Апрель 2010
Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010
Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010
Декабрь 2010
Январь 2011
Февраль 2011
Март 2011
Апрель 2011
Май 2011
Июнь 2011
Июль 2011
Август 2011
Сентябрь 2011
Октябрь 2011
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017 Май 2017 Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018
Апрель 2018
Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

Нельзя путать имена осетинского Уастырджы и Святого Георгия

0 192
Нельзя путать имена осетинского Уастырджы и Святого Георгия

Захарова: РФ обратила внимание на отсутствие реакции руководства СЕ на теракт

Отключение электричества в Сочи 28 и 29 марта 2024: кто и почему останется без света

Турецкий след в деле "Крокуса". Большая игра спецслужб началась не там, где ждали

Топливному компромиссу между Украиной и Азербайджаном пришел конец?

В многовековой истории Осетии Уастырджы был и остается наиболее почитаемым и любимым божеством (после Бога), являясь покровителем мужчин, воинов, путников, независимо от возраста и социального положения. В знаменитом Нартском эпосе Уастырджы является небожителем и изображается в виде могучего седобородого воина на белом трехногом коне. У Уастырджы были хорошие отношения с нартами. Он не раз участвовал в их походах, в результате которых последним доставалась, конечно же, большая добыча. По представлениям осетин Уастырджы является отцом противоречивой и легендарной Сатаны и выполняет самые ответственные функции посредника между Богом и людьми. Иногда Уастырджы появляется среди людей в облике бедного старика и, таким образом, узнает реальный уровень жизни, радости и проблемы людей. Женщинам не разрешалось произносить его имя. Поэтому они его называют «лæгты дзуар» или «лæгты зæд» – «Божество мужчин» или «покровитель мужчин». Каждый год в ноябре, после окончания сельскохозяйственных работ, по всей Осетии с древних времен отмечается праздник Уастырджы, который в разных регионах Осетии известен еще и как Джеоргуба (тут следует пояснить, что подобное название праздника неправильно, поскольку является вводным, пришлым. Правильное название Уастырджыйы къуыри или Уастырджыйы бонтæ). Этот праздник приходится на вторую половину ноября и продолжается целую неделю. В последние годы, в силу различных причин, и, в первую очередь, из-за поверхностного знания истории, этнографии и фольклора любимый и всенародно отмечаемый праздник Уастырджыйы бонтæ постепенно стали отождествлять с именем Святого Георгия. Проблема осложняется и тем, что часть осетинских ученых-историков, этнографов, фольклористов внесли свою лепту в фальсификацию этого вопроса. Так, в кратком словаре «Этнография и мифология осетин», изданном во Владикавказе в 1994 г., читаем: «Джеоргуба, Джиуоргуба («праздник в честь Святого Георгия») – праздник в честь Уастырджы, устраиваемый по окончании сельскохозяйственных работ». Здесь, как видим, ученые-этнографы сами заблуждаются и читателя вводят в заблуждение. О том, что они не понимают принципиальную и очевидную разницу между самым почитаемым и уважаемым божеством в осетинской мифологии – Уастырджы и реальной исторической личностью, знатным римским воином, обезглавленным в 303 г. н.э. в Никомидии за проповедь христианской религии, и ставшим одним из наиболее чтимых и популярных святых христианского мира под именем Святой Георгий. В этой связи хочу обратить внимание на большое желание значительной части осетин, которым свойственно на различных увеселительных мероприятиях (свадьбах, банкетах, кувдах и т.д.) подробно «разъяснять» гостям Осетии некоторые вопросы истории, культуры, традиций, этнографии, фольклора осетинского народа. Я был сотни раз свидетелем того, как наши «знатоки» истории и традиций подробно разъясняли смысл второго традиционного тоста за праздничным осетинским застольем – за Уастырджы, непременно подчеркивая, что это «за Святого Георгия». Разъясняли, толком не зная историю Великомученика. Тем более, не зная историю Уастырджы. Но при этом «знатоки» истории осетинского народа внушают всем, что Уастырджы и Святой Георгий – это одно и то же. Более того, некоторые местные «знатоки всего и вся» гостям Осетии даже начинают рассказывать «подробности» биографии Святого Георгия, не имея о нем элементарного представления. Заканчивается же такое «разъяснение» чаще всего выводом о том, что образ популярного и весьма почитаемого осетинского божества Уастырджы «имеется даже на гербе г. Москвы». Ну а наиболее непросвещенные в вопросах истории и этнографии, как правило, верят в эти легенды, и сами потом рассказывают их другим. Вроде бы ничего сложного нет в том, чтобы понять разницу между реально существовавшим римским воином конца III – нач. IV в.н.