Добавить новость
< >
Апрель 2010
Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010
Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010
Декабрь 2010
Январь 2011
Февраль 2011
Март 2011
Апрель 2011
Май 2011
Июнь 2011
Июль 2011
Август 2011
Сентябрь 2011
Октябрь 2011
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017 Май 2017 Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018
Апрель 2018
Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

Аверкий, миссионер Российских окраин

0 3495
Аверкий, миссионер Российских окраин

Ильин день 2024 - что можно и чего нельзя делать в день Ильи Пророка

Открытие летней Олимпиады-80 в Москве: Брежнев на трибуне, обращение космонавтов, первое появление Мишки

Площадь Европы у Киевского вокзала в Москве переименовали в площадь Евразии

В Кремле заявили, что не носят "розовых очков" в отношении Трампа

87654234234.png

В наше время, когда, кажется, уже все подробности российской истории, особенно те, что касаются ближайших к нашему времени столетий, тем не менее, открываются новые имена, имеющие непосредственное отношение к освоению огромных российских пространств, принесению на дальние земли Православной веры. Среди них – архимандрит Аверкий, миссионер, потрудившийся как на западных, так и на дальневосточных окраинах Российской империи, своими трудами и молитвами снискавший уважение среди своих современников. А ныне собираются материалы к его прославлению в лике святых. Что сформировало этого человека, какими сложными и порой парадоксальными путями пришел он своему служению? Как повлияло на него общение с праведным Иоанном Кронштадтским, и как он попал на Дальний Восток?

На рубеже ХIХ и ХХ веков, в период заселения и освоения Южно-Уссурийского края, когда на новых российских землях уже утвердилась Православная Церковь, в 1898 году в крае появилась самостоятельная Владивостокская епархия, путем разделения Камчатской на неё и Благовещенскую. Новая епархия в силу удаленности и малоосвоенности края сразу испытала острый дефицит священнослужителей, и в это время в край прибыл священник, игумен Аверкий.

Он оказался примечательной личностью, опытным миссионером, послужившим в самых разных местах Российской империи, а после службы на Чёрном море решившим продолжить её на Тихом океане. Послужив корабельным священником на крейсере «Димитрий Донской» Тихоокеанской эскадры и узнав о создании новой Владивостокской епархии, он предложил ей свои услуги.

Во Владивостокской епархии его приняли с большим уважением. Он был направлен на службу в один из самых первых приходов края, Ольгинский, дальний и важный для епархии, где прослужил четыре года, окормляя приходы ещё нескольких ближних поселений за-Ольгинского подрайона. Вскоре он как опытный миссионер, в которых так нуждался новый край, был направлен на миссионерскую службу. В течение последующего десятка лет служил в большинстве самых крупных миссионерских станов епархии. Был известен как человек праведной жизни, пострадавший от рук иноверцев. Имел много наград и высокий сан архимандрита. Последние годы жизни провел на своей родине.

Правящим архиереем Арсеньевской епархии епископом Арсеньевским и Дальнегорским Гурием принято решение, по согласованию с архиереями Йошкар-Олинской и Забайкальской митрополий, начать подготовку материалов для  канонизации архимандрита Аверкия в сонме праведников.

Будущий миссионер родился 7 (20) октября 1847 года в крестьянской семье деревни Савино Царевококшайского уезда в зажиточной крестьянской семье Даниила Петровича и Вассы Феодоровны Бойковых-Котомкиных. Двадцатый век оставил потомкам слишком немногие подробности биографий дореволюционных священников, даже фамилия архимандрита Аверкия до сих пор остаётся доподлинно неизвестной и вызывает споры. Наиболее признанной считается фамилия Бойков. Однако, наравне с этой фамилией, нередко упоминается и другая – Котомкин.  Правнучатая племянница праведника Т.И. Яроцкая придерживается второй версии, на ней настаивала её мать. Во избежание грубой ошибки с фамилией праведника мы используем пока обе версии, указывая обе фамилии – Бойков-Котомкин.

Деревня, где он родился, была приписана к приходу Рождества Пресвятой Богородицы села Семёновка, расположенном в двух километрах от города Царёвококшайск (ныне – город Йошкар-Ола) Казанской епархии. В этом храме младенец и был крещён с именем Андрей.

В молодые годы, до 22 лет, Андрей жил в родительской семье, помогая по хозяйству, женился на благочестивой девушке и имел двух детей. В этом возрасте, в минуты душевной смуты, оставив родных, удалился в Турецкую империю, приняв её подданство, в чём раскаивался всю оставшуюся жизнь.

