Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019
Октябрь 2019
Ноябрь 2019
Декабрь 2019
Январь 2020
Февраль 2020
Март 2020
Апрель 2020
Май 2020
Июнь 2020
Июль 2020
Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021
Февраль 2021
Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021
Сентябрь 2021
Октябрь 2021
Ноябрь 2021
Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022
Июнь 2022
Июль 2022
Август 2022
Сентябрь 2022
Октябрь 2022
Ноябрь 2022
Декабрь 2022
Январь 2023
Февраль 2023
Март 2023
Апрель 2023
Май 2023
Июнь 2023
Июль 2023
Август 2023
Сентябрь 2023
Октябрь 2023
Ноябрь 2023
Декабрь 2023
Январь 2024
Февраль 2024
Март 2024
Апрель 2024
Май 2024
Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024
Сентябрь 2024
Октябрь 2024
Ноябрь 2024
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Поиск города

Ничего не найдено

«Стратегический консерватизм» в имперской перспективе России

0 9534

Жительница Кузбасса отсудила у магазина 80 тысяч рублей за мокрый пол

Прокуратура Кормянского района: 2 года лишения свободы и 12 тысяч рублей штрафа получил руководитель хозяйства АПК за сгнивший корм

В Дагестане восстановлевают экосистему нерестилищ северной зоны

Пробки на дорогах Подмосковья оценили в 6 баллов вечером 20 ноября

«Несчастна судьба той страны, в которой нет здорового консерватизма» (Н. Бердяев)
«Консерватизм без агрессивной имперской идеи превращается в проповедь мещанского конформизма, исходящего из логики - лишь бы не стало хуже» (А.Минаков)
«Дмитрий Медведев не меньший - в хорошем смысле слова - русский националист, чем я» (В.Путин)


Пролог.

Допустимо изначальное существование единой духовной основы как прарелигии, от которой отпочковались религиозные конфессии. С расколом в Русской церкви на противоборствующих старообрядцев и «никонян» - надломленные ментально бывшие единоверцы схлестнулись в межсобойном поединке. Отголоски той гражданской междоусобицы - в конфронтации идеологий нынешних консерваторов и либералов.

Религиозная пан-этика русского мировоззрения нацелена на истину как живую онтологическую сущность мира. Поэтому фундаментальное разрушение этой нутряной целостности вызывает протест традиции вплоть до самосожжения «двуперстников»-аввакумовцев, не приемлющих обновленчества. С позиции традиции, та реформа церкви была надругательством над архитектоникой органичной связи Бога и Храма. Ибо заповедно верным считалось тогда, что только двуперстие отображает «истинную догматику христианского Символа Веры - распятие и воскресение Христово, а также два естества во Христе - человеческое и Божественное». В трёхперстном же крестном знамении, в аспекте догматики содержания получалось искажение подлинного смысла: будто на Кресте была распята Троица. Церковной клятвой и постановлениями Стоглавого собора 1551-го закреплялась сохранность двуперстия: «Аще ли кто двемя персты не благословляет якоже и Христос, или не воображает крестнаго знамения, да будет проклят». Ибо тот «постмодерн» духовной трансформации менял само понятие грех. Дезориентированная паства, выбитая из традиционной колеи вероисповедания, потеряла этическую уверенность в распознании «правого» и «грешника». На Страшном Суде «поставит Господь праведных одесную Себя (по правую руку), а грешников — ошуюю (по левую руку). Стояние грешников по левую руку означает и положение руки при совершении крестного знамения на левое плечо». Подспудный страхне угодить бы из-за возникшей неразберихи к «еретикам безблагодатным».


