Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1
2
3 4 5
6
7
8 9 10
11
12 13 14
15
16 17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

«Прекрасный Игнациус»

0 24

Чому авторитет Журавель вийшов на волю, - ЗМІ

Уже известны фамилии "лишних" замминистров в МО

СТОЛИЧНЫЕ РОСГВАРДЕЙЦЫ ПРОВЕЛИ АКЦИЮ «ПАРАД У ДОМА ВЕТЕРАНА»

Вторая Мировая: день за днём. 10 января 1942 года. Двести третий день Великой Отечественной войны

«- Ну, знаете, это не так трудно было – поставить здесь диагноз. Ведь я же что-нибудь наблюдаю. Эх, — прибавил он после короткого молчания. – Да и скучно же вам жить на свете, Надежда Павловна! Ох, как скучно…

— Да, скучно, доктор, скучно! – задумчиво ответила она. – Вот полечите меня, посоветуйте, что делать, чтобы не было скучно жить.

— О, еще чего захотели! – сказал Аглаев: — если б я это знал, то и мне бы легче было жить. Да ведь я только диагност, а лечить не умею…

Они несколько минут просидели молча. Надежда Павловна опять принялась чертить на земле зонтиком какие-то неопределенные фигуры…».

Как вы думаете, перу какого автора принадлежат процитированные строки?

Когда я работала в таганрогской Центральной городской публичной библиотеке имени А. П. Чехова, я задавала этот вопрос, прежде всего, своим коллегам–библиотекарям, а также людям, по-хорошему пристрастно относящимся к родному городу, в котором родился Антон Павлович Чехов.

Как правило, после некоторого раздумья мне отвечали: «Чехов».

Чехов. Конечно, Чехов. Скучающая поместная дама, уездный доктор — резонер, скука, пошлость жизни… Темы, несомненно, чеховские, мгновенно узнаваемые любым мало-мальски образованным человеком. Ан нет. Это не Чехов.

Это цитата из романа Игнатия Николаевича Потапенко «Через любовь», опубликованном в «Ежемесячных литературных приложениях к журналу «Нива» на 1898 год за январь, февраль, март и апрель (издательство А. Ф. Маркса, Санкт – Петербург).

Прочитав, нет, «проглотив» роман, не заметив «еры» и «яти», я задалась вопросом: неужели проза Игнатия Потапенко, имеющая бешеный, невиданный успех в свое время, не выдержала испытанием временем? Неужели удел его книг – томиться в сумрачной тиши библиотечных хранилищ? Что же смог углядеть, ухватить Чехов, чего не смогли Потапенко, Лейкин, Ясинский и иже с ними?

Эти вопросы задавала я себе самой, листая тонкие желтоватые страницы прижизненных изданий произведений Игнатия Потапенко. А их оказалось не мало. Да что там, — много!

В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона писателя Потапенко называли «одним из плодовитейших современных беллетристов», а написанное именовали «массой»: «Пишет П. так много, что это не может не отозваться на достоинстве его произведений, часто набросанных эскизно и с большими художественными недочетами».

Вообще, статьи о Потапенко в различных справочниках и словарях не отличаются большим разнообразием.

«Сын крестьянки и сельского священника, бывшего ранее уланским офицером. Детство провел в деревне; учился в Херсонском духовном училище и Одесской семинарии, затем в Новороссийском и Петербургском университетах, окончил Петербургскую консерваторию по классу пения. После студенческих лет избрал путь профессионального литератора».

«Рассказы Потапенко из народного малороссийского быта публиковались в 80-е в журнале «Дело». Широкую известность принесла повесть «На действительной службе» (1890), герой которой, отказываясь от блестящей духовной карьеры, идет на «действительную службу» сельским священником, чтобы помогать прихожанам. Тот же идеал незаметной будничной деятельности на благо народа утверждает Потапенко и в романе «Не герой» (1891), название которого противостоит псевдогероическим образам нигилистической литературы».

«После революции П. изредка публиковал свои прежние рассказы, а также беллетризованные мемуары: о жизни студентов 70-х гг., о попытке наладить «народное просвещение» в провинции».

«События революции и Гражданской войны Потапенко переждал в своём имении под Вологдой, затем жил в Витебской губернии, Таганроге, Житомире, Киеве».

Итак, о Потапенко написано не так уж много, но не так и мало. В основном, это информация биографического характера, краткий анализ тематики, проблематики и поэтики. Естественно, редко какая статья о писателе обходится без упоминания драматических отношений любовного треугольника Потапенко – Лика Мизинова – Чехов.

