Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024
1 2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19 20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Поиск города

Ничего не найдено

Лирическая дерзость

0 37
Лирическая дерзость

На экс-миллиардера Сергея Полонского подали в суд из-за долга за свет

Губернатор Псковской области  Михаил Ведерников наградил сотрудников местного самоуправления

Филиал «Брянскэнергосбыт» оказал помощь приюту «Крылья мира»

Порт пяти морей. В Москве стартовал летней сезон речной навигации

«...Жизнь моя – самый сложный роман ...», – как-то проговорился Фет. Можно уточнить: дамский роман или какая-нибудь индийская мелодрама.

Русский помещик Афанасий Шеншин увозит из маленького немецкого городка беременную женщину, венчается с ней, дает родившемуся 23 ноября/ 5 декабря 1820 г. ребенку свою фамилию и дворянские привилегии, но через четырнадцать лет подлог обнаруживается, Орловская духовная консистория констатирует, что «означенного Афанасия сыном господина ротмистра Шеншина признать неможно», ребенок остаётся вовсе без фамилии, и только после дополнительных хлопот появляется свидетельство: «Упомянутый Афанасий имеет происхождение от родителей его амт-асессора Иоганна-Петра-Карла-Вильгельма Фёт и его бывшей жены Шарлотты Фёт».

Потом почти тридцать лет Афанасий Фет пытается вернуть утраченное: тянет армейскую лямку, теряет любимую женщину, разочаровывается в жизни, потом удачно женится, богатеет – но только  в 1873 г. – через сорок лет! - по императорскому указу ему возвращают утраченную, но честно говоря, не принадлежащую ему фамилию Шеншин.

«Как Фет, Вы имели имя; как Шеншин, Вы имеете только фамилию», – съязвил его друг-враг И. Тургенев («Врагу моему Фету» – инскрипт на одной из подаренных им книжек).

Имя он заработал не за родственные связи, а по праву таланта. В 1840 г. (в один год с Лермонтовым) двадцатилетний студент Московского университета выпускает первую, во многом ученическую, книгу «Лирический пантеон». Но следующие два сборника с одинаковым стандартным заглавием «Стихотворения» (1850, 1856) принесли Фету негромкую славу. Его стихами восхищаются Некрасов, Аполлон Григорьев, вторые «Стихотворения» редактирует Тургенев. «И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов», – удивляется Л. Толстой.

Однако Фету не повезло не только с происхождением, но и со временем. Его талант расцветает в непоэтическую эпоху. Его лирику приветствуют главным образом ровесники, люди сороковых годов, ещё помнящие пушкинский золотой век, когда стихи «соскальзывали с кончика пера» и казалось в рифму многим говорить было проще, чем обычной прозой.

Новым людям занятия поэзией – хоть писание стихов, хоть их чтение –казались смешными, если не постыдными. «Третьего дня, я смотрю, он Пушкина читает, – продолжал между тем Базаров. – Растолкуй ему, пожалуйста, что это никуда не годится. Ведь он не мальчик: пора бросить эту ерунду. И охота же быть романтиком в нынешнее время!»

Когда Фет издал итоговое собрание «Стихотворений» (1863) шестидесятники вдоволь поиздевались над поэтом – и в пародиях, и в статьях. Д. Минаев переписывает одно из фетовских стихотворений задом наперед, отчего оно якобы оказывается столь же бессмысленным. Писарев предсказывает: «Со временем продадут его <собрание Фета> пудами для оклеивания комнат под обои и для завертывания сальных свечей, мещерского сыра и копченой рыбы». Чернышевский объясняет сыновьям: «Все стихи <Фета> такого содержания, что их могла бы написать лошадь, если б выучилась писать стихи…»

Фет не оставался в долгу. «Людям не нужна моя литература, а мне не нужны дураки» (Н. Н. Страхову, ноябрь 1877).

Издание последнего сборника «Вечерние огни» он предпринимает только через двадцать лет и четыре небольших выпуска выходят почти десятилетие (1883 – 1891). Кстати, язва Писарев в чем-то оказался прав: до конца жизни Фета, за тридцать лет, 2 400 экземпляров собрания 1863 г. так и не были распроданы, то есть не расходилось и 80 экземпляров в год.

Потом, уже после смерти поэта, его переоткрывают символисты. Затем, в ранние советские десятилетия он опять становится примером крепостника и эстета. Взахлеб читающий его стихи К. Чуковский (замечательная запись есть в его дневнике) профессионально занимается не Фетом, а Некрасовым.