Воссоздавать единство трудно. Сперва сращивают разъятые части, потом одухотворяют живой водой и уж затем – возвращают душу. Однако процесс пошёл. На поместных соборах 1918 и 1971 Русская церковь признала равноспасительность старых обрядов. Единоверческая церковь возвращает старообрядцев в расколе во Вселенскую Церковь. «Единоверие» как одна вера - Вселенской Православной Церкви. Митрополит Антоний (Храповицкий) восстанавливает истину о Патриархе Никоне («Мирный труд», 1910, №9, с.140-171). С отстоянием тезиса «Византия – праматерь России» (чему помог убедительный и притчево назидательный отличный фильм Митрополита Тихона «Гибель империи. Византийский урок»), христианский космопотитизм хулимова Никона предстаёт «апостольским неовизантизмом».Патриарх Никон по сути и отстаивал идею «симфонии властей» («двуглавие» - духовной и светской) во главе с православным Царем-Самодержцем, помазанником Божьим.

Но объединённые Православием, воители общерусских духовных ценностей в едином строю противостояли Католицизму. Как утверждает философ-богослов Василий Зеньковский,Католичество, довольствуясь лишь внешней атрибутикой благочестия, не приняло учение Христа о внутреннем обращении человека к правде и любви. Тем самым отвергло Благовестие Христа о свободе (тогда как Православие во истину свободно во Христе), а следовательно, в глазах ортодоксального подлинноверия - утратило истинно христианское начало.

Зато явилась идея теократии (Бог плюс управление), которая, будучи приложенной к социуму, - породила соблазн подчинить человечество единой власти. Все беды отсюда. Христианство, реформированное католицизмом, «социалистично» - в смысле насильственного приведения людей к социальному «раю» (заталкивание в «муравейник» хрустальных снов Веры Павловны). От невольных последствий католической реформации христианства - «католического социализма» - рукой подать до революционного социализма с человеческим лицом: «тот хаос свободы, хаос аморализма, в котором пребывает современное человечество, создан тем, что католичество отвергло Христово учение о свободе». Модернизация внутри церковной жизни Католицизма явилась катализатором революционно-позитивистских социальных потрясений. В «Легенде о Великом Инквизиторе» обыгрывается католическое утверждение, что человечество неспособно к христианской свободе. Потерявший веру в Христа Инквизитор хочет разрешить социальную проблематику без Христа, но с помощью отошедшей от заветов «больной» католической церковной организации.

Католичество, как полагает славянофил А.Хомяков, изменяет началу свободы во имя единства, а протестантство - наоборот. Только Православие осталось верным духу христианства, являясь гармоничным сочетанием единства и свободы в принципе христианской любви. Католичество прониклось рационализмом, отвергнув соборное начало; протестантство лишь развивает католический рационализм, ведущий от единства к свободе. Запад, констатирует Н.А.Нарочницкая, - это свобода «от чего» (отсутствие ограничений), а Россия - свобода «для чего» (зачем нужна свобода). Православие - это СВОБОДА СЛУЖЕНИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ДОБРОДЕТЕЛИ «ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА СВЯТАГО ДУХА».

В Православии сохраняется вся правда свободы, данной человеку, но преодолевается её хаос. Православию не нужно «уединение», эготичное развитие личностного начала. Русско-православный путь исцеления предполагает, что социальные противоречия разрешаются не через насильственное навязывание человечеству счастья (потребительство, гедонизм, успешность), а посредством примирения всех и всего в лоне русской Церкви. Соборное православное сознание воцерковляет жизнь. Это и есть тот положительный идеал, который воодушевлял Достоевского и который он понимал не как внешнее подчинение всей жизни Церкви (так представляет католичество), но как свободное и внутреннее усвоение жизнью христианских начал во всех её формах бытия. Русская всечеловечность способствует осуществлению Христовых заветов на земле. Через покаяние вернулся к Бого-этическому себе. Чем глубже пал человек - тем значительнее подвиг его нравственного воскрешения. Страдание - во искупление содеянного греха-зла. Если оно воспринято искренне и глубоко, свободно явлено и по-настоящему выстрадано - моральное исцеление возможно. Таковы духовные скрижали русского мировоззрения и миросозерцания.Наша традиционно-религиозная модель мировосприятия базировалась на абсолютизированном противостоянии полюсов добра и зла.

