Газ узбекский, газ туркменский, газ афганский
Месторождение Газли в Узбекистане в наши дни. Теперь оно перестроено в подземное газохранилище
Продолжим тему афганской газовой эпопеи. В предыдущей статье данные были общедоступными: статистические сборники Госкомстата СССР и Внешторга СССР. Они не дали определенного ответа на вопрос о том, был ли афганский газ причиной Афганской войны 1979-1989 года. Скорее, оставили под подозрением.
Теперь данные совсем другого рода. Это служебные отчеты Министерства газовой промышленности СССР по транспорту газа с 1977 по 1988 годы, хранящиеся в РГАЭ. Это первоисточник по вопросу, сколько газа подавалось в систему магистральных газопроводов СССР и куда этот газ передавался. Сведения чисто транспортные, то есть конечное потребление в них не было отражено.
Чтиво, надо сказать, занимательнейшее. Сплошные колонки цифр, прямо как в шифровке, и никаких пояснений. Действительно, если вы читаете служебные документы Мингазпрома, то вам всё должно быть понятно и так.
Цифры, впрочем, говорящие и многоплановые. Там есть сведения, к примеру, не только по подаче, но и о расходовании газа на собственные нужды газотранспортных предприятий, а также о потерях. К примеру, в 1978 году ушло в воздух, то есть в потери, немногим более 4 млрд кубометров газа или 1,16% к общему поступлению в трубопроводы. На свои нужды газотранспортные предприятия израсходовали 22,8 млрд кубометров газа. В основном это выработка электроэнергии для оборудования газопроводов. Советский промысел в Афганистане Ходжа-Гугертаг, к примеру, в 1974 году вырабатывал 4 млн кВт·ч электроэнергии на своей газовой генераторной установке и из них 1,5 млн кВт·ч подавал в Шибирган.
Однако сосредоточим свое внимание на том, что затрагивалось в предыдущей статье в свете добытой новой информации.
Газли не выжил
Один из главных вопросов состоял в том, что стало с узбекским месторождением Газли, которое и стало причиной возникновения газопровода Бухара — Урал и перевода уральской промышленности на газ.
Как мы знаем из предыдущей серии, первоначальные громадные запасы Газли были сильно переоценены в сторону снижения. Месторождение вышло на проект освоения с утвержденными запасами 439,9 млрд кубометров. При том, что с 1960 по 1976 годы планировалось отобрать 68,5% запасов, то есть 301 млрд кубометров, выходило, что Газли должен был давать в год порядка 18 млрд кубометров добычи.
Данные Мингазпрома СССР по транспортировке газа, в котором отдельно выделялась строка поступления с Газли, довольно откровенно говорят, что с 1977 года месторождение вступило в стадию падающей добычи и прежнего темпа поддержать не могло. Уже в 1977 году подача газа с Газли в газопровод Бухара-Урал составила 14,3 млрд кубометров, или на 20,5% меньше, чем предусматривалось проектом. В это время Газли еще был главным источником газа для этого газопровода. Но потом становилось только хуже, что и видно в таблице:
В 1986 году Газли закономерно пал, а в 1988 году добыча на нем практически прекратилась. Газопровод Бухара-Урал никуда не делся, но теперь служил главным образом транзитным газопроводом для подачи туркменского газа или газа с месторождений Западной Сибири.
Газотранспортные "провинции"
Особенность источника в том, что в нем газотранспортная система была разделена как бы на большие «провинции», в которых добывался и транспортировался газ. Все газопроводы, находившиеся на ее территории, подчинялись особым организациям, имевшим стандартизированные названия. Например, газопроводы Средней Азии — «Средазтрансгаз». Газопроводы Урала — «Уралтрансгаз». Газопроводы Поволжья — «Волготрансгаз». И так далее.
В эти трубы подавали газ газодобывающие предприятия. Например, «Средазтрансгаз» получал газ от «Узбекгазпрома» и «Туркменгазпрома», а затем передавал или потребителям, если они были на его территории, или в другие газотранспортные «провинции». Тот же «Средазтрансгаз» подавал газ в «Уралтрансгаз» и «Волготрансгаз», которые затем его передавали или потребителям на своей территории, или даже по цепочке.
