Люди за кадром: Максим Дунаевский
К 80-летию выдающегося композитора!
15 января отмечает юбилей Максим Исаакович Дунаевский — кинокомпозитор, благодаря которому песни из мюзиклов « Д'Артаньян и три мушкетёра », « Мэри Поппинс, до свидания! », « Летучий корабль » — и многих других — стали настоящими хитами: их наизусть знает и стар, и млад. Всего в фильмографии композитора более 70 фильмов.
Сын великого советского композитора Исаака Дунаевского унаследовал талант и пошёл по его стопам. Максим Исаакович получил классическое музыкальное образование в Московской консерватории и мог бы посвятить себя сочинению академической музыки, но ещё в студенчестве увлёкся театром — в частности, музыкальными спектаклями. Молодой композитор стал сочинять сценические мюзиклы, а затем и музыку для кино. В день 80-летия Максима Дунаевского рассказываем о ярких фильмах, в которых звучит его музыка.
«Синие зайцы, или музыкальное путешествие»
Будучи студентом Московской консерватории, Дунаевский так увлёкся работой в театре эстрадной студии МГУ «Наш дом», что его отчислили. Студией в те годы руководили Илья Рутберг, Альберт Аксельрод и Марк Розовский. Когда Дунаевский переходил на третий курс консерватории, Розовский весьма некстати поздравил одного из педагогов Максима, Дмитрия Кабалевского, с удачной премьерой студенческого мюзикла «Сказание про царя Макса Емельяна», музыку к которому писал Дунаевский. Ничего не знавший об экспериментах своих учеников Кабалевский сказал: «Сначала надо выучиться академическому письму, а потом уже заниматься всякими тру-ля-ляшками» — и вскоре Максима выгнали из вуза. К счастью, через некоторое время удалось восстановиться.
При этом всё тот же Марк Розовский сыграл ключевую роль в судьбе Дунаевского: именно он впервые пригласил Максима поработать над музыкой к кинофильму. Розовский познакомил совсем ещё молодого композитора с Виталием Аксёновым, снимавшим тогда картину «Синие зайцы, или Музыкальное путешествие» — детскую комедию «с песнями, танцами и джигитовкой при участии диких и домашних животных».
Марк Розовский был автором сценария этого фильма, а главные роли в нём исполнили совсем ещё молодые Александр Филиппенко и Валентина Теличкина . Картина, ставшая «пробой пера» для Максима Дунаевского, вышла в 1972 году.
« Автомобиль, скрипка и собака Клякса »
В свой следующий кинопроект Дунаевский также попал благодаря коллегам по студии «Наш дом». Из театра при МГУ вышло множество профессиональных актёров и режиссёров, в том числе знаменитый Ролан Быков . В 1974 году он предложил Максиму Дунаевскому написать музыку к его фильму «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» — эксцентрической трюковой комедии, как называл её сам режиссёр. Во многом это был экспериментальный проект: Быков выбрал неординарный жанр, нестандартный сюжет — да ещё и добавил «фокусы» с форматом изображения, меняющимся по ходу действия.
Особое место в сюжете фильма заняла музыка: действие комедии на всём её протяжении сопровождают музыканты, которых сыграли звёзды: Олег Анофриев , Георгий Вицин , Зиновий Гердт , Михаил Козаков , Спартак Мишулин и сам Ролан Быков. Участники ансамбля периодически перевоплощаются в других персонажей и помогают главным героям — но музыка, так или иначе, переполняет картину.
Поэтому, как вспоминал сам Максим Исаакович, Ролан Быков полностью доверился 23-летнему композитору, взяв его в команду. «Я тебя пригласил, чтобы спрашивать, как сделать то или это. Если я тебя пригласил, значит, я тебе доверию », — сказал он Дунаевскому. Получилось превосходно: комедия вышла на экраны в 1975 году и завоевала приз за лучшую режиссёрскую работу на 8-м Всесоюзном фестивале.
« Д'Артаньян и три мушкетёра »
В 1978 году вышел фильм, после которого Максим Дунаевский стал настоящей звездой — мюзикл «Д'Артаньян и три мушкетёра». Интересно, что эта картина появилась благодаря театральной сцене и друзьям Дунаевского по студии «Наш дом». Изначально эта адаптация легендарного романа Александра Дюма была спектаклем, который Марк Розовский и Максим Дунаевский написали для Московского ТЮЗа в 1974 году. Постановка пользовалась большим успехом.
Однажды «Трёх мушкетёров» пришёл посмотреть режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич — и, загоревшись идеей снять киноверсию этого мюзикла, больше от неё не отступался. Он пригласил авторов спектакля в команду, переписал сценарий, изменив текст пьесы почти наполовину, выбрал около десятка из пятнадцати песен, звучавших в спектакле и попросил Дунаевского написать новые. Юнгвальд-Хилькевич предлагал аранжировать песни в духе барокко и записать их с симфоническим оркестром. Но Дунаевский отказался: он хотел, чтобы песни звучали как настоящий рок.
