Апрель 2010
Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010
Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010
Декабрь 2010
Январь 2011
Февраль 2011
Март 2011
Апрель 2011
Май 2011
Июнь 2011
Июль 2011
Август 2011
Сентябрь 2011
Октябрь 2011
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017 Май 2017 Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018
Апрель 2018
Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024
1 2 3 4 5 6 7 8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Поиск города

Ничего не найдено

«Горец с большим кинжалом»: каким был убийца Лермонтова Мартынов

0 174

Пробки на дорогах Подмосковья оценили в 5 баллов утром 6 сентября

У Сталина было 133 разведки

Загруженность дорог Подмосковья оценили в 6 баллов вечером 6 сентября

Анекдоты да цитаты, или "Было наше и стало наше!"

«Сноб» разобрался, каким человеком был Николай Мартынов — убийца Лермонтова, почему шутка про «большой кинжал» стала причиной их дуэли, что дети сделали с останками Мартынова в отместку за его преступление, как он терпел плевки в лицо на улицах и почему перестал писать стихи и прозу.

Портрет Николая Мартынова, 1841 год. Неизвестный автор. 

Кто такой Мартынов

Николай Мартынов, богатый дворянин, получивший блестящее образование, славился эффектной внешностью. Он был на год младше Лермонтова. Они познакомились в раннем возрасте и всю жизнь провели на виду друг у друга. Мартынов не был «пустым» человеком и типичным завистником, каким его любят выставлять фанаты Лермонтова, иначе он просто не смог бы представлять для поэта никакого интереса в течение длительного времени. Это был начитанный и добрый человек.

Они оба были курсантами Школы Гвардейских Подпрапорщиков и Кавалерийских Юнкеров, в которой сошлись благодаря урокам фехтования — поэта и его будущего убийцу часто ставили партнерами (интересно, что после Школы Мартынов служил в Конной гвардии вместе с Дантесом). Пока был курсантом, он часто совершал опрометчивые поступки, стремился во что бы то ни стало привлекать к себе внимание. Их сокурсник по фамилии Тиран вспоминал:

«Бывало, явится кто из отпуска поздно ночью, приговаривая: ‟Ух, как холодно!” — ‟Очень холодно?” — спрашивает Мартынов. — ‟Ужасно”. И тогда Мартынов в одной рубашке идет на плац, потом, конечно, болен. Или говорят: ‟А здоров такой-то! Какая у него грудь славная”. — ‟Разве у меня не хороша?” — выскакивает вперед Мартынов. — ‟Все ж не так”, — говорят ему. — ‟Да ты попробуй, ты ударь меня по груди”. — Его и хватят так, что опять болен на целый месяц».

Помимо этого Мартынов отличался горячей любовью к литературе. Вместе с Лермонтовым он занимался школьным литературным журналом, для которого Михаил Юрьевич рисовал карикатуры и писал стихи, а его пока еще друг — прозаические произведения. Первые конфликты приятелей начались именно на литературной почве. Виной тому — не эстетические разногласия, а отсутствие таланта у Мартынова. Уже после Школы, когда товарищи разъехались и снова встретились на Кавказе, Мартынов активно сочинял стихотворения, которые очень напоминали то, что делал Лермонтов. Впрочем, у него это получалось по-прежнему довольно наивно, но эпигоном в полноценном смысле этого слова его назвать все-таки нельзя. В своих произведениях он вел с Лермонтовым полемику, переворачивая его сюжеты и мысли, но сохраняя при этом весь лермонтовский романтический декор, кавказскую экзотику и образность.

Мартынов питал слабость ко всему экзотичному, но он был только пародией на «романтического героя». Сам он этого не понимал, а потому и не завидовал Лермонтову. Их общие знакомые очень неоднозначно оценивали этого человека, уверенного в своей эффектности и литературном таланте, но ничто по-настоящему не задевало его самолюбия.

Имидж Мартынова обескураживал. Он одевался настолько аляповато, что однозначно оценить его гардероб не представлялось возможным — это просто выходило за рамки представлений о хорошем или плохом вкусе. Журналист Сергей Филиппов в 1890 году в рассказе «Лермонтов на кавказских водах» написал про Мартынова.

