Мы в Telegram
Добавить новость
< >

Поиск города

Ничего не найдено

Залесцы – колыбель 300 священников

0 602
Залесцы – колыбель 300 священников

Во сколько обойдется ремонт второстепенных дорог и проездов во Владимире?

Данилов монастырь – первая обитель в Москве

Городскому Центру здоровья во Владимире (в народе - бассейну) пожелали не болеть

Исторические даты

5654437.jpg

Вы можете себе представить, дорогой наш читатель, что есть на земле сельский уголок, где в каждом дворе родили и воспитали одного, а то и нескольких священнослужителей? А в некоторых семьях существуют целые династии священников. Трудно такое представить, да? Что-то из области фантастики? Но на самом деле есть такое место.

В Тернопольской области Западной Украины укрылось средь густых лесов и голубых озер небольшое село Залесцы. История его насчитывает более пяти веков. Но мы оглянемся в сравнительно недалекое прошлое, в советские годы, когда в нашей стране царил атеизм, большинство храмов Божиих было закрыто, разрушено. И каким-то невероятным образом сохранялись местами очаги церковной жизни: где-то чуть мерцая духовным светом, где-то ровно разгораясь, где-то потаенно сияя. Но Залесцы даже в годы гонений на Церковь Христову представляли собой не только духовный пылающий очаг, а, можно сказать, являлись духовным оазисом и неиссякаемым источником рождения священнослужителей и монашествующих. Вчерашние мальчишки и девчонки становились священниками, монахами и монахинями и, как птицы, разлетались в разные концы света, неся с собой слово Божие. Вы только вдумайтесь: из одного маленького села за последние 90 лет вышло около трехсот священнослужителей! И это только те, кого припомнили местные жители. На самом деле, гораздо больше…

Один из них – священник Владимир Бабак, благочинный Кваркенского округа Орской епархии. В августе 2021-го исполнилось двадцать лет, как отец Владимир принял священный сан и стал настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери с. Кваркено. Мы решили расспросить батюшку об уникальном месте, где он родился.

5653242.jpg

Отец Владимир, хочется узнать подробнее о Залесцах, об истории села, его жителях. Что за чудеса там происходят?

– Люди живут, как и везде: у каждого свои радости, свои горести... Но чудо там все-таки есть. Чудесно село крепкой верой жителей, для которых просто немыслима жизнь без Бога, без Его Церкви. И, конечно, удивительно тем, что большое число священнослужителей родила и продолжает рожать эта земля.

Если я не ошибаюсь, в Оренбуржье, кроме вас, еще есть священники – уроженцы Залесцов?

– Да, и немало. В Орской епархии служит протоиерей Анатолий Сопига; в Бузулукской – мой родной брат Анатолий Бабак и еще два священника; в Оренбургской много лет молятся у престола протоиереи Стефан Лищенюк, Николай Сопижук, Ростислав Романюк и другие. На сегодняшний день из уроженцев села Залесцы в Оренбургской митрополии пастырский долг исполняют одиннадцать человек. Наверняка есть и те, кто, не имея священного сана, несут разные служения при храмах. Например, супруга отца Анатолия Сопиги матушка Неонила тоже родом из Залесцов.

Это впечатляет. А бываете на Украине? Вот бы собраться всем землякам за богослужением на малой родине. Сколько бы священников собралось!

– Вы, наверное, удивитесь, но такое торжество стало традицией. Есть один день в году, который особо чтут все залещане, в том числе и священники – выходцы из села, стараются по мере возможности собраться в родном храме. Это 2 августа – день памяти святого пророка Илии. В детстве я даже думал, что это самый главный день церковного календаря.

53433.pngИстория особого празднования восходит к 1928 году. Однажды летней ночью двум соседям Гавриилу и Максиму приснился один и тот же сон о том, что у Гавриила в кладовой спрятана старинная икона Пресвятой Богородицы, и так как она обновилась, ее нужно отнести в местный храм. Утром соседи рассказали друг другу удивительное сновидение и пошли смотреть на икону, что действительно стояла где-то там на полке. Увидев, глазам своим не поверили: икона Божией Матери «Ченстоховская» светилась и была как новая. По благословению архиепископа Кременецкого Симона (Ивановского) в Ильин день крестным ходом с великими почестями икона была перенесена в Покровский храм, где хранится и поныне. Именно тогда было положено начало торжественного празднования этого дня в Залесцах.