В 1870-е годы вернулся в Россию и через несколько лет вернул русское подданство. В последующие годы довелось ему пожить в Раифской пустыни, а в 1877 году по личному прошению Андрей поступил в Свияжский  монастырь.

02.jpg

Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь был основан в 1855 году архимандритом Германом (Садыревым-Полевым), известном на ныне как святитель Герман, Казанский чудотворец. Монастырь являлся главным духовно-просветительским и миссионерским центром Казанской епархии и Среднего Поволжья в течение ХVI–VII веков. С середины XVIII века стал монастырем первого класса и входил в двадцатку самых богатых монастырей Российской империи.

25 сентября (24 октября) 1879 года указом Казанской духовной консистории молодой человек был определён в число послушников этой обители, где под руководством опытных в духовной жизни пастырей преодолевал личные сомнения и искушения. Здесь, у мощей святителя Германа, много молился, нёс послушание в монастырской лавке. Через земляков-богомольцев послушник получил от супруги одобрение на то, чтобы остаться в монастыре. «Я желаю до конца своих дней идти тем путём, на который меня призвал Господь», – говорил он в это время. Его супруга дала на это согласие, прожив до конца своей жизни в доме его родителей, воспитав сыновей и стяжав достойную христианскую кончину.

23 декабря 1879 года послушник Андрей Бойков был пострижен архимандритом Ювеналием в монашество с именем Аверкий – в честь равноапостольного Аверкия Иерапольского, а 18 января следующего года монах Аверкий был рукоположен во иеродиакона, 21 февраля того же года – во иеромонаха. Подав прошение, священник был переведён в Раифскую Богородицкую пустынь, где и подвизался до 1883 года.

Раифская Богородицкая пустынь основана в 1661 году на месте скита, основанного монахом Чудова монастыря Филаретом, прибывшим в Казань в 1613 году, и расположена на берегу Раифского озера.

11 февраля 1983 года, подав новое прошение, иеромонах Аверкий был переведён в Волынскую епархию, в Кременецкий Богоявленский монастырь, основанный в 1636 году на польских землях во времена Владислава IV Вазы волынским шляхтичем православного вероисповедания Лаврентием Древинским. Устройство обители благословил митрополит Киевский святитель Пётр (Могила) и объявил её подчинённой патриарху Константинопольскому. В 1725 – 1839 годах монастырь пережил униатский период, вернувшись потом в лоно Православия. Здесь, в Забужье, требовались серьёзные миссионерские усилия по сдерживанию распространения католичества. В 1887 году за активную деятельность по поддержке Православия в этих землях иеромонах Аверкий был награждён набедренником и объявлен пожизненным членом созданного здесь братства.

25 апреля 1884 года архиепископом Волынским и Житомирским Тихоном (Покровским) отец Аверкий был откомандирован для служения в Крестовой церкви Волынского архиерейского дома. А на следующий год новый архиерей Палладий (Ганкевич) назначил его членом строительного комитета и, чуть позже, членом  домоуправления Волынского Архиерейского дома. 17 октября 1887 года иеромонах Аверкий был назначен исполняющим обязанности настоятеля Загоровского Рождество-Богородицкого монастыря, а в ноябре указом Святейшего Синода его утвердили в должности настоятеля.

03.jpg

Загоровский монастырь, основанный в селе Загоровской Волице Владимир-Волынского уезда Волынской губернии, существовал ещё до середины XVI века. В 1719 году принял унию, а в 1939 был возвращён в Православие. В 1921 году, когда данная территория принадлежала Польше, вновь попал к греко-католикам.

За ревностное служение в 1886 году отца Аверкия наградили набедренником, а в октябре 1887 года он был высочайше утверждён пожизненным членом Палестинского православного общества и пожалован соответствующим знаком на голубой ленте. На следующий год за содействие целям Холмского Свято-Богородицкого братства избран Советом братства пожизненным членом оного с правом ношения на груди соответствующего знака.

1 сентября 1988 года иеромонах Аверкий был награждён Священным Синодом саном игумена и направлен на служение в Иркутскую епархию.

Осенью 1888 года игумен Аверкий прибыл в Забайкалье. Он вызвал доверие епархиального начальства и по решению архиепископа Иркутского и Нерчинского Вениамина (Благонравова) был утверждён помощником начальника противораскольнической Забайкальской миссии, нуждавшейся в опытных, активных миссионерах.  Инструкцией в обязанности миссионеров вменялось «просвещение новокрещеных инородцев». Главным средством такого просвещения признавалась школа, а также распространение миссионерской «инородческой» литературы. В конце ХIХ века в Забайкалье стали переселяться и корейцы. Здесь у игумена появился первый опыт работы среди корейцев. Позже, он пригодился ему в Южно-Уссурийском крае.