«Тогда у нас на водах он был первым франтом. Каждый день носил переменные черкески из самого дорогого сукна и все разных цветов: белая, черная, серая и к ним шелковые архалуки такие же или еще синие. Папаха самого лучшего каракуля, черная или белая. И всегда все это было разное, — сегодня не надевал того, что носил вчера. К такому костюму он привешивал на серебряном поясе длинный чеченский кинжал без всяких украшений, опускавшийся ниже колен, а рукава черкески засучивал выше локтя. Это настолько казалось оригинальным, что обращало на себя общее внимание: точно он готовился каждую минуту схватиться с кем-нибудь... Мартынов пользовался большим вниманием женского пола. Про Лермонтова я этого не скажу. Его скорее боялись, т.е. его острого языка, насмешек, каламбуров».

Генерал-кавалерист Александр Арнольди, знавший будущих дуэлянтов задолго до их поединка, вспоминал: «Шалуны товарищи показали мне тогда целую тетрадь карикатур на Мартынова, которые сообща начертали и раскрасили. Это была целая история в лицах вроде французских карикатур...»

Томас Райт, портрет Николая Мартынова, 1843 год

Эта комичная театральность, сопровождающая все поступки Мартынова, сильно раздражала Лермонтова — человека саркастического и не любившего романтических клише (по крайней мере, в бытовом поведении). Будучи острым на язык и несдержанным в эмоциях, он начал задирать своего приятеля — и за его стихи, и за одежду, и за манеру важничать в обществе.

Из-за чего он убил Лермонтова

Постепенно напряжение в их отношениях достигло пика. Лермонтов не мог остановиться и будто бы упивался своими издевками над Мартыновым. Он самоутверждался перед дамами за счет безобидного и немного комичного приятеля, не считающего свою претенциозность глупой чертой. Весь Пятигорск обсуждал их словесные стычки, во время которых Лермонтов блистал остроумием, а Мартынов терялся, не находя вовремя достаточно колких ответов для парирования.

Мартынов считал, что Михаил Юрьевич вывел его в образе Грушницкого в «Герое нашего времени». А еще Лермонтов прилюдно называл приятеля то Мартышом, то Мартышкой. Мартынов долго терпел. Какое-то время он пытался отвечать язвительному дружку посредственными в литературном отношении эпиграммами. В довольно нудной поэме «Герзель-аул» Мартынов тоже пытался свести счеты с Лермонтовым:

Вот офицер прилег на бурке

С ученой книгою в руках,

А сам мечтает о мазурке,

О Пятигорске, о балах.

   

Ему все грезится блондинка,

В нее он по уши влюблен.

Вот он героем поединка,

Гвардеец, тотчас удален.

   

Мечты сменяются мечтами,

Воображенью дан простор,

И путь, усеянный цветами,

Он проскакал во весь опор.

Любопытным кажется финал стихотворения Мартынова «Горская песня», очевидно отсылающий к диалогу Грушницкого и Печорина накануне их дуэли:

Я убью узденя!

Не дожить ему дня!

Дева, плачь ты заране о нем!..

Как безумцу любовь,

Мне нужна его кровь,

С ним на свете нам тесно вдвоем!..

Так могло бы продолжаться и дальше, пока бывшие друзья совсем не перестали бы общаться на фоне взаимной личной неприязни, если бы не случай, приведший к дуэли. Эмилия Шан-Гирей, знакомая дуэлянтов, вспоминала:

«13-го июля собралось к нам несколько девиц и мужчин… Михаил Юрьевич дал слово не сердить меня больше, и мы, провальсировав, уселись мирно разговаривать. К нам присоединился Л.С. Пушкин, который также отличался злоязычием, и принялись они вдвоем острить свой язык… Ничего злого особенно не говорили, но смешного много; но вот увидели Мартынова, разговаривающего очень любезно с младшей сестрой моей Надеждой, стоя у рояля, на котором играл князь Трубецкой. Не выдержал Лермонтов и начал острить на его счет, называя его «montagnard au grand poignard» («горец с большим кинжалом»). (Мартынов носил черкеску и замечательной величины кинжал.) Надо же было так случиться, что когда Трубецкой ударил последний аккорд, слово poignard раздалось по всей зале. Мартынов побледнел, закусил губы, глаза его сверкнули гневом; он подошел к нам и голосом весьма сдержанным сказал Лермонтову: «сколько раз просил я вас оставить свои шутки при дамах», и так быстро отвернулся и отошел прочь, что не дал и опомниться Лермонтову… Танцы продолжались, и я думала, что тем кончилась вся ссора».