С тех пор иконы, которые обновлялись в селе, люди приносили в храм. А таких было немало. И в наши дни происходит подобное. Я сам лично был свидетелем обновления икон, которые находились в доме, где я вырос.

И вот уже почти целый век 2 августа люди раньше сходились, а теперь съезжаются сюда отовсюду на праздник. Каждый раз после торжественного служения литургии совершается величественный крестный ход вокруг храма. Затем устраивается общая трапеза. Именно для участия в этом богослужении и съезжаются сюда в этот день со всего света священнослужители и миряне. Были годы, когда около 100 священников принимали участие в крестном ходе. Я тоже стараюсь побывать на этих торжествах. Вот и в текущем году с радостью навестил родные места.

Для меня лично 2 августа приобрело ещё одну особенность. Именно в этот праздник в 2001 году я был рукоположен в сан священника тогдашним управляющим Оренбургской епархией архиепископом Валентином (Мищуком). Смею предположить, что владыка не знал об особом статусе этого дня для залещан, в том числе и для меня. Дата заранее не выбиралась и не обговаривалась. Совпадение? Думаю, нет. Верю в промысел Божий.

Батюшка, расскажите немного об истории Залесцов.

– Расположено село в 27 километрах от древнего города Кременец и в десяти – от Успенской Почаевской лавры. История села достаточно интересная и берет свое начало более пяти веков назад. Согласно историческим сведениям, недалеко от этих мест находилось село Гриновцы, жители которого с середины XV столетия страдали от набегов турок и татар. А в результате того, что в 1512 году на этой земле состоялась битва литовско-украинского войска во главе с князем Острожским с турками, Гриновцы были уничтожены. Люди, спасаясь от нападений и преследований, прятались в лесах и оврагах, а через некоторое время переселились в гористую местность за лесом, где и образовалось новое поселение, которое получило название Залесцы.

Само село находится в невероятно красивом месте, среди богатства и разнообразия западноукраинской природы, которую трудно описать. Оно будто утопает в зеленом море. Если смотреть на село с возвышенности, то кажется, что перед тобой находится лес. И только купола храмов и редкие проблески крыш домов, проглядывающие среди деревьев, указывают, что перед тобой селение, в котором бурлит жизнь. Жители здесь издавна занимались земледелием, пчеловодством, скотоводством, гончарным, плотницким делом. А главным богатством всегда был и остается храм, расположенный в самой середине села, что символически указывает на центральное дело всех жителей – их веру.

5340398.png

Существует сказание, согласно которому население Гриновец очень чтило свой сельский храм. И вот однажды в праздник Пасхи во время нападения татар, ища спасения, жители укрылись в церкви. Увидев это, враги хотели сжечь храм вместе с людьми, но святыня удивительным образом спряталась под землю. И вот с тех пор старожилы передавали младшему поколению, что если на саму Пасху прийти в это место, то можно услышать колокольные звоны, что доносятся из-под земли. До недавних времен эти места были богаты источниками, но во времена безбожной советской власти их засыпали.

А храм в Залесцах один?

– Сегодня там стоит два храма. Всего в истории их было три. Первый – небольшой деревянный –был построен около 1760 года. Так как со временем он не мог вместить всех прихожан, его разобрали и перевезли в другое село. А вместо него за три года был сооружен другой, более вместительный, который освятили в 1901 году. Вот этот Покровский храм посещали мои прадеды и деды, в него ходили и мои родители, и я сам.

Интересна история, связанная с его строительством. Храм решили строить из кирпича, соорудили для этого фундамент, но средств не хватало, и люди решили обратиться за помощью к самому императору Николаю II. Ответа долго не было, поэтому начали строить деревянные стены из дуба. И вот когда уже построили половину храма, на строительство привезли кирпич. Было принято решение достраивать деревянную церковь, а из кирпича в 1904 году соорудили ограждение вокруг храма.

