Апрель 2010
Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010
Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010
Декабрь 2010
Январь 2011
Февраль 2011
Март 2011
Апрель 2011
Май 2011
Июнь 2011
Июль 2011
Август 2011
Сентябрь 2011
Октябрь 2011
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017 Май 2017 Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018
Апрель 2018
Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024 Октябрь 2024 Ноябрь 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Поиск города

Ничего не найдено

Выставка «Русский антиминс» в Музее им. Андрея Рублёва: почему на ней стоит побывать? 

Медведев поставил на место Фридриха Мерца за угрозы ультиматума России

Monde: Глава разведки Франции ездил в Киев для обсуждения ВС России и КНДР

Российский рынок спустился с небес на землю

«Плохой сценарий вероятнее»: Медведев высмеял ультиматум кандидата в канцлеры ФРГ Мерца

Выставка показывает то, какой путь прошел русский антиминс на примере памятников позднего Средневековья и Нового времени. 

Антиминсы появились в первые века христианства, но выглядели совершенно иначе. В переводе с греческого это слово означает «вместопрестолие». Антиминс изначально представлял собой переносной столик или просто деревянные доски, на которых совершалась литургия вне храма. Позже традиция деревянных антиминсов практически исчезла, взамен их появились тканые. Несмотря на это, антиминс остался тесно связан с литургией. В него вкладывались мощи святых, что позволяло заменить им престол в храмах, где не было освященного престола. В Служебнике также указывалось, что если в храме произойдет пожар или иное разрушение, то на антиминсе можно продолжить литургию, но уже в другом месте. 

Первый известный русский антиминс относится к XII веку и происходит из Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. С этого времени иконография антиминсов не менялась вплоть до XVII века и представляла собой изображение чернилами на льняном плате Голгофского Креста. Также на антиминсы наносили текст, который содержал информацию о дате освящения и посвящении того или иного храма, имени архиерея, который совершал освящение, иногда на антиминсе указывались и ктиторы храма. Таким образом антиминс становился и своего рода «документом».  

Чаще всего использовались только черные чернила, однако на выставке представлен антиминс 1669 года, при создании которого помимо чернил использована красная киноварь: ей изображен Крест, окантовка края, а также выделен кармашек для мощей с надписью «тут мощи святые».

Вначале рисунок на антиминс наносили вручную, затем стали использовать технику печати. Печатные антиминсы появились в первой половине XVII века в Киеве. Вскоре эта техника  дошла и до Москвы, и вскоре антиминсы стали делать на Московском печатном дворе. 

Интересно, что антиминс метафорически обозначал и гробные пелены Христа, именно поэтому изначально в качестве материала для него использовалась льняная ткань. 

Вместо голгофского креста с этого времени в центре антиминса стала изображаться иконография «Положение во гроб».  

На выставке также представлены иконы, которые демонстрируют сюжеты и образы, которые влияли на антиминсы с XVIII века и позже, когда к сюжету положения во гроб могли добавляться изображения Распятия и Снятия со Креста. 

Из всех икон особенно выделяется «Положение во Гроб», созданная в мастерской Оружейной палаты во второй половине XVII века. Эпоха первых Романовых знаменовала активное использование западноевропейских образцов в искусстве, но изографы не слепо повторяли гравюры, а умело адаптировали их под православные каноны. Сложные ракурсы позволяют смело говорить о том, что иконописец Московской школы мог опираться на европейские образцы, в частности, на гравюры Альбрехта Дюрера. 

С самого появления печатных антиминсов Христос изображался на гробной пелене, а не в ней, что являлось вариантом именно западной иконографии. Возможно, что такой вариант подчеркивал связь антиминса с гробными пеленами.  

И все же постепенно льняной антиминс уступил место шелковому. Это было связано с тем, что льняная ткань достаточно грубая и волокнистая, что неизбежно приводило к дефектам во время печати. Зато для оттисков отлично подходил шёлк, позволявший получать более детальное изображение. 

К XVIII веку окончательно сложилась художественная схема антиминса: в центре — Положение во Гроб, в углах — Евангелисты или их символы, а основа текста (в пустые места необходимую информацию добавляли в конкретном храме). Могли добавляться и другие элементы — декоративная имитация рамы или орудия Страстей. 

Так, на антиминсе из церкви Троицы Живоначальной, созданном по гравюре конца XVII века, можно увидеть барочные орнаменты, в которых изображены Евангелисты, а «рама» изображения сложена из орудий Страстей Христовых, изображенных в европейской манере.  

Антиминс складывался специальным образом и хранился в илитоне (шёлковый или льняной плат темно-красного или бордового цвета, используемый для завёртывания антиминса). Существует особая схема того, как надо складывать антиминс, чтобы заломы складок образовывали крест. Такие кресты заметны и на экспонатах, особенно на антиминсе Митрополита Карловцы, Павла Ненадовича. 

Привычная гравюра на бумаге также представлена в экспозиции. Подобраны листы неслучайно — в них можно увидеть то, как русские обители выглядели в XVIII и XIX веках, что дополняет представление об эпохе. 

Посетить выставку можно до 24 ноября во все дни недели кроме среды. Билеты можно купить на сайте музея.


Читайте также

В тренде на этой неделе

Эксперт: новая автотрасса станет важнейшей частью транспортного каркаса ТиНАО

Monde: Глава разведки Франции ездил в Киев для обсуждения ВС России и КНДР

Медведев поставил на место Фридриха Мерца за угрозы ультиматума России

Утром в воскресенье беспилотники атаковали Москву и область

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я