Большинство исследователей сходятся на том, что именно Игнатий Николаевич послужил прообразом Тригорина в чеховской «Чайке», а Лика – прообразом Нины Заречной. Хотя Г. Бродская в своем исследовании «Вишневосадская эпопея» утверждает: «Немирович-Данченко был против ассимиляции Чехова в Тригорине, против того, чтобы считать Тригорина автобиографическим персонажем Чехова: «Я же никогда не мог отделаться от мысли, что моделью для Тригорина скорее всех был именно Потапенко», — тут же добавлял он. Тригорина Чехов писал с себя, с Потапенко, Немировича-Данченко, с других своих приятелей из генерации писателей – восьмидесятников, вступавших в жизнь и в литературу в начале 1880-х».

О них-то, «писателях – восьмидесятниках», написана добротное литературоведческое исследование литературоведа В. Катаева «Чехов и его литературное окружение (80-е годы XIX века)», где автор выделяет три группы писателей, «представляющих сегодня интерес, прежде всего в связи с именем Чехова».

В. Катаев определяет Потапенко в группу профессиональных писателей, называя еще имена Николая Лейкина и Иеронима Ясинского, «характеризующих тот литературный фон, на котором рос и развивался Чехов».

В 1889 году Потапенко знакомится в Одессе с А. П. Чеховым, однако дружбы не складывается, с 1893 года писатели тесно общаются, гостят друг у друга, ездят по стране. Даже несмотря на то, что Антон Павлович в частном письме называет Игнатия Николаевича «свиньей» (имея в виду историю с Ликой Мизиновой), дружба двух русских писателей не рушится, а продолжается весьма продуктивно.

Спустя десять лет после смерти Чехова Потапенко пишет воспоминания «Несколько лет с А. П. Чеховым», которые, думаю, многое говорят о пишущем, нежели о том, про кого пишется. Достоинство, ненарочитая скромность, невыпячивание себя – много ли подобных воспоминаний?

Хотя наша статья о другом, позволю себе небольшую цитату из воспоминаний Потапенко: «Но с незнакомым человеком еще как-нибудь можно разделаться, если занят, — ну, сослаться на эту занятость. Но бывало хуже: друзья, вот именно из тех, что впоследствии, после его смерти, почувствовали себя его друзьями и поведали об этом миру».

И еще одна: «Главное же, чем он был для меня: человеком, которого я нежно любил.

Не другом, — это я считаю нужным сказать в самом начале и думаю, что у него не было ни одного друга, — но товарищем в самом прекрасном значении этого слова».

Но вернемся к творчеству Потапенко.

Позволю пространную цитату из исследования В. Катаева, говорящего о «писателях – восьмидесятниках»: «Это представители той массовой беллетристики, которую потреблял читатель чеховской эпохи. Произведения этих и им подобных писателей заполняли страницы газет и журналов, в которых выступал и Чехов. В определенной среде их имена пользовались широкой популярностью. Это — тот литературный поток, над которым возвышается как вершина чеховское творчество. В живом литературном процессе Чехов мог вступать на пути, уже освоенные другими, разрабатывать одни с ними жанры, ситуации, типы героев. Очевидно, что без знакомства с произведениями этих писателей невозможно полно представить чеховскую литературную эпоху, а также до конца понять многие произведения самого Чехова».

Теперь понятно, почему героев и стиль романа Потапенко мы приняли за Чехова, не правда ли? Но так ли уж Потапенко несамостоятелен? Литературный поток ли, фон ли?

Обратимся к первоисточнику.

Рассмотрим роман «Через любовь» 1898 года, в котором как нельзя лучше отразились основные темы творчества Игнатия Потапенко.

Помните «разумных эгоистов» из романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?»?

Вот как говорит Рачеев в романе «Не герой» (1891) «Я — средний человек… — утверждает разночинец Рачеев, живущий в деревне и занятый мелкой филантропией. <…> Я люблю свою жену и ребенка, люблю себя, люблю жизнь и комфорт и ничего себя не лишаю. Но у меня здоровая натура, которая требует во всем гармонии. Этой гармонии не было бы, если бы я жил только для своего удовольствия. Отсюда и вытекает вся моя деятельность». Лучше всего об этом сказала П. Овчарова: «Потапенко сформулировал кредо необычного для русской литературы «здравомыслящего» персонажа». И правда, такое здравомыслие непривычно и непонятно для человека русской литературы, умеющего страдать и получающего болезненное наслаждение от этого.

Герой романа «Через любовь» — Михаил Андреевич Басонов, молодой помещик, сумевший превратить приданое жены, разоренную Юреневку, в процветающее и приносящее большой доход поместье.

Но главной героиней романа является жена Басонова, Надежда Павловна, та самая скучающая дама, которая просила доктора Аглаева прописать средство от скуки.

Выпускник университета, «энергичный, с свободными простыми манерами, с умным лицом», богатый, чуткий, благородный Басонов вовсе не интересует «высокую, стройную, тонкую» Надежду Павловну. Утонченной Наденьке он кажется слишком приземленным, погрязшим в хозяйственных делах и расчетах с приказчиками. Он стал «дельцом, приобретателем».

