Рецензия на сериал «Лихие»: Юрий Быков делает предложение, от которого нельзя отказаться
Вообще, слово «сага» приобрело семейный оттенок только в XX веке. Раньше сагами называли любые древнескандинавские тексты, но всё равно уже тогда суровые северные мужчины представали в них в первую очередь как отцы семьи или народов. «Слово пацана», отметившее в этом ноябре год выхода на платформах, трудно обозначить древнеисландским могучим определением (ну какая может быть сага о гопниках?), а вот «Лихие» - легко. Ведь в центре повествования, срежиссированного Юрием Быковым, находится семья Лиховцевых, судьбу которых мы просматриваем сквозь года. Одновременно нам подают начало девяностых, конец лихого десятилетия, условно десятые-двадцатые годы, и лишь в конце первого сезона мы узнаём, судя по титрам, и «наше время».
Можно сколько угодно спорить, кто здесь главный герой, но всё равно к общему консенсусу мы так и не придём. Начинается сериал с Павла Лиховцева (Артём Быстров), егеря в сибирских лесах и, кажется, главного героя. Он не может обеспечить свою семью, ведь его единственный заработок - это пасека, не приносящая прибыль: то медведь разорит, то стоимость мёда оказывается ниже сахара на рынке. Помогает ему друг детства Юра по кличке «Краб» (Александр Голубев), предлагающий ему работу водителем в Хабаровске. Павел легко соглашается, но он ещё не знает, что будет возить членов здешней ОПГ на разборки и прочие криминальные дела. Вскоре, как можно догадаться, Лиховцев-старший сам становится участником незаконных и просто страшных вещей, быстро переквалифицируется в киллера, сделав себе помощником сына Женьку.
Сына играют сразу три актёра: Савелий Кудряшов (Женя в детстве), Егор Кенжаметов (Женя в 90-е) и Евгений Ткачук (Женя в XXI веке). И его взросление делает Женю ключевым персонажем сериала, как бы такая точка зрения ни казалась натянутой. Современный Женя выходит из тюрьмы, крадёт сына Пашу (Вадим Филипченков) и везёт на родину, в дальневосточную глушь. За ним устремляется его бывшая жена Лиза (её тоже играют три актрисы: маленькая Лиза - это Александра Бабаскина, молодая - Анна Завтур и Полина Максимова в роли взрослой возлюблённой Жени). Эта погоня или роуд-муви становится сюжетным стержнем, во время которого герои вспоминают, кем они были и кем они стали.
Такой разброс во времени, пространстве, жанрово и стилистически поначалу впечатляет. Это действительно кажется Сагой с заглавной буквы о распаде семьи Лиховцевых. Павел то расстаётся с женой Леной (Елена Николаева), то снова встречается, «от любви до ненависти...» и так далее. Сначала Павел обучает Женю «основам бандитской жизнедеятельности», потом Женя сам напрашивается на дело (и чуть было не проваливает его), потом становится самостоятельным, в конце сезона Женя повторяет жизненный цикл, вручая в руки сына Пашки оружие. И это настолько предсказуемо, что попытки Юрия Быкова и сценариста Олега Маловичко преподнести это как можно неожиданнее становятся всё скучнее и скучнее. Даже непонятно, чем нас будут удивлять во второй главе «Лихих». Рассказом, куда пропал Лиховцев-старший, пока взрослый Женя уходит от преследования? Последняя сцена ярко иллюстрирует ответ на этот вопрос. Что и в каком временном промежутке делает в тюрьме серый кардинал ОПГ «Общак» по кличке Тунгус (Филипп Янковский)? По всему фильму и без этого рассыпаны подсказки.
Юрий Быков не раз говорил о своей любви к фильму «Крёстный отец». Можно сказать, что он перенёс шедевр Фрэнсиса Форда Копполы на сибирскую, простите, почву. Тут дело не только в трансформации героев, когда персонажи ради спасения семьи переходят из светлой стороны на тёмную. И не в прямом цитировании (бандиты душат чиновника в его же кабинете, и тот так же елозит ногами, как Карло Рицци внутри автомобиля; или обряд крещения Женьки параллельно монтируется с жестокими сценами и так далее).
Дело в том, что первый «Крёстный отец» вышел в 1972 году и рассказывал о послевоенных событиях 25-тилетней давности. Это не так далеко, если подумать, было что вспомнить зрителям и даже поностальгировать. Так же и нынешняя мода на лихие 90-е в кино: как бы ни было жутко, но это тоже 25-30 лет назад, это тоже повод вспомнить то время, и есть чего детям показать. Можно предположить, что в этом тоже кроется успех «Лихих». Юрий Быков делает нам предложение, от которого трудно отказаться. Но насколько этот оффер ликвиден и хорошо сконструирован, мы сможем судить только через год, когда выйдет второй сезон «Лихих».