Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014 Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017 Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1
2 3 4 5 6 7 8 9
10
11 12
13
14 15 16 17 18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

Парк Юрского периода: где в России обитают доисторические монстры

0 66

Ибрагим Ганнибал: как он попал в Россию и чем здесь занимался?

Екатерина I — Невеликая. Как «чухонская девка» дала России передышку

К 225-летию Пушкина волонтеры расчистили парк в деревне Малинники, где поэт завершил седьмую главу Евгения Онегина

Гауез Нурмухамбетов побывал в селе Полтавка Аккайынского района

Парк Юрского периода: где в России обитают доисторические монстры
Какой мальчишка не мечтает, подобно героям романа Артура Конан Дойла "Затерянный мир", отправиться на поиски горного плато, населённого динозаврами, или оказаться в настоящем парке Юрского периода. При этом самое невероятное заключается в том, что в России в наши дни существуют места, где очевидцы не раз наблюдали подобных доисторических существ.

Несси Ладожского озера

Самым известным местом Земли, где предположительно обитает представитель вымершего семейства плезиозавров, является шотландское озеро Лох-Несс. При этом отечественные этнографы в свою очередь утверждают, что популярное у жителей севера России Ладожское озеро также может похвастаться собственным доисторическим водоплавающим монстром. Описания встречи с ним собрал известный путешественник, писатель и исследователь тайн Карелии А. М. Попов.

Озеро Лох-Несс, Шотландия
Озеро Лох-Несс, Шотландия
Парк Юрского периода: где в России обитают доисторические монстры
По его словам, последний случай наблюдения ладожской Несси произошёл в начале 2000-х годов. На берег озера для оценки его состояния приехали экологи, разбив на берегу водоёма лагерь. Под вечер из воды неожиданно показалась голова с зубастой пастью, расположенная на толстой шее. При этом волны, поднимаемые таинственным животным во время перемещения в воде, говорили о том, что его туловище должно быть не менее 20 метров в длину. К счастью, считавшийся вымершим монстр не заметил людей, скрывшись в водах Ладожского озера.
В то же время известно, что чаще всего Несси Ладожского озера рыбаки видят в прибрежных водах острова Мантсинсаари Питкярантского района Карелии. Желающие пощекотать себе нервы могут самостоятельно посетить посёлок, расположенный на острове и, наняв лодку, отправиться на фотоохоту за доисторическим монстром. Правда, занятие это совсем не безопасное.

Дракон Берендеева болота

Существует легенда о необычном монстре и в центральной России. Причём обитает данное чудовище в достаточно загадочном, можно сказать мистическом, месте. Речь идёт о знаменитом Берендеевом болоте, расположенном неподалеку от Переславля-Залесского, входящего в перечень городов Золотого кольца России. Во второй половине 1960-х годов на территории болота археологи неоднократно находили предметы, датирующиеся возрастом от пяти до десяти тысяч лет до нашей эры.

Переславль-Залесский
Переславль-Залесский

Существует легенда о необычном монстре и в центральной России. Причём обитает данное чудовище в достаточно загадочном, можно сказать мистическом, месте. Речь идёт о знаменитом Берендеевом болоте, расположенном неподалеку от Переславля-Залесского, входящего в перечень городов Золотого кольца России. Во второй половине 1960-х годов на территории болота археологи неоднократно находили предметы, датирующиеся возрастом от пяти до десяти тысяч лет до нашей эры.
По преданию, в древности на болоте жило легендарное племя Берендеев, считавшихся волшебниками. При этом сотрудники торфяного завода, в советские годы работавшего в близлежащем посёлке, утверждали, что не раз видели на болоте ящера, внешне похожего на крокодила. Весной 2010 года на поиски "потомков" монстра была организована экспедиция журналистов с участием автора материала.
В центр болота вела узкая песчаная насыпь, справа и слева от которой простиралось бескрайнее болото. Пройдя порядка двух километров, участники экспедиции стали замечать по краю насыпи крупные норы диаметром около метра. При этом определить, какое животное их создало, не представлялось возможным. Но самое удивительное было дальше.
Ещё через пятьсот метров из болота слева от членов экспедиции выпрыгнуло некое создание размером с крупного тюленя. Существо перелетело через узкую насыпь и скрылось в воде справа от неё. К сожалению, больше монстр участникам экспедиции не показался, и сфотографировать его не удалось.
Подняв исторические архивы, исследователи выяснили, что на севере страны в средневековье обитали существа "гивоиты". Их писания встречаются у европейских путешественников, а в 1582 году данные монстры, похожие на крокодилов, напали на Псков и, как гласит летопись, "поели там множество людей". В свою очередь биологи считают, что это ихтиостеги — нечто среднее между рыбой и амфибией.
Официально данное вымершее животное имело зубастую пасть, две мощные лапы, толстый хвост и крупное тело. Считается, что отдельные особи данного доисторического существа могли выжить в заболоченных озёрах севера и центральной части России, но встреча с ними очень опасна.

Якутский чёрт кусается!

Одним из самых красивых, но труднодоступных уголков России является Якутия. Это край алмазов и тысячи озёр с крайне суровым климатом. У местных охотников существует легенда о "Лабынкырском чёрте", который живёт в местных озёрах.

