Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

ИНТЕРВЬЮ: Архиепископ общин апостольской традиции и правозащитник ГРИГОРИЙ МИХНОВ-ВАЙТЕНКО об Украине, уходе из РПЦ МП, правозащите и призвании Церкви в современном мире

0 609
ИНТЕРВЬЮ: Архиепископ общин апостольской традиции и правозащитник ГРИГОРИЙ МИХНОВ-ВАЙТЕНКО об Украине, уходе из РПЦ МП, правозащите и призвании Церкви в современном мире

Одобрены корректировки проекта обхода населенных пунктов в Рязанской области и Мордовии на трассе М-5 Урал

Виїзд з України. Які черги на кордоні перед вихідними

Укрзалізниця розпочала будівництво євроколії від Ужгорода до кордону з Євросоюзом

Какой церковный праздник сегодня, 1 мая, отмечают православные христиане

Архиепископ Григорий Михнов-Вайтенко – очень интересный человек: в непростых условиях российской несвободы он совмещает служение в гонимой, альтернативной Церкви с активной правозащитной деятельностью. Он родился в 1967 году, его отец – знаменитый поэт-диссидент Александр Галич, которого фактически выдворили из СССР. Учась во ВГИКе в конце советской эпохи, Григорий принял крещение у о. Александра Меня, а затем служил в советской армии на территории Западной Украины, где познакомился с украинской культурой и стал понимать украинский язык. Почти все предки архиепископа как по материнской, так и по отцовской линии происходят из Украины. Получив кинематографическое образование, работал на телевидении, а в «нулевые» даже возглавлял православный телеканал «Благовест». В этой должности познакомился с достаточно либеральным архиепископом РПЦ МП Львом (Церпицким), который рукоположил Григория в сан священника в 2009 году. Служил в храме св. Георгия в Старой Руссе, в стенах которого в 2014-м отлучил от причастия всех участников, разжигателей и сторонников войны против Украины. Вскоре после этого был вынужден покинуть РПЦ МП и присоединиться к Апостольской Православной Церкви (ныне Объединение общин апостольской традиции), в которой возглавляет Балтийский экзархат. Женат, имеет четырех детей. Александр Солдатов: Как мы знаем, история вашего выхода из РПЦ МП связана с вашей поездкой в Краматорск в августе 2014 года. Что побудило вас туда поехать? Архиепископ Григорий Михнов-Вайтенко: Это было сугубо семейное дело. Там жила близкая родственница, и нужно было разобраться, что делать дальше. Положение вещей было совершенно непонятным, потому что не хватало источников объективной информации о ситуации на востоке Украины. К августу Краматорск уже был освобожден украинскими войсками, и я полетел через Киев, чтобы увидеть ситуацию своими глазами. Она оказалась достаточно стабильна, и мы оставили все как есть. Поскольку я все увидел своими глазами, то моя реакция на события, начавшиеся в конце августа того года, была бурной. Я получил большое впечатление от разговора украинских бойцов, которые возвращались с фронта, когда я уже ехал в Киев на «Интерсити». Их было десять. Они были в форме, и было заметно, что они едут прямо с передовой. А что делают солдаты по всему миру, когда направляются домой? Выпивают. Они разговаривали на разных языках — украинском, русском, суржике, но это не мешало им общаться. Мне было важно услышать, за что они пьют, потому что казалось логичным при таких обстоятельствах пить «за победу». Они пили много, часто, и доминировал один-единственный тост (кроме тостов в память о погибших ребятах) – «За мир!» Это меня совершенно удивило, потому что, как говорится, что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. Когда через две недели случился Иловайский котел, для меня это был двойной удар, потому что я понимал, что эти люди по-настоящему не хотят войны… – А когда все начиналось весной 2014 года, Вы еще питали какие-то иллюзии? – Нет! Так случилось, что у меня много родственников в Украине. Мои предки происходят из Екатеринослава, Юзовки… В 2013 году, почти за полгода до начала Евромайдана, я проехался по архивам в поисках дореволюционных документов о своем роде. Где-то 5 дней я