Этого оказалось Надежде Павловне достаточно для того, чтобы разлюбить его и не постесняться заявить об этом.

Замужняя дама окружает себя свитой поклонников. Великолепный художественный прием, позволяющий показать различные типажи – два отчасти ходульных персонажа — губернские чиновники для особых поручений Стриженов и Настурциев, похожих на Добчинского и Бобчинского, некий Зарецкий (напоминает Заречную, не так ли), а «один их офицеров, посещавших их дом, застрелился». Светская львица Надежда Павловна живет одной только любовью и флиртом, ее цель – разбить как можно больше мужских сердец.

Несмотря на кажущуюся второсортность и очевидную пародийность сюжета, роман поразительно напоминает чеховские пьесы – и раннюю «Безотцовщину», и «Дядю Ваню», и «Вишневый сад». В романе есть героиня Паша, сестра Басонова, молодая женщина, живущая в поместье на правах экономки. Не правда ли, прямая перекличка с образами Сони и Вари? Только грубоватая простая Паша пера Потапенко гораздо удачнее – в финале романа она выходит замуж за…Зарецкого, бывшего отвергнутого воздыхателя Надежды Павловны.

В поле зрения нашей героини попадают новые соседи Курбатовы: молодой и также благородный Александр Сергеевич, его сестра Олимпиада и их мать Софья Николаевна. Конечно же, внимание Надежды Павловны переключается на новый объект – она выдумывает себе новую любовь в лице Курбатова.

Все заканчивается благополучно – старик Юренев уезжает с деньгами в Париж, Басоновы мирятся, а Курбатовы становятся друзьями семьи.

Наверно, можно выступить со строгой критикой романа – мол, коммерчески успешное чтиво, фастфуд от литературы. «Среди «долины ровныя» его многолетнего писания — ни одного холма, зато и ни одной выбоины… Его повозка не тряска, и путник чувствует себя в ней, как в колыбели: слегка укачивает», — писалось о прозе Потапенко в последний имперский год.

Следы пребывания в Таганроге «прекрасного Игнациуса», как называл Чехов Потапенко, мне не удалось найти. Сразу после революции 1917 года на юге было не так холодно и голодно, как в столицах, многие литераторы, музыканты, художники отогревались здесь без желания быть узнанными.

А. П. Чехов писал: «Есть большие собаки, есть маленькие собаки, но маленькие не должны смущаться существованием больших: все обязаны лаять – и лаять тем голосом, которые господь Бог дал».

За шаблонностью и кажущейся вторичностью текстов Потапенко современный читатель в деталях видит, как сквозь увеличительное стекло, околочеховское пространство, мир Тригориных и Юреневых, Войницевых и Зарецких, видит высокое качество «средней» литературы, потребляемой массовым читателем. И голос профессионального писателя Игнатия Потапенко нам становятся особенно ценным, потому что благодаря его текстам нам ближе и, может, чуть понятнее мир ушедший и мир настоящий, где ««люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье, и разбиваются их жизни…».

 

Литература:

1) Бродская Г. Ю. Вишневосадская эпопея. В 2-х тт. – М.: Аграф, 2000

2) А. П. Чехов в воспоминаниях современников /Под общей редакцией С. Н. Голубова, В. В. Григоренко, Н. К. Гудзия и др. – М.: Художественная литература, 1960

3) Переписка А. П. Чехова. В 2-х тт. (Составление и комментарии М. П. Громова, А. М. Долотовой, В. Б. Катаева) – М.: Художественная литература, 1984

4) Литературные связи А. П. Чехова. – М.: Издательство Московского университета, 1989

5) Спутники Чехова/ Под редакцией В. Б. Катаева. – М.: Издательство Московского университета, 1982

6) Ежемесячные литературные приложения к журналу «Нива» на 1898 год за январь, февраль, март и апрель. – СПб.: Издание А. Ф. Маркса

7) Полевой П. Н. История русской словесности с древнейших времен и до наших дней в 3-х томах. Санкт – Петербург, Издание А. Ф. Маркса, 1900

8) Потапенко И. Н. Слово и дело. Роман. – СПб.: Издание А. А. Каспари, Книжный склад «Родины», 1898

9) Потапенко И. Н. Записки старого студента. – СПб.: Издатель, 1899

 

______

Наш проект осуществляется на общественных началах и нуждается в помощи наших читателей. Будем благодарны за помощь проекту:

Номер банковской карты – 4817760155791159 (Сбербанк)

Реквизиты банковской карты:

— счет 40817810540012455516

— БИК 044525225

Счет для перевода по системе Paypal — russkayaidea@gmail.com

Яндекс-кошелек — 410015350990956


Читайте также

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я