Русско-Византийские цивилизационные гены целительны: в них нет самодовольного стяжательства, морали лавочников, эгалитарного прогрессизма, равнения на «среднеарифметическую» посредственность, кумиризации земного, внесамодержавной государственности. Отрыв свободы от Креста - «грешный рай» - нравственный коллапс для русского сознания. Потому незамутнённая ревизионизмом адаптации, первозданная чистота Православия обречена на «стязания с Латиною». Ибо Русский «верующий разум» - истинно Боговерный и вольный во Кресте. Православие сознаёт себя подлинным, нереформируемым христианством, тогда как реформация католицизма невольно способствовала революционизации сознания европейцев.

Для старообрядцев и дерзкий реформатор Петр Первый – сущий «антихрист», «первый большевик»: ибо отменил патриаршество, подчинил Церковь государству и «приостановил» русскую святость. Петрова реформация поломала русскую консервативную традицию, смутила национальную кодировку. Казус с «бородой» обернулся разрушением традиционной российской иерархии ценностей. Пусть и усилил имперскую державность заимствованной у Европы атрибутикой. Его новации шокировали русское миросозерцание и мировоззрение. Философ Жан-Жака Руссо подметил о Петре: «Он хотел сначала создать немцев, англичан, когда надо было начать с того, чтобы создавать русских. Он помешал своим подданным стать когда-нибудь тем, чем они могли бы стать, убедив их, что они были тем, чем они не являются... Так наставник-француз воспитывает своего питомца, чтобы тот блистал в детстве, а затем навсегда остался ничтожеством». Мыслитель консервативного лагеря Жозеф де Местр ставит в вину Петру величайший грехнеуважения к своей нации - «страна отдана иностранцам и вырваться из их рук можно лишь посредством революции... Отняв собственные обычаи, характер, нравы и религию он отдал её чужеземным шарлатанам и сделав игрушкою нескончаемых перемен». Стремление Императора сделать Россию Голландией (и флаг нынешний в РФ – такой же масти триколор) подрывало «дух народный», то есть самые основы самодержавия, «нравственное могущество государства». В связи с чем Карамзин в записке «О древней и новой России» пишет: «Мы с приобретением добродетелей человеческих утратили гражданские. ...Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России. Виною Пётр». Карамзин вменяет в вину Петру многое, а главное - создание европеизированного правящего слоя, который, по сути дела, перестал быть русским. Он обвиняет его в этом гигантском болезненном социокультурном расколе, разрыве между верхами и низами.

«Вменение Петру создание социокультурной пропасти между верхами и низами, чреватой революцией. И это вменение, пожалуй, одна из главных скреп русской консервативной идеологии до 1917 года. Да и после» - констатирует знаток русской консервативной традиции воронежский историк проф. Аркадий Минаков, добавляя: Петр «верхний слой денационализировал. Сделал его космополитическим. А значит - малопригодным для решения тех проблем, которые стоят перед русскими и Россией».

Дам краткую ретроспекцию вех возвращения России к себе. Древнерусский основательный «крепкодушный» панэтизм, рассматривавший бытие как онтологизацию морального воззрения на мир, всё же уступил место (на радость масонам) «инновационному» пути развития. В последекабристской России началась «фаза надлома» (теория этногенеза Льва Гумилева). При Пушкине (писал в предисловии к моей книге «Пушкин и Загоскин» академик РАН Александр Панченко), «пришел конец той “органической” России, памятник которой воздвиг в “Войне и мире” Толстой. Затем русский дух оказался загнанным в подполье или изгнанным на чужбину». Нравственность есть правда - лейтмотив Шукшинства и возрожденческой «деревенщины». Голос князя Шербатова из XVIIIвека «О повреждении нравов в России» звучит серьезным предупреждением современников о пагубности чуждого нации реформирования. Он справедливо полагал, что нравы допетровской Руси были здоровее и правильнее для «сохранения народа», и что лучше было бы вообще обойтись без реформ. Если бы воцерковленный духовный костяк народа и имперской державности не были крепки, то Россию не пришлось бы ломать через колено дважды за один XXвек: сперва - большевиками-ленинцами, потом - антибольшевиками-ельцинцами. В пост-Беловежской России установилась атмосфера чужебесия. Лев Гумилев, предвидя губительность метастаз запущенной деградации страны, пророчествовал в 1992 году: «если Россия будет спасена, то только через евразийство».