565453242.jpg

В 2006 году в праздник пророка Илии рядом был заложен камень на начало строительства нового каменного храма, который возвели за три года. Интересно, что спустя столетие кирпичное ограждение было разобрано, и кирпич использовали для изначальной цели – его вложили в строительство нового храма.

Отец Владимир, расскажите немного о себе. Вы росли в верующей семье?

– Я рос в семье школьных учителей. Отчетливо помню ещё то время, когда в классах висели портреты Ленина, а дети надевали пионерские галстуки и комсомольские значки.

Тогда статус учителя подразумевал несение иной идеи – атеизма и материализма. Не скажу, что мои родители были воцерковленными людьми, но я никогда не слышал, чтобы они отрицали существование Бога. А дома у нас всегда висели иконы. Иногда мы с мамой вместе молились. Она всегда знала, когда и какие церковные праздники. В эти дни не выполнялась тяжелая физическая работа, кроме неотложной, по домашнему хозяйству. Родители со мной постоянно разговаривали на различные темы и многое объясняли.

Какие самые первые воспоминания, связанные с церковной жизнью, сохранились в памяти?

– Своим религиозным развитием и первым духовным опытом я обязан бабушке по маминой линии Фекле, за что я ей очень благодарен. Она была поистине святой человек. Бабушка никогда не пропускала церковные службы, без молитвы не ложилась спать и не вставала, да вообще не начинала никакое дело, всегда строго постилась... Первые рассказы о Боге и сотворении мира, о смерти Христа и Его Воскресении я услышал именно от неё. Ещё не умеючи читать, некоторые молитвы уже выучил наизусть: «Отче наш», «Богородице Дево», «Царю Небесный», «Верую».

Бабушка всегда молилась в своей комнате вполголоса. Я вставал рядом, а чаще просто ложился на кровать и слушал, как она молится. Уже будучи священником, я понял, как важно было не просто слышать слова молитвы, а то, как они произносились: неспешно, искренне, душевно… Я видел слезы на глазах бабушки, ее сокрушение, стояние на коленях. Все это до настоящего времени живет в моем сердце.

И первые шаги в церковной жизни я делал с её помощью. Иногда бабушка брала меня с собой в храм на богослужение. Отчетливо помню свое младенческое причастие. Не забыть мне продолжительных богослужений. Вместе со многими другими детьми мы присаживались то на скамейки, то на архиерейскую кафедру, что всегда стояла посредине храма, иногда там же ложились или даже засыпали. Да, иногда было очень утомительно – дети есть дети... Я не понимал ни смысла, ни порядка происходящего, но доверял бабушкиному «так надо» и делал то, что она говорила.

А иной раз переживалась особая радость... Возможно, это Господь касался детского сердца и души. Потом была первая детская исповедь...

Лет с восьми-девяти я получил возможность верить не только «по простоте сердца», а и самообразовываться. Старший брат Анатолий привез мне из Московской семинарии, где он учился, детскую иллюстрированную Библию и Закон Божий. Часто по вечерам я приходил к бабушке в комнату, читал книги, а потом вместе мы обсуждали прочитанное. В старшие школьные годы я продолжал уже сам осознанно ходить в храм, принимать Таинства и вместе с другими ребятами и прихожанами встречать праздники.

В Почаевской лавре бывали?

– Да, в этом святом месте бывал многократно. Хотя Почаевская лавра находится в относительной близости от Залесцов, но, чтобы посетить ее, требовалось проделать непростой путь. Дороги были совсем плохие, автобус от деревни туда не ходил. Поэтому в лавру добирались, в основном, пешком. Это был путь через поля, речку с прудами и величественный старый лес. Приходилось выходить очень рано, чтобы успеть к богослужению, а помолившись и приняв Таинства, возвращаться домой. И от радости посещения лавры усталость практически не ощущалась...

345432.jpg

Особо памятно для меня посещение лавры в 1990 году, когда в обитель прибыл Святейший Патриарх Алексий II, чтобы возглавить торжества в связи с 750-летием Почаевской лавры. И мне, девятилетнему мальчишке, посчастливилось при встрече Патриарха стоять в нескольких метрах от него. Взгляд Патриарха, его голос, зеленная мантия ясно запечатлелись в моей памяти.