На следствии по делу дуэли в своих показаниях от 17 июля 1841 года Мартынов изложил картину произошедшего со своей стороны:

«С самого приезда своего в Пятигорск Лермонтов не пропускал ни одного случая, где бы мог он сказать мне что-нибудь неприятное. Остроты, колкости, насмешки на мой счет, одним словом, все, чем только можно досадить человеку, не касаясь до его чести. Я показывал ему, как умел, что не намерен служить мишенью для его ума, но он как будто не замечает, как я принимаю его шутки. Недели три тому назад, во время его болезни, я говорил с ним об этом откровенно; просил его перестать, и хотя он не обещал мне ничего, отшучиваясь и предлагая мне, в свою очередь, смеяться над ним, но действительно перестал на несколько дней. Потом взялся опять за прежнее. На вечере в одном частном доме, за два дня до дуэли, он вывел меня из терпения, привязываясь к каждому моему слову, на каждом шагу показывая явное желание мне досадить. Я решился положить этому конец.

При выходе из этого дома я удержал его за руку, чтобы он шел рядом со мной; остальные все уже были впереди. Тут я сказал ему, что я прежде просил его прекратить эти несносные для меня шутки, но что теперь предупреждаю, что если он еще раз вздумает выбрать меня предметом для своей остроты, то я заставлю его перестать. Он не давал мне кончить и повторял раз сряду: что ему тон моей проповеди не нравится; что я не могу запретить ему говорить про меня, то что он хочет, и в довершение сказал мне: “Вместо пустых угроз, ты гораздо бы лучше сделал, если бы действовал. Ты знаешь, что я от дуэлей никогда не отказываюсь, следовательно, ты никого этим не испугаешь”. В это время мы подошли к его дому. Я сказал ему, что в таком случае пришлю к нему своего секунданта, — и возвратился к себе».

Дуэль состоялась на горе Машук, вечером, во время страшной грозы и ливня. Сразу после нее Мартынов поехал сдаваться коменданту Пятигорска. Он был арестован, несколько дней провел в камере с двумя преступниками — один неистово молился и читал вслух отрывки из Библии, второй его перебивал грозными ругательствами. Потом Мартынова ждала гауптвахта в киевской крепости, но уже спустя три месяца он освободился. 

Роберт Шведе, портрет Михаила Юрьевича Лермонтова на смертном одре, 1841 год

Жил в Киеве, где был обязан в течение 15 лет публично каяться за свое преступление — это наказание для него определила Киевская духовная консистория. Мартынов исправно молился, стоя на коленях перед иконами, и вроде как искренне раскаивался. С литературой он завязал, лишь несколько раз садился писать свою «исповедь», но всякий раз не мог изложить в тексте что-либо вразумительно. Срок покаяния ему все же сократили до 5 лет, но общественное порицание было столь велико, что прямо на улице ему могли плевать в лицо еще долгие годы. Мартынов принимал эти унижения смиренно. Его жизнь была разрушена, он стал изгоем, существом более презренным, чем Дантес. Ему чудом удалось завести семью.

Каждый год в день роковой дуэли Мартынов отправлялся в монастырь и заказывал панихиду по Лермонтову, а потом возвращался домой в мрачнейшем состоянии и пил. Он умер в 60 лет, в 1875-м. Но даже после смерти рок настиг его: в 1924 году в усадьбе, где он был похоронен, Советская власть разместила Алексеевскую школьную колонию. Дети разрыли семейный склеп убийцы Лермонтова, разорили его и выбросили останки Мартынова в местный пруд — это была страшная месть за Михаила Юрьевича. Кстати, сам Мартынов просил похоронить его в любом другом месте, только не в семейном склепе, и никак не подписывать его надгробие — словно предчувствовал такой поворот событий.