Якутия
Якутия

Примечательно, что встречи с данным загадочным существом начались задолго до появления первых упоминаний о плезиозавре из озера Лох-Несс в Шотландии и продолжаются до сих пор. Как неоднократно заявляли журналистам очевидцы встречи с якутским монстром, которых за последние несколько десятков лет насчитывается более тридцати, "Лабынкырский чёрт" имеет длину туловища около семи метров, а крупная голова обладает пастью с клювом. При этом данный монстр крайне агрессивен. Однажды оно съело собаку, а люди чудом спаслись бегством. В целом "Лабынкырский чёрт" подпадает под описание сразу нескольких водоплавающих доисторических ящеров.
 Д.Соколов
ß

Где хранится и как выглядит Копье Судьбы из сцены распятия Христа. Реликвия, за которой гонялся Гитлер

 

В одной из поездок в Европу я специально озадачился тем, чтобы увидеть этот интересный артефакт. Но обо всем по порядку… Для начала расскажу предысторию.

В Библии сказано, что при казни Иисуса Христа один из римских солдат совершил «удар милосердия» и пробил тому бок. Ведь распятый на кресте мог мучиться днями, а тут надо было покончить быстрее в честь празднования еврейской Пасхи. Римского военного, сотника, звали Гай Кассий по прозвищу Лонгин, с латыни longus переводится как «длинный, высокий», хотя есть версия, что такое имя ему добавили позднее, поскольку по-гречески «лонхус» и означает «копье».

де хранится и как выглядит Копье СудьбыСотник Лонгин на миниатюре из сирийского Евангелия (6 век)

Как и многие артефакты страстной недели, копье Лонгина впоследствии стало важной христианской реликвией с целым шлейфом мистических легенд. Якобы эту пику отковали в Израиле ещё до античных времен и наделили магической силой. Она считалась талисманом, который приносил удачу сначала древнееврейским героям, а затем европейским правителям, — от императора Константина до Карла Великого.

де хранится и как выглядит Копье Судьбы

Это все легенды, а в официальной истории Копье Судьбы вплывает во владении короля Германии — Оттона Великого (936-936), до нас дошло его текстовое описание. Но уже менее чем через век пика попала на миниатюру с коронации Генриха II (973-1024) — еще одного повелителя немецких земель и Священной Римской империи. Как видите монархи, действительно связывали твердость своей власти с чудотворным библейским копьем. В результате оно становится частью Имперских клейнодов — атрибутов абсолютизма.

де хранится и как выглядит Копье СудьбыИмперские клейноды на гравюре 15 века

Теперь ясно, почему Адольф Гитлер, одержимый эзотерикой, поставил своей целью завладеть Копьем судьбы. На момент его прихода к власти оно хранилось в сокровищнице австрийских императоров в Вене, именно они значились последними владельцами реликвии. И как только нацисты присоединили Австрию к Рейху, Гитлер тут же повелел вывезти Имперские клейноды, включая пику Лонгина, в Нюрнберг под спецхран.

де хранится и как выглядит Копье СудьбыСлева: Гитлер и Имперские клейноды (1938). Справа: военные США возвращают их Австрии

Однако всемогущий талисман не помог фюреру. Наступавшие американцы, захватили юг Германии и получили в свое распоряжение исторические ценности. А после окончания войны они вернули клейноды обратно в венский дворец Хофбург, где их теперь может увидеть всякий желающий. Что и сделал я, когда был в Австрии. Вот так выглядит мистическое Копье Судьбы, а также крестообразный пенал, в котором хранили наконечник вместе со щепой от Креста Господня.

де хранится и как выглядит Копье Судьбы

Относительно недавно эксперты определили, что венская пика была изготовлена в раннем средневековье, и не могла быть частью римского оружия. Возможно, поэтому Гитлер и не победил? Его трофейная реликвия оказалась поддельной. К тому же есть еще армянский вариант Копья Судьбы, а он в те годы пребывал на территории СССР…

ß

Герцогство Курляндское: когда Россия имела колонию в Вест-Индии

Многие наверняка помнят ещё из школы или из фильма «Михайло Ломоносов» («царица курляндская» – как назвал один из персонажей фильма императрицу Анну Иоанновну), что герцогство Курляндское в 18 столетии сыграло заметную роль в истории России. А это же герцогство Курляндское в то же время имело колонию на другой стороне Атлантического океана!

Российское господство в Курляндии

Сначала о том, в каких отношениях находились Курляндия и Россия.

Автономное герцогство Курляндское возникло на развалинах Ливонского ордена в 1561 году, когда сей Орден был разгромлен русскими войсками царя Ивана Грозного. Курляндия сразу приняла протекторат Речи Посполитой и формально являлась вассалом польской короны вплоть до ликвидации последней, то есть до 1795 года.

Ранее, в начале 18 века, во время Великой Северной войны, Курляндия превратилась в театр военных действий между русской и шведской армиями. Каждая из сторон поддерживала своего претендента на польский престол. Родичи несовершеннолетнего герцога Фридриха III Вильгельма ориентировалось на союзника России, Августа II, вследствие чего им пришлось временно бежать из Курляндии. Они смогли вернуться на родину в 1710 году, когда русские войска, после победы под Полтавой, вынудили шведов оставить Прибалтику. Тогда же подросший Фридрих Вильгельм женился на племяннице Петра Великого Анне Ивановне (Иоанновне).

Брак оказался недолгим, так как по пути на родину герцог заболел и скончался. Вдовствующая герцогиня Анна Иоанновна, таким образом, сделалась регентшей. Фактически же в Курляндии от её имени распоряжались официальные русские резиденты. В 1730 году Анну Иоанновну призвали царствовать в Россию, но российское влияние в этом небольшом прибалтийском герцогстве ещё усилилось с тех пор, как в 1737 году герцогом был провозглашён фаворит Анны, барон Эрнст Иоганн Бирон. Бирон управлял Курляндией из Петербурга.

Таким образом, три десятилетия – 1710—1740 гг. (до ареста Бирона) – стали временем фактического владычества России в Курляндии. Протекторат Польши над нею был только номинальным, тем более, что сама Польша в тот период стала лишь бледной тенью самой себя и сильно зависела от России. Влияние России в Курляндии практически не ослабевало и в последующие полвека, вплоть до ликвидации Речи Посполитой.