А в храме Залесцов детям разрешали алтарничать, помогать во время богослужения?

– Конечно. Ведь храм всегда был переполнен прихожанами – от младенцев до пожилых. Люди приходили целыми семьями. Дети всегда участвовали по мере сил в богослужении. В алтаре всегда было много ребят-пономарей. Но так как алтарь вместить всех не мог, многие молились в храме, иногда несли какое-то послушание, например, пели, читали на клиросе или следили за свечами.

Вы с друзьями говорили о вере? Может, мечтали о духовных подвигах? Что-то воплотилось в реальности?

– На самом деле мы были обычными детьми с желанием поиграть, подурачиться и повеселиться. В школе или на улице мы, конечно же, не вели «богословских» разговоров. Говорили о делах мирских и светских. Были ли мечты? Конечно! Как и у всех. А кто растет без мечты? Мне хотелось служить Богу, стать монахом, вести подвижническую жизнь, молиться за весь мир, спасаться и спасать других...

Всей детворой по праздникам и воскресным дням мы бывали на службах, но ведь не все ходящие в храм становятся священниками. Однако многие сейчас служат в Церкви. Например, только из моего класса я и ещё один парень стали священниками, а девочка-одноклассница – монахиня в Киеве. Из знакомых ребят старше меня на год двое стали батюшками, а из тех, кто младше на год, трое стали священниками и один – диаконом. И в настоящее время, как мне известно, из каждого школьного класса выходят по несколько священнослужителей.

У вас был духовник?

– Никогда не забыть строгий вид настоятеля нашего храма отца Анатолия (Казновецкого). Это был человек с хмурыми бровями, волосами, заплетавшимися в косу, и большой густой бородой. В моей детской душе он вызывал волнение и трепет. Как же непросто было подойти к нему на исповедь, да ещё и признаться в своих провинностях... Но за этой строгостью скрывались отцовская любовь и забота. В приходском батюшке я видел больше чем человека – для меня он был «ангелом во плоти».

Трудно представить, что где-то в Советском Союзе вольно и беспрепятственно текла церковная жизнь. Неужели в Залесцах не было воинствующих безбожников и гонений на веру?

– Мое детство пришлось на 80-е годы. Это было время, когда в стране давление на Церковь слабело и уменьшались гонения на верующих людей. Поэтому я уже не стал свидетелем преследований по религиозным убеждениям. Помню, как отмечалось 1000-летие Крещения Руси. Наверное, его можно назвать первым массовым религиозным празднованием народа, тогда еще в советском государстве.

А до этого, как свидетельствует история, случалось всякое. Вообще, Залесцы пережили властвование и Австро-Венгрии, и Польши. Окончательно советская власть пришла сюда лишь в 1939-м, и поэтому здесь удалось избежать истребления огромного числа лучших представителей народа, в том числе и духовенства, как в России. Даже во время фашистской оккупации в годы Великой Отечественной войны, когда в селе стояли немецкие войска, богослужение в храме не прекращалось. Ни храм, ни настоятеля, ни верующих людей немцы не трогали.

Люди постарше вспоминают те тяжелые советские времена гонений на Церковь, когда власть даже привлекала милицию, чтобы не пустить людей в храм. Но, с Божьей помощью, прихожане все-таки находили пути, чтобы попасть на литургию и вознести свои молитвы к Богу. Храм никогда не закрывался, за всю его историю в нем не прекращались богослужения. И вера оставалась.

Поделюсь случаями из жизни своей семьи по этой теме. В начале 70-х годов мои родители поженились, и ближе к окончанию пединститута у них родился сын (мой старший брат); мама решила его окрестить. Вместе с подружкой-однокурсницей, у которой тоже родился ребенок, они побывали в городском храме для совершения Таинства крещения. Надеялись, что об этом никто не узнает. Но кто-то донес. После крещения подружку исключили из института, а моих родителей не тронули. Почему так произошло, не понять. Возможно, милость Господня.