Как на дуэль отреагировали в обществе

Секундант Лермонтова Александр Васильчиков только спустя 30 лет после роковой дуэли решился детально описать произошедшее на горе Машук и дать исчерпывающую характеристику поэту и всей этой трагичной истории:

«В Лермонтове… было два человека: один добродушный для небольшого кружка ближайших своих друзей и для тех немногих лиц, к которым он имел особенное уважение, другой — заносчивый и задорный для всех прочих его знакомых. Он был шалун в полном ребяческом смысле слова, и день его разделялся на две половины между серьезными занятиями и чтениями, и такими шалостями, какие могут прийти в голову разве только пятнадцатилетнему школьному мальчику; например, когда к обеду подавали блюдо, которое он любил, то он с громким криком и смехом бросался на блюдо, вонзал свою вилку в лучшие куски, опустошал все кушанье и часто оставлял всех нас без обеда.

Обедая каждый день в Пятигорской гостинице, он выдумал еще следующую проказу. Собирая столовые тарелки, он сухим ударом в голову слегка их надламывал, но так, что образовывалась только едва заметная трещина, а тарелка держалась крепко, покуда не попадала при мытье посуды в горячую воду; тут она разом расползалась, и несчастные служители вынимали из лохани вместо тарелок груды лома и черепков.

Лермонтов не принадлежал к числу разочарованных, озлобленных поэтов он был вполне человек своего века, герой своего времени: века и времени, самых пустых в истории русской гражданственности. вообще, нелюбим в кругу своих знакомых в гвардии и в петербургских салонах; при дворе его считали вредным, неблагонамеренным и притом, по фрунту, дурным офицером, и когда его убили, то одна высокопоставленная особа изволила выразиться, что «туда ему и дорога». Все петербургское великосветское общество, махнув рукой, повторило это надгробное слово над храбрым офицером и великим поэтом».

Портрет поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, 1839-1840 годы 

Писатель Александр Тургенев в письме Жуковскому отзывался о смерти поэта с огромной болью: «Какие ужасные вести из России! Сердце изныло: Лермонтов убит на дуэли — каким-то Мартыновым, pour une affaire de gaimain ничего более не знаю Вот что Вяземский Булгакову о дуэли Лермонтова: „Он уже много исполнил и еще более обещал. В нашу поэзию стреляют удачнее нежели в Лудовика Филиппа, второй раз не дают промаха. На Пушкина целила по крайней мере французская рука, а русской руке грешно было целить в Лермонтова“».

А вот дальний родственник поэта по материнской линии, журналист Илья Арсеньев не питал никакой симпатии к Лермонтову:

«Как поэт Лермонтов возвышался до гениальности, но как человек он был мелочен и несносен. Эти недостатки и признак безрассудного упорства в них были причиною смерти гениального поэта от выстрела, сделанного рукою человека доброго, сердечного, которого Лермонтов довел своими насмешками и даже клеветами почти до сумасшествия. Мартынов, которого я хорошо знал, до конца своей жизни мучился и страдал оттого, что был виновником смерти Лермонтова».

Николай I ненавидел Лермонтова, а потому испытывал схожие эмоции, узнав о его гибели. А императрица Александра Федоровна сильно горевала о нем, о чем писала своей подруге Бобринской: «Вздох о Лермонтове, об его разбитой лире, которая обещала русской литературе стать ее выдающейся звездой…»

Из всей этой истории глобальный вывод сделал только военный инженер, генерал Андрей Дельвиг. В трагической гибели поэта от руки посредственного человека он увидел то, что станет причиной исторических катастроф в ХХ веке: «Посланный в Киев на церковное покаяние… Мартынов участвовал на всех балах и вечерах и даже сделался знаменитостью. Каждый век российской истории рождает своих геростратов. Кто-то из них поджигает, кто-то из-за угла убивает, кто-то разваливает государства …»

Подготовил Алексей Черников


Читайте также

В тренде на этой неделе

Разгромный ответ американского журналиста на вопрос: «Почему Путин не хочет улучшить ужасную жизнь людей за пределами Москвы и СПб?» (ФОТО)

Загруженность дорог Подмосковья оценили в 6 баллов вечером 6 сентября

Очередная подлая дезинформация: Новый вброс «ура-патриотов» на службе бакинских нацистов

Пробки на дорогах Подмосковья оценили в 5 баллов утром 6 сентября

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я