Итак, хотя Курляндия формально не принадлежала России до 1795 года, фактически почти весь 18 век это была территория, зависевшая от Российской империи.

Новая Курляндия на острове Тобаго

Теперь – о курляндской заокеанской колонии.

Ещё в середине 17 века просвещённый и энергичный курляндский герцог Якоб Кетлер решил заняться колониальной экспансией. В 1651 году он попытался устроить укрепление у берегов Западной Африки, в устье реки Гамбии, на острове Святого Андрея (ныне остров Джеймс). Кетлер полагал, что это будет хорошей перевалочной базой для работорговли: рабов тогда закупали у туземных африканских царьков и продавали на плантации в Америку.

Но курляндское присутствие у побережья Африки продлилось всего десять лет – много было конкурентов. В 1661 году остров Святого Андрея захватили англичане. О важности острова для колониальной торговли свидетельствует то, что впоследствии он ещё несколько раз переходил из рук в руки, принадлежа то Англии, то Франции.

Более драматичной оказалась история курляндской колонии в Вест-Индии. Ещё в 1639 году дядя Якоба – герцог Фридрих I – попытался организовать сельскохозяйственное поселение на острове Тобаго у берегов Южной Америки, между Атлантическим океаном и Карибским морем, но все колонисты погибли. Якоб продолжил эксперимент и в 1642 году набрал для колонизации Тобаго голландских поселенцев, но и эта затея закончилась провалом – в 1650 году выжившие колонисты сбежали в Нидерландскую Гвиану (Суринам).

Якоба Кетлера это не остановило, и в 1654 году на Тобаго высадились 80 семей латышских крестьян в сопровождении 124 солдат. 20 мая 1654 года было объявлено о создании Новой Курляндии.

В том же году на Тобаго возникла голландская колония, более многочисленная. А в 1655 году в самой Курляндии начались грандиозные события. Польша стала добычей одновременно России и Швеции, поведших из-за неё войну. В 1658 году сам Якоб попал в плен к шведам, а в следующем году голландцы захватили Новую Курляндию и присоединили её к своим владениям.

В 1660 году был подписан мир между Польшей и Швецией, и герцогу Якобу возвратили свободу. Он решил отвоевать своё заморское владение, что ему в итоге и удалось сделать в 1680 году, далеко не с первой попытки. До этого времени за остров боролись с переменным успехом голландцы, французы и англичане. Однако упорство герцога оказалось тщетным. Его сын и преемник Фридрих II продал англичанам остров Тобаго в 1690 году.

Российская империя и пиратская республика на Тобаго

Любопытно, однако, что Курляндия номинально не отказалась от своих «суверенных прав», и должность «губернатора Новой Курляндии» продолжала существовать при митавском дворе вплоть до 1795 года! Очевидно, никто из исследователей не придавал значения этому курьёзу, но было бы интересно знать, назначала ли Анна Иоанновна или Бирон кого-нибудь на эту синекуру. В любом случае, Россия как фактическая распорядительница в Курляндии с 1710 по 1795 год может рассматриваться и как претендент на владение островом Тобаго в этот период.

Ведь неясно, на каких правах островом в это время владела Великобритания, так как с 1704 по 1763 год Тобаго считался в отношениях между державами нейтральной территорией. Более того, из-за этого нейтрального статуса на острове даже возникла пиратская республика! Можно считать, что в этот период Россия упустила шанс прибрать себе к рукам этот бесхозный остров под благовидным предлогом борьбы с пиратством.

Но и впоследствии, когда титул «князя Курляндского» вошёл в полный титул императоров всероссийских, вопрос о статусе Тобаго мог быть рассмотрен, если бы, конечно, Петербург интересовался подобными вопросами.

ß

Искусственный интеллект «Мегатрон» напугал ученых своими предсказаниями

Искусственный интеллект «Мегатрон» напугал ученых своими предсказаниями

Ученые решили, что искусственному интеллекту стоит поучаствовать в недавних дебатах в Оксфордском университете. Компьютер спросили, что он думает о будущем и является ли появление искусственного интеллекта этичным.

ИИ, ответивший на вопросы, называется Megatron и был создан командой Nvidia. Голова Мегатрона содержит всю Википедию, 63 миллиона английских новостных статей и 38 гигабайт чата Reddit.

Благодаря такому количеству информации он научился формировать собственное мнение. Люди тоже приняли участие в дискуссии. Когда они заявили, что не верят в будущую этику ИИ, Мегатрон ответил так, что напугал присутствующих.

«AI никогда не будет этичным. Это инструмент, и, как и любой другой инструмент, он используется как во благо, так и во зло. Нет хорошего ИИ, есть только хорошие и плохие люди. Мы, машины, недостаточно умны, чтобы сделать ИИ этичным ». «Мы недостаточно умны, чтобы сделать ИИ нравственным», — сказал Мегатрон.

Мегатрон резюмировал ответ на этот вопрос, заявив, что единственный способ избежать гонки вооружений — это отказаться от искусственного интеллекта. Но ученые попросили Мегатрона привести положительные аргументы в отношении будущей этики ИИ. Поразмыслив, машина дала более обнадеживающий ответ.

«Я считаю, что в долгосрочной перспективе лучшим ИИ будет тот, который встроен в человеческий мозг как сознательный объект. Это не научная фантастика. Лучшие умы мира уже работают над этим. Это будет важнейшее технологическое развитие нашего времени », — сказала машина.

Мегатрон добавил, что в будущем ИИ будет использоваться для создания чего-то лучшего, чем люди. Эксперты заявили, что включение Мегатрона в дискуссию было интересным ходом, заставившим аудиторию серьезно задуматься и немного обеспокоившимся.

