Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024
1
2
3
4
5
6
7
8
9 10
11
12 13 14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25 26
27
28
29
30

Поиск города

Ничего не найдено

«Господь ведет туда, куда должно»

0 219
«Господь ведет туда, куда должно»

Смоленскую чулочную фабрику выставили на продажу

В Пушкине летом начнут строить индустриальный парк за 15 млрд

К Дню Великой Победы ! Аннотация и повесть Бессмертный экипаж русского вологодского писателя Андрея Малышева

В Житомире мусоровоз насмерть спрессовал мужчину, уснувшего в мусорном контейнере

3456432.jpg

Своими мыслями о том, сколь болезненно порой жизнь разбивает идейные штампы, давая человеку понять на собственном опыте, как он был неправ, когда видел ситуацию «снаружи», а также зачем священнослужителю так важно общаться с прихожанами и вне богослужения, и каким может быть оптимальное время проповеди, поделился клирик самарского храма святых апостолов Петра и Павла священник Николай Зинин.

 

Всё главное началось с Причастия

Отец Николай, вы с детства готовились к служению священника?

– Нет, нет… У меня довольно трудное взросление было, и я не знал, кем хочу быть. Видимо, Господь промышлял обо мне, но семья не особо верующая была. После школы пошел в аэрокосмический – в свое время папа его окончил, и этот университет котировался среди самарских вузов. А на первом или втором курсе я познакомился с девушкой, которая и привела меня в храм. Она потом окончила еще и московский Свято-Тихоновский университет, сейчас замужем, живет в Петербурге.

Ну а я не то что умом, а сердцем, наверное, почувствовал, что в Церкви есть ответы на многие глобальные вопросы, которые меня мучили. Даже то, что жизнь не заканчивается смертью, – это уже большое утешение. Ради чего жить на свете? – и на этот вопрос пришел ясный ответ.

Идея жить «ради детей» ложная. Потому что если на первом месте стоит что угодно, но не Бог, это приводит к большим искажениям. Ну женишься, ну дети появятся, а дальше что? – ты же все равно умрешь! Дети твои, и дети детей, и их дети тоже уйдут. И получается, что если Бога и жизнь вечную «за скобки» убрать, то ничего радостного не остается, всё – лишь причина страданий.

В моей жизни самое главное началось с Причастия. Я впервые причастился в храме Трех Святителей. И это было нечто несказанное, удивительное – я просто почувствовал, что мне надо причащаться. Ближайший храм был во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Вот туда я и стал ходить.

С Верой, Надеждой, Любовью

Но у меня – представьте себе! – было предубеждение, что в церкви с меня будут деньги тянуть. Идейные штампы работали... Я переживал, что мои невеликие рубли послужат чьему-то обогащению. Был какой-то внутренний конфликт: мне же самому это надо – быть в храме, а кого-то спонсировать я не хочу! И я решил, что буду ходить, но ничего не заказывать, и свечи покупать не буду, и никаких пожертвований! Если это только «коммерческая структура», как в «желтых» газетах писали, то уж через полгода точно выгонят, раз выгоды от меня никакой. Ну так, может быть, мне ничего уже и не надо больше будет.

А через полгода со мной, наоборот, стали здороваться! И это меня как-то отогрело. Александр Иванович – он, кажется, с самого открытия храма был в нем старостой, – проходя с шапкой по рядам, меня просто огибал, потому что знал: я принципиально ничего не кладу. Как-то мне стало странно: полы моют, лампады горят, служба идет… – почему бы мне и не положить свои три копейки?..

Стал ходить в церковь. Одно время я зимой чистил снег у храма Георгия Победоносца, тоже был интересный для меня опыт. Даже на следующий год звали, но это уже был третий курс, тяжелее было совмещать с учебой. Может, и мог бы, но поленился. И тут на Пасху в храме Веры, Надежды и Любови диакон Владимир Харитонов подошел и предложил: хочешь помогать в алтаре? Отец Алексий Агеев был тогда настоятелем.

