Апрель 2010
Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010
Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010
Декабрь 2010
Январь 2011
Февраль 2011
Март 2011
Апрель 2011
Май 2011
Июнь 2011
Июль 2011
Август 2011
Сентябрь 2011
Октябрь 2011
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017 Май 2017 Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018
Апрель 2018
Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024
1 2 3 4 5 6 7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Поиск города

Ничего не найдено

Как Крещение Руси повлияло на социальную жизнь и обычаи в благотворительности

0 335

Почему бы нам не сработать на опережение и ударить по Банковой?!

Памфилова: Явка на выборы в Курской области – ответ на действия Киева

Очередная подлая дезинформация: Новый вброс «ура-патриотов» на службе бакинских нацистов

Фицо рассказал, почему СМИ не уделяют внимание подрыву "Северных поток"

Точная дата Крещения Руси в 988 году внуком великой княгини Ольги, первой правительницей страны, принявшей христианство, неизвестна. Поэтому событие отмечают в день памяти святого князя Владимира – 28 июля.

Само христианство на Руси стало единственной и общепринятой религией далеко не сразу. В Киеве Владимир использовал для этого «административный момент» – «Если кто не придет завтра на реку (креститься – Ред.)…, будет мне врагом», – сказал князь. В Новгороде в 990 году воевода Владимира Добрыня крестил, по сообщению «Повести временных лет», «огнем и мечом». А еще были Ростов, Муром и другие города, их жители отчаянно сопротивлялись новой вере.

В XII веке в Киеве еще жили волхвы. «Повесть временных лет» сообщает о появлении волхвов в Киеве, Ростовской земле, Белоозере, Чудской земле и Новгороде. Конечно, волхвы в летописи, которую составлял православный монах, – персонажи отрицательные, но важно то, что, даже по свидетельству официальной летописи, почти через сто лет после крещения они на Руси были. Стоит ли удивляться, что новые христианские традиции входили в жизнь древних русичей очень постепенно.

Тем неожиданнее факты, которые донесла до нас летопись.

Об эксперте

Федор Борисович Успенский – лингвист, директор Института русского языка имени В. В. Виноградова РАН. Член-корреспондент РАН по отделению историко-филологических наук. Автор исследований в области скандинавской филологии, истории и литературы древней Скандинавии и древней Руси, культуры средневековой Европы.

Отмену смертной казни народ не понял

Приняв христианство, Владимир Святославич отменяет на Руси смертную казнь. Автор «Повести временных лет» рассказывает об этом в статье под 996 годом, когда гуманная мера, по-видимому, уже некоторое время действовала.

«Князь ведет себя последовательно, – говорит Федор Борисович Успенский. – Он только что принял крещение и начал новую жизнь. Своему окружению он заявляет: «Боюсь греха». Но его окружение и клир возражают ему, что он поставлен «на казнь злым».  То есть общество, включая монаха-летописца XII века, князя не поняло.

Летописец об отмене смертной казни сообщает, подчеркивая отрицательные последствия: «и сильно умножились разбои». А дальше происходит с современной точки зрения странное – вернуть смертную казнь князя уговаривают епископы: «Следует тебе казнить разбойников, но по проверке». И князь возвращает наказание.

Смертная казнь в России просуществует до 1744 года – ее отменит внучка Петра I Елизавета Петровна.

Милостыня для бедняков и серебряные ложки для дружины

Крестившись, Владимир впервые начал раздавать милостыню и приглашать к себе на пиры киевских бедняков.

«Повелел он всякому нищему и бедному приходить на княжий двор и брать, что надобно, питье и пищу и из казны деньгами. Устроил он и такое: сказав, что «немощные и больные не могут добраться до двора моего», приказал снарядить телеги и, наложив на них хлебы, мясо, рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: «Где больной или нищий, или кто не может ходить?» – сообщает летопись под тем же 996 годом.

Владимир Креститель меняет представление о том, каким должен быть князь и начинает открыто кормить нищих. Но дружина в ответ требует выковать для себя серебряные ложки – чтобы отличаться от других, кому князь благоволит, и Владимир, сказав: «Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиною добуду серебро и золото», – делает это. Он, по-новому, милостивый князь, но одновременно, по-старому, князь щедрый.

Старое понятие «щедрости князя» начинает восприниматься совершенно иначе, постепенно приобретая христианские черты.

«В древние времена в системе власти в Древней Руси нет монархического сумасбродства, которое мы будем наблюдать веке в XV-XVI, – поясняет Федор Успенский. – Во времена Ивана Грозного подданные перед каждым решением государя были поставлены как перед фактом. Но отношения князя и дружины в древнейший период строились иначе – на ощущении взаимной необходимости».

Дружина нужна была князю, чтобы отбирать драгоценности и добро у его врагов и конкурентов, но этим добром хороший князь должен был щедро делиться с дружиной. То есть, в довладимирские времена щедрость князя распространялась далеко не на всех.

По-видимому, понимание княжеской щедрости в те времена было сходным для Руси и Скандинавии, в X-XII веках у двух стран было немало общего. В древнескандинавских сагах мы знаем конунгов, про которых автор говорит «щедрый на золото, но скупой на еду» – помимо дележа добычи после походов, в обычной жизни князь дружину кормил. В русских летописях мы видим и скупого князя – это Игорь, он ходил к древлянам собирать дань трижды (а в первый раз повела его в поход именно обнищавшая дружина), и щедрого князя Владимира.