Таким образом, данные по поступлению газа в такой-то «-трансгаз» не выражают только лишь потребления, а включают еще и транзит. К примеру, газопровод Уренгой — Помары — Ужгород, построенный в 1983 году, который подавал газ Западной Сибири в Чехословакию, Венгрию, Румынию и даже страны Западной Европы, проходил через систему «Уралтрансгаза», и весь транзитный поток учитывался в его показателях.
Кроме того, в 1980-х годах система магистральных газопроводов в Западной Сибири быстро развивалась, и объемы транспортируемого газа резко увеличивались. Это учесть непросто, и в исходных данных выделения старых и новых газопроводов не было.
Поэтому я взял данные, которые дают более или менее сопоставимые данные между состоянием сети газопроводов в конце 1970-х годов и на протяжении 1980-х годов: Узбекгазпром, то есть преимущественно месторождение Газли, и Тюменьгазпром, то есть преимущественно Уренгойское месторождение и соседние.
Сводные данные получились такими и представлены в таблице:
В данных с 1977 по 1981 годы указывалась подача газа Уралтрансгазом в Свердловскую и Челябинскую области, то есть для конечного распределения. В 1977 году Челябинская область получала 12,2 млрд кубометров, Свердловская область — 13,1 млрд кубометров. Суммарно 25,3 млрд кубометров или 67,2% подачи. Уралтрансгаз и в те времена осуществлял транзит газа в Оренбургскую область и в Поволжье.
В 1981 году Челябинская область получала 14,2 млрд кубометров, Свердловская область — 14,4 млрд кубометров, суммарно 28,6 млрд кубометров или 34,5% подачи. С этого времени «Уралтрансгаз» гнал основной объем газа транзитом. В основном это был газ из Западной Сибири, а также из Туркменской ССР.
Стоит также указать, что Узбекгазпром и Туркменгазпром работали не только рядом, но и вместе, подавая газ в газопроводы Бухара-Урал и Средняя Азия — Центр (САЦ). Для Туркменгазпрома САЦ был основным маршрутом. В 1980 году в этот газопровод он подал 52,4 млрд кубометров газа или 98,6% всей подачи. Но туркменским газовикам приходилось также затыкать дыру, возникавшую от падения добычи газа в Узбекской ССР. В том же 1980 году в газопровод Бухара-Урал Туркменгазпром подал 8,7 млрд кубометров газа или 46,2% всей подачи. В то время в Туркменской ССР добывалось 70,5 млрд кубометров и в газопроводы подавалось 86,6% всей добычи.
В 1985 году Туркменская ССР добывала 83,2 млрд кубометров газа, но подавала в газопровод Бухара — Урал 13,5 млрд (83,3% всей подачи) и в САЦ 60,4 млрд (98,8% всей подачи). Суммарно 73,9 млрд кубометров или 88,8% всей добычи. Самой Туркменской ССР оставалось хорошо, если 10% от того, что добывалось.
Месторождение Шатлык на юго-востоке Туркменской ССР в 1975 году. Только что построенное.
Данные показывают, что именно «Туркменгазпром» стал решением проблемы падающей добычи в Узбекской ССР. Но, по всей видимости, в газовом хозяйстве Средней Азии в конце 1970-х годов возникла дыра, которую временно затыкали афганским газом.
Странный импорт 1977-1979 годов
С афганским газом начиналось всё чинно и мирно. По отчету группы по добыче и транспорту газа в Республике Афганистан, опытно-промышленная разработка Ходжа-Гугертаг была начата 21 октября 1967 года. В тот же год было добыто 218,7 тысяч кубометров газа, из которых в СССР было отправлено 206,7 тысяч кубометров.
Потом добыча выросла сначала до 2 млрд кубометров, потом до 2,5 млрд кубометров, а в 1974 году составила 2,9 млрд кубометров, из которых в СССР ушло 2,8 млрд кубометров. С 1971 года промысел поставлял газ на афганский завод азотных удобрений, но тот в 1974 году потребил 62,7 тысяч кубометров газа.