* * *

Перманентный конфликт цивилизаций вступил в очередную предвоенную конфронтацию. Россия, как констатирует историк А.Тойнби, сопротивляется имплантированию чужого "цивилизационного клина". И без закона Ньютона понятно, что сила противодействия должна быть не слабее силы действия. Однако тот факт, что страны Восточной Европы почти беспрепятственно со стороны РФ кооптированы в Североатлантический Альянс, говорит об отсутствии стратегического паритета между сторонами конфликта. Геополитическое пространство России стремительно сужается, как Шагреневая кожа. Запад вплотную приблизился к границам Российской Федерации. «Красная линия» сигнализировала об опасности.

Как справедливо полагает политолог С.Хантингтон, «линии разлома между цивилизациями - это есть линии будущих фронтов». Не потому ли в 1945-м американский генерал Джордж Паттон гнал без передышки своё воинство встречно с русскими – чтобы помешать маршалу Георгию Жукову занять тогда всю Европу. Тогда «линия межцивилизационного разлома» пролегла близ германского города Торгау на реке Эльба; сейчас – считанные минуты ракетно-подлётного времени.

И только когда Украина стала антироссийским военным плацдармом и настойчиво запросилась в НАТО (пространство в 5-7 «ракетных» минутах от Москвы!), Кремль 17 декабря 2021 потребовал от Запада письменной гарантии прекращения военного осваивания Украины и отведения всей военной инфраструктуры на позиции 1997-го. Иными словами: предложено капитулировать в еще неначатой войне. В древнем трактате «Искусство войны» китайского полководца Сунь-Цзы сказано: «Сражения и захваты не могут считаться высшим мастерством военных действий, таким мастерством является сдача армии противника без боя».

«Наши предложения отвергаются» - сетует МИД. Оно и понятно. «Россия очень сильно уступает НАТО как по людским и по промышленным ресурсам, так и по общей мощи вооружений... Из-за отсутствия паритета НАТО ведёт себя гораздо более уверенно и нагло, а альянс гораздо меньше склонен идти на какие-то компромиссы, чем во времена Советского Союза» - мнение военного эксперта Б.Юлина. Без гиперзвукового оружия и мощного ядерного арсенала Россию давно бы разобрали на горстку «самостийностей», а остатки – прямиком на «мшистые топкие берега».

Более горевое нежели провокационное обращение В.Путина наверняка замотают на январской пустоговорильне «согласования». Вот если бы настоящий ультиматум грянул мол «достали! ни шагу назад!», подкреплённый готовностью в случае невыполнения всей совокупности пунктов задействовать план академика А.Д.Сахарова: создать между Канадой и Мексикой «пролив имени Сталина» - наверняка был бы другой коленкор. Нужно просчитывать стратегические многоходовки на опережение и ковать неустанно волю к победе. Чтоб не получалось «как всегда»: Украина прозападно «майданилась» в атакующее звено НАТО, а жадные и беспринципные «оккупанты» заправляли танки «незалежной» российским горючим. И только когда всё «смайданилось» в гордиев узел, РФ «была вынуждена что-то делать». Если бы ни сложившаяся форс-мажорная ситуация, вряд ли Кремль прибег бы к столь дерзкой, алогичной для своей практики принятия высших решений. Остаётся надеяться, что Джо Байден воспримет всерьез предупреждения России об "адекватных военно-технических мерах" в ответ на действия США и НАТО.