э. и самым почитаемым небожителем в осетинской мифологии, культ которого существовал еще задолго до рождения Христа. Тем не менее, укоренившийся в сознании многих осетинмиф о том, что Уастырджы и Святой Георгий – это два имени одного и того же исторического или историко-мифологического персонажа, продолжает жить и «успешно конкурировать» с реальными историческими фактами. Чего далеко ходить, в постсоветской Осетии стали традицией специальные обращения руководителей республики (РСО-А – прим. ред.) к народу накануне данного праздника. В этих обращениях, которые, как правило, публикуются в республиканских газетах, неделя празднования Уастырджы олицетворяется с праздником в честь святого Георгия. В частности, в Обращении бывшего Главы Республики Северная Осетия-Алания Т.Д. Мамсурова в ноябре 2011 года читаем: «Дорогие земляки! Всех жителей Республики, для кого священны и значимы наши традиции, поздравляю с праздником Джеоргуба! В течение недели в каждом доме республики люди с надеждой будут просить покровителя Осетии – Святого Георгия охранять нашу землю от беды и зла, даровать ей мир, покой и благополучие» (подобного рода праздничные обращения звучали и при последующих главах севера Осетии). Надо ли доказывать, что покровителем Осетии считается не Святой Георгий, а Уастырджы, покровитель мужчин, воинов и путников? Ведь именно поэтому в Осетии ему посвящено наибольшее количество святилищ, самыми известными из которых являются Реком и Джеры дзуар. И, как в прежние времена, так и сейчас осетины в абсолютном большинстве воспринимают покровителем всей Осетии не Святого Георгия (который, разумеется, заслуживает огромного уважения и почитания в христианском мире), а Уастырджы. Именно поэтому ни одно осетинское праздничное застолье не только на территории Северной и Южной Осетии, но и в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Душанбе, Баку, Тбилиси и т.д. не обходится без особого и обязательного обращения к Уастырджы с соответствующей молитвой и просьбой. В прежние времена подобные молитвы и обращения к Уастырджы, как правило, «заканчивались исполнением посвященной ему песни-гимна». Таким образом, следует признать ошибочным утверждение о том, что «святой Георгий является покровителем Осетии». Ошибочным является и отождествление Святого Георгия с Уастырджы. Внимательное изучение биографии святого Георгия убеждает нас в том, что за многие века его славное имя обросло многими легендами, которые документально не подтверждаются. Однако достоверно известно, что в России большое распространение получило апокрифическое сказание о Святом Георгии, которого за проповедь христианства по приказу персидского царя Дадиана трижды замучили до смерти, но все три раза он воскресал. А в четвертый раз по приказу Дадиана Святому Георгию отсекли голову. Следует подчеркнуть, что существует и другая версия его гибели, согласно которой ему отсекли голову по приказу римского императора Диоклетиана. Противоречия и разночтения имеются в различных вариантах «сказаний о жизни» Святого Георгия, но это не должно ставить под сомнение факт реального существования мужественного римского воина. Подчеркну, что многочисленные варианты «жития Святого Георгия» («Мученичество») распадаются в основном на две группы: 1. каноническую – причисление Святого Георгия церковью к «лику святых», узаконение, превращение образа Святого Георгия в незыблемое, обязательное правило для всех христиан; 2. Апокрифическую – т.е. произведения религиозной литературы с библейскими сюжетами, содержание которых не вполне совпадало с официальным вероучением, поэтому они не признавались церковью «священными». Будучи римским воином, Святой Георгий весьма часто предстает перед нами в апокрифическом толковании. С его именем связано много легенд, сказаний, стихотворений и поэм. Для поклонников Святого Георгия и Уастырджы, как в Осетии, так и за ее пределами интересным должно быть то, что эти апокрифические сочинения носили отпечаток язычества. В них пережитки глубокой языческой старины удивительно переплелись с народным эпосом у многих народов. Замечу и то, что к чертам Георгия Победоносца, Великомученика, т.е. христианского святого, в воображении многих народов, в том числе значительной части осетин, органично добавились черты языческого божества. Вообще, с давних времен имя Святого Георгия стало весьма популярным у многих народов, при этом каждый народ, как правило, переделывал его имя на свой лад. Так, у чехов оно ассоциируется с именем Ижик, у французов – с именем Жорж, у болгар – с именем Герги, а у арабов он Джерджис. У русских он получил имя Егорий или Юрий. На протяжении многих веков для русского и других славянских народов праздники, связанные с именем Святого Георгия (Егория-Юрия) считаются почетными и наиболее популярными. Кроме весеннего Юрьева дня (23 апреля по старому стилю – кончина Святого Георгия) на Руси большое значение имел и осенний церковный праздник – 26 ноября по старому стилю, к которому приурочено «Чудо Святого Георгия о змее и о девице» – известный и популярный иконописный, фольклорный и литературный сюжет. Содержание «Чуда Святого Георгия о змее и о девице» сводится к тому, что Святой Георгий убивает огромного змея (или страшного дракона), который терроризировал и держал