История двух славянских дев
В эпоху Средневековья между славянами и скандинавами поддерживалась тесная связь. Держалась она не только на торговле, но и на военно-политических интересах и, разумеется, на семейных связях правителей. Считается, что жена одного из шведских конунгов, Сигрид Гордая, была не кем иной, как польской княжной. Эта женщина, которую славяне звали Святославой, хорошо запомнилась варягам своим не по-женски крутым нравом.Болеслав Храбрый, великий князь и первый король Польши, имел в Европе репутацию довольно противоречивую. С одной стороны, он был известен своей беспримерной отвагой, а с другой — постоянно ввязывался в войны с родственными славянскими народами — чехами, киевскими полянами и новгородскими словенами. Кроме этого, король отличался вспыльчивым нравом и сластолюбием — он то женился, то изгонял жен без очевидной причины.Болеслав I Храбрый
В Европе X столетия Болеслав имел родственную душу. Это был непредсказуемый и воинственный король Швеции Эрик V Победоносный. Нрав скандинава был даже покруче, ведь если польский правитель изгнал своего брата, претендовавшего на трон, то Эрик сделал проще — он брата в подобной ситуации отравил. Шведский конунг также донимал соседей постоянными войнами и территориальными претензиями.
Было бы странно, если бы эти два монарха, королевства которых разделяли лишь волны Балтики, не захотели в итоге породниться. Болеслав выдал за Эрика свою сестру Святославу, которую из-за языковых особенностей в Швеции стали называть Сигрид. Это был чисто политический брак, заключенный по расчету. Но король был гораздо старше своей супруги, поэтому долго ей не досаждал — всего спустя три года Сигрид стала вдовой и регентом при наследнике, королевиче Олафе.
Такая перспективная невеста сразу же заинтересовала нескольких европейских монархов, которые были не прочь породниться и с беспокойным Болеславом и со шведской королевской семьей. Наиболее активными женихами были Харальд Гренске, конунг норвежского королевства Гренланд и князь Вышеслав Владимирович (Виссавальд) из Гардарики, старший брат киевского Ярослава.Сигрид Гордая
Вышеслав, княжеский титул которого на тот момент был очень спорным, сразу же был отвергнут Сигрид. При этом назойливый жених продолжал донимать завидную невесту ухаживаниями без малейшего шанса на успех. Харальд был более перспективным кавалером — он был не только знатен, но и хорош собой.
К сожалению, у норвежца был один небольшой недостаток — он уже был женат. Сам конунг Гренланда не видел в этом никаких проблем и откровенно заявил, что никогда не поздно сменить надоевшую старую жену на новую. Как женщине Сигрид такой подход не мог понравиться, ведь всегда есть шанс оказаться на месте опостылевшей супруги.Поэтому когда оба жениха в очередной раз прибыли петь ей дифирамбы и предлагать замужество, Сигрид решила одним выстрелом убить двух кавалеров. Она как следует напоила Харальда и Вышеслава, а потом пригласила в баньку, где заперла и сожгла вместе со свитой. Кстати, в шведской бане с дружиной Вышеслава сгорел и Добрыня, воевода Владимирский и прототип того самого былинного богатыря.
Избавившись от двух самых настойчивых претендентов, суровая Сигрид стала поглядывать по сторонам в поисках более достойных женихов и те не заставили себя долго ждать. Вскоре к вдове явился сам конунг Норвегии Олаф Трюгвассон, который хоть и был наслышан про историю с баней, но за себя особо не переживал.