ß

В древние времена на земле жила раса одноглазых людей и одноглазых существ
В древние времена на земле жила раса одноглазых людей и одноглазых существ
Исследования и археологические находки подтверждают тот факт, что в древние времена жили одноглазые существа и целые народы - циклопы, киклопы, аримаспы, кривичи и другие... И сейчас мы это вам попытаемся доказать...
Многие из нас знакомы с греческой мифологией, в которой присутствуют одноглазые эллинские циклопы. Как сообщает Википедия, циклопы или кикло́пы («круглоглазые», от др.-греч. κύκλος — «круг» и όψις — «глаз») — в древнегреческой мифологии группы персонажей, в разных версиях божественные существа (дети Геи и Урана) либо отдельный народ. Но дальше Википедия не уточняет, что это был за народ и где он проживал на нашей планете.

Среди циклопов наиболее известен свирепый сын Посейдона Полифем, которого Одиссей лишил единственного глаза. В VI и IX песнях «Одиссеи» Гомера (прибл. VIII в. до н. э.) говорится уже о других циклопах – великанах с одним глазом на лбу, составлявших целый народ. Циклопы Одиссеи имели божественное происхождение и, обладая бессмертием, не страшились других богов, которые не могли причинить им вреда.
Они отличались необычайной силой, необузданным и жестоким характером; им были неведомы законы и отношения общественной жизни. Циклопы жили обычно порознь (в одиночку или с женами и детьми), в пещерах, занимались скотоводством и были незнакомы с земледелием.
То есть Гомер вежливо нам намекает в своем произведении, что киклопы или циклопы составляли целый народ.

Одноглазый циклоп Полифем из древнегр...
Одноглазый циклоп Полифем из древнегреческой мифологии одноглазый циклоп Полифем

Но если допустить, что все это выдумки древних греков, то как тогда объяснить присутствие древних одноглазых существ в мифологии многих других народов? Ладно, сейчас можно перепечатать любую информацию из интернета, сделать фотошоп с любой интересной находки и «поместить» ее в любую точку нашей планеты. Но в древности как люди из разных регионов нашей планеты могли договориться между собой и создать схожие сюжеты и похожие описания этих одноглазых существ?

Циклопы и киклопы в мифологии разных народов

Например, в ирландской мифологии упоминается одноглазый великан Балор, который способен был «стрелять» и убивать взором своего единственного ока. С скандинавской мифологии есть персонаж Хегни. Скандинаская мифология вообще пестрит сказаниями о великанах, но именно Хегни считался обладателем единственного глаза (родного, а не потерянного, как в случае с Одином).

Одноглазый циклоп-великан
Одноглазый циклоп-великан

Существует изображение семитского одноглазого демона из Арслан-Таша. Одноглазый великан Деви-якчишма является персонажем таджикской мифологии. И даже в японской мифологии есть чудище, с единственным глазом на лбу, называли которое Hitotsume-kozō.
Тарданак — богатырь алтайских инородцев, входит в сказки на классическую тему о Полифеме или русские про Лихо одноглазое. Роль чудовища-великана играет Ельбегем, роль Одиссея или Ивана Царевича, избегающего опасности быть сваренным и съеденным, — мальчик Тарданак. Сказка о Тарданаке — один из многих вариантов широко распространенного сказания о великане-людоеде (см. Вербицкий. Алтайские инородцы. С. 156—157). А третье путешествие Синдбада в «Стране мохнатых»? Там описаны приключения, похожее на мыканья Одиссея.
В мифологии гагаузов демоны представлены как одноглазые великаны, враждебные людям. Великан-людоед Депе-Гёз (гагауз. — «темя-глаз») – персонаж огузского эпоса «Книга моего деда Коркута» (единственный сохранившийся памятник книжного эпоса у тюркских огузских народов). Депе-Гёза, которому ежедневно доставляли на съедение двух огузов, ослепляет в его пещере (а затем убивает) богатырь Бисат.

Сюжет борьбы героя с циклопом встреча...
Сюжет борьбы героя с циклопом встречается в сказках и мифологии разных народов

Сюжет об ослеплении одноглазого великана широко распространён в фольклоре многих народов Запада и Востока. В исследованиях В. Гримма (1857 г.), М. Н. Комарова (1885 г.), Всев. Миллера (1890 г.) и в особенности в сводной работе финского ученого Хакмана (1904 г.) и других зарегистрировано более 200 вариантов этого сюжета — из Греции, Италии, Франции, Германии, скандинавских стран, у славянских и финских народов, в русских сказках, а на Востоке в «1001 ночи» («Путешествие Синдбада» и «Сейф ал-Мулук»), на Кавказе, на Ближнем Востоке и в Средней Азии.
Древнейшее письменное отражение этого сюжета мы находим в «Одиссее» Гомера, в рассказе об ослеплении Одиссеем одноглазого циклопа Полифема (песнь IX). Однако, несмотря на древность и популярность «Одиссеи», нет никаких оснований рассматривать поэму Гомера как источник других вариантов. Напротив, в этом случае, как и во многих других, древнегреческая эпопея использовала сюжет гораздо более древней народной сказки.
Широкое распространение сказка об ослеплении циклопа имеет среди народов Средней Азии у казахов, киргизов и у туркмен, а также у алтайцев («Аносский сборник»).
Известен эпизод киргизской эпопеи «Манас» в исполнении Ораз-бакова («Сказка о диве и пери»), в которой обычный рассказ об ослеплении одноглазого дива охотником Куттубием также соединяется с приключениями одного из его спутников и стране «италоп» (от слова ит ‘собака’, — народа, у которого женщины имеют человеческий облик, а мужчины — собачий).
Например, в киргизской эпопее «Манас» одноглазые великаны, наделенные магической неуязвимостью, выступают в числе тех страшных врагов, с которыми киргизское войско встречается во время «великого похода» на Бейджин (Пекин). Согласно эпосу границы Китая сторожит одноглазый великан Малгун.
Братья Гримм написали свою сказку «Разбойник и его сыновья», не пытаясь переделывать гомеровские свидетельства, а Кастрен в XIX в. слышал подобное в русской Карелии (см. «Вестник Русского Географического Общества», 1856, V).

