Показуха* по-балтийски. Запуск пилотного отрезка Rail Baltic с рваными билетами и беготнёй напоминает о дураках и дорогах
Вы будете смеяться, но они-таки запустили Rail Baltic 6 января 2025 года. Хоть и в несколько урезанном виде; так сказать, пилот-проект. Теперь из Вильнюса в Таллин можно доехать всего за десять с половиной часов, с двумя пересадками — в Риге и Валге. При общем расстоянии 615 километров средняя скорость передвижения составит 58,6 км/ч. Поезд «Рига — Вильнюс» уже был, оставалось подстыковать графики: ежедневных поездов «Рига — Валка» —два, «Валга — Таллин» — пять. С участком Вильнюс — Рига всё более или менее понятно: выполняет один состав, 4–4,5 часа без пересадки, билет продаёт Литовская железная дорога. Поездка из Риги в Таллин — дело тонкое. Граница между двумя дружественными державами Латвией и Эстонией на надёжном замке. Поезд из Риги довозит до латвийской Валки, билет продаёт Латвийская железная дороги. Чтобы открыть «прямую линию», государства потрудились, подобрали рейсы, где интервал между прибытием-убытием составил девятнадцать минут. За это время из Валка пассажиры с чемоданами должны перебраться на другую платформу в эстонской Валге, купив билет у эстонской железной дороги. Впрочем, может быть, кондукторы будут продавать прямо в вагонах, с небольшой наценкой. Общее время в пути Рига — Таллин составит пять с половиной часов, стоимость — от двадцати пяти евро; один «прямой маршрут» в сутки.
Кому придёт в голову этим пользоваться, если междугородние автобусы Рига — Таллин — Рига снуют каждые полчаса-час, билеты всегда доступны, в пути четыре с половиной часа, без пересадок, багаж в багажных люках, одна остановка в Пярну, стоимость — от двадцати евро. В спинках кресел телевизоры с хорошим набором фильмов, в стоимость поездки входит горячий кофе или чай, иногда печенье. Три билета на три участка пути — это впечатляет. Хотя железнодорожников можно понять: только на латвийском участке тринадцать остановок: Елгава, Рига, Земитани, Югла, Инчукалнс, Сигулда, Лигатне, Иерики, Цесис, Лоде, Валмиера, Стренчи и Лугажи. Ну как из Таллина обилечивать пассажиропоток Лоде — Лугажи? Могли бы попросить «билешусервис», им это не сложнее, чем в шестой-двенадцатый ряд зала, но не догадались? Удивительно, ведь «билешусервис» — эстонская компания, если кто не знает. Rail Baltic пока строят, хоть и через пень-колоду. Но ведь над ней ещё будет инфраструктура, билеты будут продавать. Как — нам только что показали. Интересно, что с литовцами насчёт вагонов смогли договориться, есть даже вероятность, что они будут доходить аж до самой Валки. Хотя я помню, как во времена бензиновых войн литовцы разобрали рельсы на пограничной с Латвией станции, чтобы цистерны из Мажейкяя шли в длиннющий обход через Елгаву. За что Евросоюз настучал им потом по голове, и рельсы сложили обратно.
Уму непостижимо, как междугородние автобусы стаями форсируют рубеж «Эстония-Латвия». И, заметьте, обратно. Восточный экспресс, знакомый нам в основном по Агате Кристи, курсирует из Парижа в Константинополь с 1883 года, в разное время пересекая границы до десяти государств. Скоростные поезда TGV — Train de Grand Vitesse — рассекают Францию на скорости 300–320 километров в час. Из Женевы до Марселя мы доезжали за три с лишним часа. Eurostar доставляет из Лондона в Брюссель за два часа и три минуты, не считая пограничного контроля. Ешь омлет, пьёшь кофе в полной неподвижности и тишине, и только монитор над головой отсчитывает: «290 км/ч, 300 км/ч». Скоростные составы Thalys гоняют между Францией, Бельгией, Нидерландами и Германией, останавливаясь на всех крупных вокзалах, а главное — возле аэропортов. А вот два балтийских тигра, члены Евросоюза с 2004 года, не смогли одним маршрутом соединить 166 км по Латвии и 236 км по Эстонии. Уже мерещатся авиакомпании, долетающие до границы страны и там пересаживающие пассажиров на авиакомпании соседней страны. Будет ли кто-то бегать по перронам из Валки в Валгу с чемоданами — неизвестно и, строго говоря, даже и выяснить нельзя, сплошных билетов же нет. Но начальству отрапортовали: есть прямая линия!
В Институт электроники АН Латвийской ССР, где я когда-то трудился, бывало, приходили важные персоны, и мы демонстрировали наши компьютерные успехи. Мои латышские коллеги называли это красивым латышским словом, со вкусом налегая на длиннющий гарумзиме (черта над буквой для обозначения долготы гласного звука) над «У»: «pokazūha»*. Если я не ошибаюсь, лет пять-семь назад деятели нашей страны возмущались несговорчивыми литовцами, которые тормозили проект, потому что Rail Baltica проходил через Каунас без захода в Вильнюс. Литовцам уступили. Но совсем недавно и мы, и латвийские руководители с изумлением узнали, что, оказывается, Rail Baltica и в Ригу не собирается заезжать. И теперь правительственные комиссии чешут голову над традиционно российскими вопросами: «кто виноват» и «что делать».
Что делать с лестницей в небо у базара, с вокзалами, куда не запланированы рельсы европейской колеи? Как соединить чудо архитектуры, новый Центральный рижский вокзал, с таким же великолепием — вокзалом в аэропорту? Там, где, «обнявшись, словно две сестры», встречаются две беды — дураки и дороги, земные и воздушные? Но об этом следующий размышлизм. Цените своё время? Уверены, что качество имеет цену? У вас есть 1520 причин подписаться на новый Telegram-канал медиаплатформы ВГУДОК — @Vgudok.PRO Евгений Гомберг, ИСТОЧНИК: социальные сети