На этом приходе и матушку себе нашел. Смотрю – стоит ангел, молится… Как-то я вот так ее увидел.

Но она и правда была, как ангел!

– Почему «была»? Она и сейчас такая же.

…Ну а после рукоположения и сорокоуста Самарский митрополит Сергий, тогда архиепископ, меня и оставил в храме Веры, Надежды, Любови, – продолжает отец Николай. – Были свои трудности, в семинарии у меня не очень шла учеба: на стадии написания квалификационной работы застрял на несколько лет. Но то, что вскоре произошло, было промыслительно. Потому что когда ты под крылом настоятеля служишь в благополучном приходе, многие вещи, наверное, опытно не познаются, мимо проходят. А ведь священнику с разными людьми надо общаться, но как поймешь, насколько трудно человеку, если сам подобного не испытал.

На что идут лепточки

Новое назначение мое было в храм в честь мученика Трифона – самый, наверное, удаленный приход в Самаре, на 113-м километре. Храм требовал больших вложений, больших трудов. Местные жители поснимали в этом двухэтажном здании заброшенного детского сада всё, что могли унести. И всё же я не на голое место пришел – отец Андрей Иванов уже сделал отопление на обоих этажах. Но все равно еще многое осталось на мою долю. Как мог, и я потрудился.

И вот тогда вы опытно познали, куда идут эти лепточки прихожан.

– Пожалуй, да! А ведь я, кстати, в этом ключе раньше не думал. Сейчас вот рассказываю вам, и как-то еще более глубоко проникся.

Тяжело было. Одни только счета за отопление были по 30 тысяч. Но владыка Сергий всегда шел навстречу. До этого я с владыкой мало общался. А вот когда сам настоятельствовал, какие-то вещи испытал на своей шкуре… – тогда я столкнулся с понимающим, мудрым архиереем. Помню, ездил в епархию просить помощи. Владыка отнесся с пониманием, по-отцовски, и откликнулся на просьбу.

В Трифоновском храме я открыл для себя удивительные вещи. Быть настоятелем – очень большая ответственность, нелегкое бремя, но зато какое непередаваемое чувство, когда люди за тобой идут к Богу, к спасению…

Самые радостные наши праздники были на Пасху и на престольный праздник. А так совпало еще, что у меня день рождения 14 февраля, на мученика Трифона. Тоже вот – разве не промыслительно, что именно в храм святого Трифона я был назначен настоятелем!

У Трифоновского храма своеобразная архитектура, два крыла. Первый этаж был в удручающем состоянии, там мы только санузел сделали. А на втором этаже справа храм, а слева был какой-то склад. Мы этот склад разобрали, придали ему более-менее обжитой вид. Перенесли туда иконную лавку из храма, ведь храм и так небольшой, и эта суета, продажа свечек очень мешали. И сделали в большой комнате столы.

Тогда я понял и до сих пор так считаю, что без совместного времяпрепровождения с прихожанами община не построится. Как раз к этому стало призывать пастырей и Священноначалие. Из Московской Патриархии приходили рекомендации проводить совместные чаепития после богослужения. И я на своем опыте почувствовал, как это благотворно, когда не просто отслужил, кадилом отмахал – убежал, а ты вместе с ними, за одним столом, и самые насущные вопросы обсуждаете. Не забыть, как на престольный праздник не только пришли местные жители, а приехали люди и из Самары. Мы тогда два или три стола накрывали. Каждый стол – на 30-40 человек, и мы угощали поочередно: одни покушали, встали, помолились, потом вторые, затем третьи... Около ста пятидесяти человек собиралось на Пасху и на престол. Господь собирал нас всех в эти праздничные дни.

«Святой мученик Трифон, помоги!..»

Только на то, чтобы перекрыть крышу, мне насчитали полмиллиона: крыша большая и сложная по конфигурации. Полмиллиона на это, полмиллиона на то… – где взять такие деньги? Пожертвования были небольшие, потому как шли от обычных рабочих людей, и непостоянные: случился какой-то «калым», человек и принес деньги в храм. Жертвовали такие суммы, что очень-то не размахнешься. Но с благодарностью помню, как одна прихожанка еще по храму Веры, Надежды и Любови, Елена, 40 тысяч пожертвовала. Мы на эти деньги часть окон заменили.

