Севский Спасо-Преображенский монастырь
Севский Спасо-Преображенский монастырь является уникальным памятником истории и архитектуры и привлекает паломников и туристов из разных уголков нашей страны. Что же известно о первом периоде существования монастыря?
После подписания в 1618 г. Деулинского перемирия, по которому основная часть Северской земли перешла от Московского государства к Речи Посполитой, часть русских жителей, с отходивших к полякам территорий стала переселяться в соседние места, оставшиеся за Москвой. В числе покинувших г. Новгород-Северский, также отошедший к Речи Посполитой, были архимандрит Корнилий и несколько других монахов новгород-северского Спасо-Преображенского монастыря. Захватив с собой кое-что из монастырского имущества, они сначала переселились в Рыльск, а затем в Севск, где архимандрит Корнилий получает патриаршее благословение на устройство монастыря.
Назван монастырь был Спасо-Преображенским в знак преемственной связи с одноимённым монастырём в Новгороде-Северском, откуда прибыли архимандрит Корнилий и остальные иноки. В документах, относящихся к Севску, Спасо-Преображенский монастырь впервые упомянут в 1622 году.
Возник и начал свое обустройство новый монастырь в полутора верстах от Севска, на небольшой возвышенности среди заливного луга за рекой Сев, где находился участок смешанного леса, среди которого и были построены деревянная церковь, монашеские кельи, хозяйственные и другие сооружения. В первые десятилетия своего существования был он довольно бедным, а о его владениях можно говорить с большой долей условности. Так, в 1646 г. рядом с монастырём на его земле появилась маленькая подмонастырская слободка, в которой имелось 5 дворов, где проживали 5 бобылей, «прибившихся» к монастырю и подчинявшихся архимандриту Маркелу «с братией».
Постепенно значение монастыря росло. На полученных от государства землях, помимо подмонастырской слободки, появились ещё три селения, жители которых подчинялись монастырю.
Материал младшего научного сотрудника Севского краеведческого музея Ирины Лучко читайте в №7 «Севской правды» от 25 февраля.