Декабрь 2010
Январь 2011
Февраль 2011
Март 2011
Апрель 2011
Май 2011
Июнь 2011
Июль 2011
Август 2011
Сентябрь 2011
Октябрь 2011
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020
Декабрь 2020
Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021
Апрель 2021
Май 2021 Июнь 2021
Июль 2021
Август 2021
Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024 Октябрь 2024 Ноябрь 2024 Декабрь 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

В Чувашии простились с народным артистом СССР Валерием Яковлевым

0 202

Мэр Болдакин исполнил мечту мальчика, отец которого находится на СВО

В центре Николаева столкнулись «Сиат» и «Дачия» – на проспекте большая пробка (видео)

В центре Николаева столкнулись Renault и Chrysler – заблокировано движение трамваев

В ЕР рассказали об инициативах в области семейной политики

Камертон нравственности и вкуса

«…Во все времена, начиная с древнегреческой трагедии и заканчивая мейерхольдовскими экспериментами в биомеханике, театр был наставником, учителем, старшим товарищем. Сегодня его воспитательная функция особенно усилилась. Современному поколению важно уметь фильтровать видимое и слышимое, то есть отделять стоящее от низкопробного. Я всегда пытаюсь идти навстречу зрителю, отвечая на его запросы как по части репертуара, так и относительно выбора постановочных средств. Но вместе с тем стараюсь не опускать планку и не скатываться до пошлости, дешевого заигрывания с публикой, эффектов ради эффектов. Ведь именно театр есть камертон нравственности и вкуса…»

Эти слова, сказанные народным артистом СССР Валерием Яковлевым несколько лет назад на одной из встреч с деятелями культуры, были восприняты творческим кредо мастера. Теперь они звучат как его завещание.

Все, за что бы ни брался Валерий Николаевич, превращалось в развернутое монументальное полотно, соединяющее в себе лучшие достижения русского классического театра с элементами самобытной национальной культуры, обостренную реалистичность и метафорическую условность.

В числе его наград — Государственные премии России и Чувашии, Российская национальная театральная премия «Золотая маска» и Золотой знак Союза театральных деятелей России.

В роли Ивана в комедии Н. Айзмана «Кай, кай Ивана» (Выйди, выйди за Ивана). 1975 г. Фото из архива Чувашского драмтеатра имени К.В. Иванова

Постановки Валерия Яковлева одерживали победу на фестивалях и конкурсах «Туганлык» и «Науруз», «Лучшие спектакли России» и «Узорчатый занавес». Их осыпали аплодисментами в Москве и Санкт-Петербурге, Ярославле и Орле, Уфе и Казани. Но главное, они были по-своему понятны всем, от театроведов и критиков до обычных сельских тружеников, целыми автобусами привозимых в Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова. Здесь Валерий Яковлев прослужил свыше шести десятков лет и до последнего сохранил душевную молодость, творческий азарт и энергию подлинного Меркуцио.

Именно с этой роли в шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта» в 1961 году начался его профессиональный путь, когда он вернулся в Чебоксары в статусе выпускника второй чувашской студии ГИТИСа. Впоследствии, уже завоевав признание в качестве постановщика, Валерий Николаевич всегда с огромной теплотой и ностальгией вспоминал учебу в мастерской народного артиста СССР, воспитанника Константина Станиславского, великого МХАТовца Василия Орлова и свои актерские работы. Среди них Андрейка («Свадьба в Малиновке» Л. Юхвида) и Микола («Любовь и тыква» И. Стаднюка), Леонардо («Кровавая свадьба» Ф.Г. Лорки) и Аскольд («Именем твоим» П. Афанасьева).

В образе Халифа Джафара аль-Мухтадира в трагедии И. Петровой «Телейпе Илем» (На распутье). 1977 г. Фото из архива Чувашского драмтеатра имени К.В. Иванова

Свидетельством высокой игровой техники Валерия Яковлева стал Азамат в трагедии Я. Ухсая «Тутим?р» (Тудимер). Актер демонстрировал не только многосложность характера отца возлюбленной Тудимера, но и глубокое знание национального характера. В поисках внешнего рисунка роли он придавал большое значение пластике, ритмическому построению речи, внутренней логике развития образа. По-крестьянски простоватый в доме воеводы, деспотичный в диалогах с дочерью, угодливый при встрече с солдатами герой представал хищником, ослепленным жаждой наживы и ратующим за сохранение богатства любой ценой.

Яркий контраст коварному Азамату — глуповатый, «недалекий», очаровательный в своей нелепости Иван в комедии Н. Айзмана «Кай, кай Ивана» (Выйди, выйди за Ивана). Зазнавшийся сынок сельского торговца, сватающийся к красавице Марук, получает отказ и решает устроить ее похищение. Тут-то и начинается самое интересное… Увлекая зрителей в незатейливую, обаятельную и такую манящую стихию народного юмора, актер завораживал живостью и непринужденностью подачи материала, простотой высказывания и целым каскадом броских артистических находок.

Но больше всего Валерию Николаевичу хотелось ставить. Эта страсть усилилась в ГИТИСе, под профессорским крылом народной артистки России Марии Кнебель, которая тоже была ученицей Станиславского. Выпускной 1967 год и первые режиссерские опыты на Дальнем Востоке, в Комсомольске-на-Амуре, теперь кажутся недосягаемо далекими. Однако уже тогда постановочный почерк Валерия Яковлева отличали многообразие стилей и жанров, тяга к исследованию человеческой личности, подробный психологический анализ настроений общества.