В справочнике Минвнешторга СССР за 1974 год стоит та же цифра 2,8 млрд кубометров. Данные в справочнике Минвнешторга в период с 1967 по 1974 годы совпадают с документальным отчетом.
Афганский газ стандартно шел по двум маршрутам. От промыслов в районе Шибиргана до узбекского Келифа и там по системе газопроводов большая часть подавалась в газопровод Бухарский газоносный район (БГР) — Ташкент-Фрунзе-Алма-Ата. Также можно встретить аббревиатуру БГР-ТБА (Бухарский газоносный район — Ташкент-Бишкек-Алматы). Меньшая часть подавалась в газопровод Кзыл-Тумшук — Душанбе, который связывал газовое месторождение Кзыл-Тумшук на юге Таджикистана, в Вахшской долине, с республиканской столицей.
Карта магистральных газопроводов в Средней Азии. Упоминавшиеся газопроводы на ней указаны и подписаны
В отчете Мингазпрома импорт указывается в общих сведениях, а потом отдельно по указанным газопроводам. Выписав цифры и составив таблицу, можно увидеть следующее:
В целом общие данные с 1980 года не противоречат сумме подачи в два указанных среднеазиатских газопровода. Есть еще отчет Союззарубежгазпрома за 1983 год. Фасонистая была организация — подавала отчет в папках из кожзаменителя под коричневую кожу с золотым тиснением. Она была ответственна в основном за экспорт газа в Европу, но занималась и афганским импортом. Импорт в 1983 году — 2305 млн кубометров при плане 2400 млн. Расхождения с данными Мингазпрома СССР, но небольшие.
Но вот с 1977 по 1979 годы, а это как раз годы, непосредственно предшествовавшие началу Афганской войны, общие данные по импорту резко превышают данные по подаче газа в среднеазиатские газопроводы. 11,7 млрд кубометров в 1977 году — это много. Из них 9,4 млрд кубометров куда-то делись. В 1978 году из импорта в 9,5 млрд кубометров куда-то делось 7,3 млрд кубометров. И в 1979 году неизвестно куда подевалось 3,2 млрд кубометров.
Этот объем газа был передан в систему газопроводов и мог быть отправлен куда угодно, хоть в газопровод Бухара — Урал, хоть в САЦ, мог быть израсходован на местные нужды.
Поскольку пояснений в справочнике не было, руководство Мингазпрома СССР об этом знало, но рассказать не пожелало, остается выдвинуть предположение, что в 1977–1979 годах образовался дефицит газа, скорее всего, за счет упавшей узбекской добычи, который и затыкался афганским газом. Потом ситуация вернулась к норме.
Вопросы, между тем, остаются
Во-первых, было ли технически возможным на оборудовании промысла Ходжа-Гугертаг и газопровода до Келифа обеспечить рост добычи и транспортировки газа в 4,6 раза?
Во-вторых, по данным Мингазпрома СССР, объем импортируемого газа в 1980–1986 годах почти не менялся, а вот в справочнике Минвнешторга СССР стоимость импортного газа резко увеличивается в эти же годы. Расчет по стоимости, сделанный в предыдущей статье, оказался неверным. Но кто прав: Мингазпром или Минвнешторг? И что это такое вообще? Даже не стану делать предположений, потому что в этой схеме не хватает данных.
В-третьих, не был ли этот странный отбор газа в 1977–1979 годах настоящим приводом Саурской революции 27 апреля 1978 года, с которого и началась вся эпопея? Вроде того, что сначала на этой почве поссорились с Мухаммадом Даудом, президентом и премьер-министром Афганистана одновременно, потом устранили его с помощью революционеров... А потом не смогли выбраться из создавшейся ситуации.
Чем дальше, тем больше складывается впечатление, что кто-то в этой истории основательно напортачил, но не хотел признаваться. Заковыристая история, раз даже документы ее не особенно проясняют.