* * *

Как бы ни было, безнаказанному гибридно-военному третированию России коллективным Западом наконец-то выдвинута «предъява». «Мы хотим, чтобы в России была официальная, иже не прейдеши, идеология, базирующаяся на учении Русской православной церкви. Мы хотим, чтобы эта идеология была единственным или хотя бы главным основанием для внешней политики Государства Российского» - требует патриотический Царьград.

Православие - форпост русской идеологии «стратегического консерватизма», способной на наступательный брусиловско-приштинский прорыв петли Анаконды вокруг горла России. С появлением политической воли со стороны правящего истеблишмента РФ картина мира изменится, с точки зрения как из внутри, так и из вне. Главное – Россия снялась с дрейфа и двинулась от «общечеловеческой» охмуриловки к своим религиозно-корневым смыслам. Вопрос обретения и укрепления национальной идентичности носит для России фундаментальный характер.Была реконструирована великодержавность России, основанная на ее исторических традициях: идеях особого пути, самобытности, суверенности, русской цивилизации. Упорядочивается внутренний и международный ландшафт в соответствии с православными ценностями.

Благодаря выдвижению собственного бренда «стратегический консерватизм» Кремль, по оценке экспертов вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Х.Конли и Д.Руя в статье «TheKremlinPlaybook3» («Кремлёвские планы»), стремится достичь следующих целей:

1. Снизить прозападные настроения в целевых странах;

2. Усилить поддержку политических действий России (внутри страны и за рубежом) и узаконить нарративы Кремля.;

3. Подорвать поддержку членства в ЕС среди государств-членов и уменьшить поддержку членства в ЕС и НАТО в странах-кандидатах;

4. Сохранить страны постсоветского пространства в сфере влияния России;

5. Подорвать внутреннюю сплоченность, суверенитет и, возможно, территориальную целостность таким образом, чтобы это поддерживало интересы Кремля (например, Босния);

6. Сместить или ослабить руководство Вселенского Патриархата (который рассматривается как препятствующий объединению православного мира под руководством России);

7. Отменить санкции (сопутствующая и долгосрочная выгода) и подтолкнуть западные правительства к учету политических интересов России.

Так якобы выглядят «стрелки на карте наступления» новой идеологии, наречённой западными кремленологами «стратегическим консерватизмом» (StrategicConservatism).

«Враг у порога нашего дома! Нам некуда дальше отступать!» - обозначил диспозицию В.Путин. Союзников по-прежнему только два: «армия и флот» (фраза Александра III). Так что «с нами Бог и Андреевский флаг». Бог явил духоподъёмную идеологию Русской Победы, вместе с концом эры торжества чужебесия, опутавшего Русь. Россия «сосредотачивается» под Христовыми хоругвиями как «символе победы над смертью и диаволом». Здравый национальный консерватизм привит «наукой побеждать». Упрочение духовно-цивилизационного арсенала усилит военную безопасность государства.

Для России первостепенна задача восстановить свой исконный мировоззренчески геополитический «код», представляющий собой совокупность ключевых представлений россиян о своем месте в истории и мире, внешнеполитической стратегии и национальных приоритетах. Как китайцы в политике: по всем договорам неизменно требует «дуйдэн» — паритета взаимоотношений, мер и шагов. В соответствии с духовным концептом «инь и ян» («хаос и порядок»): упорядочивание сущностей — прекращение действия хаоса.

* * *

Евразиец Петр Савицкий, будучи помощником Петра Струве в правительстве Врангеля, утверждал: «кто бы ни победил в Гражданской войне – “белые” или “красные”, - всё равно Россия будет противостоять Западу, все равно она будет великой державой, все равно она создаст Великую Империю». Для Евразийской России подходит неовизантийская модель государственности - основанная на сочетании религиозных ценностей Православия с началами Империи во главе с Самодержцем (как вариант – функцией его).