Конунг Олаф был самоуверен, но скуповат. Первым делом он отправил Сигрид в качестве подарка массивный золотой браслет, который на поверку оказался дешевой подделкой. После разоблачения наглец явился к Святославе лично и начал уговаривать ее выйти за него замуж, соблазняя обширными владениями и могучей армией. При этом верный себе Олаф имел наглость тут же ставить условия потенциальной невесте. Конунг требовал, чтобы Сигрид, остававшаяся язычницей, приняла христианство.Сигрид-Святослава и Олаф Трюгвассон, рисунок Эрика Вереншелля нач. XX века
Между конунгом и Сигрид возникла богословская дискуссия, в ходе которой женщина по полочкам разложила свое отношение к религии и отказалась изменять своей вере, а оппонент ударил ее по лицу, обозвав «языческой собакой». Заступиться за гордую польку было некому, а номер с парной второй раз уже не мог пройти. Поэтому Сигрид ограничилась фразой «Тем самым ты нашел свою смерть», над которой наглец Олаф только посмеялся.
И, как оказалось, зря. Чтобы отомстить неадекватному кавалеру женщина нашла жениха, который смог за нее постоять. Им оказался датский король Свен Вилобородый — давний враг ее покойного мужа. Всего спустя пять лет новый супруг Свен, объединив силы с пасынком Олафом Шетконунгом (сыном Сигрид и Эрика), разбил армию Олафа Трюгвассона. Хам, посмевший поднять руку на сестру польского короля Святославу, был убит, а его земли были присоединены к королевству Свена Вилобородого.Свен I Вилобородый
После всех этих историй, связанных со сватовством и прочими приятными хлопотами, Сигрид получила прозвище Гордая и стала героиней многочисленных шведских и датских саг и хроник. Славянки, вообще, считались в Средние века женщинами серьезными и требовательными.
Это в очередной раз подтверждает история короля Норвегии Харальда III Сурового, который ради того, чтобы добиться руки дочери Ярослава Мудрого долгие десять лет совершал подвиги и сделал неплохую карьеру.
«Дева русская презирает меня» — как викинг Харальд Суровый добивался любви дочери Ярослава Мудрого
Король Норвегии Харальд III Суровый вошел в историю как смелый воин, удачливый политик и конунг викингов, с гибелью которого завершалась трехвековая экспансия скандинавов. Однако известен он и как автор любовных стихов, посвященных дочери Ярослава Мудрого. Посватавшись в первый раз, викинг получил от князя отказ, но через 10 лет он все-таки стал зятем киевского правителя.
Норвежский эмигрант
Исландский историк Снорри Стурлусон в своем своде королевских саг «Круг земной» пишет, что 29 июля 1030 года в битве против сторонников датского короля погиб конунг Олаф Харальдссон. В сражении участвовал и сводный брат Олафа, юный Харальд Сигурдарсон. Историк сообщает, что Харальд был ранен, скрывался от преследователей и в 1031 году убежал: «на восток в Гардарику к конунгу Ярицлейву», так скандинавы называли Русь и ее князя Ярослава, впоследствии прозванного «Мудрым».Хотя молодому викингу было всего 15 лет, он зарекомендовал себя как храбрый и умелый воин, которого киевский князь с радостью принял на службу. Харальд верно служил Ярославу, собирал для него дань и командовал походом в польские земли. Снорри пишет, что уже через три зимы, в 1034 году «отправился Харальд в путь в Грикланд (Греция), и было у него много войска. Держал он тогда путь в Миклагард (Константинополь)».
Ты, конечно, парень хороший, но нет
В Киеве Харальд строил себе неплохую карьеру, но по какой-то причине покинул Русь. Ответ дает сага «Заплесневелая кожа», записанная в 1220 году. В ней говорится, что викинг совершил много подвигов и Ярослав ценил его, но «у конунга Ярицлейва и княгини Ингигерд была дочь, которую звали Элисабет (Елизавета или на славянский манер Елисава)».Фреска XI века в Соборе Святой Софии в Киеве. Дочери Ярослава Мудрого. Елизавета вторая справа
Харальд завел разговор с конунгом, не захочет ли тот отдать ему девушку в жены, говоря, что он известен родичами своими и предками, а также отчасти и своим поведением. Ярослав ответил, что не отдаст Елизавету за иностранца, у которого нет государства для управления и денег для достойного выкупа княжеской дочери.Однако князь уважал воина и сказал, что на время «придержит» 12-летнюю дочь. Харальд решил, что выход один — ехать в Константинополь, Нью-Йорк тогдашнего времени. Только в Византийской империи он смог бы заработать деньги и славу, которые были нужны ему для женитьбы и будущего завоевания Норвегии.