Найти ансамбль и студию звукозаписи, которые справились бы с такой задачей, было непросто. Однако Дунаевский нашёл: коллектив «Краяны» (впоследствии — ВИА «Фестиваль»), находившийся в Полтаве, играл в том самом стиле и мог записываться на студии Полтавского радио. Правда, только по ночам. Поэтому Дунаевский отправился в Полтаву, и еженощно в течение двух месяцев сочинял и записывал там саундтрек к «Мушкетёрам» с местными музыкантами. Для того, чтобы всё звучало именно так, как задумал композитор, пришлось даже приобрести редкий музыкальный инструмент — родес-пиано, «электронный клавесин» со специфическим звучанием.
Главную арию мюзикла — «Песню мушкетёров», также известную как «Пора-пора-порадуемся» — Максим Дунаевский называет первым в своей карьере настоящим хитом. Сочиняя её, композитор вдохновлялся песней Д’Артаньяна из американского мюзикла «Три мушкетёра» 1939 года, музыку к которому написал Самуил Покрасс. В припеве той арии звучит запоминающееся «Vara-vara-vara». И Дунаевский попросил автора песенных текстов, Юрия Ряшенцева, написать нечто созвучное. Так и родилось знаменитое «Пора-пора».
« Карнавал »
Работа с Татьяной Лиозновой над картиной «Карнавал», вышедшей в 1982 году, была для Максима Дунаевского настоящим испытанием. Режиссёр, славившаяся своей суровостью и требовательностью, не делала скидок и для композитора: например, песню «Позвони мне, позвони» — главный шлягер, который звучит в фильме — Лиознова раз за разом просила переписать. После двух десятков версий Максим Дунаевский принёс ей самую первую. И сам удивился, когда постановщицу устроил изначальный вариант.
Сам Дунаевский никогда не отличался покладистым характером; но если с Юнгвальд-Хилькевичем ему удавалось стоять на своём, то «железная» Лиознова, как правило, «переигрывала» композитора. Она шла на разнообразные уловки, чтобы манипулировать командой. Например, когда Максим Дунаевский отказался записывать финальную песню — «Спасибо, жизнь», которая казалась ему слишком пафосной, Лиознова пошла на хитрость: она пригласила на студию известного композитора Георгия Мовсесяна — в один день с Дунаевским, чтобы тот непременно его заметил. Режиссёр намекала, что если не справится Дунаевский, то это сделает кто-то ещё. И это сработало: Максим Исаакович записал всё, что от него хотела Лиознова.
Однако Дунаевский признавал: всё упрямство Татьяны Лиозновой, все её усилия и хитрости никогда не были напрасными. «Она что-то всё время хотела от актёров, от сценариста, от художника, от оператора. Она все время всех держит в страшном напряжении, но когда ты приходишь в монтажную и видишь, как складывается то, чего она добивалась, это складывается в единую замечательную картинку» , — вспоминал композитор.
« Мэри Поппинс, до свидания »
Музыку к телефильму Леонида Квинихидзе «Мэри Поппинс, до свидания», увидевшего свет в 1984 году, Максим Дунаевский называл своей лучшей и самой любимой работой. В интервью композитор рассказывал, что именно в этом мюзикле ему удалось выразить себя наиболее полно и использовать в работе все самые любимые жанры — от рока до симфонической музыки.
Шесть песен, каждой из которых было суждено стать шлягером, Дунаевский написал совместно с поэтом Наумом Олевым. По словам самого композитора, музыка к «Мэри Поппинс» не была «озарением» и не появлялась «сама собой» — они с Олевым в первую очередь выполняли режиссёрские задачи. Для финальной песни задание звучало вполне конкретно: « Сделать такой финал, чтобы все заплакали ». При этом мелодия должна была быть запоминающейся. И всё получилось: песни «Ветер перемен» и её лейтмотив-продолжение, «Цветные сны», действительно способны растрогать до слёз. Именно «Ветром перемен» Максим Дунаевский традиционно завершает свои концерты.
Когда музыка была готова, перед композитором возникла новая трудность: он никак не мог найти голос для основной исполнительницы арий — кто-то должен был петь сложные партии вместо Натальи Андрейченко , которая тогда была женой Дунаевского. Голос, который устроил бы композитора, не могли отыскать очень долго. Но Дунаевский стоял на своём: «Мне нужна Барбара Стрейзанд» , — заявлял он.
Наконец, «советская Стрейзанд» нашлась: свою жену, Татьяну Воронину, привёл на прослушивание знакомый барабанщик Дунаевского. Голос Ворониной оказался идеальным. А «Мэри Поппинс» стала единственным кинопроектом для Татьяны, несмотря на предложения Дунаевского о дальнейшем сотрудничестве: в 1988 году она поступила в церковный хор, и с тех пор посвятила себя духовной музыке.
Во время перестройки, в 1992 году, Максим Дунаевский переехал в США. Почти восемь лет он жил и работал в Голливуде. За этот период он написал саундтреки к нескольким фильмам, которые не снискали известности. По возвращении в Россию вернулся к работе с отечественными режиссёрами в кино и театре. В 2006 году композитор был удостоен звания Народного артиста России. В 2015 был назначен художественным руководителем Московской областной филармонии.
В последние годы новые мюзиклы Дунаевского — «Алые паруса», «Эзоп», «Каприз императрицы», «Любовь. Чума. Верона» и другие — идут на сценах различных театров России; в том числе — Малого, Театра оперетты и Санкт-Петербургского музыкально-драматического театра «Буфф».