Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Апрель 2010
Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010
Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010
Декабрь 2010
Январь 2011
Февраль 2011
Март 2011
Апрель 2011
Май 2011
Июнь 2011
Июль 2011
Август 2011
Сентябрь 2011
Октябрь 2011
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017 Май 2017 Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018
Апрель 2018
Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

«Не созданы мы для легких путей»: вспоминаем Элину Быстрицкую

С XVII века на Крутицкое подворье привозили хлеб из Дубровки

Дороги Подмосковья в среду вечером загружены на 7 баллов

Топ-6 перспективных исторических локаций в Москве

Пробки на дорогах Подмосковья оценили в 7 баллов вечером 22 мая

Материал опубликован в мартовском номере журнала Никиты Михалкова «Свой».

Ее отличали одновременно монументальность и романтичность, и в этом плане равных Элине Быстрицкой в нашем киноискусстве, пожалуй, не было. Участием в трех фильмах второй половины 1950-х актриса на столетия вписала себя в историю отечественной культуры. Три красавицы из «Неоконченной повести» Фридриха Эрмлера, «Тихого Дона» Сергея Герасимова и «Добровольцев» Юрия Егорова утвердили ни много ни мало новый мифопоэтический канон.

Участковый врач Елизавета Муромцева, донская казачка Аксинья Астахова и комсомолка Леля Теплова парадоксально сочетали в себе эдакую надмирную приподнятость, парение над повседневностью с психологической достоверностью. Эти образы властно манили и в то же время удерживали на известной дистанции своей неприступностью, недосягаемостью. Быстрицкая мгновенно влюбляла в себя, а затем методично осаживала, отстраняла, отрезвляла. Успех ее работ в тот период был фееричен и мало с чем сравним. Стремительно превратившись в легенду, она влилась в труппу Малого театра и... практически прекратила сниматься в кино, если не брать во внимание несколько проходных картин в 1960-е и что-то совершенно необязательное в постсоветский период. Судьба артистки отчасти схожа с историей Татьяны Самойловой, у которой также после трех ослепительных работ раннего периода наступили десятилетия творческого простоя и едва ли не забвения.

Ну а в Малом театре Быстрицкая была примой и «безупречной героиней» почти все отпущенное ей время жизни. В социальном измерении она тоже была на виду, работая в различных общественных организациях, долгое время возглавляя (отнюдь не номинально) всесоюзную Федерацию художественной гимнастики, активно участвуя в работе еще одной федерации — спортивного бильярда. Элина Авраамовна нередко давала интервью, и ее публичные выступления выделялись продуманностью, максимальной ответственностью — в первую очередь перед самой собой. Актриса неукоснительно соблюдала правила хорошего тона, не говорила лишнего, зато аккуратно, грамотно оглашала то, что выгодным образом работало на ее сложившийся в общественном сознании образ суперзвезды (проделывая тем самым огромную работу, которую отечественные знаменитости делать, как правило, ленились).

Смотреть беседы с ней — занятие не только интересное, но и полезное, хотя бы потому, что Элина Авраамовна с завидной методичностью давала уроки этики. Когда ее, к примеру, провоцировали на обсуждение конфликтных ситуаций — в семейной жизни, киносреде, театральном закулисье, — Быстрицкая никогда не шла на поводу у интервьюера, ни с кем не сводила счеты, не выясняла задним числом отношения с коллегами (в особенности с умершими). Кто-то видел в этом соблюдение неписанного кодекса звезды, которая, мол, просто-напросто не собиралась снисходить до коллег, не считала их себе ровней. Однако в основе такого поведения были иные вещи: самоуважение вперемешку с заботой о собственной душе, уважение к праву другого человека на сколь угодно свободное выражение собственных принципов. Ей напоминали про бесконечные телефонные звонки с пожеланиями провала или еще чего-то похуже в ее звездный период на сцене Малого театра. «Но это же не коллеги, — снисходительно и сочувственно вздыхала прима, — то были поклонники коллег».