А надо мной Таинство крещения, по словам мамы, батюшка совершал дома, ночью, при завешенных окнах. И отец мой, в то время директор школы, стоял на дороге, чтобы никто случайный не пришел. Родители боялись последствий.

Нельзя не сказать и о событиях настоящего времени. После проведения «оранжевой революции» в Украине радикально настроенные националисты неоднократно приезжали в село и проводили беседы с людьми. Запугивая и угрожая, они пытались поднять бунт против «Московской Церкви» и убеждали перейти в новую раскольническую церковь. Но не найдя никакой поддержки, так и уезжали ни с чем. Слава Богу, в деревне нет религиозных конфликтов, так как все залещане с детства исповедуют единственную православную веру, сохраняя верность канонической Церкви.

До какого возраста вы жили в тех местах?

– По окончании школы пришлось делать выбор: куда идти дальше. К этому времени мой старший брат уже рукоположился и служил настоятелем Никольского храма села Илек Оренбургской области. Я решил пойти по его стопам и поступать в Черниговское духовное училище.

Как отреагировали родители на Ваше решение? Не отговаривали?

– Родители мои всю жизнь отдали школе: преподавали математику, физику, немецкий язык, физкультуру, военную подготовку. И, конечно, мама мечтала, чтобы я продолжил семейные традиции учительства. Отец хотел видеть меня военным. Дело в том, что я, даже уже обучаясь в духовном училище, и сам еще не был твердо уверен, что обязательно стану священником.

dsc_2212.jpg

Но когда мной было озвучено решение о принятии духовного сана, конечно, родители меня не отговаривали – наоборот, поддержали и приняли это как должное. Тем более, брат к тому времени был в сане уже почти десять лет.

Что же повлияло на принятие вами окончательного решения?

– Самое главное влияние оказал мой брат. Помогли в этом его личный священнический опыт и поддержка. Хотя и было мне очень страшно и ответственно, но убеждать меня никому не пришлось.

Помню, как однажды в студенческие годы мне приснился сон, будто нахожусь я в соборе, стою один в алтаре перед престолом в белом облачении и совершаю богослужение. А позади меня в самом храме – множество людей. Я их не вижу, но чувствую, что они там есть и молятся вместе со мной... После пробуждения меня объял сильный страх, и одновременно пришло чувство благоговения. В какой-то степени я почувствовал и осознал ту ответственность, которую несут священники. А именно то, что, приняв духовный сан, ты уже не сам по себе, а впереди людей, которые ждут и нуждаются в твоей молитве.

Отец Владимир, период детства и юношества вы прожили, если можно так сказать, в духовном оазисе: общались с духовенством и верующим народом, напитывались красотой богослужения. А когда уехали из села, не было ли шока, удивления от обилия атеистически настроенных людей вокруг или просто равнодушных?

– Уехав из родных Залесцов в духовное училище, я ведь вновь оказался в самой гуще глубоко верующих людей – преподавателей, однокурсников, духовенства. Это было дорогое и памятное моему сердцу время. Благодарен своим учителям, которые на высоком уровне преподавали нам церковные и (не только) науки. Не менее благодарен и батюшкам, что с отцовской любовью являли нам пример ревностного служения Церкви. Не забыть мне дискуссии и споры на церковные темы с однокурсниками и студентами, в которых рождались вопросы и сомнения, доводы и ответы. Все это помогало образовательно опериться, окрепнуть.

Помню, как однажды, уже после принятия священнического сана, когда проходил ставленнический сорокоуст, в перерыве между службами я сидел возле Никольского собора Оренбурга в подряснике и со крестом. Ко мне подошла женщина, долго стояла рядом молча, внимательно смотрела на меня, будто изучала, а потом выдала то, чего я совсем не ожидал: «Мог бы стать нормальным человеком, а стал попом». И ушла... Тогда я понял, что в этих краях царят другие настроения.

