Александр Градский: «На проспекте Маленкова в доме шесть мы жили клёво…»
0
139
Стоит только набрать фамилию Александра Градского в поисковике, мы сразу увидим множественное перечисление его талантов и почётных званий: певец, мультиинструменталист, автор песен, поэт, композитор, один из основоположников русского рока, народный артист России, лауреат Госпремии…
А ещё Градский — наш, уральский: уроженец шахтёрского Копейска. 3 ноября великому музыканту исполнилось бы 75 лет. О родителях Александра Градского и его детских годах на Южном Урале расскажем в сегодняшней публикации.
Из песни Александра Градского «Автобиография»
«Дело было ночью, по трубе по водосточной папа к маме в общежитие полез…
И долез он, знаю точно, ибо я без проволочек на свет божий вылез в срок и без чудес.
Папу мама так любила, о себе совсем забыла и поехала за папой на Урал.
Так судьба распределила: на Урале меня мать родила, помню всё, хотя и был я мал
На проспекте Маленкова в доме шесть мы жили клёво, переименован был проспект потом
Папа вечно на заводе, мама всё была в заводе, но не видела успеха в том.
Банка шпротов на тарелке, водка, сырные объедки, старых фото натюрморт или пейзаж,
И не пьяные пока ещё, папашины товарищи, поют ему, войдя и в пыл, и в раж…»
«На проспекте Маленкова в доме шесть мы жили клёво…»
Далеко не каждый копейчанин помнит и знает, что это за проспект Маленкова, о котором поёт Александр Градский в «Автобиографии», почему он был переименован и сохранился ли шестой дом сегодня?
3 ноября 1949 года у Тамары Градской и Бориса Фрадкина родился сын Саша. Первоначально Градские-Фрадкины жили в квартире на улице Ленина в доме номер один. В 1953 году для рабочих и служащих Копейского машиностроительного завода был возведён новенький трёхэтажный жилой дом на проспекте Маленкова, куда и переехала молодая семья.
С началом разоблачения культа личности Сталина во второй половине пятидесятых годов прошлого века, с площадей, в том числе и копейских, стали исчезать памятники отцу народов и его соратникам, массово переименовывались улицы и проспекты. Имя советского государственного деятеля Георгия Маленкова, который не только был соратником вождя, но и в 1957 году стал одним из лидеров антипартийной группы, попытавшейся сместить Никиту Хрущева с должности первого секретаря ЦК Компартии, постигла такая же участь забвения. На аншлагах домов вместо имени Маленкова появилось новое название — проспект Ильича. Тот самый трёхэтажный дом стоит и по сей день, а на первом этаже в нём располагается управление архитектуры и градостроительства. На здании установлена мемориальная доска, которая рассказывает о другом выдающемся земляке — Михаиле Семёнове, фронтовике, творце архитектурного облика города, краеведе, авторе книг о Копейске.
«Папа вечно на заводе…»
Документы из фондов Объединённого государственного архива Челябинской области раскрывают нам ранее неизвестные факты о семье отца Александра Градского. С началом Великой Отечественной войны семья Фрадкиных была эвакуирована в Челябинск. Дед музыканта Абрам Семёнович работал в отделе снабжения на одном из предприятий наркомата чёрной металлургии. Бабушка Розалия Ильинична трудилась машинистом в системе наркомата среднего машиностроения. Жила семья в центре Челябинска на улице Воровского.
Далее обратимся к материалам из архива Копейского машзавода, где сохранилась учётная карточка Бориса Фрадкина. Из неё мы можем узнать, что Борис Абрамович родился в 1926 году в Полтаве. В 1943 году стал комсомольцем. Учился в Московском автомеханическом институте, который окончил в 1949 году, получив квалификацию инженера-конструктора с дальнейшим распределением на Урал. Проходную КМЗ перешагнул 11 марта 1949 года, приступив к обязанностям инженера-конструктора в отделе главного механика.
В этой же карточке мы можем проследить заводскую биографию отца народного артиста: с 11 мая 1949 года — старший инженер-технолог в отделе главного технолога, с 27 ноября 1952 по 17 сентября 1957 года — мастер в цехе М-1, затем начальника сборочного участника, заместитель начальника и начальник цеха.
