Апрель 2010
Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010
Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010
Декабрь 2010
Январь 2011
Февраль 2011
Март 2011
Апрель 2011
Май 2011
Июнь 2011
Июль 2011
Август 2011
Сентябрь 2011
Октябрь 2011
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017 Май 2017 Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018
Апрель 2018
Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024 Октябрь 2024 Ноябрь 2024 Декабрь 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

Режиссер и артист Михаил Мизюков: Недруги помогли нам вспомнить о своих корнях

Путин: Россию доводят до красной черты, через которую мы отступать не можем

Режиссер и артист Михаил Мизюков: Недруги помогли нам вспомнить о своих корнях

Ямбулатова: у России есть на примете ряд регионов, которые она может попросить

Злодеи-передовики в СССР и почему спортсменам дарили «бесплатные» квартиры

Московский «Этнотеатр» представляет премьеру спектакля «Свет-Луна и Иван Богатырь», объединившего несколько сказок в обработке Александра Афанасьева. В этой постановке необычный творческий коллектив продолжает знакомить зрителей с русскими народными традициями. Ранее театр показал сценическую версию «Слова о полку Игореве» по памятнику древнерусской литературы. Мы узнали подробности у художественного руководителя «Этнотеатра» Михаила Мизюкова.

Московский историко-этнографический театр уже более 40 лет открывает зрителю малоизвестные сказания русского народа, знакомит с песенными традициями и танцами, рассказывает об обрядах и фольклорных пьесах. Все здесь пронизано любовью к национальной культуре — даже фойе театра выполнено как сруб избы, а на стенах развешаны всевозможные инструменты — гусли и лиры, рожки и калюки...

С художественным руководителем «Этнотеатра» Михаилом Мизюковым мы обсудили последние премьеры и сложности работы с древнерусским произведением «Слово о полку Игореве», источники, по которым удается воссоздать в постановках атмосферу давно ушедших времен, исследования подлинного народного наследия, а также проблемы современной драматургии, обращенной к национальным традициям.

— Михаил Александрович, недавно состоялась премьера спектакля «Свет-Луна и Иван-богатырь». Что в основе постановки?

— В инсценировке мы использовали русские народные сказки из сборника Александра Афанасьева (русский ученый и собиратель сказок. — «ВМ»). «Свет-Луна...» — это вариант Царевны-лягушки. Только когда Иван находит стрелу и попадает в темный лес, то находит на болоте старушку. Еще «Козел-муж» — там появляется Клекот Клекотович, главный отрицательный, зловещий персонаж — подобие Кощея Бессмертного. Он превращает Ивана-царевича в козла.

— Тот же мотив, что и в сказке «Морозко»?

Режиссер Эмир Кустурица: Чтобы быть счастливым, нужно идти на жертвы

— Да, совершенно верно. Но там медведь. Это, конечно, сильное детское впечатление у всех.

— Насколько юной публике интересны такие необычные сказки?

— Честно говоря, даже больше, чем хрестоматийные истории — «Царевну-лягушку» знают все, но, когда распознают похожий сюжет с другими деталями и героями, им становится любопытнее. Да и дети — наш самый благодарный и увлеченный зритель.

— Спектакль интерактивный. Игры тоже русские народные, традиционные?

— У нас большой репертуар, и это больше касается фольклорных игровых программ для детей. Там как раз есть и «Златые врата», и «Зайка-пустолайка» и множество других развлечений. А в спектаклях на сцене, конечно, более классические формы взаимодействия — например, героиня обращается в зал с просьбой помочь Ивану-царевичу и показать, как рожь колосится или в волшебном озере вода волнуется. Когда полный зал, дети вместе с родителями, бабушками и дедушками объединяются в добром порыве помочь, это, честно говоря, иногда до слез пробирает — такая энергетика. Особенно когда играем спектакли в больших залах.

Билеты за 400 тысяч: с чем связан ажиотаж вокруг «Щелкунчика» в Большом театре

— Еще одна премьера этого сезона — «Слово о полку Игореве». Как решились обратиться к такому непростому произведению?