провел в Донецке и 3-4 дня в Днепропетровске (нынешний Днепр). Еще тогда я обратил внимание, что эмоциональный фон в этих двух городах совершенно разный. Дикое напряжение в Донецке и полное спокойствие в Днепропетровске. Создавалось впечатление, что это разные страны, хотя географически города, регионы очень близки. Запечатлелся в памяти разговор, который я имел с водителем в Донецке. Он говорит: «Проклятые киевляне, все захватили…». Я перебиваю: «Подожди! У вас же президент из Донецка». – «Ну и что! А его окружили киевляне, западенцы!» В этом чувствовалось безумие. Я не удивлюсь, если узнаю, что вскоре он стал «шахтером», который пошел с оружием против Украины. Он полностью повторял все тезисы кремлевской пропаганды, что «мы — россияне, стремимся быть с Россией, а не с Киевом». Понятно, что с 90-х годов в Крыму и на Донбассе была определенная прослойка населения, которая была недовольна, что они в Украине на положении «младшего брата». – Сейчас они жалуются, что им стало еще хуже. Пожалуй, это диагноз – люмпенизация? – Безусловно! Когда начали развиваться события на востоке Украины, у меня уже было стабильное впечатление, что мы имеем дело с масштабной пропагандой, провокацией, а не с объективной проблемой. Условно я могу представить, что в разных странах существуют разные проблемные территории с каким-то народом рахинджа, которому не очень хорошо живется в той или иной стране. С Донбассом и Крымом было очевидно, что это проблема в головах, а не в реальности. Подчеркну еще раз тот поразительный контраст, который я увидел между Донецкой и Днепропетровской областями, где массово обнаруживались две противоположные картины мира. В советской армии я служил в Ивано-Франковске, поэтому язык понимаю, хотя говорить мне трудно. Перед путешествием 2014 года мне было немного дискомфортно, потому что шли разговоры о недопуске российских граждан в Украину или о проблемах с российскими властями по возвращении. Тем более, я направлялся в прифронтовую зону, да еще и был действующим попом Московского патриархата из Новгородской епархии. Но я не встретил никаких проблем в Украине! Единственный случай был, когда в Краматорске я попытался посетить храм Московского патриархата, но настоятель меня практически выгнал: «Не надо здесь ходить, это только для своих!» Как быстро он определил, что я не свой… Остальные разговоры, хоть и были эмоциональными, но были направлены не против меня как россиянина, а против власти, без перехода на личности. Это многое говорит о характере украинского народа, о чем я уже знал с середины 80-х. Когда я служил в Галичине, мы обслуживали как полк связи весь Прикарпатский военный округ, и однажды нас забросили в какое-то село под Ужгородом. Почему-то нас заставили собирать картофель. Вдруг приехал новый комполка, а я был «дедом» и выглядел соответственно — «не по уставу». Он на меня набросился, начал угрожать и отдал приказ – через 15 минут побриться и привести себя в порядок. Я пошел в сторону домов местных жителей — крестьян. А нас категорически предупреждали: «В одиночку не ходить, это партизанский край, здесь бандеры». Рассказывали ужасы о солдате из соседней части, который пошел к местным и не вернулся… Поэтому я немного опасался, осознавая, что советского солдата здесь не должны любить. В итоге: мне предоставили бритвенный станок, меня накормили, напоили, и когда я через два часа вернулся, командира полка уже не было. Но я раз и навсегда избавился от всяких сомнений, что это немирная страна. Конечно, из истории ничего не вычеркнешь, разное бывало, но на уровне простых людей договориться можно было всегда. Это и сформировало мое отношение к Украине. В России с этим гораздо хуже… – После возвращения из Краматорска Dы отлучили от причастия всех участников войны и всех, кто ее подстрекает или оправдывает. Многие подпали под это отлучение? Имеет ли этот акт какие-то мистические последствия или он был, в основном, гражданской акцией? – Очень много людей подпало. Что касается мистических