К этапным работам режиссера, впечатляющим масштабностью, цельностью, оправданностью, можно отнести драмы Б. Чиндыкова «Çатан карта çинчи хура хӑмла çырли» (Ежевика вдоль плетня) и И. Максимова-Кошкинского «Вӗри юнлӑ çемçе чун» (Константин Иванов), Н. Сидорова «Хӳхěм хěрěн хӳхлевě» (Плач девушки на заре) и «Çăлтăр сӳннĕ каç» (Когда гаснут звезды), А. Тарасова «Инçет телей çути» (Свет далекого счастья), «Мунча кунĕ» (День очищения) и «Хӗрлӗ кӗпеллӗ телей» (Счастье в красном платьице). Спектакли объединяла философичность, близость к народным верованиям и памяти предков. Кто мы? Как и для чего приходим на эту землю? В чем наше предназначение? Вопросы, заданные постановщиком, по сей день звучат актуально и волнующе.

Однако, несмотря на то, что в своей режиссуре Валерий Николаевич часто брался за болезненные и острые темы, в его творчестве много и жизнерадостных спектаклей, пронизанных светом и невероятно оптимистичным взглядом на жизнь. Таковы комедии А. Чебанова «Праски инке хĕр парать» (Тетушка Праски дочку выдает) и «Праски кинеми мӑнукне авлантарать» (Бабушка Праски внука женит). Рассказывая о приключениях смекалистой и жизнелюбивой старухи, режиссер старался передать на сцене игровую природу традиционного фольклора и максимально раскрепостить актеров.

«Взращивая» чувашский театр сразу по нескольким направлениям, Валерий Николаевич не только привлекал национальных драматургов для создания современных спектаклей с героем наших дней, но и подбирал переводные русские и зарубежные произведения. Яркими примерами нового подхода к мировой классике служат «Двенадцатая ночь» и «Виндзорские проказницы» У. Шекспира, «Кровавая свадьба» и «Дом Бернарды Альбы» Ф.Г. Лорки, «Моцарт и Сальери» и «Дон Жуан — жертва страсти безнадежной» А. Пушкина, «На дне» и «Варвары» М. Горького, «Тихий Дон» М. Шолохова и «Власть тьмы» Л. Толстого, «Идиот» Ф. Достоевского и «Арлезианка» А. Доде, «Прощание с Матерой» и «Деньги для Марии» В. Распутина, «Чайка» А. Чехова и драма по рассказам И. Бунина «Морозное дыхание метели».

Смелым шагом в работе над проблемой привлечения публики стало обращение Валерия Яковлева к одному из самых распространенных и модных жанров современной сцены — в 2016 году в репертуаре чувашского театра впервые появился мюзикл «Пихампар чун? манра» (Во мне душа Пихампара). Спектакль повествовал о непростых взаимоотношениях разных слоев нынешнего общества, где каждый отстаивает свою правду и преследует собственные цели. Проникаясь духом древних легенд о чувашском языческом боге Пихампаре, режиссер будто говорил нам: лишь сообща мы сможем победить извечных врагов человечества — фашизм, насилие и террор, только в единстве наций, религий и культур наша неукротимая сила.

ОЛЕГ НИКОЛАЕВ, Глава Чувашии:
«Валерий Яковлев внес неоценимый вклад в развитие культуры республики, был выдающимся деятелем театрального искусства, чья жизнь была посвящена служению культуре. Его талант, энергия и безграничная преданность театру оставили неизгладимый след в сердцах всех, кто имел счастье работать с ним и быть его зрителем. Он умел вдохновлять актеров и создавать атмосферу, в которой рождались настоящие шедевры. Его мудрость и профессионализм служили примером для многих поколений артистов. Валерий Николаевич был не только талантливым артистом, режиссером и художественным руководителем, но и настоящим отцом для театра. Его доброта и умение слушать создавали вокруг него атмосферу тепла и доверия. Мы будем помнить его как человека, который верил в силу театра и его способность менять жизни. Светлая память о Валерии Николаевиче навсегда останется в наших сердцах».
ВЛАДИМИР МАШКОВ,
народный артист России, председатель Союза театральных деятелей России:
«Вся жизнь Валерия Николаевича была посвящена театральному искусству. Более шести десятилетий он служил в родном театре. На протяжении многих лет был секретарем Всероссийского театрального общества и Союза театральных деятелей России и возглавлял Союз театральных деятелей Чувашской Республики. Будучи профессором Чувашского государственного института культуры и искусств, Валерий Николаевич воспитал несколько поколений артистов и театральных деятелей. Огромный вклад Валерия Николаевича в развитие культуры родного региона и всей страны неоднократно был отмечен высокими наградами. Он был удостоен Государственной премии Правительства Российской Федерации имени Ф. Волкова, стал кавалером орденов «Дружбы народов», Почета, «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени и «За заслуги перед Чувашской Республикой». Уход из жизни Валерия Николаевича — тяжелая невосполнимая утрата для всего театрального мира. Выражаю глубокие соболезнования семье, коллективу театра, всем его ученикам, коллегам, друзьям и близким».

Читайте также

В тренде на этой неделе

В кинопарке «Москино» прошла премьера мультимедийного спектакля «Соборная площадь»

Строительство подъездных путей к Ленскому мосту начнут в Якутии

В ЕР рассказали об инициативах в области семейной политики

«Виртуозы Якутии» — бренд и гордость республики  

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я