В 1890 году отец Аверкий был назначен игуменом самого дальнего в Забайкалье, Иоанно-Предтеченского, монастыря, расположенного в Чикойских горах на вершине хребта, в семи верстах от поселения Урлук, что недалеко от границы с Монголией. 

04.png

Эту горную обитель называли «Забайкальским Афоном», и хотя просуществовала она лишь около века, её влияние и значение трудно переоценить. Основной задачей этой отдалённой обители была миссионерская работа среди коренных народов Забайкалья, исповедовавших буддизм, а также работа со старообрядческим населением этих мест. Игумен Аверкий стал шестым из тринадцати её настоятелей. Он продолжил трудный путь миссионерства в этих суровых, малообжитых местах, начатый основателем этой обители и первым её настоятелем, преподобным Варлаамом, пустынником Сибирским.

Забайкальские исследователи (Ю.В. Биктимирова, И.И.Свистунов) в своих трудах называют игумена Аверкия одним из самых грамотных и уважаемых настоятелей Чикойского монастыря, подчеркивая, что в своём многотрудном служении в этой дальней обители, затерянной в Чикойских горах, игумен проявил качества строгого настоятеля, не терпящего никакой праздности. За соблюдением богослужебного порядка в это время следил старец Евлампий и был настоящей опорой предстоятелю. Как и многие святые отцы, игумен Аверкий учил братию монастыря не столько словом, сколько личным примером: помимо неизменного усердия в молитвенном делании, он сам ежедневно занимался хозяйственными делами, обустройством обители.

05.jpgАрхиепископ Иркутский Тихон (Троицкий) ценил игумена Аверкия. В 1894 году в «Иркутских епархиальных ведомостях» было напечатано небольшое сообщение о переводе настоятеля Чикойской обители игумена Аверкия в Иркутский Вознесенский первоклассный мужской монастырь. Однако этот перевод не состоялся, т.к. в этом же году Указом Святейшего Синода в пределах Забайкальской области была образована самостоятельная Забайкальская и Нерчинская епархия с открытием в Чите епископской кафедры, в подчинение которой отошёл и Чикойский монастырь. Со своими сомнениями, идеями и размышлениями игумен Аверкий решил отправиться в Санкт-Петербург, куда и прибыл весной 1895 года. Были планы подать прошение в Священный Синод о переводе в одну из центральных губерний. Однако при подъезде к столице империи  планы священнослужителя поменялись, и он устремился к знаменитому духовному пастырю, которого почитала вся Россия – отцу Иоанну Сергееву, известному как Иоанн Кронштадтский. Игумен смог, несмотря на пасхальные торжества и стечение огромных масс народа, не только встретиться со знаменитым пастырем, но и отслужить вместе с ним десять Божественных литургий в Кронштадтском Алексеевском соборе. Это целительно подействовало на его душу. Благодаря этой поездке отец Аверкий почувствовал уверенность в себе и в своём предназначении.

Из этой поездки отец Аверкий привёз в монастырь уникальную икону на холсте «Распятие Иисуса Христа с предстоящими». Образ работы петербургских мастеров освятил сам отец Иоанн Кронштадтский и подарил его игумену Аверкию как благословение забайкальской обители со словами напутствия: «Продолжай службу в Сибири, молись и будешь здоров, терпи – спасёшься».

Икона пребывала в обители до 1915 года, когда от сильного лесного пожара пострадала местность вокруг Чикойской обители и был организован перенос обители на территорию Спасского собора Старого Селенгинска. Для закрытия монастыря в Чикойских горах находилась масса причин, связанных с удалённостью обители, отсутствием хлебопашенных земель и малонаселённостью края, однако главной причиной переселения называлось исчезновение воды в монастырских колодцах.

По приезду отца Аверкия, 16 января 1896 года, он предстал перед епископом Забайкальским и Нерчинским Георгием (Орловым), так как ещё 12 марта 1894 года архиереем было дано распоряжение, чтобы игумен вновь принял обязанности настоятеля Чикойского Иоанно-Предтеченского монастыря.

Известно, что при игумене Аверкии началось явное почитание преподобного Варлаама. 8 февраля 1896 году он попросил благословения у епископа Георгия на строительство небольшой, деревянной, как и все прочие постройки монастыря, церкви во имя преподобного Варлаама, игумена Печерского, имя которого носил отошедший ко Господу первый строитель монастыря. Он подал рапорт, в котором написал: «Память о почившем подвижнике свято чтится не только между окрестными жителями, но и в дальних окраинах Забайкалья, и многочисленные посетители и богомольцы, совершая панихиды на могиле его, с благоговением посещают и место подвигов его».

