Добавить новость
< >
Апрель 2010
Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010
Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010
Декабрь 2010
Январь 2011
Февраль 2011
Март 2011
Апрель 2011
Май 2011
Июнь 2011
Июль 2011
Август 2011
Сентябрь 2011
Октябрь 2011
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017 Май 2017 Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018
Апрель 2018
Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Поиск города

Ничего не найдено

«Я русская женщина и могу терпеть долго»: Ольга Остроумова — о культовых ролях, замужестве и внуках

0 475
«Я русская женщина и могу терпеть долго»: Ольга Остроумова — о культовых ролях, замужестве и внуках

В Киеве обвалилась часть Воздухофлотского путепровода (фото)

Сенат утвердил итоговый доклад комиссии по расследованию преступлений Киева в отношении детей

Как на Руси появился собственный образ Богоматери?

Политолог Козюлин: России выгодно военное сотрудничество с КНДР

Народная артистка РФ Ольга Остроумова из тех людей, слушать которых хочется часами: каждый ее рассказ — мини-спектакль, поставленный без репетиций, с юмором и без намека на звездную болезнь. «Вечерняя Москва» пообщалась с актрисой.

Сегодня Ольга Остроумова активно работает, неизменно по-доброму относится к людям и по-прежнему надежно защищена от звездной болезни самоиронией и какой-то удивительной, неожиданной прямотой.

— Ольга Михайловна, многие считают вашей «визитной карточкой» роль в фильме «А зори здесь тихие…» Она правда мощная, но для меня вершина — «Василий и Василиса». Помню, что подростком прорыдала весь фильм и почти возненавидела вас — за то, что вы так долго не прощали Василия! Вы были совсем молоденькая тогда, а играли такую возрастную роль…

— Мне было лет тридцать пять, кажется. Но меня старили: наносили какой-то невероятный пластический грим, когда сначала сильно растягивают лицо, потом мажут его чем-то похожим на клей, и ты весь покрываешься морщинами.

— А глаза? Они же молодыми остаются.

— Глаза притухают с возрастом, верно, но поскольку в фильме было много игры, их молодость как-то не замечалась. Там все было мощным: рассказ Валентина Распутина замечательный, и партнер у меня был прекрасный. И история абсолютно библейская. До такого прощения надо дожить, чтобы это понять… Помните, в конце жизни Василиса приходит к нему и говорит: «Прости меня за то, что я не могла простить тебя всю жизнь!» А он отвечает: «И ты прости меня!» Эта сцена просто невероятная. Я так благодарна судьбе, что у меня в жизни был этот фильм.

Семейное счастье зависит от туфель: актриса Полина Филоненко написала сценарий для женщин

— Вас сразу утвердили на эту роль?

— Нет, Василису должна была играть Инна Чурикова. Они с Михаилом Кононовым очень хотели повторить успех картины «В огне брода нет», но Панфилов почему-то ее не отпустил — не знаю, почему, может, просто не хотел, чтобы она у других режиссеров снималась. И позвонили мне. Я приехала на Киевский вокзал, чтобы на 34-м троллейбусе доехать до «Мосфильма», но все было перекрыто — была какая-то эстафета. И я пошла на «Мосфильм» пешком, не оттого, что мне так хотелось сниматься, а потому что я так устроена — ну как я могу не прийти, если меня ждут! Эта пунктуальность и обязательность у меня от родителей, наверное. Вошла в кабинет режиссера Ирины Ивановны Поплавской, а рядом с ней сидит какой-то сморчок, оказалось — это Кононов, он в кепке и такой одежде странной, наверное, был на фотопробах. Оглядел меня с ног до головы и говорит: «Нет, не то!»

— А вы не были знакомы? Честно говоря, прозвучало это как-то обидно, если не по-хамски...

— Нет, мы не были знакомы, но в таких словах нет ничего страшного, поверьте. Поймите: он же с Чуриковой сниматься хотел и знал уже, какой это непростой сценарий... Он меня всю картину игнорировал, совсем я им не принималась. Но благодаря этому я была очень собранна, мне, вероятно, хотелось доказать ему, что я — Василиса. А к концу съемок у меня проход был — из калитки в дом по двору. И вдруг Кононов ко мне подошел и говорит: «Вот это, старуха, ты хорошо сделала!» И потом мы с ним отлично общались, не скажу, что дружили семьями, но приняли друг друга абсолютно.

— У меня перед глазами стоит эпизод, когда Василисе приносят похоронки… Очень сильная сцена! Так было прописано в сценарии?

Актер Александр Павлов: Современная «сериальность» своей скоростью уничтожает кинематограф

— В сценарии было написано, что Василисе приносит похоронки председатель сельсовета, она его выгоняет за ворота и падает на деревянный настил во дворе. Я сказала Поплавской, что не знаю, как это играть. Вот тебе дают две бумажки — это все, что осталось от твоих сыновей. Я понимала, что если сейчас упаду — это будет актерская игра и чудовищная неправда — про горе, которое вместить в себя невозможно.