На Византизме «симфонии властей», где Церковь и монархия/«вождь народа» тесно сотрудничают в едином социальном литургическом делании - всеобщем спасении базируется идея «Пятой Империи» Александра Проханова. Чтоб воссияло Мономахово «государство правды» - справедливость, спасение, добро. Истинный консерватизм может быть только верным хранением Божественной Истины. Государство и Церковь выполняют общекорневую миссию: вместе с народом осуществляют преображение мира. Митрополит Илларион предсказывает русским великое духовное будущее, применяя к ним евангельскую истину «последние станут первыми».

Сквернословят «справа» и «слева» по поводу сурового облика русского имперского консерватизма: в адрес «черносотенно-монархических идей с державным сталинизмом», с «фантазиями ретрограда Путина». Андреас Умланд, сравнивая «Евразийские» проекты Путина и Дугина, пишет о «правоэкстремистском интеллектуализме в неоавторитарной России».

«Гиперконсерватизм» - пугало для либералов: «В конечном счете»,- считает политолог А.Малашенко,- «этот гипер ведет к распаду государства – возможно, под напором возмущенной улицы, а возможно, и под ударами экстремизма». Историк А.Минаков считает, что консерватизм в России всегда коррелирует с сильной, централизованной, мощной иерархической властью. Ибо в русских условиях только такая власть может обеспечить необходимую мобилизацию как материальных средств, так и людских ресурсов для ведения многочисленных войн. Выжить можно было только при наличии мощнейшей централизованной власти, воспринимаемой народом как благо и отождествляемой с тем, что сейчас называется цивилизационным кодом. Основополагающие смыслы духовной корневой системы жизнеобеспечения России – это неразрывно связанная разновидность триады Духовность, Державность и Соборность – содержание Русской идеи.

Церковный раскол XVIIвека нарушил целостность Триады. Возник острый конфликт между светской и духовной властями, закончившийся утверждением первенства власти Царя над властью Патриарха. Старообрядности (двуперстию) не изменил Протопоп Аввакум. Его рьяную приверженность традиции наследуют охранители/ почвенники/консерваторы – сторонники нереформируемого Православия.

Дух реформации же Патриарха Никона достался либералам, приверженцам западных идей – «римской блудни». Полтора столетия этакая либерал- революционирующая «элита» систематически разрушает архитектонику русского мироустройства и миропонимания. Архаист адмирал А.С.Шишков одним из первых заговорил о том, что вестернизированный верхний слой, по сути дела, превратился в некий особый народ, живущий в пределах большого народа, который сохранил подлинные русские ценности.

И не исключен смертельный клинч схлёстки либералов/западников и консерваторов/хранителей заповедных национальных традиций. «Две России: Путин vs. Навальный». Этот феномен, тенденцию, предварительный результат я высветил в своей статье от 2 марта 2007 «Преодоление системных угроз национальной безопасности России»: «Говоря о национальной безопасности современной постбеловежской России, следует уточнить о какой из двух существующих ныне "Россий" идёт речь. Ведь либеральная свистопляска 1990-х годов поломала страну через колено на две неравные противоборствующие "России": олигархически-мафиозную и подзаборно-нищенствующую.

Отечество, духовно оккупированное и разграбленное несправедливой приватизацией, фактически расколото на вотчину сверхбогатеев и жалкое бытийство обездоленного большинства. Разорван социум на два антагонистических лагеря. Соответственно, у каждого из этих образований - свои мировоззренческие и миросозерцательные критерии истины, разные потребности, несравнимые вызовы и угрозы, виды на будущее и сценарии стратегического развития страны».

И вот недавно В.Путин предложил свой проект новой общенациональной идеологии – «здоровый консерватизм». Важно чтобы закладывался на века востребованный обществом курс всесферной патриотизации державы, а не остановилась власть на квасном патриотизме – для временных нужд власти: выборы-2024 и альянсность Украины. СоциологКарл Маннгеймсчиатает, что особая идеология служит защите определенного политического или социального порядка от угрожающих ему внешних и внутренних вызовов. Пройдёмся по этапам сотворения новой государственной идеологии.