— Честно говоря, для нас и самих загадка, как мы решились создать сценическое воплощение памятника древнерусской культуры. Представить себе его в театре непросто, хотя, когда мы еще только создавали этнографический театр, то об этом произведении, которое знаем еще со школьной скамьи, думали. Но подобраться к нему, сделать сценический вариант — безумная затея!

Сейчас мы сыграли совсем немного спектаклей, но уже видим реакцию зрителей — собираются полные залы, билеты продаются очень быстро. Для нас это, безусловно, радостно.

— Что было самым сложным?

— Найти сценический эквивалент. Во-первых, это не пьеса и не поэма, а стихотворное произведение ораторского искусства. Загадка жанра же до сих пор остается, филологи спорят об этом, как и об авторе произведения.

Думаю, смыслы, которые заложены в «Слове...» на генетическом уровне, вызывают вибрации у современного зрителя. Это абсолютно духовная вещь. Произведение создано в XII столетии, оно самое древнее из известной нам русской литературы. В театре в большей степени работали с материалом XVII века. Соприкасались с XIII веком, но через произведение Алексея Толстого «Посадник». А тут же именно 1185 год, Киевская Русь. Так много возникает параллелей, ассоциаций, поэтому все это до сих пор тревожит, бередит.

— Вы осовременивали текст произведения?

— Нет, и это наша принципиальная позиция. Мы использовали один из эталонных дословных литературных переводов с древнерусского — его автор Дмитрий Лихачев, — и дополнили текст вставками из Лаврентьевской летописи, которая повествует об этих событиях. Есть и молитва самого Игоря, который попал в плен, и в это время звучит покаянное песнопение — это тоже есть в летописи.

Ведь произведение в школьной программе, и нам хотелось, чтобы наша молодежь, подрастающее поколение услышало, восприняло «Слово…» в чистом виде, чтобы могло почувствовать связь с древностью, со своими предками. Мы же все-таки историко-этнографический театр, сам бог велел нам попытаться сделать это без современных провокационных решений.

— Какая музыка звучит в спектакле? Ведь если нотные записи и тексты XVII века сохранились, то как воссоздается музыка XII столетия?

— Напомню, это 1185 год, от принятия христианства прошло всего лишь столетие. В то же время наш сегодняшний день, и ухо современного человека слышало невероятное количество разных мелодий. Нам нужно было найти оптимальное звучание. У нас есть и церковные песнопения, и более древние языческие мотивы — барабаны и трубы, воинские сигналы того времени. Они тоже еще сохранились. И природный звукоряд мы старались воссоздать. Конечно, мы сочетали это с более привычным, современным звучанием.

Точно так же, как в нашем спектакле «Пугачев» по Есенину, звучат народные инструменты — гудки, сопели, рожки, калюки, — но при этом в обрамлении современных мелодий, которые включены в музыкальный ряд очень корректно. Так что мы все время балансируем на грани, экспериментируем.

— Как возможно представить себе аутентичное звучание XII века?

— С одной стороны, по редким свидетельствам и описаниям звукоряда в том же «Слове…». С другой — музыкальные инструменты находили при раскопках. В 1980-х годах мы были в Великом Новгороде на Днях славянской письменности, и тогда работавшие там археологи нашли гудок, датированный XI–XII столетиями. Конечно, в спектакле используются современные инструменты, но мастера ведь в точности воспроизводят подлинные образцы.

Так что представить себе звучание легко. Как, например, мы хорошо знаем владимирские рожки или жалейки, сделанные из коровьего рога. Духовые, шумовые инструменты известны, а звучали они точно так же и в XII веке.

— Часто народная песня и музыка ассоциируются с эстрадным вариантом фольклора, но подлинно народные песни не знают. Почему?