В 1896 году над пустынной кельей подвижника Варлаама был построен новый храм на каменном фундаменте.

Кроме того, новый игумен сумел приобрести для этой церкви колокол весом 50 пудов.  2 октября того же года он освятил храм во имя преподобного Варлаама, Печерского Чудотворца, духовного покровителя первого игумена. Так было отмечено пятидесятилетие со дня преставления святого подвижника (канонизирован 23 июня 1984 года в составе Собора Сибирских святых).

В Ямаровке, расположенной от монастыря в более чем двухстах километров, действовал открытый полвека назад первый минеральный лечебный источник Забайкалья. Это было существенное медицинское подспорье для населения. В 1896 году он был официально признан лечебным и имеющим общественное значение. Началась его застройка частными дачами желающих полечиться. Игумен Аверкий, бывая здесь, видел, что для болящих людей скромного достатка условий нет. Он распорядился устроить на источнике Пантелеимоновский скит с церковью и небольшой богадельней.

При этом, несмотря на отдалённость, отдыхающие нередко заезжали в монастырь, и игумен среди потенциальных жертвователей в своих отчётах отмечает и «посетителей Ямаровских минеральных вод».

 В 1897 году отец Аверкий неожиданно покинул обитель. Его отсутствие затянулось, духовные власти не знали, что и думать. Ситуация разъяснилась только в годы революции, когда от него в Забайкальскую консисторию пришло прошение о возвращении ему иконы, подаренной праведным Иоанном Кронштадтским. Тут же он пояснил причину самовольного оставления обители: «Выехал в Крым на лечение. Не имея денег, устроился на службу в военный флот. Переведён в Порт-Артур. А образованная Владивостокская епархия в лице архиерея Евсевия взяла меня». Его прошение рассмотрел епископ Забайкальский и Нерчинский Мелетий (Заборовский). На прошении отца Аверкия владыка написал резолюцию: «Выслать икону в Царевококшайск в с. Семёновку».

По неизвестной причине икона не была отправлена – образ остался в Чикойской обители до её закрытия (перемещения). Монахи, покидая обитель, спрятали икону в лесу, сообщив об этом одной семье из ближнего села Голдановка. Икону действительно нашли через несколько лет, уже пострадавшую от сырости. В этой семье святыня хранилась на чердаке дома до 1970 года, откуда её, абсолютно почерневшую от ненадлежащего хранения и времени, забрал местный учитель истории и будущий историк монастыря И.И. Свистунов. Приложив немало усилий, он сумел её отреставрировать и сохранить в школьном музее, используя на уроках как образец древнерусского искусства. В 2017 году, незадолго до смерти, Илья Иванович передал икону восстановленной Урлукской церкви. Прихожане хорошо знают, кем и кому она была подарена, и очень дорожат ей.

Возвращаясь к письму самого архимандрита Аверкия, становится ясно, что оно «закрывает» большой пробел в его биографии и что после службы в Крыму в 1897-1898 годах корабельным  священником на крейсере «Память Меркурия», с ноября 1898 года он был переведён с Чёрного моря на Тихий океан, в Порт-Артур, где служил корабельным священником на крейсере «Дмитрий Донской» Тихоокеанской эскадры по август 1899 года. Таким образом игумен Аверкий и оказался на Дальнем Востоке.

06.jpg

По недостатку данных ещё не исследован период жизни священника, когда ему пришлось потрудиться на дело восстановления Православия на Кавказе, где после войн Российской империи с Турцией развернулась широкая миссионерская работа Русской Церкви. В этот период афонские монахи начали там активное возрождение монашеской жизни. Иеромонах Аверкий за подвижнические труды по устройству одного из скитов, Советом общества восстановления Православного христианства на Кавказе был избран и его пожизненным членом и награждён серебряным Знаком (Орденом) Святой Нины на фиолетовой ленте. Здесь он приобрёл свой первый миссионерский опыт, который ему пригодился и в трудах на Дальнем Востоке страны.

Об этом мы расскажем позже.

Лариса КОЛОДЕЙ,
член Русского Географического общества,
историк Арсеньевской епархии

Публикация сайта Арсеньевской епархии
приводится с небольшими сокращениями

 



Читайте также

В тренде на этой неделе

Ильин день 2024 - что можно и чего нельзя делать в день Ильи Пророка

«Так пронзительно, точно и емко писал только наш Юрик»: каким запомнился друзьям пензенский поэт-журналист Юрий Арбеков

Площадь Европы у Киевского вокзала в Москве переименовали в площадь Евразии

На Днепропетровщине увеличивается количество случаев острых кишечных инфекций

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я