
Царская ложа:
Историческая сцена большого театра сделана по принципу музыкального инструмента, такого, например, как гитара. Зрительный зал полностью деревянный, из особого сорта сосны.
Потолок — это дека, сцена — это отверстие для выхода звука, а зал — это собственно тот самый изгиб гитары звонкой. Поэтому звук до зрителей долетает таким живым и наполненным.
В темноте трудно разглядеть лепнину и золотой орнамент, которым украшен зал. Оказалось, что это папье-маше, покрытое сусальным золотом. Несмотря на то, что весь зал кажется отделанным золотом, на отделку пошло всего 8 кг. Над восстановлением позолоты трудились 800 человек-реставраторов на протяжении 3 лет.
В центральном зале во время репетиции:
Центральный зал перед спектаклем:
Самый впечатляющий зал фойе — это Белое зрительское фойе.
До реставрации стены этого зала были чисто белыми. Реставраторы обнаружили, что под краской скрыты прекрасные росписи, так потолочную роспись восстановили в технике гризайль по сохранившимся рисункам и чертежам.
Архитектор Кавос установил в фойе зеркала, таким образом создав ощущение дополнительного пространства и света. Две из трёх хрустальных люстр были утрачены за полтора века жизни театра, во время последне реставрации по образцу уцелевшей они были воссозданы.
С двух сторон Главного фойе находятся Императорские фойе, Экспозиционный и Хоровые залы. Удивительно, что Большой театр – это не только сцена и зрительный зал, а еще и эти роскошные залы!
Сначала мы осмотрели Красное Малое Императорское и потом Большое Императорские фойе. Эти помещения были отделаны во французском стиле для императора Николая II.
Потолок Малого Императорского фойе:
Сейчас здесь системой климат-контроля поддерживается особый температурный режим. На некоторых панно изображен двуглавый орел, а на других — знак из первых букв имен Императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. В 20-м веке в советские времена здесь проводились концерты, а также съезды партии.
С другой стороны Белого фойе с лестницами расположен Экспозиционный зал, где располагаются выставки. Во время нашего посещения там были стенды, посвященные балету Руслан и Людмила (сейчас уже выставка другая):
Сценические костюмы постановки "Руслан и Людмила":
Сейчас, после реконструкции, под землю здание театра уходит на 27 метров:
Под землей находится новый зал-трансформер — Бетховенский зал. Экскурсовод рассказала нам, что территориально мы были, находясь в нем, уже не под зданием театра, а где-то под театральной площадью, между театром и фонтаном Витали.
Бетховенский зал — это сверхтехнологичный зал, где стены складываются как гармошка, а сама сцена может подниматься и опускаться на 6 метров вертикально. Стены этого зала железобетонные, поэтому и акустика не идеальная. Но, зато, здесь много места, чтобы регулярно проводить репетиции и конференции. Сложностей с покупкой билетов на концерты в Бетховенский зал нет — смотрите информацию на официальном сайте Большого.
Бетховенский зал:
Начиная с момента рождения театра и до сегодняшних дней, в Большом театре было представлено более тысячи премьер! Старые спектакли сменяются новыми, репертуар театра постоянно расширяется и обновляется, труппа регулярно пополняется новыми именами.
Большой театр – это совокупность величия прошлого, творческого и технического прогресса современности и, безусловно, перспектив в будущем.
Проект новой архитектурной конструкции Большого с подземными помещениями:
Фойе Нового здания театра, расположенного рядом с основным зданием театра:
Информацию о стоимости реставрации Большого театра и строительства Нового здания после проведения всех работ найти все же после долгих поисков удалось (смотри последний раздел поста), эта тема широко освещалась в период реставрации в СМИ.
Новое здание:
Адрес Большого театра: г. Москва, м. Театральная (стан. метро Охотный ряд, Площадь Революции), Театральная площадь, д.1
Информация об экскурсиях
Билеты на экскурсию можно приобрести в кассе, расположенной в историческом здании театра (подъезд № 12, один из центральных), в день экскурсии. Стоимость входных билетов - 1 500 рублей для граждан Российской Федерации (экскурсия на русском языке), 2 000 рублей для иностранных граждан (экскурсия на английском языке). Время работы кассы – с 11:00.
Осуществить путешествие по Большому театру самостоятельно виртуально можно, нажав эту ссылку:
https://www.google.com/culturalinstitute/asset-viewer/музей-большого-театра/uQElUd0jgV2jeg
Фото Большого театра 19-го века:
Если Вы купили билет в Большой, по схеме можно посмотреть, где Вы будете сидеть, а потом увидеть это место, пользуясь виртуальной экскурсией, заранее изучив путь, как пройти на свое место:
Финансовые скандалы вокруг последней реставрации театра и критика реставрационных работ
В ходе реконструкции планировалось укрепить фундамент, восстановить акустические свойства помещений и расширить театральные площади за счет строительства подземных этажей. Правда, Счётная палата РФ высказывала претензии, считая, что "стоимость реконструкции из-за грубых нарушений законодательства в период реализации проекта возросла в 16 раз". В сентябре 2009 г. Следственный комитет России возбудил уголовное дело по факту необоснованно израсходованных средств, выделенных на ремонтные работы. Бюджет реставрации урезали более, чем на 5 млрд рублей, из проекта вышел главный архитектор Никита Шангин, кроме того, бесследно исчезала проектная и сметная документация.
Критика в адрес реконструкции ГАБТа звучали и из уст архитекторов. "Здание Большого театра ни в коем случае нельзя было подвергать реконструкции, - уверен архитектор Роман Цеханский, - это исторический памятник, и его нужно и можно было реставрировать".
Цеханский пояснил, что в результате реконструкции множество подлинных деталей были заменены на новые: "Перестроена вся сценическая часть, исчез задний портик - первоначальный, самый старый, также здание лишилось своего подлинного фундамента. И конечно, ни в коем случае нельзя было делать подземные входы перед колоннадой театра". В официальных пресс-релизах сообщается, что сцена стала размером с шестиэтажный дом, притом полностью компьютеризированной.
В то же время реставраторы серьезно поработали над интерьерами 19 века: восстановили закрашенные ранее росписи Белого фойе, а Круглому залу и Императорскому фойе возвращены люстры и вензеля Николая Романова, гобелены и жаккардовые ткани. Золочением интерьеров занимались 156 специалистов со всей России в течение года, таким образом восстановив 981 квадратный метр покрытия.
______________________
Источники здесь, здесь, здесь, здесь, здесь и др.
Есть более краткая редакция очерка (без исторических и др. подробностей).