последствий, мне говорить трудно. Это был не эмоциональный на самом деле шаг, а скорее мистический. В те дни я жил на даче под Старой Русой, а там не было интернета и работало только радио «Россия 1». Оно создавало впечатление, что «шахтеры» уже практически захватили Киев, и это воспринималось как вселенская катастрофа. Я пытался ответить на вопрос и просил Бога дать мне ответ: а что же должна делать Церковь? Что может сделать простой человек – понятно: взять или не взять оружие. Начиная с Майдана, мне не хватало, собственно, церковной оценки. Ибо пролилась кровь, и Церковь не должна оставаться в стороне. Украинские священники разных юрисдикций на это реагировали, пытались предотвратить кровопролитие, и на этом фоне мне очень не хватало московской реакции — хотя бы пол звука… Когда это все переросло в военное столкновение, то это молчание стало вопиющим. Я понимаю, что с точки зрения канонов священник ничего подобного делать не должен. Но когда вся Церковь молчит, кто-то должен стать ее голосом. А дальше этот голос Церковь или воспринимает, рецептирует, или отвергает, и тогда этого человека отторгают. Учитывая то, что меня отторгли, отодвинули, я так понимаю, что РПЦ МП мою позицию не восприняла. – Как они Вас отторгли? Ведь формально вы сами подали прошение об уходе за штат… – Да. Ровно месяц никакой реакции не последовало. Я произнес это отлучение 31 августа — некоторые прихожане даже обиделись на меня, говоря: «Здесь дети пришли, надо, чтобы ты их благословил в школу, а ты вместо этого произносишь анафемы». Конечно, в школу я благословил отдельно… В октябре я получил телефонограмму о том, что в связи с наличием академической задолженности в семинарии меня запрещают в священнослужении. Я очень обрадовался, что меня запретили даже не указом — потому что с точки зрения канонов такой способ запрета недействителен. Спокойно уехал в Петербург, в Москву… Потом решил сдать два хвоста, которые у меня оставались в семинарии. Сдал, потому что для приходского попа главное — просто приехать в семинарию. Возвращаюсь в Старую Русь и звоню декану семинарии, который говорит: «Тебе нужно пересдать. Есть распоряжение, чтобы ты сдавал экзамены комиссии». И я понимаю, что эти экзамены я не сдам никогда. Я пошел к своему благочинному и спрашиваю: «Верно ли я понимаю, что от меня ждут прошения об увольнении?» Он просиял: «Отче, люблю тебя за то, что ты умный». Я поуехал в епархию в Новгород, написал прошение. Владыка Лев очень не любит отпускать клириков, каждая бумажка должна «ждать», не стоит делать спонтанных решений… Бумагу оставил и не успел дойти до ворот, как мне звонит секретарь: «Батюшка, заберите указ, пожалуйста». Я отдаю должное мудрости владыки Льва, решившего не обострять ситуацию: я пришел, имея хорошие отношения с ним, и ушел так же. К епархии у меня нет никаких претензий. – Мысль о смене юрисдикции, наверное, не сразу появилась? – Нет. Были предложения, которые, к счастью, не осуществились, перейти в Западноевропейский экзархат , что предполагало выезд из страны. Через полгода после увольнения я принял окончательное решение. У меня есть претензия ко всей структуре РПЦ, что она не взяла на себя труд отрефлексировать братоубийственную войну, даже не смогла назвать это войной. Наверное, можно было поискать какие-то слова, которые хотя бы внешне выглядели как примиряющие. Использование церковных объектов спецслужбами — частный вопрос, но Церковь должна быть общностью, которая ищет слова, смыслы и не ограничивается просьбой «за мир» на ектении. – Вы с этим столкнулись на примере Украины. Но ведь в истории РПЦ МП слишком много позорных примеров оправдания всех войн, геополитических авантюр России и СССР, начиная со сталинских времен… – Когда были эти геополитические авантюры, никто позицией РПЦ не интересовался. Любая ситуация имеет свою динамику – металл трещит, но держит, держит вес, а потом ломается. Если в советское время было определенное оправдание – «моя Церковь в плену», то с Украиной такого оправдания