— Для нас тоже в свое время это стало открытием. Мы поступили в Щепкинское училище и там впервые соприкоснулись с подлинной народной песней, когда к нам на курс пришел профессор-фольклорист Вячеслав Щуров. Он открыл для нас мир настоящего фольклора, сложных мелодий на 10 голосов. Мы начали углубляться, знакомились с нестилизованной песней благодаря концертам ансамбля Дмитрия Покровского. Стали ходить на концерты в Гнесинке — туда приезжали бабушки из Белгородской и других областей, они были хранительницами настоящей традиции с уникальными голосами. Как они говорили: «Как коровушка мычит, так, миленькая, и пой». Это такое многообразие! Это не три аккорда «Калинки-малинки». Но, строго говоря, это просто два разных жанра.

— Но один вытеснил другой фактически...

— Потому что сценическая песня проще. Как и в хореографии — есть традиция, а есть ансамбль «Березка», где все движения слаженны, изящны. Зал восторгается, когда сто красивых девушек плывут по сцене, как лебедушки. Но если обратиться к народной традиции, когда девчонки и парни с окрестных деревень на празднике встречались и заводили хоровод — там не было такой синхронности в том, как присели или как повели головой. Как и не было такого единообразия в костюмах — если кокошники, то у всех разные, абсолютная индивидуальность. И девушки в танце — одна брала парня под руку так, а другая — совершенно иначе. Поскольку у нас драматический театр, у нас это сохранилось больше, потому что мы всегда учитываем своего персонажа, стараемся его понять, почувствовать, передать его состояние.

— Может, дело в демонстративности? То есть когда мы стали жить вне традиции, то понадобилось нашу культуру нам же самим красиво преподносить. А то, что подлинно, в такую концепцию не укладывалось. Народная культура же не создавалась для презентации...

— Конечно, все эти обряды, танцы, песни просто сопровождали человека всю жизнь, от рождения до похорон. А у нас уже подключились проблемы продажи билетов, привлечения зрителей. В общем, менеджмент.

— Когда создавался ваш театр, вообще был всплеск интереса к национальной культуре...

— Да, и молодежное движение фольклорное возникло, куда мы и попали, ездили в экспедиции.

— Что больше всего поразило?

— Когда мы ставили «Посадника», то интересовались новгородской свадьбой. Поехали в эту область собирать материал. Это было начало 1990-х, и деревня, честно говоря, была тогда разорена. В одном селе жили пожилая мать со взрослым сыном, а в другом — две старушки. А домов стоит немерено, и все брошены! Они нам рассказывали, как раньше съезжались по сотне парней и девчонок с каждой деревни на гулянье. Одна деревня поет, другая ей отвечает... Как представишь все это — аж волосы дыбом вставали! Вот так мы этим и увлеклись. Сколько лет уже нашему театру, а вдохновение не исчезает.

— Сейчас чувствуете рост интереса к корням, традициям национальной истории?

— Конечно, нам недруги помогают в этом деле. Но важно, чтобы это не было просто данью обстоятельствам, обязаловкой, а было с искренним чувством. Но общее движение, безусловно, правильное. Человек, не имея связи с предками, своей землей, оторван от корней. Это не дежурные громкие слова, просто мы сами этим каждый день занимаемся и особенно чувствуем.

— Молодые артисты к вам приходят? Откуда?

— Да, много. Каждый год показываются выпускники театральных вузов со всей России, как в любом театре. Есть и ребята с нашего экспериментального курса «режиссура народных праздников и обрядов» из Владимирского института культуры. В Московском областном колледже искусств мы тоже выпустили на базе театра режиссерско-актерский курс. Сейчас эти ребята вовсю у нас «тащат репертуар», что называется.

— Режиссер народного праздника и обряда — звучит необычно. Что подразумевается в такой профессии?

— Речь идет о сценических вариантах. Например, показать свадьбу или гулянья на Ивана Купала, как мы делали во Владимире.

— А в Москве такие мероприятия проводили?

— В парках «Кузьминки» и «Коломенское» мы проводили ночной праздник Ивана Купала тоже, со всеми песнями, играми.

— Какие спектакли стоит посмотреть взрослым, чтобы познакомиться с обрядовой культурой?