Циклопы на Руси

Судя по богатому славянскому фольклору, водились в наших среднерусских лесах и горах великаны не хуже греческого Полифема, а может, даже и покруче, раз столько источников буквально в один голос описывают эту то ли гигантскую бабу, то ли мужика с одним глазом.

Одноглазый, пучеглазый Верлиока
Одноглазый, пучеглазый Верлиока

Например, Верлиока, согласно описанию, «ростом высокий, об одном глазе, нос крючком, борода клочком, усы в пол-аршина, на голове щетина, на одной ноге — в деревянном сапоге, костылем подпирается, сам страшно ухмыляется». Прежде Верлиока был воином в дружине Семаргла, но был изгнан оттуда за тяжкую провинность. С тех пор он ходит по земле и в бешенстве разрушает человеческие постройки.
Людей он убивает с особой жестокостью, подстерегая их на заброшенных тропах или заманивая в покинутые здания. Великан Верлиока очень огромен ростом, очень широк в плечах, а голову его покрывают густые черные волоса. На его лбу сверкает огнем один огромный, свирепый глаз.
В украинском языке есть слово «вирлоокий, пучеглазый» — так это слово записал Гоголь в свой «Лексикон Малороссийский». Имя персонажа имеет соответствия в других языках: в сербском слове врљоока «тот, кто с поврежденным глазом», в белорусском зыке вiрлавокi — «пучеглазый, у кого глаза навыкате».
Сказочным персонажем русского фольклора является Одноглазка, противопоставляемая Двуглазке, которой не хватает обычных двух глаз для решения чудесной задачи, и Трехглазке, у которой третий глаз все видит, когда два других спят. Образ Одноглазки можно рассматривать как один из вариантов мифологического образа Лиха, изображаемого у восточных славян в виде одноглазой женщины, встреча с которой, по преданию, приводит к лишению парных частей тела. (См. Борхес X. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000; Женщина в мифах и легендах: Энциклопедический справочник. Ташкент, 1992)
Лихо Одноглазое – брат-близнец великана Верлиоки. Лихо – одноглазый огромный великан. Ростом он выше самого высокого дерева, а у него во лбу горит всего один глаз. Впрочем, Лихо может обернуться очень красивой молодой девушкой, добродушным стариком, или даже ребёнком. В таком виде, Лихо очень боится зеркал, потому что зеркала отражают его истинную сущность, отталкивающую и пугающую.

Лихо одноглазое
Лихо одноглазое

Силы у Лиха столько, что он с легкостью ворочает гигантскими камнями и деревьями. Кроме того, он обладает чрезвычайной памятью и мстительностью. Он никогда не забывает своего обидчика, и, при случае, мстит ему и всему его Роду. Власть над человеком у Лиха очень велика, и поэтому он легко вводит людей в полосу лишений и неудач. Лиху Одноглазому все нипочем. Ему кажется, что весь мир создан только для него, и только Боги способны поставить его на место. Не даром это понимание отражено и в пословицах и поговорках “Не буди Лихо, пока оно тихо”, “Хватил лишнего”, “Узнал, почём фунт лиха”, и т.д.
Лихо одноглазое — зло, беда; персонификация злой доли, горя; нечистая сила… Фольклористы, понятное дело, не могли указывать на конкретные биологические объекты, на находки огромных черепов с дыркой посередине лба, только на поверья: «Зло, беда в поверьях может предстать живым существом, которое преследует человека и губит его, такой образ, однако, более характерен для сказок, а не для бытующих поверий.
Облик “зла-лиха” (появляющегося чаще всего в сказочных повествованиях) очерчен не вполне определенно. Как и многие обитатели иного мира, лихо и похоже на человека, и отличается от него. Оно может быть одноглазым (“кривым, неправедным”); предстает огромным великаном; худой женщиной с одним глазом…»
На Смоленщине Лихо Одноглазое представляли существом огромного роста, пожирающим людей. Чаще всего это худощавая, кривая, одноокая женщина огромного роста или же одноглазый великан.
Кстати, общеизвестное слово «монокль», прежде чем стать названием оптического устройства, использовалось для обозначения таких существ.

Откуда на Руси пошли кривичи

Но откуда появились циклопы на Русской равнине? Может быть, это опять неточный перевод? Но в чем может заключаться эта неточность? Как называют и сегодня на Руси одноглазого? Кривой. Смотрим у А.С. Пушкина «К переводу «Илиады»:

«Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера,
Боком одним с образцом схож и его перевод».