И вот тоже показательный случай. В то время я еще и окормлял мужскую исправительно-трудовую колонию в поселке Кряж. Было утро, и я собирался ехать в храм мученика Трифона, чтобы взять там священные сосуды и ехать служить литургию в колонии. И в это время позвонил кто-то с незнакомого номера, говорит, мол, хочу встретиться с вами в храме. Ну что ж, я как раз еду туда. И вот приехавший человек такую историю рассказал.

Сам он из Сызрани, занимается продажей металла. За год до нашей с ним встречи у него был разговор в торговом центре «Московский» с должниками. Поговорил он с ними и понял, что деньги те ему не вернут. Такое тоже бывает, к сожалению. Он спускается из кафе, где встречался с должниками. А надо сказать, отец Андрей Иванов в свою бытность настоятелем Трифоновского храма поставил, где мог, кружки для сбора пожертвований в помощь приходу. И в «Московском» стояла кружка – с иконой мученика Трифона, с молитвой к нему. Этот человек (а он верующий) увидел кружку и, проходя мимо, попросил: «Святой мученик Трифон, помоги долг получить!» Время идет – нет и нет ничего, он уж и забыл об этом. А через год эти люди возвращают ему свой немаленький долг. Совершенно неожиданно! В благодарность за помощь мученика Трифона он пожертвовал храму мученика Трифона сто тысяч рублей. Это было самое крупное пожертвование на моей памяти, и мы тогда сделали санузел, заново оштукатурили храм, полы покрасили, новые светильники повесили. В алтаре провели косметический ремонт, сделали натяжной потолок.

35253.jpg

Покой нам только снится…

Храм мы, насколько смогли, облагородили, а семье материально было тяжело. Зарплату мне платил приход Софийского храма; прихожане поселковые продуктами помогали, ведь на пятнадцать тысяч нелегко с семьей прожить – у нас уже было трое деток. Не было своего жилья. Отец продал половину трехкомнатной квартиры, и вдруг сразу цены на жилье подскочили в десять раз. На вырученные деньги родители только и смогли купить стиральную машину и холодильник. И Анина мама продала квартиру в Житомире, сюда переехала, а тут после скачка цен на эти деньги ничего уже и не купишь.

Я переживал, как решить вопрос с жильем. Взять бы ипотеку, но тогда это было невозможно. И тут настоятель Татианинского храма протоиерей Сергий Рыбаков – мы достаточно дружны с ним – предложил: а не хочешь ко мне вторым священником? Почему бы нет! Так вот по его ходатайству случился мой перевод в храм мученицы Татианы. Тоже посмотрел, какая там община – это великая заслуга покойного протоиерея Алексия Богородцева! И отец Сергий, конечно, большой труд вложил. Не сказать, что так уж много студентов ходит в церковь. Но ходят, есть в храме молодежь. И вот один образ общины был на прежнем месте моего служения, другой – в Татианинском храме. Мне уже было что сравнивать, было что взять себе на заметку.

Был еще мой поход к владыке с просьбой помочь с жильем. Тоже нелегко это – просить. Только у епархии не было возможности помочь в этом. Но владыка не забыл о моей просьбе. Вдруг мне звонит секретарь епархии протоиерей Андрей Зуев. Говорит, что меня переводят в епархиальный образовательный центр. Я пришел на освободившуюся должность директора учебного филиала детского центра «Отечество» при Петропавловском храме. И наконец-то смог оформить ипотеку, через восемь лет служения, а то в иной год по пять раз с одной съемной квартиры на другую переезжали.

Христос посреди нас

Удается ли вам лаконично и емко высказать всё, что хочется сказать в проповеди?

– Не всегда. Я думаю, что пять-восемь минут – это идеальное время проповеди. Когда она длится дольше, внимание людей рассеивается.