— Сейчас идет музыкальный спектакль «Терская история» — музыкальный спектакль про культуру терских казаков, где есть и песни, и обряды. А в спектакле «Пугачев» звучат подлинные песни уральских казаков.

— В репертуаре есть спектакли «Гранд-каньон» и «Клоп» по Маяковскому. Не ожидала увидеть такие названия в «Этнотеатре»...

— Понимаю. Но «Гранд-каньон» — особый спектакль. Это творческий вечер нашего замечательного артиста Николая Антропова. Он поэт, пишет бардовские песни, и мы поддержали его идеи.

А постановка «Клоп» создана к юбилею поэта. Владимир Маяковский, в отличие от Есенина, например, по духу не наш автор. Но когда я начал копать глубже, то лучше его понял. У Владимира Владимировича я очень много нашел трепетного, нашел его письма к сестрам. Скажу честно, я зацепился за музыку того времени, 1920-х — начала 1930-х годов. Без мелодий ведь невозможно представить наш театр. А в то время существовала смесь романсов и народной песни, соединялись городская и крестьянская культура, и виниловые пластинки, записи того периоды сохранились, и даже уже оцифрованы. Я наслушался столько всего! Мы ввели в сцену свадьбы столько романсов, которые вживую исполняются, при этом сохранили колорит 1920-х годов. Спектакль не очень привычный для произведений Маяковского, но тем не менее, как мне кажется, в его стилистике.

— Мы с вами проследили, что фольклор в культуре оставался до 1930-х годов. В 2021 году вы проводили отдельный конкурс новой фольклорной драматургии, но он не стал ежегодным. Почему?

— Это очень редкая история, к сожалению. Для нас это не просто конкурс современных пьес, потому что мы ищем именно то, что связано с этническими традициями. Оказывается, найти такой материал невероятно трудно. Одна из пьес — «Птица Кахна» — вошла в наш репертуар, но это таджикская сказка, поскольку не было условия, что должны быть только русские и славянские традиции. Когда ты свое любишь, интересуешься, знаешь, то с такой жадностью впитываешь то, что есть у другого народа! Тогда ведь нет никакой агрессии, споров, чья культура лучше, кто более великий народ.

— Когда авторы присылали пьесы, вы не замечали, что малые народы России больше обращены к традиции, чем мы, русские?

— Да, мы с этого и начинали. Обидно было! У нас богатейшая культура, а мы небрежно к ней относимся. Но пришли, конечно, к тому, что важно именно научиться сначала свое любить, и потом уже станет интереснее культура разных национальностей, потому что будут находиться параллели.

— Что бы вы посоветовали для знакомства с «Этнотеатром»?

— Сложно, конечно, выделить что-то одно из всех спектаклей — они все очень разные. «Слово о полку Игореве» — эпический спектакль. Недавно знаковая постановка «Снегурочка», с которой начался наш театр, вернулась в репертуар. Это фольклорная разработка профессора Щурова, и в спектакле сочетается слово великого драматурга, многообразие обрядов, песен, музыкальных интерпретаций.

СПРАВКА

История становления творческого коллектива будущего театра началась в 1981 году. В Театральном училище имени Щепкина группа единомышленников решила создать театр, в спектаклях которого будут сочетаться народная драматургия и режиссерское искусство, актерское мастерство и древнее песенное многоголосие, яркие костюмы и колоритный народный язык. Для дипломного спектакля «Снегурочка» студенты сами шили себе народные рубахи, плели венки, учились ходить в лаптях, играть на народных инструментах. Михаил Мизюков объединил вокруг себя сокурсников и единомышленников из других вузов, и труппа продолжила работу. В 1997 году постановлением правительства Москвы театр получил статус государственного и был преобразован в Московский государственный историко-этнографический театр.


Читайте также

В тренде на этой неделе

Режиссер и артист Михаил Мизюков: Недруги помогли нам вспомнить о своих корнях

Ямбулатова: у России есть на примете ряд регионов, которые она может попросить

Генерал Деникин: сын бывшего крепостного и командующий Белой Армии

Утренние пробки в Подмосковье оценили в 6 баллов 16 декабря

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я