Сдержали клятву верности. Александр Егоров освобождал Европу
Александр Егоров уходил на действительную выпускником Асбестовского горного техникума в 1939 году. В апреле 1943-го с Дальнего Востока попал на Воронежский фронт в район Обояни в знаменитый 5-й гвардейский танковый корпус в качестве радиста-стрелка 20-й бригады.
Два месяца шла напряженная подготовка к предстоящему сражению, а 5 июля танкисты поднялись от страшного грохота орудий и гула самолетов. В небе - ожесточенный воздушный бой, на земле пушки обрушили на врага мощный артиллерийский удар. Через некоторое время к нашей обороне устремились сотни танков и штурмовых орудий противника. 5-й гвардейский танковый корпус поначалу находился в резерве. 6 июля на исходе дня его вывели на марш.
Вчитывается сегодня ветеран в мемуары Маршала Советского Союза И. К. Москаленко и не верится, что сам там был и живым вышел. На третий день наступления гитлеровцы в районе шоссе, ведущего на Обоянь, сосредоточили всю мощь ударной группировки, но сумели вклиниться во вторую полосу обороны лишь на 3-8 километров. Прорвать ее враз не удалось, несмотря на то, что 400 танков, тысячи орудий и минометов, а также сотни самолетов атаковали позиции наших войск. Это был сущий огненный ад: тучи пыли и дыма, горы мертвого металла...
- Потом нас потеснили и мы отошли в район станции Прохоровка,- рассказывает А. П. Егоров. - Помнится большая безлесая местность, но равниной не назовешь - идут чередой то холмы, то овраги, то лощины.
Мы на опушке леса, примерно в полутора километрах от станции. "Фердинанды", "пантеры", "тигры" прут и прут, без передышки отражаем их атаки. Всюду танки, то горящие, то двигающиеся, вспышки орудий, разрывы снарядов, гул и грохот. И это продолжалось не один день...
И лишь 13 июля на этом участке гитлеровцам был нанесен контрудар, а 5-й гвардейский танковый корпус в числе других подразделений отошел на отдых. Т-34, где был стрелком А. Егоров, оказался везучим, хотя броня его была изрядно повреждена осколками снарядов.
Через некоторое время - опять бои. 3 августа наши танки перерезали дорогу Белгород - Томаровка. Крепко оборонялся враг, еще крепче дрались гвардейцы. Через два дня и Томаровский узел сопротивления ликвидировали. Потом сержант Егоров участвовал в окружении вражеской группировки в районе села Борисовка. Опыт, приобретенный в крупнейшем танковом сражении под Прохоровкой, очень пригодился. Их "тридцатьчетверка" уничтожила несколько фашистских орудийных расчетов и бронетранспортеров, но на подступах к селу Грайворон вражеским снарядом у машины разорвало гусеницу, от следующего снаряда танк загорелся, командира экипажа Василия Бакишева убило. Танкисты выскочили через люк, получив ожоги.
После этого стрелок-радист Егоров возвращен в свой 454-й гвардейский минометный полк командиром радиоотделения, в составе которого ехал с Дальнего Востока. Полк с боями прошел Полтаву, Сумы, готовил Киевский плацдарм, форсировал Десну.
День Победы встретил полк под Прагой. Побитые фашисты пытались унести свои ноги на Запад, и в одном местечке на исходе дня перекрыли танкистам дорогу. Завязалась перестрелка, в которой сержант Егоров был ранен осколками.
Потом еще месяц ехал в железнодорожной теплушке на Восток воевать с японскими самураями, исходил там многие километры, побывал в Порт-Артуре. И лишь в декабре 1945 года вернулся в Асбест.
Счастливый человек. По статистике, он как раз в числе тех трех процентов его сверстников-фрон-товиков 1922-1923 годов рождения, оставшихся в живых.
После войны закончил институт, работал в асбестовой промышленности. К боевым наградам прибавился орден Трудового Красного Знамени. Он отлично знал свое дело и людей в многотысячном коллективе Центрального рудоуправления. Заместителя директора уважали за скромность и деловитость, за выдержку и отзывчивость.
А. Попова.
Из Альманаха "Память сердец" (Составитель А. Попова) 2000г.