В Константинополь 18-летний Харальд прибыл с пятью сотнями земляков-викингов и оказался в своей стихии. Его отряд сразу ввели в состав элитной варяжской гвардии, которая охраняла византийского императора. Харальд громил пиратов Анатолии и Сирии, 4 года участвовал в сицилийском походе, а в 1042 году при подавлении восставших болгар лично убил их царя Петра Деляна.Византийская варяжская гвардия. Хроника Иоанна Скилицы, XII век
Заработанные в походах и грабежах деньги он отправлял на хранение к своему будущему тестю, а Ярослава не зря прозвали «Мудрым». Киевский князь, видя какие огромные богатства высылает Харальд, понимал, что этого человека ждет большое будущее и долгие десять лет не выдавал Елизавету замуж.Византийцы высаживаются на Сицилии и побеждают арабов. Изображение в хрониках Иоанна Скилицы, XII век
Во время очередного дворцового переворота, в котором варяги принимали непосредственное участие, Харальд попал в опалу и бежал на Русь к Елизавете, которую он видимо по-настоящему любил.
Суровый поэт
Снорри Стурлурсон пишет, что после 10-летней службы, возвращаясь из Константинополя с деньгами, «…каких никто в Северных землях не видел во владении одного человека», Харальд сложил шестнадцать стихотворений, названных «Висами радости». В них суровый варяг в поэтической форме рассказывал, как громил вражеские армии, пережил на море страшные бури, какой он мастер управлять кораблями, ездить на лыжах, скакать на коне и владеть мечом.Каждая виса заканчивалась фразой: «А дева русская все равно презирает меня».
В Киеве Харальд получил от Ярослава заработанное богатство и зимой 1043–1044 годов женился на Елизавете. Кроме скальдов брак подтверждает средневековый историк Адам Бременский и исландские анналы. До свадьбы Харальд по просьбе будущего тестя пошел в поход на Константинополь, который не успел перерасти в войну и закончился миром.
Норвежский король
Весной 1044 года с огромными богатствами, верной дружиной и женой Харальд отправляется на родину и через два года становится королем Норвегии. Он успешно воевал с Данией и Швецией, что укрепило его положение в Скандинавии, а за жесткое правление и подавление внутренних восстаний получил прозвище «Суровый». Елизавета родила королю дочерей-близнецов — Марию и Ингигерду.В 1046 году, нарушая христианские законы, Харальд женился на дочери влиятельного норвежского вельможи по имени Ингигерда. От этого брака у него родились сыновья — Магнус и Олаф. Скорей всего второй женитьбой король искал союзников среди местной знати, которая неохотно его приняла. Но Елизавету Харальд продолжил любить: это подтверждает и то, что во время похода в Англию в 1066 году он, по сведениям саг «Круг земной» и «Хульде», взял первую жену и дочерей с собой.Семью король оставил на Оркнейских островах, а сам вместе с воинами отправился завоевывать трон Англии. Харальд, как и полагается настоящему викингу, погиб в сражении. В сентябре 1066 года в бою при Стамфорд-Бридже саксонская стрела попала в горло конунга, и он захлебнулся кровью.В саге «Хульде» говорится: «в тот же день и тот же час», когда стрела убила Харальда, скончалась и дочь конунга Мария. Оставшиеся жена и дочь, дождавшись зимы, ушли в Скандинавию. После этого русская княжна Елизавета исчезает со страниц саг, а Ингигерда выходит замуж за датского короля Олафа Свейнссона. У Елизаветы была не самая тяжелая судьба из дочерей Ярослава Мудрого.
https://bigpicture.ru/stroptivaja-nevesta-sigrid-gordaja-uni...
https://bigpicture.ru/deva-russkaya-preziraet-menya-kak-vik/