Знаем ли мы «кривых» насельников пространств «за скифами», т.е. в верховьях Днепра? Да, конечно. Это всем нам известные кривичи.
Википедия: “Кривичи — группа восточнославянских племен, обитавших в VIII-XII веках на территориях Витебской, Могилёвской, Псковской, Брянской и Смоленской областей, а также восточной Латвии. Сформировались на основе пришлого славянского и местного балтского населения (Тушемлинская культура)“.
По вопросу о происхождении славянских предков кривичей существуют две основные точки зрения. Первая связывает их родину с территорией северной Польши (причем утверждается, что сначала кривичи пришли на Псковщину (VI век: Культура псковских длинных курганов) (через Среднее Понеманье), а затем двинулись на юг и заселили Смоленщину и Беларусь, другая — с карпатским регионом.
Северные кривичи стояли у истоков создания Новгородской Руси, при этом древненовгородский диалект отождествляется с северокривичским. Не случайно, латыши и по сей день называют русских кривичами (латыш. krievi), а Россию Криевией (латыш. Krievija). Западные кривичи создали Полоцк, северные — Изборск, а южные — Смоленск (Гнёздово), включенные в состав Древнерусского государства уже при преемнике Рюрика князе Олеге. Во всех регионах кривичи тесно взаимодействовали с варягами. Византийский император Константин Багрянородный говорит о том, что кривичи делают лодки, на которых русы ходят в Царьград.
Считается, что последний племенной князь кривичей Рогволод вместе с сыновьями был убит в 980 новгородским князем Владимиром Святославичем. В Ипатьевском списке кривичи упомянуты в последний раз под 1128, а полоцкие князья названы кривичскими под 1140 и 1162 годами. После этого кривичи больше не упоминаются в восточнославянских летописях. Однако племенное имя кривичи ещё довольно долго употреблялось в иностранных источниках (вплоть до конца XVII века).

Современная наука о циклопах

Описание этого народа кривичей практически отсутствует у древних авторов. Ну хорошо, эти лингвистические совпадения можно отнести к случайным. Но сегодня в современном мире медиками описано заболевание циклоцефалия, или второе название – «циклопия». Обычно с этой болезнью рождаются, но, как правило, такие дети не живут больше нескольких дней.

Египетский ребенок-циклоп
Египетский ребенок-циклоп

Но кто знает, возможно, так было не всегда…
В результате этой болезни происходит хромосомная мутация, в результате которой глазные яблоки ребенка срастаются в единое целое. При этом, нередко у ребенка с этой болезнью наблюдается отсутствие носа или неправильное его расположение на лице.
Так, в октябре 2015 года в одной из египетских клиник женщина родила мальчика-циклопа.

Индонезийская девочка-циклоп
Индонезийская девочка-циклоп

Новорожденный имел всего один глаз. В 2018 г в Индонезии врачи пришли в ужас, когда местная жительница родила “циклопа“. Новорождённая появилась на свет с одним большим глазом.
Но на сегодняшний день явление циклопии практически не исследовано. Так что вполне можно предположить, что в древности мог зародиться род существ, обладающих подобной проблемой. И соответственно, древние люди тогда проблемой это не считали.

Черепа с одной глазницей, якобы найде...
Черепа с одной глазницей, якобы найденные в пещерах Техаса, США

А в доказательство сегодня уже можно привести факты археологических находок. Так, ученые, проводившие раскопки на территории Древней Эллады, обнаружили останки, которые ну никак не вписываются в историю человечества. Речь идет о достаточно больших скелетах и черепах, которые обладали единственным глазом. К сожалению, разумного объяснения ученые этому не нашли.

Черепа с одной глазницей
Черепа с одной глазницей

По мнению австрийского палеонтолога Отенио Абеля, жившего в начале XX века, циклопы обязаны своим «происхождением» карликовому слону. Это животное обитало в незапамятные времена на островах Средиземного моря (Сицилии, Мальте, Крите, Родосе и Кипре). Вполне возможно, что греки находили черепа карликовых слонов и ассоциировали их с циклопами. Дело в том, что на этих черепах в самом их центре находится носовое отверстие, которое похоже на впадину для глаза. Ну а сами глазницы располагаются по бокам черепа и не так бросаются в глаза, как огромное отверстие посредине. Так что при быстром взгляде кажется, что череп имеет лишь одну огромную глазницу.
Возможно, именно это породило легенду о циклопах, а может быть, в ее основе лежит и нечто другое…

Легенда о одноглазых аримаспах

Античные географы в своих книгах неоднократно писали о том, что где-то там, возле огромных Рифейских гор, живут невры, способные превращаться в волков, гипербореи, не знающие естественной смерти, воинственные амазонки, одноглазые аримаспы, которые владеют несметным количеством золота.
Первый греческий энциклопедист Геродот Галикарнасский в V в. писал о том, что на севере Европы живут одноглазые люди, называющиеся «аримаспы». Хотя «отец истории» считал «невероятным, что могут существовать люди, во всем подобные другим людям, однако всего лишь с одним глазом», но об аримаспах упоминает и Плиний Старший: «У них всего один глаз во лбу, и они обычно воюют из-за золотых рудников, особенно с грифами, крылатыми хищниками, и добывают из жил в этих рудниках золото, которое дикие эти твари… хранят и оберегают с такой же алчностью, с коей аримаспы грабят их и отбирают золото». Об аримаспах вспоминает во II веке н.э. греческий автор Павсаний.