в постоянном страхе землю (царство) одногоцаря. В царстве этого языческого царя люди вынуждены были поочередно отдавать своих детей на съедение змею (дракону). Когда дошла очередь до царской дочери, которую должен был съесть змей (дракон), то появляется Святой Георгий, который убивает его. При этом важно подчеркнуть, что Святому Георгию удалось победить страшное чудовище не только благодаря физической силе, смелости и отваге, но и вере в Христа. После этой победы дочь языческого царя приводит своего спасителя к отцу. Таким образом, языческий царь и его подданные приняли крещение. Многие ученые, изучающие историю христианства, считают, что в данном сюжете змей (дракон) является олицетворением язычества, а девушка (дочь языческого царя) олицетворяет христианскую церковь. В христианских странах победа Святого Георгия над змеем (драконом) пользовалась большой популярностью. Георгий Победоносец, Великомученик, является особо чтимым церковью за его благородные дела, праведную жизнь, дар чудотворчества. Его славное имя породило много литературных произведений, на-родных песен в Греции, России и других странах. К этому следует добавить, что Святой Георгий считается патроном Англии, Португалии и некоторых других стран Западной Европы, России. Святого Георгия изображают молодым воином на белом коне, копьем поражающим змея (дракона). Это изображение стало и эмблемой Москвы, покровителем которой Святой Георгий считается со времен Дмитрия Донского (кстати, такое скульптурное изображение имеется возле федеральной трассы недалеко от с. Эльхотово в Северной Осетии и ошибочно ассоциируется с Уастырджы). В Российской империи была учреждена даже награда солдатам и унтер-офицерам – Георгиевский крест, который имел 4 степени. Думается, приведенных фактов достаточно, чтобы убедиться, во-первых, в исключительной популярности христианского святого, Великомученика и Победоносца Георгия в России и других странах, а, во-вторых, что Святой Георгий и осетинский Уастырджы имеют разную историю и по разным причинным истокам их почитают. В то же время, при большом желании, занимаясь передергиванием фактов, а то и софистикой, можно найти что-то общее между ними, чем и занимаются многие современные «специалисты» по истории, этнографии и мифологии осетинского народа. Высокое почитание Святого Георгия и Уастырджы в Осетии объясняется многими причинами. Среди них: 1. исключительная популярность, вера в чудодейственную силу их имен; 2. с их именами связаны земледельческие (сельско-хозяйственные) праздники; 3. иконописным изображением Святого Георгия в виде молодого парня в полном вооружении, как правило, на коне в схватке со змеем (драконом), а также изображением Уастырджы (работы художников Осетии) в виде седобородого пожилого, но могучего мужчины на большом белом коне, покровителя мужчин, путников и воинов; 4. в силу перечисленных и других причин сегодня уже невозможно представить историю как русского, так и осетинского народа без Святого Георгия и Уастырджы, которым искренне поклоняются миллионы людей. Между тем, исключительная популярность Уастырджы в Осетии, возможность и необходимость его покровительства зафиксированы даже в тексте государственного гимна Республики Северная Осетия-Алания, где дважды повторяется фраза: «О, Уастырджы, дай нам своей благодати». Обращаю внимание, что в тексте гимна нет упоминания о Святом Георгии. И это не случайность. То же самое можно сказать о гимне Республики Южная Осетия, где также есть упоминание о Уастырджы («Уæ, Уастырджы! Дæ хорзæх, Дæ арфæ! – Иры дзыллæйæн фæндагамонд ратт!»). Примерный подстрочный перевод с осетинского языка на русский: «О Уастырджы! Покровительствуй Осетии и дай ей верный ориентир!». Как видим, и здесь упоминается имя Уастырджы, а не Святой Георгий. Краткие выводы. Святой Георгий был реальной исторической личностью, римским воином, претерпевшим особо тяжелые страдания за Христа, а Уастырджы был и остается самым почитаемым (после Бога) божеством в осетинской мифологии. Эти факты истории должны заставить всех «знатоков» осетинской истории и этнографии почитать обоих, воздавать им должное, но не «доказывая», что они – одно и то же. И последнее. О почитании в Осетии Святого Георгия свидетельствует и то, что во многих осетинских семьях издавна продолжается традиция нарекать новорожденных мальчиков именем Георгий. А в некоторых семьях даже отца и сына звали или зовут Георгием. Все это свидетельствует о глубоком почитании у осетин имени Святого Георгия. Но отождествлять его с именем Уастырджы попросту недопустимо. Валерий Дзидзоев Журнал «Дарьял» (печатается в сокращении)

Читайте также

В тренде на этой неделе

Московская область - Изготовление металлических навесов

Топливному компромиссу между Украиной и Азербайджаном пришел конец?

Лавров заявил, что сфер сотрудничества России и Запада практически не осталось

Отключение электричества в Сочи 28 и 29 марта 2024: кто и почему останется без света

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я