Выставка «Хрупкость» откроется в нижегородском Арсенале
0
16
Выставка «Хрупкость» откроется в Волго-Вятском филиале ГМИИ им. А.С. Пушкина (Арсенал) 21 декабря, об этом сообщают организаторы. Она объединит более ста произведений из музейных собраний и частных коллекций в исследовании феномена хрупкости. Произведения, исполненные в жанре медиаискусства, фотографии, графические листы, скульптуры современных художников, тысячелетние артефакты Древнего мира, собранные в экспозиции, позволят зрителям увидеть хрупкость не как признак несовершенства нашей природы, но как качество, из которого рождается человечность. Выставка объединила произведения, которые говорят о физической и метафорической хрупкости. Нередко это понятие воспринимается как изъян или недостаток. Выставка предлагает перестать рассматривать его в негативном ключе и увидеть, как хрупкость может стать силой и точкой роста. Тематически выставка состоит из трех разделов. Первый посвящен теме хрупкости памяти. В нем исследуется зыбкость личной и коллективной памяти, ненадежность ее носителей. Ключевыми произведениями здесь стали видео Тани Ахметгалиевой, где с помощью цифровых технологий художница создает яркое полотно, в котором образы смешиваются, не оставляя практически ничего от реальности, и видео арт-группы «Нежные бабы», в котором художницы изучают, какие следы исторические события оставляют в памяти людей и природном ландшафте. Второй раздел — о хрупкости как трансформации. Он посвящен размышлениям о том, что возможность поддаться изменениям под внешним воздействием не всегда означает утрату формы, но может привести к перерождению, которое превращает изъяны в ценность. Ключевым объектом медиаискусства здесь является работа Марианны Хеске. Норвежскую художницу интересует противостояние технологического и природного миров. Как и старые мастера, Хеске уделяет особое внимание ландшафту, пытаясь фиксировать его малейшие изменения. Но, в отличие от живописцев прошлого, художница прибегает к видеоживописи. Третий раздел — об обманчивости хрупкости. Он рассказывает о том, как за фасадом прочности и устойчивости часто скрывается хрупкость и, напротив, что-то, кажущееся уязвимым, иногда таит в себе невероятные жизненные силы. Инсталляция Дмитрия Булныгина, выполненная в технологии видеомэппинга, имитирует освещенный аквариум, в котором с большой скоростью падает уровень воды, заставляя зрителя переживать о судьбе рыб. В этом переживании скрывается осознание зрителем собственной хрупкости, которое и является движущей силой искусства, а сама хрупкость — точкой определения нашей человечности. В экспозиции работы современных художников соседствуют с артефактами прошлого: фрагментами убранств домов Геркуланума, погребенных когда-то под слоем пепла Везувия, археологическими памятниками Древних Рима и Египта, Урарту, Восточного Средиземноморья. Созданные из стекла и глины для быта или культа, вещи, представленные в экспозиции, пережили сотни и даже тысячи лет, чтобы, вопреки разрушающей силе времени, сегодня оказаться в музее и стать предметами исследования и восхищения. Некоторые из них предстают перед зрителем в своей первозданной форме, словно были созданы совсем недавно, некоторые несут на себе трещины и сколы, но все они, несмотря на хрупкость своей физической формы, пережили время. На выставке представлены работы таких художников, как Мария Агуреева, Анна Андржиевская, Мария Архипова, Таня Ахметгалиева, Джон Бернхард, Анатолий Болдин, Александр Бродский, Дмитрий Булныгин, Борис Востряков, Александр Галкин, Фрэнк Дитури, Мария Ермоленко, Александр Живаго, Франциско Инфанте-Арана и Нонна Горюнова, Кавати Сэйко, Владимир Клавихо-Телепнев, команда «ТОЙ», Мария Кошенкова, Марио Крещи, Олег Кудряшов, участницы арт-группы «Нежные бабы», Александра Митлянская, Галина Москалева, Аннелис Нельк, Сергей Николаев, Ёхей Нисимура, Александра Павловская, Джованни Баттиста Пиранези, Даня Пирогов, Петр Постников, Алексей Старков, Аттилио Стеффанони, Артем Филатов, Марианне Хеске, Андрей Чежин, Федор Щербачев, Устина Яковлева, Сильвия Явен. Выставка будет работать до 23 марта 2025 года и сопровождаться просветительской программой.