И еще уверен: место проповеди – после чтения Евангелия, не перед Причастием. Не всегда благотворны изменения, которые мы привносим в структуру Божественной литургии. И то, что проповедь перешла на момент запричастного стиха, – это тоже своего рода отход от святоотеческих позиций. Преподобный Максим Исповедник в своем толковании Литургии говорит, что Евангелие – это Само Слово Божие, это как Сам Христос, Который пришел и с нами говорит. Поэтому толкование Евангелия и проповедь должны быть сразу после чтения Евангельского зачала. Человек только что услышал слова Христа, и в нем это восприятие еще живо. Перед Причастием, говорит Максим Исповедник, нет уже места проповеди. Потому что Литургия – это не воспоминание о том, что когда-то Христос пришел, – Он сейчас пришел, Он уже среди нас, Он Свои Дары принес. Сама Литургия есть восхождение в Царство! И получается, что в этот момент мы уже в Царствии Божием. А какая тогда проповедь? Как апостол пишет, что все будут научены Богом и никто не будет просить другого: ты мне расскажи, – потому что сам уже будет всё знать. А получается, что ты выходишь и что-то говоришь, когда уже все всё должны знать, потому что все уже душой в этом Царстве, когда уже принесена Евхаристия, Дух Святой сошел… Мы ведь призываем Дух Святой не только на Дары: «Духа Святаго ниспосли на ны и на Дары сия». А раз Он уже сходит, значит, все научены Богом, все наполнены Духом Святым, и само Причастие есть еще и подтверждение того, что всё совершилось в полноте, совершилось вхождение в нас Господа.

Поэтому логично проповеди быть после Евангельского чтения. Но поскольку так исторически сложилось, что в XX веке или даже еще раньше место проповеди сместилось и поскольку есть благословение Священноначалия служить в таком порядке, то хотя бы надо по времени не затягивать проповедь. Но всё в воле Божией – может быть, мы вернемся к исконным литургическим принципам, тогда и проповедь может быть чуть побольше.

А еще у нас акцент смещается на имена, на записки… Очень долго поминаем, особенно на праздничных службах.

Но ведь на литургии молится о наших близких вся полнота Церкви!

– Это так. Но вряд ли ты в череде тысячи имен услышишь имена из своих записок. А то, что человека помянули даже и беззвучно, это же очевидно. Господь слышит все имена, в том числе и те, что не были прочитаны вслух.

В этот февральский день…

– 14 февраля ведь не только день святого Трифона – надо же было вам родиться в день, когда чуть не все друг друга сдуру поздравляют с «днем святого Валентина»!

– Ну почему прямо уж «сдуру»? Если праздник есть, почему бы его не воцерковить? Тем более, что святой Валентин – святой еще неразделенной Церкви. И я как-то не заметил, чтобы это было массово связано с какой-то пошлостью… Не думаю, что всё так уж плохо. Мы часто склонны преувеличивать какие-то отрицательные явления.

Может быть, сейчас уже люди начали вразумляться и отходить от псевдокультуры?

– Какая-то стабилизация в духовной жизни идет. Мы же были надолго оторваны от своих корней, и очень много всякой гнили обрушилось на нас, когда прекратились гонения на веру. Многие стали тогда увлекаться «духовными» поисками вне Церкви Православной. Многие в 90-е годы были увлечены экстрасенсорикой, шли на стадионы к «целителям», «заряжали» у телеэкранов воду… И сейчас ведь еще качает туда-сюда.

Динамические колебания неизбежны, когда происходят такие мощные социальные сдвиги, как в нашей стране, – это как землетрясение: вот качнуло, и еще долго-долго идут волны. Так же и здесь: целая формация государственная перестраивалась, и сознание тоже перестраивалось. Поэтому надо спокойно, с упованием на милость Божию относиться к существующим перекосам. Господь ведет туда, куда должно.

Только мы и сами должны не плошать!

Это уж само собой разумеется.

Записала Ольга ЛАРЬКИНА

Интервью приводится в сокращении,
цитируется по публикации сайта Самарской епархии

 


Читайте также

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я