Жертва: дискредитированное слово
«Если кто-нибудь говорит, что он всем ради вас пожертвовал, – бегите». Примерно такой лозунг популярной психологии сегодня очень на слуху, и он косвенно дискредитирует христианскую идею жертвенности. Психологи ошибаются? Или просто говорят о чем-то другом? Давайте разберемся.
Прежде всего хочется сказать, что психология сама по себе – наука, которая стала возможна именно в христианском мире, и у ее истоков стоял Блаженный Августин; о создании системы христианской психологии думал и писал святитель Феофан Затворник. Святитель не успел, зато продолжил создание системы такой известный священнослужитель, как протоиерей Василий Зеньковский.
Психология не могла бы зародиться в древней восточной деспотии или в языческой Спарте, ведь она основана на том, что человек и его душа («психе») – это ценность. Человек – ценность, так как он образ Божий, именно это христианское убеждение перевернуло языческий мир, «заквасило» науку и привело через века к рождению психологии, пусть даже это рождение пришло с опозданием, в мир уже отчасти постхристианский. С тех пор в психологии многое – из христианства, и многое с опозданием.
Так произошло и с понятием «жертва». Почему современные психологи ополчились на жертвенное поведение? Потому что они связывают его – и часто справедливо! – с манипуляцией. Например, если жена в пылу ссоры кричит мужу, что она стольким для него пожертвовала, это часто переводится как «ты мне изрядно должен, поэтому делай по-моему!». Но идет здесь речь о жертвенной натуре, об истинной жертве? Нет. Речь идет именно о декларации некой воображаемой «жертвы». И конечно, в таких декларациях нет ничего хорошего, это действительно лишь дешевые манипуляции.
Но кто говорил об этом первым? Спаситель. «Смотрите, милостыни вашей не творите пред людьми с тем, чтоб они видели вас» (Мф. 6:1). Это слова Господа Иисуса Христа из Нагорной проповеди, они не только о том, что нельзя тщеславиться своими благими поступками. В первую очередь речь о том, что нельзя пытаться кого-либо порабощать через показные благодеяния.
Сам Господь дал совсем иной пример Жертвы. Даже в момент, когда Он жертвенно распростерся на Кресте, Спаситель молился Богу Отцу о мучителях: «Отче! прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23:34). Он не выставлял мучителей виноватыми в Жертве, не говорил: «Всё из-за вас». Да, христианская мораль помнит о том, что Господь умер для человека и из-за человека, что человек «куплен дорогою ценой» крови Спасителя. Но Господь не манипулирует Жертвой. Он принес Себя в дар, а далее говорит о Себе: «Вот, стою у двери и стучу» (Откр. 3:2), и лишь желающий добровольно откроет Ему дверь в своем сердце.
Лишь тот, кто сохранил способность благодарить за дары, не боится истинной Жертвы.
Часто именно от недостатка внутренней щедрости мы сегодня вместе с психологами боимся и чьего-то жертвенного поведения. Боязнь быть обязанным и неумение благодарить – вот глубинная причина нашей паники перед чужими жертвами.
Елена ФЕТИСОВА
Публикация газеты «Логос»
(Рязанская епархия)