Эпоха абсурда. «УСМАТРИВАЕТСЯ ПОДОБИЕ»
https://gdb.currenttime.tv/60BE9B1C-28A3-46D3-B9D9-4455AFF1FF6F_mw1600_q70_s.jpg
Изъятые снимки, которые ретушировал Цетнаровский. В деле они не пригодились, но остались в архиве
Продолжение. Начало здесь.
Использование ретуши для обработки снимков при подготовке к публикации в то время было обычной практикой. С помощью белил, карандаша и акварели художник подкрашивал фотографии, убирая лишние детали и добиваясь более подходящего для низкокачественной газетной печати соотношения света и теней.
У НКВД был и оригинальный негатив, и отпечаток с ретушью. Выяснить, как и по чьей вине на фото котельной пробрался Троцкий, поручили специалистам. Все изъятые образцы передали в Киевский институт научно–судебной экспертизы.
Эксперты должны были выяснить:
Имеют ли негативы следы исправлений и ретуши;
Дает ли отпечаток с этих негативов без ретуши изображение портрета Троцкого;
Не увеличивает ли ретушь на снимке сходство с портретом Троцкого.
Вскоре заключение, подписанное заведующим секции фотографических исследований Зюскиным, было готово. В этом документе есть одна странная фраза, которую кто–то подчеркнул:
«Согласно словесному указанию Директора, профиль Троцкого усматривается в ветвях деревьев».
Уже позже выяснилось, что Зюскин, которому не разъяснили, где именно он должен искать Троцкого, «разглядел» его в другой части снимка.
Но директор института знал от прокурора, какой фрагмент фото нужно изучить, и показал его Зюскину.
Эксперт заключил:
1.На пленочных негативах следов ретуши не установлено;
2.На отпечатках, воспроизведенных непосредственно с пленочных негативов, в расположении пятен в ветвях деревьев усматривается подобие лица Троцкого;
3.Сходство этих пятен с портретом Троцкого было усугублено ретушью, оттенившей пятна, которые соответствуют носу, лбу и щекам.
Иными словами, фотограф ни при чем — во всем, видимо, виноват художник.
РАССТРЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ
Но художник газеты «Комуніст», 31–летний уроженец Житомира Владимир Цетнаровский (на работе он пользовался псевдонимом Ровский), ничего не признавал. Судя по протоколам, его допрашивали три раза: два в мае, еще один — в августе. Все они — предельно краткие, почти полностью состоящие из вариаций одного и того же вопроса и ответа:
— Умышленно использовывая (так в документе — НВ) ретушировку, Вы рельефно выпятили портрет врага советского народа Троцкого. Вы признаете это?
— Я утверждаю, что портрета Троцкого не видел и поэтому не мог использовать ретушь с умыслом.
Обвиняемому предъявили заключение экспертов — он заявил, что с их выводами не согласен.
Один из главных образов, связанных с НКВД сталинских времен, — пытки подозреваемых. Насколько вероятно то, что из Цетнаровского пытались выбить нужные показания? По словам специалиста по истории Большого террора, старшего научного сотрудника Института истории Украины НАНУ Романа Подкура, в мае 1937 года подобные вещи хоть и случались, но еще не вошли в систему. Указание бить арестованных чекисты получили в конце июля, а в полную силу эта практика вошла к сентябрю–октябрю.
— Если бы он [Цетнаровский] признался хоть по одному факту — дальше они бы его крутили. Но он молчал — и следствию не было за что зацепиться, — поясняет историк.
Любопытная деталь. И выводы экспертов, и элементарная логика говорят нам, что положение ветвей создало определенное сходство с лицом Троцкого. Никаких намеков на то, что «портрет» был добавлен на снимок до его передачи Цетнаровскому, у следствия не было. Но в материалах дела однозначно утверждается, что художник получил фотографию с уже готовым, но замаскированным «портретом врага народа», и лишь «выпятил» его, сделал более заметным. Откуда изначально взялось то самое лицо — следствие не поясняет, словно речь идет о чем–то само собой разумеющемся, и деревья в самом деле способны создавать портреты реальных людей.
Полная версия тут
____________________________________________________________________________________
Я от себя добавлю. Сколько чекистов, обвиняемых, свидетелей, экспертов, судейских приняли участие в этом абсурде? Сколько денег и человека–часов было на всю эту ерунду потрачено? Да не счесть.
Что же говорить о многочисленных процессах врагов народа, шпионах, саботажников организаторов покушений на вождей? Сколько негативной энергии и фальшивых протоколов было подписано? Сколько людей прошли пытки, унижения и дали признательные показания, оговаривая себя, своих родных, товарищей, коллег и просто незнакомых людей? А страх перед Сталиным самих чекистов, которые хорошо понимали, что если не добьются результата придет и их очередь. Она пришла несмотря на то, что были выполнены все требования вождя. Чекистов хорошо почистили их коллеги в конце 30–х годов.
Но разве это утешает миллионы расстрелянных, запытанных, умерших от голода, болезней и тяжелой работы заключенных ГУЛАГА? О них даже редко вспоминают сегодня. Они стали жертвами, потому что в этом был заинтересован Вождь. Один человек создал репрессивную систему и с ее помощью на человеческих костях построил агрессивное, нищие государство, которое не способно было себя защитить. Хотя долгие годы РККА готовилась к походу на Запад. А пришедшая с опозданием победа стоила десятки миллионов человеческих жизней, которые можно было бы сохранить. Но не сраслось. В России все не срастается. Отлично работают исключительно репрессивные органы. И тогда. И сейчас. Особенно они хорошо работают, когда их жертвы не сопротивляются. Но стоит бросить в них пластиковый стаканчик, пластиковую бутылку или дотронуться до забрала — это вводит мужественных силовиков в состоянии шока и наносит непоправимый моральный ущерб.
Как получилось, что сухорукий, конопатый вождь сумел сконцентрировать в своих руках неограниченную власть? Он были и Закон, и Суд, и Палач. Миловал редко. Вся страна дрожала от страха, но поэтому любила его и преклонялась. Тут ярко проявилась рабская сущность советских людей.
Нужно просто хорошо запомнить: в России все возможно, потому что абсурд all inclusive
Написал leon1959 на holodilnik.d3.ru / комментировать