«Спортивная Цусима» Российской империи
«Наши юноши не умеют метать дисков и копий, не умеют ни плавать, ни бегать, ни прыгать, наши стрелки уступают стрелкам других стран, наша интеллигенция, опередившая во многом отношении интеллигенцию Запада, хила и немощна физически». Такие настроения царили в правой российской общественности после Олимпийских игр, прошедших в 1912 году в Стокгольме. Империя отправила на спортивный мировой смотр внушительную делегацию, однако результаты оставили желать лучшего.
Россия и появление олимпийского движения
Мировое олимпийское движение было основано в 1892 году после знаменитого доклада французского общественного деятеля Пьера де Кубертена в Парижском университете. Инициатива возродить международные спортивные смотры античности были встречены в Европе с энтузиазмом. Одним из соратников барона был и уроженец Российской империи, генерал Алексей Бутовский. Военный педагог и популяризатор физического воспитания в армии, стал членом Международного Олимпийского Комитета и участвовал в проведении первых игр, состоявшихся в Афинах в 1896 году. Впоследствии он вспоминал:
«Игры кончились. Гости уехали, унося с собой хорошие воспоминания об этом новом для себя торжестве, настоящем празднике молодости, об этих светлых весенних днях под южным небом, о гостеприимстве и радушии хозяев».
Российские атлеты не поехали в Грецию несмотря на высокое положение Бутовского. В империи пока были слабо развиты спортивные общества, а идея о международных олимпийских стартах прошла практически незамеченной. Тем не менее, уже на вторые игры, состоявшихся в Париже в 1900 году, отправились атлеты из Российской империи. Это были фехтовальщики Пётр Заковорот и Юлиан Мишо, уроженцы Царства Польского. Медалей они не завоевали.
Олимпиада 1904 года в Сент-Луисе прошла без участия российских атлетов. Однако уже на следующий международный спортивный смотр в Лондоне в 1908 году от империи отправилась внушительная делегация. Главную роль в этом сыграли спортивные общества крупных российских городов. В Великобританию отправились и атлеты из Великого Княжества Финляндского, которое уже имело свой олимпийский комитет. Именно с ними был связан один из скандалов Олимпиады. Финны хотели принять участие в открытии игр и продемонстрировать свою государственную символику. Российские чиновники запретили им это делать — вместо этого они предложили использовать общеимперский флаг и герб. Это финны делать отказались, но всё же их сборная присутствовала на открытии — без символики.
Игры в Лондоне стали успешными для обеих сборных. Российские спортсмены смогли завоевать 1 золотую и 2 серебряные медали. Первым отечественным олимпийским чемпионом стал фигурист Николай Коломенкин-Панин (в начале 20 века ещё не было разделения на зимние и летние олимпийские игры). Финские атлеты увезли из Великобритании 5 медалей, в том числе одну золотую.
Империя едет побеждать
Успех российских спортсменов в Олимпийских играх стал одной из причин основания в 1911 году собственного олимпийского комитета. Увеличение популярности международных атлетических смотров заставили российских чиновников обратить на это внимание. Победы на соревнованиях могли поднять престиж империи. Да и успехи Финляндии на спортивном поприще не были не замечены в Санкт-Петербурге.
Для участия в Олимпийских играх в Стокгольме Россия собрала внушительную делегацию. В Швецию отправились 181 атлет. Ещё до отправки на олимпийские старты возник вопрос о финском участии в соревнованиях. Российские власти не хотели, чтобы Суоми представляла свою страну отдельно. С другой стороны, Финляндия уже имела свой олимпийский комитет и с точки зрения международного движения являлась отдельной страной. Споры о статусе атлетов из Великого Княжества стали красноречивым отражением кризиса, в котором находились отношения автономии и империи на фоне политики русификации. Стороны пришли к компромиссному решению. Обе стороны приняли участие в церемонии открытия со своей символикой, правда финны шли сразу вслед за российскими спортсменами.
Олимпиада в Лондоне был полна разнообразных скандалов. Судейские ошибки, плохой инвентарь, различное отношение к делегациям из разных стран — уже после соревнований поданные к организаторам протесты были изданы отдельной книгой, насчитывавшей 56 страниц. Проблемы не обошли стороной и российских атлетов.