И я убедила Ирину Ивановну, что это нужно снять иначе. По сценарию, Василий приходит, Василиса стоит у комода, поворачивается к нему и говорит: «Сыновей наших, Александра и Степана, убило». Говорит сразу, как только он вошел. Но ведь в нас живут стереотипы — человека надо подготовить к такому известию, как же она может вот так сразу все ему вывалить, в лоб… Я измучилась, с Левитиным (режиссер Михаил Левитин был в то время мужем актрисы. — «ВМ») советовалась. И он мне сказал: «Это же самый родной ее человек!» Но я опять до конца не поняла. И вот наступил день съемок. Я стою у комода и вдруг понимаю, что сейчас произойдет что-то совсем не актерское. Поворачиваюсь, а сказать ничего не могу — губа трясется. Но как-то выдавила из себя: «Сыновей наших, Александра и Степана, убило…» — и вдруг завыла, как в деревнях на похоронах: «Ой вы, мои соколы, да на кого же вы нас оставили…» — и пошла к Кононову, и он меня обнял. Потому что ни подруга, ни соседка, никто не может разделить такое горе, это может сделать только отец этих детей.

Вот она, сложность жизни человеческой. Она ждала его и спасла, может быть, своим ожиданием, сделала так, чтобы Василий вернулся и они вместе оплакали своих детей... Так и сыграли. Грандиозная у меня профессия, она не прощает лжи.

— Ольга Михайловна, давайте «к истокам». С детства в актрисы хотели?

— Сначала мама меня привела в балетный кружок Дворца пионеров, а руководила кружком некая Данилова, женщина лет пятидесяти, тогда мне показалось — пожилая. Занятия уже шли, я встала к станку, естественно, ничего не могла, а Данилова была строга. Я испугалась, и все на этом закончилось. Потом хотела быть… Не знаю кем. Увлекалась Эдит Пиаф, собирала книжки про нее, понимая: это чудо — так петь! У нас дома всегда пели, когда собирались, — папа был учителем в школе рабочей молодежи, к нам часто другие учителя приходили, родные приезжали, и все пели. Потом я два года ходила в Народный театр и еще до школьного выпускного уехала поступать. Мама напекла пирожков в дорогу, билет купили, и я поехала в никуда, у нас даже знакомых не было в Москве, чтобы у кого-то остановиться.

— Как же отпустили-то?

— Да я как-то убедила близких, что поступлю и сразу получу общежитие. В ГИТИСе еще до первого тура были предварительные прослушивания, абитуриентов заводили десятками, а потом говорили, кому остаться. А меня не назвали. Я читала абсолютно не свой репертуар, нечто героическое, а еще у меня был страшно высокий голос, я потом и закурила, чтобы его сделать пониже, погрубее. Такой голос подходил бы травести, но я была очень даже крепенькая. И для меня, как я сейчас понимаю, было страшной неожиданностью, что моя судьба разрешилась так быстро — только приехала, и мне почти сразу сказали «нет». И со мной случилось то, чего вообще не бывало никогда: я забилась под какую-то лестницу и скулила там взахлеб. Но меня точно кто-то держит на этом свете, может, потому, что папины предки, включая любимого моего деда, в семи поколениях священники. На этих прослушиваниях всегда помогали второкурсники и третьекурсники. И я услышала мальчишеский голос, я даже не видела его лица через свои слезы и сопли: «Возьми другой репертуар и иди на первый тур. Ты что думаешь, они тебя запомнили?» Я пошла в деканат с распухшим лицом и носом и говорю: мне негде ночевать. И мне дали место в общежитии на Трифоновской!

В комнате было полно народу, человек семь, если не десять. Я решила взять «Мороз и солнце, день чудесный», пошла с ним на первый тур и в результате прошла до конца. А потом у меня были потрясающие учителя — Варвара Алексеевна Вронская, преподававшая актерское мастерство, и Зоя Дмитриевна Курдюмова, вечный второй режиссер Ростоцкого. Учитель — это не тот, кто тебе назидания преподносит, а тот, от кого ты сам берешь то, что тебе нужно. И я от каждого из них брала… Однажды Вронская позвала нас порепетировать у нее дома, а жила она у Никитских ворот. Мы пришли, она встречает, а с ней вместе выходят два взрослых ее сына-близнеца, у обоих синдром Дауна. Она говорит: «Познакомьтесь, это мой сын Сережа, это мой сын Алеша». Она играла у Станиславского и ушла, и я, увидев их, поняла тогда, почему. Гениальная женщина, какое великое достоинство было в том, как она приняла эту ситуацию.