* * *

Беловежским заговором был ликвидирован Советский Союз. Началась Новейшая история России – сперва в общности СНГ, а затем в облике обкромсанной, десуверенной, коматозной РФ, воссиявшей щедринским восторгом глуповцев, освободившихся от себя самих (12 июня 1994 – официальное празднование «независимости России». Она что: разве была колонией СССР?)!

Отечество, раздербаненное в «лихие 90-е» «криминал-революционерами», лишили победной идеологии Красной империи, запретив 13-й статьей Конституции РФ установление взамен её какой-либо иной «в качестве государственной или обязательной». Советские мировоззренческие постулаты – надёжные и испытанные мобилизаторы народа на подвиг и труд, клеймились как «совковые» пережитки.Рулящий «этой страной» компрадор-олигархат вполне устраивал установившийся коллаборативно-корпоративный строй "экономики трубы", с политикой договорняка«газ со скидкой». «Мы абсолютно отказались от нашего мотивированного проекта и от какой-либо духовно-ценностной составляющей. Живем ради "повышения благосостояния"» - суммирую вывод системного аналитика Сергея Михеева.

Но Божьим промыслом и путинскими усилиями госпереворот оказался недоворотом (моя формулировка). Россия возрождается из пепла и руин. В ситуации эскалации угроз и вызовов РФ актуализировался вопрос о создании общенациональной идеологии –гармонизанторе социума, оптимизаторе духа народа и «тротиле» информационно-организационного оружия в геополитическом противоборстве.

Правда, у класса начальников есть среди средств управления массами (по недопущению хаотизации социума и вспенивания «Березовой революции») и нечто идеологическое: набор, как характеризует философ Ольга Малинова,«сравнительно устойчивых и узнаваемых систем смыслов». Но эта методология оказалась порочной: «возникла коллизия бесправия одних при диктате других членов общества», и стал «очевиден потенциал “злоупотребления властью” для ослабления конкурентных шансов оппонентов, вплоть до ограничения идеологического плюрализма путем запрета на высказывание тех или иных идей в публичных средах. ... Властвующая элита не вправе использовать государственные инструменты принуждения, чтобы навязывать собственные представления как обязательные или исключать право на высказывание иных точек зрения».

Да, Госдума нередко принимает законы, с позиции непримиримой оппозиции, - сравнимые с «оккупационными». Многие формы общественного протеста объявлены незаконными. Взять, к примеру, штрафы или принудработы за «Оскорбление представителя власти» (УК РФ, Статья 319). Страшно далеки такие от народа. Россия, выбитая беловежским путчем из своей привычной жизни и даже цивилизационной колеи, всё никак не может полноценно самоидентифицироваться и упорядочиться.Прожект капитализма с человеческим лицом не получается: слишком жаден до сверхприбылей олигархат, да при скупости властей на достойное исполнение «социальных гарантий». А СССР-2 – пока кошмарит воображение ГУЛАГом.

Относительно вопроса о взаимосвязанности плюрализма, госидеологии и личностной свободы. Либеральный консерватор правовед Борис Чичерин политические свободы (право участвовать в государственной власти) рассматривал как высшее развитие личной свободы и ее единственную гарантию: «Пока власть независима от граждан, права их не обеспечены от ее произвола: в отношении к ней лицо является бесправным». Консервативно-либеральное понимание исключает обскурантистскую практику воздействия на «толпу» в заданных властями параметрах.

Для гармонизации социума явно недостаточно рецептуры мультяшно-ельцинской демагогии кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!». Нет объявленного «консенсуса» обворованных и воров – бенефициарами приХватизации. Вопиющее социальное неравенство между «нищебродами» и «златояхтовиками» - это никак не согласуется (пока?) с тезисом жить в добром согласии «по справедливости и по закону».