Когда в этом же году я приехал на приход в Кваркено, встретился, честно говоря, с непривычной ситуацией. Хотя к тому времени в стране активно продолжалось возрождение Церкви – восстанавливались храмы, церкви в городах были переполнены на богослужениях, в СМИ открыто публиковались статьи на религиозные темы, в нашем селе мне пришлось встретить насмешки и даже непонимание. Был случай, когда я проходил мимо молодых людей, и они мне вслед начали плевать и смеяться, таким образом показывая свое презрение. Тогда я внутри себя возмутился и обиделся: как же так? Ведь я привык видеть другое отношение к батюшкам. Пришлось «спуститься с небес на землю».

Сейчас на это смотрю уже по-другому. Как могли себя повести молодые люди, дети наследников советской атеистической пропаганды, которые, возможно, созерцали попа в первый раз и видели в нем определенный сложившийся образ некоего отрицательного героя? И на протяжении многих лет в деревнях нашего района оставались люди, которые никогда не видели в глаза живого священника и не общались с ним.

Сегодня отношение изменилось. А тогда даже некоторые крещеные, верующие в храм не спешили. Иногда приходилось слышать оправдания людей, что они стесняются ходить в храм, так как на них другие могут смотреть косо или показывать пальцем. Такая вот реакция, будто ты делаешь что-то ненормальное.

И это очень меня удивляло, ведь всю жизнь я видел обратное. В Залесцах сельчане относились с непониманием, если кто-то в праздник не идет в церковь. Посещать храм, жить церковной жизнью – это было нормой для всех людей времен моего детства и юношества. Такое отношение к храму и богослужению остается в селе и до настоящих дней. И, как и прежде, в алтаре немало ребят-пономарей, многие поступают в духовные учебные заведения.

4432423.png

Кто из духовенства оказывал наибольшее влияние на жителей Залесцов?

– Прихожане особо сохранили молитвенную память о прежних отцах-настоятелях: протоиереях Сергии Олейнике (годы служения в Залесцах 1931-1951), Карпе Максимчуке (1951-1960), Анатолии Казновецком (ныне игумене Инокентии).

В настоящее время вот уже почти двадцать лет трудится на приходе протоиерей Андрей Гарасим. Батюшка совершает много дел на благо Церкви и людей. При нем был возведен новый храм, собран материал и выпущена книга об истории села, Покровском приходе, его настоятелях и выходцах из села.

5423424.pngОсобо хочу сказать о служении архимандрита Саввы (Скиданчука; 1962-1984), которого любили за неутомимый пастырский труд, за наставления, за понимание и слова утешения. 

В послевоенные годы он был послушником и иеромонахом в Почаевской лавре. Затем за годы служения в Залесцах отец Савва отремонтировал храм, облагородил территорию. 

Он с любовью относился к прихожанам, радовался с радующимися и плакал с плачущими. Много людей со своими проблемами и болью обращались к нему за помощью, исцелялись его молитвами. Богослужение он совершал строго по уставу. Отличался смирением, добротой, был искренним молитвенником и горячим проповедником. Талантливо пел, был композитором и поэтом. 

Залещане особо чтут этого батюшку. Почти все в своих поминальных записках и молитвах первым поминают его.

Нельзя не упомянуть о протопресвитере Матфее Стаднюке. Он родился в Залесцах в 1925 году, с детства прислуживал в сельском храме. После принятия священнического сана многие годы служил на приходах Русской Православной Церкви в Украине, Египте, США, России. С 1978 года в Москве был настоятелем кафедрального Богоявленского собора в Елохове, секретарем двух Патриархов Московских и всея Руси: Патриарха Пимена, а затем и Патриарха Алексия II. Батюшка исполнял обязанности руководителя главы хозяйственного управления Патриархии. С уверенностью можно сказать, что художественно-производственное предприятие «Софрино» – это детище отца Матфея. В период строительства он неутомимо трудился на месте сооружения этого уникального предприятия. 

442342.jpg

Именно он организовал главное финансовое обеспечение строительства нового каменного храма в Залесцах, присутствовал на его освящении в 2009 году. Батюшка отошел ко Господу в январе 2020-го, на 95-м году жизни.

