Иконы на камбале. И это не арт-проект — все гораздо интереснее!
В начале ХХ века этнограф Иван Зарецкий передал в Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге два удивительных экспоната. Ученый привез их из села Демки Полтавской губернии (ныне — Черкасская область). Это две вяленых камбалы, по обеим сторонам которых написаны красками... Дева Мария и Иисус Христос! Сам этнограф датировал экспонаты серединой XIX века. Кто их сделал? Перенесемся на несколько веков назад.
...Медленно бредут по степи усталые волы. Пыльную дорогу освещает круглая луна. Бесстрастно взирают на возы с солью и сушеной рыбой звезды Чумацкого шляха — так называли и дорогу, по которой возили соль с южных морей, и Млечный путь. Лежат на возах крепкие усатые, чубатые хлопцы в бараньих шапках и свитках. Кто-то дремлет, кто-то тихо переговаривается, а кто-то уже затянул долгую протяжную песню... Долго еще добираться каравану по бескрайним степям с Черного и Азовского морей, с низовьев Дона до ярмарки. Всякое может статься по пути. Пошаливают на дорогах лихие люди, хищный зверь может напасть, а то — местные власти придерутся ни к чему: задержат, плату потребуют... Но чумакам не страшно: вон раскачиваются прикрепленные к возу образы, написанные на «подручном материале» — на боках сушеной камбалы. Помолишься перед ними — и успокоишься: все в Божьих руках...
«Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Если взять первые буквы на греческом, получится «ИХТИС». Акроним. Тайное слово первых христиан. «Ихтис» по-гречески значит «рыба». Изображение рыбы с первых веков христианства стало символом Христа. Эта символика широко известна и по сей день.
А вот обратная ситуация, когда настоящая рыба становится материалом, на котором помещается изображение Христа, — о такой экзотике знают немногие.
Чумаки — это люди с южных земель, которые занимались торгово-перевозным промыслом. Они были набожными, и в долгих путешествиях продолжали вести жизнь христианскую. Но дорогих, драгоценных образов с собой не захватишь — опасно, а такие вот, «кустарные», «рыбные» иконы оказывались в самый раз.
Позже эту иконописную традицию от южных торговцев солью и рыбой восприняли поморы и монахи Соловецкого монастыря, которые тоже кочевали с соляными и рыбными обозами, только не с юга на север, а с севера на юг.
Какова же была судьба «рыбных икон» по возвращении чумаков домой? Если «рейс» оказывался удачным, такие образы жертвовались в храм вместе с рыбой и солью. Благодаря этому, несколько экспонатов — буквально считанные экземпляры! — сохранились до наших дней.
Современные художники предпринимали попытки воспроизвести рыбные иконы. С нанесением самого изображения проблем не возникло. Но оказалось, что от засушенной камбалы очень сильно пахнет рыбой. Видимо, во время движения соляных караванов у чумаков этот нюанс дискомфорта не вызывал, а вот в современных условиях такой «иконописный» формат вряд ли приобретет широкую популярность и всё-таки останется явлением музейным.