Постсоветская идеосфера три десятилетия вырабатывала крайний антиэтатизм - минимизацию роли государства и пропагандировала вместо совести прогматику безбожного обогащения. Такой прозападный крен парадигмы России был закреплен суперпрезидентской Конституцией. Потому подорванные силы минимизированного и ослабленного государства спровоцировали серию терактов с 1991 (Дагестан) по 2004 (Беслан). Но Владимиру Путину удалось переломить тогда «пагубный мегатренд» (регресс, дерегуляцию) укреплением «вертикали власти» и ускорением осуществления национальной самоидентификации.

В октябре 1994 С. Шахрай и В. Никонов обнародовали «Консервативный манифест» - «консерватизма с российским лицом». В нем содержались основные постулаты классического консерватизма, подкреплённые цитатами от У. Черчилля до К. Леонтьева. В то же время предпринимается попытка создания идеологической доктрины «демократического патриотизма» (В.Шумейко, В.Костиков). Составными элементами «новой идеологии» стали: концепция формирования политической нации «россиян»: общепатриотическая риторика, включавшая в себя идею России как великого государства, заявления о необходимости реинтеграции постсоветского пространства, с ведущей ролью России как «первой среди равных», воскрешение формулы «единая и неделимая Россия» (из «Послания президента Федеральному собранию».- «Российская газета», 1994, 25 февр.). Но теория «новой российской нации» не прижилась. Применение же формулы «единая и неделимая Россия» для «наведения конституционного порядка в Чеченской республике» сработала. Российская государственность устояла перед сепаратистским вызовом «Ичкерии».

С 1996 по август 1998, по оценке историком Сергеем Пантелеевым, - активное время поиска «национальной идеи», призванной консолидировать общество. После непростой победы на президентских выборах («голосуй – или проиграешь!»), еще более обостривших идейную поляризацию российского общества, Б.Ельцин 12 июля 1996 инициировал процесс разработки единой национальной доктрины, поручив выяснить «какая национальная идея, национальная идеология – самая главная для России» («Независимая газета». 1996, 13 июля, с.1). Однако кризис 17 августа 1998 ( впервые в мировой истории государство объявило дефолт по внутреннему долгу) подвёл черту под проводившемся с 1992-го социально-экономическим, политическим и идеологическим курсом.

Этап с сентября 1998 по конец 1999 - возгонка «консервативной волны», на гребне которой осуществлялась операция «преемник» - транзит власти без потрясения/революции. Консервативная доктрина Е.Примакова - стратегия укрепления государства с построением «социально ориентированного рынка с государственным участием» - отвечала ожиданиям власти и общества. Идеологическая ниша «просвещенного» консерватизма (завуалированная триада графа С.С.Уварова) закрепилась программным положением о необходимости «национальной идеи», понимаемой как «патриотизм, державность, государственничество и социальная солидарность» («Независимая газета», 1999, 30 дек., с. 4). Но одно дело провозгласить консервативно-державный курс, а другое – реализовать. Как заявил тогдашний серый кардинал Кремля Владислав Сурков, «мы, конечно, безусловные консерваторы, хотя пока и не знаем, что это такое».

И всё жевектор идеологических поисков властью шел, согласно классификатору этого процесса С.Ю.Пантелееву, от западничества – к патриотизму, от радикализма – к консерватизму, от «свободного рынка» – к государственничеству, от идеологического нигилизма – кединой национальной идее.

С учётом ситуативной турбулентности мировой экономики, глобальности системного кризиса и ковидной трансформации миропорядка, в октябре 2021 президент В.Путин на Валдайском форуме определил путеводный мейнстрим российской интенции - здоровую консервативную идеологию как целостную систему идей и ценностей русского мировоззренческого охранительства. Эта концепция политического курса страны называется им то «здоровым», то «разумным», то «умеренным» консерватизмом.


Окончание здесь


Читайте также

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я