«Когда адресатом княжеской милости, помимо дружины, стали бедняки, дружина обиделась, – рассуждает Федор Успенский. – По крайней мере, именно так преподносит этот сюжет летописец». Дружина присутствует на пирах, потому что она служит князю, и князь в ответ должен ее кормить и с ней советоваться. Но всех остальных из княжеской казны раньше не кормили.

Лишь отрывочно в древнерусских летописях описываются пиры, на которые князья звали всех жителей города. Мельком упомянуты также сполии – обычай разграбления княжеского имущества после смерти князя, в те несколько дней, пока в город не прибыл новый князь, его преемник. Разумеется, пользовались такой возможностью, в первую очередь, городские низы. Нечто похожее, по словам Федора Успенского, происходило в XII веке после смерти Юрия Долгорукого. Но сполии – не сознательные раздачи милостыни.

Монастыри скорее пугали

Раздачу милостыни князья начинают упоминать среди своих заслуг только во второй половине XI века. «У нас не слишком много данных об этом, но, вероятно, заботой о бедных, раздачей еды и милостыни, как бы мы сказали сейчас, социальной поддержкой, на Руси изначально занимались монастыри», – заключает Федор Успенский.

Монастыри для древних русичей долгое время были местом не особо понятным. Было ясно, что в церкви стираются социальные различия, но это скорее пугало. Вся жизнь древнерусского человека была связана с его родом – человек с рождения жил так, как было положено рождением, и иное могло показаться бесчестием.

Например, когда в 1106 году в Киево-Печерский монастырь постригся правнук Ярослава Мудрого Святослав Луцкий (в «Киево-Печерском патерике» известный как Никола Святоша), его братья Изяслав и Владимир Давыдовичи приезжали в монастырь, чтобы отговорить брата колоть и носить дрова для кухни. Ведь такая работа унизительна и бесчестна для князя! Некоторые из бояр, глядя на происходящее, и вовсе думали, что князь сошел с ума.

Похожая история на несколько десятков лет раньше произошла и с самим Феодосием Печерским. Мать мальчика, происходившая из богатого купеческого рода, не просто противилась его желанию принять постриг, но запрещала ему печь просфоры, силой одевала в одежду, соответствующую статусу. В монастырь он сбежал тайно, причем только со второго раза.

От гарема к европейской династии

После Владимира Святославовича у нас были уже обычные европейские династии, и составители генеалогий тщательно прослеживали степени родства и всех славных предков. Но до Владимира и у самого Владимира у князей был гарем со множеством наложниц, похожий на скандинавский.

«Институт наложниц в Скандинавии был закреплением территориальных, социальных, имущественных связей, – поясняет Федор Успенский. – Либо, отдавая дочь в наложницы важному человеку, более бедная семья получала покровительство семьи более богатой.

Можно подумать, что большой гарем князя Владимира из русской летописи свидетельствует, что он имел контроль над большой территорией, и множество семей стремились закрепить с ним отношения. Слабое место этой версии в том, что никаких ее подтверждений в документах того времени до нас не дошло», – поясняет исследователь.

Христианство вводит в практику христианский брак с единственной законной женой. Но вот дальше происходит интересное – после смерти Владимира престол наследует Ярослав – его сын от языческого брака. Более того, с Ярославом Владимир чуть не начал воевать за несколько месяцев до своей смерти.

«По-видимому, летописец ощущает некоторую потребность ввести в повествование этическую перспективу, – говорит Федор Успенский. – Так появляется логика повествования, в котором Святополк Владимирович сравнивается с Каином, погибшие от его руки Борис и Глеб, которые не стали отвечать насилием на насилие – с Авелем. А Ярослав становится благородным мстителем за братьев.

Кого считали изгоями в Древней Руси

«Очень многое в отношениях торговых людей и князя с его приближенными в древности строилось на честном слове – не на письменном договоре, а на устной договоренности, когда что-то обещал, значит, сделаешь – рассказывает Федор Успенский. – В частности, экономика строилась не на долговых расписках и векселях, а на «рукобитии». Просто пожав друг другу руки, люди считали договор заключенным. А это было важно, ведь, судя по берестяным грамотам, любой купец очень много сделок заключал в кредит».

Список изгоев, найденный в Уставе Всеволода Мстиславича XII века:

«Сын попа, который не обучен грамоте,

купец, не отдавший долга,

холоп, выкупившийся из кабалы

и князь, переживший своих наследников, которому некому передать свою власть».

Что почитать по теме

Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Династический мир Древней Руси,
Петрухин В.Я. «Русь и вси языци»: Аспекты исторических взаимосвязей: Историко-археологические очерки.
Петрухин В. Я. Крещение Руси: от язычества к христианству

Иллюстрации Екатерины ВАТЕЛЬ

Запись Как Крещение Руси повлияло на социальную жизнь и обычаи в благотворительности впервые появилась Милосердие.ru.


Читайте также

В тренде на этой неделе

Разгромный ответ американского журналиста на вопрос: «Почему Путин не хочет улучшить ужасную жизнь людей за пределами Москвы и СПб?» (ФОТО)

Загруженность дорог Подмосковья оценили в 6 баллов вечером 6 сентября

Очередная подлая дезинформация: Новый вброс «ура-патриотов» на службе бакинских нацистов

Пробки на дорогах Подмосковья оценили в 5 баллов утром 6 сентября

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я