нет. Начиная с «гастролей даров волхвов» роль РПЦ в этой истории совершенно однозначна, очевидна и неприемлема. — Согласны ли вы с тем, что история с Украиной стала апофеозом «сергианства» — идеологии РПЦ МП советских времен, которая направлена на полное обслуживание политических потребностей нерелигиозного (иногда даже антирелигиозного) государства? – Я бы сказал, что это уже мегасергианство. Традиционное сергианство – это плохо, я не оправдываю его. Но оно имело понятную концепцию — церковное руководство как бы играло роль лагерного придурка. Такая роль не почетна, но объективно обоснована, потому что не все могут идти на мученичество. А то, что происходит сейчас, можно уподобить человеку на свободе, который настаивает, чтобы его взяли на должность лагерного придурка в тюрьму. Ему говорят: «Гуляй, ты свободен, делай, что желаешь». А он отвечает: «Нет, возьмите меня, я еще могу, по-новому». И это вызывает шок, потому что это уже не сергианство. Это зверь из бездны, который снял благочестивую елейную личину сергианства и выставил харю «главного храма Вооруженных сил». Он уже не прячется. – В России много «альтернативных» православных юрисдикций, даже украинские есть. Трудно ли было Вам сделать свой выбор между юрисдикциями и почему Вы избрали именно Апостольскую Церковь (которую основал о. Глеб Якунин)? – Так получилось, что специально я не занимался поиском юрисдикций. Первостепенным для меня был другой вопрос: оставляю ли я страну? У меня были серьезные соображения по этому поводу. И я отдавал себе отчет, что в случае проживания в России нужно будет продолжить свое священническое служение. Я понимал, что абсолютных оснований для политического убежища на Западе у меня нет, потому что мое несогласие с властью носит сугубо мировоззренческий характер. Даже когда я участвовал в выборах, я не становился политиком или оппозиционером. Кроме того, западные страны ввели много дополнительных ограничений для желающих получить резидентный статус. В свое время я довольно много общался с о. Глебом Якуниным. Но в конце 2014 года он скончался. С епископами Апостольской Церкви лично я знаком не был, но мы познакомились. Этот вариант показался мне самым простым, естественным. Конечно, никаких планов становиться архиереем тогда у меня не было. – Не был ли для вас неожиданностью женатый епископат в этой Церкви? – Нет. Я считаю, что это наименьшая проблема. Например, «высокая» Церковь Англии довольно неплохо чувствует себя с женатым епископатом. – Вы являетесь известным правозащитником. Дает ли Ваш сан какие-либо дополнительные возможности для защиты прав человека в условиях современной РФ? – Ну, например, к Сенцову в Лабытнанги меня так и не допустили как священника. Никаких преференций нет. В правозащитной среде каждый занимается своей сферой: кто свободой слова, кто заключенными, кто социальной адаптацией после освобождения, кто мигрантами и так далее. Работы здесь выше крыши, и никакой иерархии в сфере защиты прав человека не существует. Мне не совсем понятно, на чем основывается моя репутация, но она есть, и мне постоянно звонят по телефону, просят подписать какие-то обращения, принять участие в каких-то инициативах. Ну и слава Богу, я пытаюсь отвечать! Я думаю, что в условиях современного мира защита прав человека является определенным социальным служением, которым Церковь должна заниматься «от и до». Очень быстро меняются цивилизационные устои, мы начинаем жить в другой системе публичности, коммуникации, и Церковь еще не нашла свое место как институция в этих новых условиях. А теперь оказалось, что ее традиционный пафос никому не нужен. Теперь зона ответственности Церкви – в самом широком смысле этого слова – это милосердие и справедливость. Милосердие, которое сотворил Господь, и справедливость — как ответ человека на это милосердие. Беседовал Александр Солдатов (Портал «Credo.Press») Оригинал интервью на украинском языке опубликован ЗДЕСЬ

Читайте также

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я