Она заметно оживлялась, когда напоминали про многолетнее напряжение между нею и легендарным Игорем Ильинским. При этом откровенничала не ради того, чтобы представить себя в выгодном свете, а наоборот, чтобы искренне и принародно повиниться: «Я сделала тогда гадость, меня вообще надо было за это убивать! На худсовете я сказала: «Как можно было дать роль мадам Бовари актрисе с такими данными!» — а ведь этою актрисой была жена Игоря Ильинского». О том, что негоже касаться чужого семейного круга, что это порой является еще более серьезным оскорблением, нежели личное-очное, Быстрицкая знала не понаслышке. В 1960-е, на волне своего кинематографического успеха, в самом расцвете женской красоты, она замечательно играла в Малом одну заглавную роль за другой, пока на пост худрука не пришел Борис Равенских (он, кстати, весьма плодотворно сотрудничал с Ильинским, задействовав того в нескольких эпохальных постановках). Однажды в разговоре Борис Иванович бестактно и грубовато помянул супруга актрисы. «А я очень любила своего мужа! И я не сдержалась, и после этого у меня в театре наступил трудный период», — признавалась годы спустя Элина Авраамовна.

Подобные эпизоды нелишне бывает вспомнить для того, чтобы указать на сложный характер взаимоотношений в любой классной театральной труппе, где по определению собраны яркие индивидуальности. Особого рода понимание Быстрицкая проявляла к работавшему рядом с ней Борису Бабочкину. Одна ее реплика, касающаяся Бориса Андреевича, проясняет нечто весьма существенное во внутренней ситуации самой актрисы: «Он был любим и уважаем множеством наших артистов, но исключение могли составлять высокие дарования, соперничавшие с ним... С ним пытались поступать не очень хорошо, поэтому он так болезненно переживал». Осторожно, взвешенно, деликатно формулируя, именитая актриса мысленно анализировала, надо полагать, еще и личное прошлое.

Бабочкин тоже ей симпатизировал. В Малом он поставил «Дачников» Горького (1964), где сыграл сам и пригласил на роль супруги своего персонажа как раз Быстрицкую, находившуюся в расцвете творческих сил. Спектакль стал их совместным триумфом, имел оглушительный успех и уже в 1966-м был запечатлен на пленке. Пожалуй, это ее последняя полновесная работа, которая дает возможность в полной мере оценить мастерство и притягательность исполнительницы.

А с Бабочкиным они были «близко родственны», как ни с кем иным. Ведь тот по молодости также умудрился отыграть роль («Чапаев»), которую в принципе нельзя было в чем-либо превзойти. У Быстрицкой нечто похожее произошло с «Тихим Доном». Вот и «встретились два одиночества», два мастера культуры с практически одинаковым опытом. Всю оставшуюся жизнь им пришлось убеждать достопочтенную публику, что воплощением знаковых образов советской классики творческие судьбы блистательных актеров вовсе не ограничиваются. Конкуренты, не говоря уж про завистников, настойчиво стремились доказать обратное.

Отказываясь от многочисленных предложений сниматься, Быстрицкая, по-видимому, берегла тот заветный образ, который сложился в умах и сердцах миллионов поклонников. Вправе ли мы корить ее за подобную «скупость»? Едва ли. Да, иные артистки соразмерного дарования «рисковали репутацией» вплоть до глубокой старости, но они были, как правило, актрисами характерными либо очень успешно это новое для себя амплуа осваивали. Романтичная Быстрицкая с ее вызывающей, царственной красотой вряд ли сумела бы перестроиться без художественных и имиджевых потерь. Всенародно любимая Татьяна Доронина тоже в определенный момент ограничила себя театром, тогда как Нонна Мордюкова продолжала плодотворно экспериментировать на экране вплоть до самых преклонных лет.

Что же касается последней, то было бы неправильно обойти стороной их давний конфликт с Быстрицкой. В свое время они отчаянно боролись за роль Аксиньи, которую Нонна Викторовна заведомо считала своей. Причем она-то как раз являлась дончанкой, по сути, казачкой — в отличие от соперницы, родившейся в Киеве еврейки. Как бы то ни было, трансформация эпического романа в трехсерийный кинофильм задавала особые правила. Всегда мощная, неукротимая, «нутряная» Мордюкова в одном из своих лучших кинообразов снисходительно пеняла герою Михаила Ульянова: хороший ты, дескать, мужик, но не орел. Игравшая в «Добровольцах» верную жену ульяновского героя Быстрицкая была с «мужиком» абсолютно соразмерна, ни в чем не доминировала, а главное, в своих заветных ролях могла передать романтическое томление невероятной силы и при этом психологически не мельчить. Воплотила в итоге обобщенный образ, с которым легко отождествляли себя миллионы советских женщин.