Некоторые факты из биографии Бориса Абрамовича мы можем прочитать на страницах «Копейского рабочего» тех лет. В номере от 30 мая 1950 года инженер-технолог Борис Фрадкин опубликовал статью «За массовое внедрение скоростных режимов точения». Заводчанами был взят за основу опыт работы ленинградского новатора производства Генриха Борткевича, показавшего, что при использовании в полной мере режущих сплавов можно работать на высоких скоростях. Это повышало производительность труда в машиностроении, а сам Борис Фрадкин отвечал за внедрение передового опыта на предприятии.
В номере от 13 мая 1951 года имя Бориса Фрадкина было перечислено среди лучших молодых специалистов города.
Также Борис Абрамович участвовал в освоении целинных земель, за что был награждён в 1957 года медалью.
«…мама вся была в заводе»
Воспоминания о маме Александра Градского оставил в своей книге «Maestro» Илья Войтовецкий, наш земляк, эмигрировавший впоследствии в Израиль, где стал заниматься литературным творчеством:
«Тамара Павловна Градская руководила во Дворце пионеров драмкружком. Выпускница ГИТИСа, она не смогла принять приглашение и остаться во МХАТе — из=за мужа, Бори Фрадкина, инженера-механика; как и она, молодой специалист был «инвалидом пятого пункта», загнанным по распределению, несмотря на диплом с отличием, в нашу тьмутаракань. Ничего иного наш город не мог предложить начинающей, да так и не начавшей талантливой актрисе, лишь неуправляемую кодлу мальчишек и девчонок, обуреваемых необузданным самомнением и переполненных дерзкими планами.
Сколько прекрасных книг, не включённых в списки «рекомендуемых», прочитали мы с Тамарой Павловной! Никто из нас, её благодарных воспитанников, не стал актёром, и за это ей тоже спасибо, но мы полюбили театр, музыку, книги, мы поверили в благородство и разум, у нас прорезался слух и обострилось зрение, мы научились «отделять зёрна от плевел».
В заметке «Копейского рабочего» от 27 мая 1954 года «Дворец пионеров летом» сообщалось о большой помощи дружинами школ от руководителя кружка Тамары Градской. В летние каникулы она проводила практические занятия с драматическими коллективами школ № 6 и № 9. Стоит отметить, что в шестую школу в 1956 году пошёл и сама Саша Фрадкин. О чём сохранились записи в архивных документах школы. Первым учителям Саши стала Евгения Яковлевна Рябова. Возможно, что в Копейске ещё живут одноклассники великого музыканта.
Кроме работы во Дворце пионеров Тамара Павловна в ноябре 1953 года организовала драматический коллектив из двадцати человек во Дворце культуры угольщиков. Первой постановкой стала пьеса «Не называя фамилий» по одноименному произведению писателя Василия Минко. Самодеятельные артисты несколько месяцев готовили постановку, премьера которой состоялась в апреле 1954 года. Пьеса в те годы была поставлена во многих театрах страны. Автор высмеивал праздных тунеядцев, самовлюбленных и пустых людей, забывших свои обязанности перед обществом.
Несомненным успехом Тамары Градской стала постановка сказки Виталия Губарева и Андрея Успенского «Королевством кривых зеркал» на сцене Дворца пионеров. «Копейский рабочий» от 12 июня 1956 года отмечал: «Для драматического коллектива Дворца пионеров характерно то, что он растет не только количественно, но и творчески».
Осуществлять постановку помогали кружок ИЗО, который оформил декорации, а кружок кройки и шитья изготовил костюмы для исполнителей ролей. Отец Саши для главных героинь Оли и Яло выточил два больших старинных ключа.
«В пятьдесят седьмом семья вернулася в Москву…»
Семья Градских уехала в Москву в 1957 году. Как вспоминал сам маэстро в интервью «Челябинскому рабочему» в 2004 году: «Помню, часа за три до отъезда один из моих дворовых друзей заехал мне куском угля в глаз. Когда мы сели в поезд, мама передо мной держала стакан, туда кровь капала». Но всё же, семилетнюю жизнь на Урале, Александр Борисович считал «клёвой» и назывался себя «парнем с уральской закваской».
Борис Фрадкин в столице продолжил свою заводскую биографию, а Тамара Градская руководила театральными кружками, была литературным сотрудником журнала «Театральная жизнь». Ютились Градские-Фрадкины в восьмиметровом подвале на Фрунзенской набережной. В 1958 году Саша Фрадкин поступил в музыкальную школу. Так началась творческая жизнь будущего народного артиста России, легенды отечественной эстрады. Градским же Саша станет после смерти мамы, в 1963 году. Так он решил увековечить память о ней, взяв её фамилию.
