Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022
Июль 2022
Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022
Декабрь 2022
Январь 2023 Февраль 2023
Март 2023
Апрель 2023 Май 2023
Июнь 2023
Июль 2023
Август 2023
Сентябрь 2023 Октябрь 2023
Ноябрь 2023
Декабрь 2023
Январь 2024
Февраль 2024
Март 2024
Апрель 2024
Май 2024
Июнь 2024
Июль 2024
Август 2024
Сентябрь 2024 Октябрь 2024 Ноябрь 2024
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Поиск города

Ничего не найдено

Старчество – это кратчайший путь к спасению?

0 2985

В Трубчевском музее прошел Час памяти, посвященный сражению под Трубчевском осенью 1941 года

Севрюки: почему эти казаки считались самыми буйными

В Лондоне после слов российского генерала подсчитали подлетное время «Орешника»: «Каждому овощу свое время»

Каждый человек в своей жизни хотя бы раз сталкивался с определёнными кризисами, в результате которых могла произойти потеря жизненных ориентиров. Изменяются алгоритмы поведения, появляются экзистенциальные вопросы, на которые человек пытается найти ответ. Моменты кризиса каждый переживает по-разному: кто-то замыкается в себе, кто-то ищет поддержки у друзей, кто-то начинает увлекаться экстремальными видами спорта. Верующие люди в трудных ситуациях нередко за помощью обращаются к старцам. Всегда ли такие обращения приносят добрые плоды?

Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно заглянуть в прошлое и обратиться к истории старчества на Руси. Принятие христианства стало фактором, способствующим развитию самобытности русской культуры, возвышению её нравственного потенциала, поднятию на гораздо более высокий уровень развития в сравнении с язычеством. Крещение Руси ознаменовано не только укреплением её международного авторитета, развитием просвещения, изменением быта и нравов населения в сторону совестливости и сострадания, но и быстрому распространению монашества, ставшего идеалом христианской жизни. Так, уже в X–XIII веке на русской земле действовало порядка 70 монастырей, что в дальнейшем повлекло за собой популяризацию такого явления, как старчество.

Что же такое старчество? Это практика духовного руководства со стороны опытного монаха-наставника (старца), которая подразумевает духовное послушание готовящегося принять монашеский постриг, неопытного монаха или мирянина. Следует отметить, что, по мнению доктора исторических наук, старшего научного сотрудника Центра истории религии и Церкви Института всеобщей истории РАН А.Л. Беглова, старчество как аскетическая практика обращения к руководству опытных в духовной жизни людей было известно христианам ещё до появления монашества и восходит к апостольским временам. Монашество же только расширило эту практику, сделав своей неотъемлемой частью.

На Руси старцами стали называть опытных духовников, а также настоятелей монастырей, чей авторитет как подвижников благочестия был непререкаем и настолько велик, что способствовал привлечению к ним не только молодых монахов и народных масс, но и представителей светской власти и тогдашней интеллигенции.

Несмотря на то что в древнерусских уставах нет прямой регламентации старческого окормления, уже в житии преподобного Сергия Радонежского, написанном Епифанием Премудрым, имеются однозначные указания на старческую практику великого святого. Примечательно, что исповедание Феодором помыслов своему духовному отцу упоминается в этом житии как совершенно обыденная вещь, которая известна не только автору, но и читающим, из чего можно сделать вывод о том, что старчество, подразумевающее исповедание помыслов, было известным и распространённым явлением.

Со времени преподобного Сергия Радонежского в религиозной жизни Руси обозначилось острое стремление к иноческому житию. Так, к XV столетию монастырями была покрыта вся территория российского государства.

Следующей вехой в развитии старчества стал XVIII век. Реформы, проводившиеся имперским правительством, привели к тому, что провинция стала местом сбережения духовных традиций, их оплотом. И уже в XIX веке в России крупными духовными центрами становятся Оптина пустынь и Саровская обитель. Насельник Оптиной пустыни, старец Амвросий, приковал к себе внимание русской интеллигенции, увлечённой на тот момент западной философской мыслью. Встречи с ним искали профессора университетов, известные писатели и философы. Преподобный Амвросий приобрёл славу опытного наставника как духовной, так и практической жизни. Образ его старческого служения стал каноническим. И даже Октябрьская революция не смогла оборвать развитие сложившейся традиции старчества – Нектарий и Никон, последние старцы Оптиной пустыни, продолжили своё служение и в первые годы большевистского режима.

Итак, старчество в России оказало влияние на все слои общества, а фигура старца стала иметь исключительное значение в православной аскетике, однако различные обстоятельства истории Православия на Руси могли заслонять или искажать её.