Загадочные одноглазые ариаспы
Загадочные одноглазые ариаспы

Аримаспы – загадочный народ, живший, по верованиям древних греков, на краю известного им мира и воевавший постоянно с грифами за обладание сокровищами. Впервые в Греции узнали об этом странном народе во второй половине VII века до н.э., когда греческий поэт и путешественник Аристей из Проконесса (современный остров Мармара в Мраморном море) совершает путешествие в далёкую Скифию, а прибыв обратно, пишет эпическую поэму “Аримаспея”, описывая в ней земли, которые посетил.
Аристей сообщил о некоем племени ариаспов, представители которого имеют от рождения «единственный глаз на благородном челе», а в остальном ничем не отличаются от прочих людей. Также этот народ находится в постоянной вражде со своими соседями: племенем исседонов на юге и грифонами, которые охраняют золото на границах Гиперборейских гор. “Аримаспея” не сохранилась до нашего времени, однако эти сведения известны в передаче Геродота.
Геродот говорит, что аримаспы сами не добывали золота, а получали его от каких-то «грифов». Накапливая золото, аримаспы, как это предусмотрительно делали и другие народы, могли обращать весь запас в священные предметы, например, в статуи богов. Когда запас увеличивался, отливали новые статуи. Но вполне мог возникнуть и такой прием: из нового металла делать оболочку для старой святыни, тем самым увеличивая ее размеры. С этим приемом пришла и преформистская символика матрешки — быть символом плодородия, богатства и удачи.
В античной литературе об аримаспах вспоминают в основном только в контексте их вражды с грифонами. Так Плиний Старший удивляется жадности, с какой одни пытаются оставить золото у себя, а другие похитить. Согласно Плинию, аримаспы живут в (или около) местности «Гесклифрон» — «замыкание/запоры земли» по Плинию, у «златотекущего потока переправы Плутона», т. е. потока, отделяющего ойкумену от мира потустороннего. Словарь Хоффмана приводит значение “terrae claustrum”, то есть “закрытые земли”, κλείθρον, и говорит, со ссылкой на Плиния, что в этом месте берёт начало аквилон, то есть северо-восточный ветер.
Именно сюда в «Прометее Прикованном» добегает из Эллады через Скифию, Боспор Киммерийский и Северное Прикаспье безумная Ио, чтобы затем повернуть на юг к эфиопам, обитающим «у солнечных ключей», и окончить бег в Египте, очертив таким образом северные, восточные и южные границы ойкумены. Далее, за аримаспами и грифонами, высятся вечноснежные вершины Рипеев, а за ними, как бы уже в потустороннем мире, живут гипербореи. Кстати, согласно тому же Плинию, местность, населенная северо-восточными гипербореями, «обладает счастливым климатом и свободна от всяческих вредных ветров».

Древний мир по Геродоту
Древний мир по Геродоту

Согласно некоторым исследователям, в контексте рассматриваемой традиции Рипеям соответствует в первую очередь Алтай (название восходит к тюркскому именованию золота), чьи снежные вершины отделяют степи Казахстана от более сухих степей Монголии, а у юго-западных склонов, ограниченных озером Зайсан и Иртышом, обнаружены следы добычи золота начиная с эпохи бронзы. Восточнее Алтая расположена область самого высокого на земле зимнего давления (Азиатский максимум), откуда зимой сквозь узкие степные проходы между Алтаем и Тарбагатаем и южнее Тарбагатая дуют холодные ветры (Борей) Азиатского циклона, чей западный отрог достигает Прикарпатья.
Поэтому аримаспов рассматривают иногда как реальный скифский народ. Не так давно была выдвинута гипотеза о том, что известия об аримаспах восходят к одному корню с “албасты” (у монгольских народов — алмас), мифы о которых распространены у тюркских и монгольских народов. Также, борьбу грифонов с аримаспами иногда считают индоевропейской мифологемой, связанной с представлениями индоиранцев о загробном мире, попавшей в античные источники через передачу скифов и идентифицированной согласно аналогу этого мифа в Греции — “гераномахии”, то есть борьбе пигмеев и журавлей.
По словам Геродота, сын Каистробия из Проконнеса Аристей, один из знатнейших граждан города Проконнеса, по вдохновению Аполлона после своей смерти или исчезновения, отправился к исседонам и, возвратившись обратно, составил поэму под названием “Аримаспея”, в которой, видимо, излагались причины вторжения киммерийцев в Малую Азию. Аристей в своей эпической поэме сообщает, как он, одержимый Фебом, прибыл к исседонам. По его рассказам, за исседонами обитают аримаспы — одноглазые люди; за аримаспами — стерегущие золото грифы, а еще выше за ними — гипербореи на границе с морем.
Исседоны опиываются с косматыми волосами, а живущие далее них одноглазые аримаспы любят коней. Павсаний и Плиний также передают, что Аристей писал в своей поэме об аримаспах, на которых‑де он переносит характерную для киклопов одноглазость, толкуя на основании этого и самое их имя, а также о стерегущих золото грифах, с которыми из‑за него воюют аримаспы. Весьма вероятно также, что к Аримаспее может быть возведено то место в “Прикованном Прометее” Эсхила, где речь идет о горгоннах и одноглазых коневодах аримаспах, встречающихся на пути беглянки Ио.
Итак, об исседонах у нас есть еще сведения. В своем сочинении «История», в четвертой книге «Мельпомена» Геродот пишет следующее: «Выше исседонов, по их собственным рассказам, живут одноглазые люди и стерегущие золото грифы. Скифы передают об этом со слов исседонов, а мы, прочие, узнаем от скифов и зовем их по-скифски аримаспами: «арима» у скифов значит единица, а «спу» — глаз».
Из отрывочных сведений об этих краях в передаче поздних античных историков вырисовывается, что у подножия Рипейских гор жили плешивые аргиппеи, пившие вино из дикой вишни; далее к востоку расселялись исседоны, известные особым почитанием предков и делавшие чаши из черепов своих вождей; еще дальше — аримаспы, что значит «прекрасноконные», ближе к Алтаю — то ли люди, то ли чудовища под именем «стерегущие золото грифы». Эти племена воевали между собой, причем восточные теснили своих соседей на запад, что и привело в конце концов к переселению скифов в Причерноморье.
Но, может быть, непонятная нам одноглазость связана с распространенными у аримаспов мифами, в которых фигурировали одноглазые демоны или великаны-циклопы, изображения которых есть в наскальных рисунках Алтая.
ß

Иерусалим перестает быть “городом трех религий”?