Вот как, например, описывал организацию соревнований Михаил Плешков, участник состязаний в конкуре: «Отношение шведов к нам было далеко не дружелюбным. Наши лошади были поставлены в конюшни на верху скалы, где совершенно не было места для галопа, тогда как лошади других наций стояли в конюшнях на берегу моря и имели чудные места для упражнений».
Напряжённая ситуация складывалась и в отношениях между российской и финляндской делегациями. С самого начала соревнований атлеты из Суоми демонстрировали свою государственную символику, что раздражало русских спортивных чиновников. В частности, присутствовавший на Олимпиаде генерал Владимир Воейков писал: «Из неуместных проявлений политического характера… на Олимпийских играх в Стокгольме за финляндцами должно быть сохранено первое место». Шведские власти же способствовали появлению финской символики. Лишь после официальной ноты российского министерства иностранных дел Стокгольм пообещал Петербургу не разрешать её демонстрацию во время соревнований.
Соперничество финнов и русских проходило не только за пределами арен, но и внутри них. Одним из самых запоминающихся моментов Олимпиады стал поединок борцов Мартина Клейна (эстонца, представлявшего Российскую империю) и Альфреда Асикайнена. Он длился рекордные 11 часов 40 минут и завершился победой российского атлета, завоевавшего в итоге серебряные медали.
Однако общий итог Олимпиады для России был удручающим. Несмотря на внушительное представительство, империя смогла завоевать лишь 5 медалей, среди которых не было ни одной золотой. Финны же, напротив, получили в свою копилку 26 наград (из них — 9 золотых). Спортсмены из Суоми заняли 4-е место в общем медальном зачёте, уступив атлетам из США, Швеции и Великобритании.
Выводы сделаны
Удар был ошеломляющим. Никто из россиян не стал олимпийским чемпионом, а в сравнении с финляндской сборной выступление можно было считать провальным. Общество, ещё недавно относившееся к самой идее проведения Олимпийских игр с изрядной долей скепсиса, остро отреагировало на результат российских спортсменов. В прессе соревнования прозвали «спортивной Цусимой». Журналисты (прежде всего, из правого политического спектра) сокрушались провалу и пытались объяснить, почему же большая Россия проиграла в общем зачёте, например, маленькой Финляндии? В частности, издание «К спорту» подвело печальный итог: «…Мы оказались хуже всех. Наша безалаберность, авось и небось, отсутствие дисциплины, отсутствие плана и умения его выполнить — дилетантство, недоделывание, — все это сказалось и на нашей команде: она проявила свои качества во всей их полноте…».
Многие пришли к выводу, что причиной провала была апатия общества и государства к вопросу физического воспитания населения. Чем больше занимающихся спортом — тем больше потенциальных олимпийских чемпионов, арифметика предельно простая. «Если заботы о народном здравии входят в обязанности городского самоуправления, то первой и самой благородной из форм такой заботы о народном здравии является распространение спорта», — писал журналист «Нового времени» Александр Пиленко.
Выводы, впрочем, были сделаны. Чиновники реформировали Российский олимпийский комитет и расширили его состав, включив туда представителей спортивных обществ из разных городов империи. Занятие физической культурой приветствовалось, государство поддерживало работу различных объединений. Россия прилагала множество усилий, чтобы добиться реванша на следующих Олимпийских играх. Они должны были пройти в 1916 году в Берлине.
Государство поддерживало и организацию внутренних соревнований с широким представительством спортсменов. Базой для их проведения стали армейские структуры. В 1913 и 1914 годах в Киеве и Риге прошли «Всероссийские олимпиады», в которых приняли участие сотни атлетов со всей страны. Казалось, традиция закрепляется — но уже во время соревнований в Риге Россия вступила в Первую Мировую войну. Прямо из арен спортсмены отправлялись на мобилизационные пункты.
Олимпийские игры в 1916 году не состоялись, а в 1920 году на соревнованиях в Антверпене русских атлетов не было. Советская Россия не была признана участником международного олимпийского движения. Стокгольмская «Цусима» стала последней Олимпиадой Российской империи. СССР же сможет принять участие в соревнованиях лишь в 1952 году в Хельсинки.