Революция 1917 года, коренным образом изменившая международное и внутреннее положение России, не могла не затронуть и жизнь Церкви в частности. В 1918 году вышел декрет «О свободе совести и религиозных обществах», который урезал права религиозных организаций и вытеснял их из жизни общества. Большевистское правительство решило, что Церковь не только не имеет права голоса, но и не может более существовать в новом государстве. Для монастырей начался этап борьбы за существование. Так, в начале ХХ века в братстве Оптиной пустыни находилось более 300 человек, но уже к 1930 г. оно было рассеяно. В 1927 году была закрыта Серафимо-Дивеевская обитель, а её насельницы расселились по окрестным сёлам и небольшим городам. Подобная участь ждала монахинь Борисоглебского монастыря в Аносино. И всё же монахи и монахини стремились поддерживать духовное единство со своими распавшимися общинами. Например, настоятель Глинской пустыни обосновался в Путивле, тайно принимая на исповедь своих духовных детей, а по ночам регулярно служил литургию.

Однако уже в 40-е годы ситуация изменилась. Открылись некоторые монастыри и храмы, а церковное «подполье» легализовали. Стали возможны паломничества в Троице-Сергиеву и Почаевскую Лавры. Тем не менее, богомольцы очень часто сталкивались с трудностями транспортного характера. Поэтому цель паломничества должна была сильно привлекать верующего. Притягивали богомольцев те места, где находились мощи известных святых или чудотворные иконы. Там, куда паломники приходили в течение длительного времени и регулярно, стихийно возникали новые объекты паломничества, основанные на слухах о различных чудесах.

Произошла активизация церковной жизни, остро стала ощущаться потребность в церковной молитве, и потому в ряде областей появились священники-самозванцы из мирян или священнослужителей, лишённых сана. А в Воронежской и Курской областях, например, моления возглавляли пожилые мужчины, имеющие благообразный вид. Стала формироваться церковная субкультура, которая притягивала людей своей таинственностью и патриархальностью.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) предупреждает: «Охранитесь от пристрастия к наставнику. Многие не остереглись и впали вместе с наставниками своими в сеть диаволу. Совет и послушание чисты и угодны Богу только до тех пор, пока они не осквернены пристрастием. Пристрастие делает любимого человека кумиром: от приносимых этому кумиру жертв с гневом отвращается Бог. И теряется напрасно жизнь, погибают добрые дела, как благовонное курение, разносимое сильным вихрем или заглушаемое вонею смрадною. Не давайте в сердце вашем места никакому кумиру».

Для современного верующего паломнические поездки стали едва ли не неотъемлемой частью церковной жизни. Паломнические службы и туристические агентства в большом объёме предлагают туры к православным святыням. Но не только поклониться чудотворным образам и мощам угодников Божиих стремятся верующие. Как отмечает писательница и православный просветитель Л.А. Ильюнина, несколько лет назад каждая её лекция по старчеству заканчивалась неизменными вопросами о том, есть ли в наше время старцы, где они живут и как добраться до них.

Поиск духоносного священника – совершенно нормальное явление, если не переходит определённые границы. Очень часто популярность современного старца возникает стихийно: появляется слух о «чудесном батюшке», исцеляющем любые недуги и указывающем спасительный путь. Люди, которые не способны критически оценить услышанное, стремятся немедленно отправиться на поиски «старца», разрешающего тяжёлые жизненные ситуации. Так, до сих пор совершаются «паломнические поездки» к лишённому сана Владимиру Головину. Действующая группа «ВКонтакте» не только предлагает организовать личную встречу с «чудесным батюшкой», но и активно принимает на это нескромные пожертвования.

Архиереи и священники Русской Православной Церкви постоянно говорят о том, что паломничества к подобным «старцам» принесут только одно – вред душе. Но поездки к ним не прекращаются. Такое острое желание разрешить проблемы при помощи старца – это всего лишь попытка снять с себя ответственность за принятие важных решений и переложить её на плечи благообразного батюшки. Мол, если что, это не я виноват, это меня «благословили».

Но в духовной жизни нельзя торопиться. Преподобный Никон Оптинский говорил, что духовная жизнь подобна игре на скрипке: «Когда учатся играть на скрипке, тогда вначале у играющего получаются очень неприятные, неправильные, резкие звуки… Но постепенно человек привыкает, научается играть, звуки получаются все правильнее и правильнее, и, наконец, польются нежные прекрасные звуки чудной музыки. Одному это удается скорее, другому длительнее, иногда и при всем старании никак не наладится играющий, все время получается не так, как ему хотелось бы. Нужно терпение».

Юлия ШЕПКО,
референт Информационно-издательского отдела
Брянской епархии

Публикация газеты
«Брянские епархиальные ведомости»


Читайте также

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я