Повальное увлечение советских девочек и девушек профессией врача после «Неоконченной повести» тоже было не случайным. Отец актрисы служил военврачом, а мать работала в той же санчасти, что и ее супруг. Желание родителей направить старшую дочь по своим стопам было вполне естественным. Этому даже поспособствовала Великая Отечественная. Элина совсем еще девочкой попросилась в военный госпиталь, и ее туда взяли в качестве помощницы для тяжело раненых красноармейцев: прочитать газету, написать письмо. Впоследствии она никогда не преувеличивала свой вклад в победу над смертельным врагом, говорила лишь о том, что действительно пережила, испытала. Война была долгой, и быстро взрослевшая девушка окончила курсы санитарок, затем пошла работать лаборанткой. Именно в госпитале будущая артистка впервые услышала за спиной восхищенные реплики раненых бойцов: «Гляди, гляди, какая красивая девушка!» А позже не без кокетства (совершенно невинного) вспоминала: «Я тоже огляделась по сторонам — о ком они? Но больше никаких девушек не было». Возможно, именно тогда нескладный подросток быстро превращался в прекрасную актрису (в те же годы она подорвала свое здоровье настолько, что впоследствии не могла иметь детей).

Отучившись после войны в акушерско-фельдшерской школе, какое-то время обучалась по настоянию отца в педагогическом, однако в конце концов наперекор родительской воле поступила в Киевский институт театрального искусства имени И.К. Карпенко-Карого и окончила его в 1953-м.

Чувство вины перед родными людьми долго не давало покоя, и только сыграв на сцене Вильнюсского русского театра роль врача в знаменитой пьесе Алексея Арбузова «Таня», а затем получив отцовское одобрение (родитель признал, что упрямая дочь определенно нашла свое место), Элина Быстрицкая успокоилась и полностью сосредоточилась на профессии. Этот, возможно, главный экзамен ее жизни — премьерный показ, на котором родители побывали втайне от дочери, — состоялся 14 ноября 1953 года. В дальнейшем на подобные роли она соглашалась автоматически. «Для меня было очень важно играть врачей столько, сколько можно. Я считала, что хорошо это все знаю и что так должна отдать папе с мамой долги», — признавалась талантливая актриса, человек долга, человек старой закалки.

На сохранившихся кадрах хроники она со своими студентами выразительно поет удивительную песню Марка Фрадкина и Евгения Долматовского из «Добровольцев»:

Не созданы мы для легких путей,

И эта повадка у наших детей.

Мы с ними выходим навстречу ветрам,

навстречу ветрам,

Вовек не состариться нам...

Несмотря на то что своих детей у нее не было, в упомянутом эпизоде нет ни грамма фальши. Наоборот, когда видишь подобные кадры, возникает стойкое ощущение: все мы в той или иной степени, на символическом уровне, ее дети. И это лестно, потому что в своих «вечных» ролях она честна, горяча, упорна, ответственна и заботлива. Великую значимость тех трудных времен сегодня зачастую ставят под сомнение, но ведь при этом приходится «девальвировать» и героинь Быстрицкой — их пафос, волю, веру, любовь. А способен ли кто-то оспорить все это?

И радости встреч, и горечь разлук —

Мы все испытали, товарищ и друг.

А там, где когда-то влюбленными шли,

Деревья теперь подросли.

Элина Быстрицкая — возможно, до конца этого не осознавая — воздвигла грандиозный памятник и своим родителям, и всем нашим предкам.


 


Читайте также

В тренде на этой неделе

Вторая Мировая: день за днём. 10 января 1942 года. Двести третий день Великой Отечественной войны

Топ-6 перспективных исторических локаций в Москве

Дороги Подмосковья в среду вечером загружены на 7 баллов

Пробки на дорогах Подмосковья оценили в 7 баллов вечером 22 мая

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я