И, конечно же, особую любовь и уважение среди людей снискал Высокопреосвященнейший Сергий (Генсицкий), митрополит Тернопольский и Кременецкий. Владыка вырос в Залесцах. По его воспоминаниям, именно отсюда еще маленьким мальчиком вместе с мамой они ходили до Почаевской святыни. А сегодня владыка Сергий – правящий архиерей там и всегда с радостью приезжает послужить и помолиться с людьми в родном селе.

354341232.jpg

Так в чем же секрет этого села, в чем его уникальность, исключительность?

– На первый взгляд, село как село: простые люди, простые прихожане. Но есть такая особенность – много священников. Почему – мы как люди можем только догадываться. Возможно, первый фактор, почему в селе так много священнослужителей, – близость к Успенской Почаевской лавре. Издавна большинство жителей Залесцов старались взять себе за правило пешком ходить в лавру, на службе побыть, исповедаться, причаститься и – пешком назад. Это многих побуждало к духовной жизни.

Благочестивый народ Залесцов всегда отличался чистотой веры, силой молитвы и милосердием. Как вспоминают старожилы, раньше было немало людей, которые, идя дорогой в храм, наизусть могли прочитать по два акафиста. Были люди, которые наизусть знали Псалтырь.

Например, до сих пор помнят слепого Федота. Его всегда приглашали читать Псалтырь по покойнику – в Залесцах и других селах, если умирает человек, то до похорон беспрерывно читают Псалтырь днем и ночью. И этот слепой наизусть читал Псалтырь, а когда останавливался по необходимости, то без подсказок продолжал читать с того же слова и дальше.

Еще был у нас такой дедушка Климент. В народе его называли «тринадцатый апостол». Чтобы приучить сельских ребятишек читать на церковнославянском языке, давал им по две или пять копеек на мороженое: прочитаешь кафизму – дам. Сам стоял рядом и наблюдал, чтобы правильно читали слова, правильно ударение ставили.

Второй немаловажный фактор – талантливые, авторитетные настоятели, которые в разные годы служили в селе. Они привлекали молодежь в храм, многих из них обучали сами и отправляли на учебу, давая рекомендации в семинарии. Так, например, благодаря архимандриту Савве, прослужившему на приходе 22 года, очень многие стали священнослужителями в самый атеистический период, когда это, казалось бы, являлось невозможным. А ему удавалось!

Но не только молодые люди становились священниками. Это были и трактористы, водители, хирурги, радиомеханики, музыканты и певцы... По всей видимости, это особая тайна Божия: Господь так благословляет юношей, мужчин, что они шли и идут на пастырское служение.

За последние полвека выходцы из села – священники и монашествующие – понесли свое служение Богу в Украине, Беларуси, России, Аргентине, Америке, Бразилии и даже в Африке. Также на Святой горе Афон.

О Залесцах часто пишут в прессе и нередко называют «Вторым Ватиканом». Но, как мне кажется, селу больше подходит другое название – «колыбель священников».

4576544234.jpg

В завершение хочу процитировать прекрасные слова протоиерея Андрея Гарасима, автора книги «Свято-Покровский храм села Залесцы»: «С древности и до наших дней благочестивые жители села Залесцы, пользуясь небольшим расстоянием, всегда спешили и спешат на поклон к родным их сердцу святыням. С села, как на ладони, видно древний монастырь – источник благодати и святости, которые жители села черпали и черпают здесь. В Почаевской лавре они всегда находили поддержку пастырей в вере, надежде и любви к Богу, что вдохновила их ревностно исполнять Его волю. Жители села твердо верят, что Покров Божией Матери всегда простирается и над их родными Залесцами, так как никогда здесь не было больших стихийных бедствий или особенной беды, и за такое заступничество и милость Божию люди благодарят именно Царицу Небесную, складывая благодарные молитвы перед Ее святою Почаевской иконой. Жители Зелесцов считают бесценным Божиим даром то, что их село находится так близко к Почаевской святыне. Сегодня, как и в прошлые времена, с покаянием, радостью или горем спешат они в этот райский уголок на земле».

Беседовала Татьяна БАЗИЛЕВСКАЯ

Фото прихожан храма
и из открытых интернет-источников

Публикация газеты Орской епархии
«Жизнь во Христе – слово о вере» №15 и №16

 

 


Читайте также

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я