А ещё Градский — наш, уральский: уроженец шахтёрского Копейска. 3 ноября великому музыканту исполнилось бы 75 лет. О родителях Александра Градского и его детских годах на Южном Урале расскажем в сегодняшней публикации.
Из песни Александра Градского «Автобиография»
«Дело было ночью, по трубе по водосточной папа к маме в общежитие полез…
И долез он, знаю точно, ибо я без проволочек на свет божий вылез в срок и без чудес.
Папу мама так любила, о себе совсем забыла и поехала за папой на Урал.
Так судьба распределила: на Урале меня мать родила, помню всё, хотя и был я мал
На проспекте Маленкова в доме шесть мы жили клёво, переименован был проспект потом
Папа вечно на заводе, мама всё была в заводе, но не видела успеха в том.
Банка шпротов на тарелке, водка, сырные объедки, старых фото натюрморт или пейзаж,
И не пьяные пока ещё, папашины товарищи, поют ему, войдя и в пыл, и в раж…»
«На проспекте Маленкова в доме шесть мы жили клёво…»
Далеко не каждый копейчанин помнит и знает, что это за проспект Маленкова, о котором поёт Александр Градский в «Автобиографии», почему он был переименован и сохранился ли шестой дом сегодня?
3 ноября 1949 года у Тамары Градской и Бориса Фрадкина родился сын Саша. Первоначально Градские-Фрадкины жили в квартире на улице Ленина в доме номер один. В 1953 году для рабочих и служащих Копейского машиностроительного завода был возведён новенький трёхэтажный жилой дом на проспекте Маленкова, куда и переехала молодая семья.
С началом разоблачения культа личности Сталина во второй половине пятидесятых годов прошлого века, с площадей, в том числе и копейских, стали исчезать памятники отцу народов и его соратникам, массово переименовывались улицы и проспекты. Имя советского государственного деятеля Георгия Маленкова, который не только был соратником вождя, но и в 1957 году стал одним из лидеров антипартийной группы, попытавшейся сместить Никиту Хрущева с должности первого секретаря ЦК Компартии, постигла такая же участь забвения. На аншлагах домов вместо имени Маленкова появилось новое название — проспект Ильича. Тот самый трёхэтажный дом стоит и по сей день, а на первом этаже в нём располагается управление архитектуры и градостроительства. На здании установлена мемориальная доска, которая рассказывает о другом выдающемся земляке — Михаиле Семёнове, фронтовике, творце архитектурного облика города, краеведе, авторе книг о Копейске.
«Папа вечно на заводе…»
Документы из фондов Объединённого государственного архива Челябинской области раскрывают нам ранее неизвестные факты о семье отца Александра Градского. С началом Великой Отечественной войны семья Фрадкиных была эвакуирована в Челябинск. Дед музыканта Абрам Семёнович работал в отделе снабжения на одном из предприятий наркомата чёрной металлургии. Бабушка Розалия Ильинична трудилась машинистом в системе наркомата среднего машиностроения. Жила семья в центре Челябинска на улице Воровского.
Далее обратимся к материалам из архива Копейского машзавода, где сохранилась учётная карточка Бориса Фрадкина. Из неё мы можем узнать, что Борис Абрамович родился в 1926 году в Полтаве. В 1943 году стал комсомольцем. Учился в Московском автомеханическом институте, который окончил в 1949 году, получив квалификацию инженера-конструктора с дальнейшим распределением на Урал. Проходную КМЗ перешагнул 11 марта 1949 года, приступив к обязанностям инженера-конструктора в отделе главного механика.
В этой же карточке мы можем проследить заводскую биографию отца народного артиста: с 11 мая 1949 года — старший инженер-технолог в отделе главного технолога, с 27 ноября 1952 по 17 сентября 1957 года — мастер в цехе М-1, затем начальника сборочного участника, заместитель начальника и начальник цеха.
Некоторые факты из биографии Бориса Абрамовича мы можем прочитать на страницах «Копейского рабочего» тех лет. В номере от 30 мая 1950 года инженер-технолог Борис Фрадкин опубликовал статью «За массовое внедрение скоростных режимов точения». Заводчанами был взят за основу опыт работы ленинградского новатора производства Генриха Борткевича, показавшего, что при использовании в полной мере режущих сплавов можно работать на высоких скоростях. Это повышало производительность труда в машиностроении, а сам Борис Фрадкин отвечал за внедрение передового опыта на предприятии.