— Вы заговорили об учителях, а я сразу вспомнила культовый фильм «Доживем до понедельника», в котором вы снимались.

— Вы не поверите, но я сама этот фильм оценила относительно недавно. Включила телевизор, только-только начался его показ, я начала смотреть и не смогла оторваться. Как он вообще мог появиться тогда? Никто не знает. А в наше время историю стремятся переписать кто ни попадя.

— И пока, что ценно, его не пересняли! Кстати, а вы видели ремейк «А зори здесь тихие...»? И как вы, актриса, понимаете смысл ремейков?

— Нет, не видела, не могу, не понимаю и не хочу понимать. Пусть делают, я же не могу запретить, просто смотреть не буду, и все. Отойду, не мое это.

— После нескольких лет работы в ТЮЗе у Хомского вы поработали в Театре на Малой Бронной и перешли в Театр имени Моссовета. Звезды не травили молодую красавицу?

— Вы знаете, нет. И я даже убереглась от трудностей в отношениях с Ольгой Яковлевой.

— Хотя все вспоминают, что рядом с музой Анатолия Эфроса было невозможно… Об этом, кстати, рассказывал и Валентин Гафт.

— Ну у Валентина Иосифовича (третий муж О. Остроумовой. — «ВМ») были свои версии происходящего, и характер тоже непростой. Перед Яковлевой многие пресмыкались, причем даже некоторые внешне независимые люди. Но у меня с ней сохранились совершенно замечательные отношения. Я вообще либо хорошо отношусь к кому-то, либо никак, и есть лишь два человека, с которыми не здороваюсь.

— Вы ведь застали ярких персонажей той театральной поры…

— Это точно. Когда я уходила из ТЮЗа, над ним витал Дух зла — Илья Коган, тогда он был там директором. Я пришла и, абсолютно ничего не зная о нем, сказала: «Илья Аронович, меня приглашают на Малую Бронную, я хочу уйти». А он в ответ: «Понимаете, я ведь могу сделать так, что вас ни один театр не примет!» А у меня все идет не от ума, а как-то изнутри. Я подняла на него глаза и сказала просто: «Но ведь вы этого не сделаете». И как-то обезоружила его, что ли… Я поняла, что он сможет так сделать. И когда он пришел в Театр на Бронную, он его и разрушил. Ну а в Театр Моссовета я ушла с Бронной потом, когда ушли Эфрос и Дунаев. Я помню все эти собрания. Я не понимала, как быть вместе на сцене после того, что было друг другу сказано, а говорились ужасные вещи.

— В итоге ваш театр — какой?

— Какой мой театр… Тот, в котором служу!

— А как вы относитесь к нашумевшим современным постановкам?

— Я была членом жюри «Золотой маски» и несколько раз… изумлялась. Что-то непонятное, чужое мне на сцене было. Будто цель — одна: эпатировать! И всегда найдется зритель, который на такое пойдет. А бывает и просто откровенное дурение. Я вот буду дурить вас, говорить, что это постмодерн, выдавать это за некий «новый современный театр», — а вы верьте, смотрите.

— Простите, не могу не спросить о личном. Тем более, это секрет Полишинеля: вы были замужем за Михаилом Левитиным, потом — за Валентином Гафтом. В одном интервью вы сказали, что пережили крайне болезненный развод с Левитиным. Как вы решились на уход?

— Я русская женщина и могу терпеть долго. Но когда говорю «все», значит «все». Когда наступили на мое женское достоинство, я уже не просто умом или сердцем не стерпела, я поняла, что дальше я либо есть, либо меня нет как человека. Я как жена все узнала последней. 

— Два удивительно сильных, мощных мужчины были рядом с вами. Каково это было?

— Но мощнее оказалась я — мощнее и того, и другого.

— В том смысле, что все тащили на себе?

— Всегда. К моему 75-летию обо мне сделали фильм, я его и не смотрела сначала — ну как-то странно о себе смотреть кино, правда? А потом звонит сын, Миша: «Мама, мне позвонил папа, причем в восемь утра, и кричал — какая у вас прекрасная мама, без нее нет мира, нет жизни, вообще ничего нет, какая она прекрасная!» А позже Левитин позвонил и все то же самое сказал мне. Сейчас все улеглось, мы как-то даже Новый год праздновали вместе, он с Машей, женой, и мы с Валей. И я никогда не мешала детям с ним встречаться. Но боль уходила несколько лет.