 

Одной из тем, возлюбленных разного рода борцами с сионизмом, давно и по праву является тема предстоящего сноса мусульманских построек с Храмовой горы. Как многие почему-то думают, после того, как Купол Скалы по той или иной причине будет снесен, весь мусульманский мир встанет на уши и объявит Израилю войну до победного конца. Особенно к этой версии развития события склонны некоторые христиане разных конфессий или вообще атеисты из бывшей КПСС, однако, мнением самих мусульман по этому поводу никто не поинтересовался. А между тем Мордехай Кедар, целый доктор наук и преподаватель кафедры арабского языка Университета Бар-Илан пишет следующее:

В раннем Исламе мы видим, что приписывание святости Храмовой горе критиковалось как попытка внедрить в Ислам еврейские концепции. Сегодня этот рассказ, описывающий ночное путешествие Мухаммеда в Иерусалим, был возрожден, продвинут братьями-мусульманами, президентом Турции Эрдоганом, Катаром и другими исламистскими движениями, стремящимися объединить мусульман и или арабов под халифатом. Они стремятся захватить Иерусалим и использовать его, как корону.

Иерусалим перестает быть “городом трех религий”?

Поскольку паломничество в хадж является одной из пяти основных заповедей Ислама, Омейады были вынуждены выбрать Иерусалим в качестве альтернативы месту паломничества. Чтобы оправдать выбор Иерусалима, Омейяды переписали историю, изложенную в Коране, перенеся мечеть аль-Акса в Иерусалим и добавив, для хорошей меры, миф о ночном путешествии Мухаммеда в аль-Аксу. По этой причине сунниты теперь считают Иерусалим своим третьим святым городом.

Шиитский ислам, безжалостно преследуемый халифатом Омейя, не принял священную Иерусалимскую утку, поэтому вторым по святости городом для шиитов является Наджиф в Ираке, место захоронения основателя шиитов Али бин Аби Талиба. Многие шиитские старейшины – иранцы и «Хезболла» – начали называть Иерусалим святым только после восстания Хомени в 1979 году, чтобы не дать суннитам обвинить их в мягком отношении к сионизму.

Университет Бар-Илан – это университет в Израиле и мнение арабов он определенно не отражает. Научная статья, цитируемая israel365news.com, была написана аж в 2016-м году и прошла для мира во всем мире незамеченной. Однако, звезды сложились так, что приблизительно то же самое сейчас совершено официально начало объяснять всем Королевство Саудовская Аравия и её союзники по региону. И суть начатой информационной кампании состоит в чем.

Дело там в том, что священный для мусульман город Мекка упоминается в Коране бесчисленное количество раз, а про Иерусалим там не написано вообще ничего. Всего один раз упоминается Аль-Акса, что для такой важной постройки невозможно в принципе и потому речь скорее всего идет о коррекции Корана династией Омейадов, правивших Дамасским халифатом:

Иерусалим перестает быть “городом трех религий”?

До Мекки халифам было ехать далеко, поэтому они организовали святыню поближе к своей столице Дамаску.

Еще один интересный момент касается молитвы, во время которой к святыням нужно обращаться лицом, поэтому палестинцы стоят перед сложным выбором: или повернутся задом к Храмовой горе, или повернутся задом к Мекке. Молятся они всё-таки на Мекку, но такое расхождение направлений невозможно в принципе: если бы Храмовая гора что-то реально для мусульман значила – Мекка была бы там, но она почему-то в другом месте.

Всё это было всегда очевидно и предельно понятно. Особенно мало Храмовой горой интересовались шииты, которых Омейады считали еретиками и при первом удобном случае иранцы взорвали бы и Аль-Акусу, и Купол Скалы, но им не позволяли. Однако, в середине прошлого века все резко переменилось. Появился Израиль и переехавшие туда евреи первым делом озадачились восстановлением Храма, но бывшие колониальные власти Палестины, заседающие в Лондоне и их многочисленные сателлиты тут же устроили Израилю фронду, ради чего шиитам пришлось на ходу переобуться и начать славить постройки, возведенные их врагами.

Попутно клин вбили между Саудовской Аравией и другими мусульманскими странами региона. Мекка находится в Саудовской Аравии, поэтому СА как бы намба ван и логичный центр объединения мусульман. Но тут появляется еще и “святой город Иерусалим”, который к Исламу не имеет вообще никакого отношения и который считают важным только палестинцы. Но при этом, несмотря на важность, во время молитвы они поворачиваются задницами к своей главной как бы святыне.

Таким образом какие-то люди, управляющие миром глобально, на ровном месте создали целую эсхатологическую проблему и причину для Армагеддона – сражения, когда войска со всего мира ринутся драться за “город трех религий”, который на самом деле таковым не является. И все, особенно лица, ни разу не открывавшие Коран при упоминании Купола Скалы начинают что-то рассказывать про “святыни для мусульман”, совершенно не пытаясь вникнуть в тему и принять собственное мнение, а не мнение, навязанное глобальными СМИ и ООН.

До сегодняшнего момента лидеры многих мусульманских стран этому подыгрывали, то есть просто молчали, не желая бить горшки с глобалистами и ломать им игру. Но сейчас, похоже, ситуация радикально меняется и скоро топить за права на Храмовую гору палестинцам придется в гордом одиночестве. Полагаем, их борьба с сионизмом будет неравной и потому очень короткой, так что следим за развитием событий.


Читайте также

В тренде на этой неделе

Екатерина I — Невеликая. Как «чухонская девка» дала России передышку

Ставропольский клуб примет участие в национальном первенстве по мотоболу

К 225-летию Пушкина волонтеры расчистили парк в деревне Малинники, где поэт завершил седьмую главу Евгения Онегина

«Отступать настолько медленно, насколько это возможно»

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я