В номере от 13 мая 1951 года имя Бориса Фрадкина было перечислено среди лучших молодых специалистов города.
Также Борис Абрамович участвовал в освоении целинных земель, за что был награждён в 1957 года медалью.
«…мама вся была в заводе»
Воспоминания о маме Александра Градского оставил в своей книге «Maestro» Илья Войтовецкий, наш земляк, эмигрировавший впоследствии в Израиль, где стал заниматься литературным творчеством:
«Тамара Павловна Градская руководила во Дворце пионеров драмкружком. Выпускница ГИТИСа, она не смогла принять приглашение и остаться во МХАТе — из=за мужа, Бори Фрадкина, инженера-механика; как и она, молодой специалист был «инвалидом пятого пункта», загнанным по распределению, несмотря на диплом с отличием, в нашу тьмутаракань. Ничего иного наш город не мог предложить начинающей, да так и не начавшей талантливой актрисе, лишь неуправляемую кодлу мальчишек и девчонок, обуреваемых необузданным самомнением и переполненных дерзкими планами.
Сколько прекрасных книг, не включённых в списки «рекомендуемых», прочитали мы с Тамарой Павловной! Никто из нас, её благодарных воспитанников, не стал актёром, и за это ей тоже спасибо, но мы полюбили театр, музыку, книги, мы поверили в благородство и разум, у нас прорезался слух и обострилось зрение, мы научились «отделять зёрна от плевел».
В заметке «Копейского рабочего» от 27 мая 1954 года «Дворец пионеров летом» сообщалось о большой помощи дружинами школ от руководителя кружка Тамары Градской. В летние каникулы она проводила практические занятия с драматическими коллективами школ № 6 и № 9. Стоит отметить, что в шестую школу в 1956 году пошёл и сама Саша Фрадкин. О чём сохранились записи в архивных документах школы. Первым учителям Саши стала Евгения Яковлевна Рябова. Возможно, что в Копейске ещё живут одноклассники великого музыканта.
Кроме работы во Дворце пионеров Тамара Павловна в ноябре 1953 года организовала драматический коллектив из двадцати человек во Дворце культуры угольщиков. Первой постановкой стала пьеса «Не называя фамилий» по одноименному произведению писателя Василия Минко. Самодеятельные артисты несколько месяцев готовили постановку, премьера которой состоялась в апреле 1954 года. Пьеса в те годы была поставлена во многих театрах страны. Автор высмеивал праздных тунеядцев, самовлюбленных и пустых людей, забывших свои обязанности перед обществом.
Несомненным успехом Тамары Градской стала постановка сказки Виталия Губарева и Андрея Успенского «Королевством кривых зеркал» на сцене Дворца пионеров. «Копейский рабочий» от 12 июня 1956 года отмечал: «Для драматического коллектива Дворца пионеров характерно то, что он растет не только количественно, но и творчески».
Осуществлять постановку помогали кружок ИЗО, который оформил декорации, а кружок кройки и шитья изготовил костюмы для исполнителей ролей. Отец Саши для главных героинь Оли и Яло выточил два больших старинных ключа.
«В пятьдесят седьмом семья вернулася в Москву…»
Семья Градских уехала в Москву в 1957 году. Как вспоминал сам маэстро в интервью «Челябинскому рабочему» в 2004 году: «Помню, часа за три до отъезда один из моих дворовых друзей заехал мне куском угля в глаз. Когда мы сели в поезд, мама передо мной держала стакан, туда кровь капала». Но всё же, семилетнюю жизнь на Урале, Александр Борисович считал «клёвой» и назывался себя «парнем с уральской закваской».
Борис Фрадкин в столице продолжил свою заводскую биографию, а Тамара Градская руководила театральными кружками, была литературным сотрудником журнала «Театральная жизнь». Ютились Градские-Фрадкины в восьмиметровом подвале на Фрунзенской набережной. В 1958 году Саша Фрадкин поступил в музыкальную школу. Так началась творческая жизнь будущего народного артиста России, легенды отечественной эстрады. Градским же Саша станет после смерти мамы, в 1963 году. Так он решил увековечить память о ней, взяв её фамилию.