— Но и Валентин Иосифович был не прост…

— Валя долго не мог меня принять — такую, какая я есть. У него были, видимо, до этого какие-то другие женщины, другой опыт общения — они все, по его словам, как-то его обирали, трясли, и он все время думал, что я тоже буду его обирать. Зарабатывал он хорошо, мне вот нужно было приложить усилия, чтобы заработать, а к нему деньги шли сами. Я помню, он лежит на даче на диване и говорит: «Нет, мы не подходим друг другу!» А я всегда была «нараспашку», что, кстати, многих отпугивало. Когда он десять раз повторил эту фразу, я сказала: «Если ты еще раз это скажешь, мы расходимся!» И он замолчал. Ну а через несколько лет он все понял. Оказалось, что о нем заботятся, дарят подарки, а он их страшно любил, и никто его не «трясет», а себе я вообще ничего не покупаю. Ему трудно было поверить в то, что я такая, какая есть. Но он это понял. И даже посвятил мне десять строк, конечно же, все преувеличив.

— Это изумительное стихотворение «Освещена лучом…» Он с такой гордостью рассказывал в интервью, что вы читаете на концертах его стихи!

Полностью я оценила их только после его ухода… Я Валю считала человеком без кожи. Как это ни странно: вроде он такой острый, все боятся его языка. А для меня он был олицетворением розы из «Маленького принца»: он выпускал заранее шипы, чтобы не дай бог его не ранили. Он грандиозно мог сказать. Например, мы однажды выпускали спектакль, априори провальный, ставил его Мильграм. Я шла на него, как Зоя Космодемьянская, понимая, что провал неминуем, но отказаться было невозможно. И я попросила Валю посмотреть. Он посмотрел и сказал коротко: «Это что-то из жизни клопов!» И я так же, как вы сейчас, расхохоталась — ну а что было делать?

— Но это правда смешно. А за что-то он хвалил?

— Про антрепризный спектакль «Стеклянный зверинец», поставленный Александром Мариным, сказал: «У тебя эта роль — на «Оскар»! Он говорил сразу то, что у него есть. И я это ценила. Знаю, что он никогда не хотел обидеть кого-либо специально. Но «клубника в сметане — Доронина Таня» — это разве не правда? Кстати, сейчас наконец собирают его четырехтомник, там все лучшее собрано, очень надеюсь его увидеть… Когда мы взяли кредит и купили квартиру, я с ног сбилась, занимаясь ремонтом: все время надо было следить, как и что тут делается. И вот убрали жуткую грязь, все доделали, и Валя приехал. Вошел, покрутил головой и говорит: «А знаешь, как это будет называться? «Музей-квартира Гафта». Ну конечно, я возразила: тут еще и Остроумова будет жить! Смешно и тепло вспоминать… Валя мне как-то рассказал, что Шура Ширвиндт, когда пошли слухи о нашем романе, спросил у него: «Валь, а у тебя правда что-то закрутилось с Остроумовой? Ты что! Она же святая!» Но я не святая, конечно.

— Я думала, что при таких генах все ваши нисходящие поколения пойдут в актеры...

— Внуков у меня пятеро, они замечательные. Актерская, по-моему, только одна — Фаня, но про остальных видно будет… Про последнюю внучку вообще пока ничего не скажу — ей только годик.

— Ну и как вам «поколение гаджетов» в целом?

— У внука Захарки в школе есть читательский клуб, и меня попросили там выступить. Мы с ребятами просто разговаривали. Я им рассказала, как мы эпизод в бане снимали в «А зори…», и про Ростоцкого, и про Виктора Некрасова с его книгой «В окопах Сталинграда». Ах, какая настоящая это книга! Мне потом учительница пишет — ребята в удивлении, такой разговор получился, они не ожидали. И мне было весело и интересно с ними. Я о поколении могу судить лишь по внукам, а с ними есть о чем поговорить. Когда-то давно я читала им на ночь «Капитанскую дочку», мы дошли до того места, когда Пугачев отпустил Гринева из крепости да еще подарил тулуп, Захарка говорит: «Бабуль, а у него есть все-таки совесть!» Как хорошо, что человек в девять лет об этом думает! Кстати, когда про меня к юбилею делали фильм, Захарка сказал, а ему было лет 13–14 тогда: «Я долгое время думал, что бабуля моложе мамы». Возраст я не скрываю.

ДОСЬЕ

Ольга Михайловна Остроумова родилась 21 сентября 1947 года в Бугуруслане Чкаловской области. Народная артистка РФ, лауреат Гос премии СССР. Актриса Театра им. Моссовета.

Работала в Московском ТЮЗе, в Театре на Малой Бронной, в театре «Эрмитаж». В ее фильмографии больше 80 киноролей, в том числе в таких фильмах, как «Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие...», «Любовь земная», «Судьба», «Гараж», «Василий и Василиса» и многих других.


Читайте также

В тренде на этой неделе

Минтранс Подмосковья: дорожная обстановка в Московской области вечером 17 июня

Иерей Александр Туховский - "Прошу писать: "Жертва на нужды священника", от Души и по Совести, помогите нам...!

Отключение электричества в Сочи 19 июня 2024: кто и почему останется без света

Политолог Козюлин: России выгодно военное сотрудничество с КНДР

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я