Лишь когда старые битвы совсем отшумели, тихий Владимир Соколов объединит бывших антиподов в одной строфе: «Вдали от всех парнасов, / От мелочных сует / Со мной опять Некрасов / И Афанасий Фет // Они со мной ночуют / В моем селе глухом. / Они меня врачуют / Классическим стихом» (1960).

Классический стих – это верно, но не забудем и о лирической дерзости.

«Чистое искусство» было для Фета не жупелом, а программой. Всю жизнь он с вызовом противопоставлял поэзию как царство красоты – низкой обыденности, включая политические и общественные вопросы.

«Конечно, никто не предположит, чтобы в отличие от всех людей мы одни не чувствовали, с одной стороны, неизбежной тягости будничной жизни, а с другой, тех периодических веяний нелепостей, которые действительно способны исполнить всякого практического деятели гражданской скорбью. Но эта скорбь никак не могла вдохновить нас. Напротив, эти-то жизненные тяготы и заставляли нас в течение пятидесяти лет по временам отворачиваться от них и пробивать будничный лёд, чтобы хотя на мгновение вздохнуть чистым и свободным воздухом поэзии» (Предисловие к «Вечерним огням»).

Но он может и совсем заострить тему, довести тезис до гротеска: «Кто не в состоянии броситься с седьмого этажа вниз головой, с непоколебимой верой в то, что он воспарит по воздуху, тот не лирик» («О стихотворениях Тютчева»).

Из старых классических деталей Фет выстроил в высшей степени оригинальный мир-дом.

Мир Фета – это дворянская усадьба (дом плюс сад), «Эдема сколок сокращенный», как сказал один старый поэт, где на полках стоят любимые книги, в гостиной раскрыта крышка рояля, неподалеку спит любимая женщина, а за окном то шумит весенний дождь, то падают листья, то бушует вьюга.

В этот привычный круговорот вечно прекрасного мира вписываются в высшей степени прихотливые, зыбкие, непонятные и ему самому чувства лирического субъекта (о лирическом герое в творчестве Фета говорить трудно: в нём нет ни биографических подробностей, ни психологического развития – двух краеугольных камней в создании образа лирического героя).

Марина Цветаева придумала такую типологию: есть поэты с историей и поэты без истории. Фет в цветаевском смысле – образцовый поэт без истории. «Ты человек во сто раз более цельный, чем я. Ни про кого нельзя сказать, что можно сказать про тебя: сразу ты был отлит в известную форму, никто тебя не чеканил и никакие веяния времени не были в силах покачнуть тебя! Если ты пессимист, то вовсе не по милости Шопенгауэра; ты в студенческие годы был почти таким же» – как-то написал ему – уже в конце жизни - Я. П. Полонский.

За полвека поэтического творчества Фет, конечно, менялся, но почти незаметно.

В «Вечерних огнях» опубликовано его «шопенгауэровское» стихотворение «Среди звезд» (1876).

 

Пусть мчитесь вы, как я покорны мигу,

Рабы, как я, мне прирожденных числ,

Но лишь взгляну на огненную книгу,

Не численный я в ней читаю смысл.

 

В венцах, лучах, алмазах, как калифы,

Излишние средь жалких нужд земных,

Незыблемой мечты иероглифы,

Вы говорите: «вечность — мы, ты — миг.

 

Нам нет числа. Напрасно мыслью жадной

Ты думы вечной догоняешь тень;

Мы здесь горим, чтоб в сумрак непроглядный

К тебе просился беззакатный день.

 

Вот почему, когда дышать так трудно,

Тебе отрадно так поднять чело

С лица земли, где все темно и скудно,

К нам, в нашу глубь, где пышно и светло».

 

Оно вызвало восхищенно-ироническую реакцию Толстого. «Стихотворение это не только достойно вас, но оно особенно и особенно хорошо, с тем самым философски поэтическим характером, которого я ждал от вас. Прекрасно, что это говорят звёзды. И особенно хороша последняя строфа.

         Хорошо тоже, что заметила жена, что на том же листке, на котором написано это стихотворение, излиты чувства скорби о том, что керосин стал стоить 12 к.

         Это побочный, но верный признак поэта» (6 или 7 декабря 1876).

         Через двадцать лет Толстой (со ссылкой на жену) фиксирует тот же парадокс, несоответствие формы и сути: толстый офицер пишет с лирической дерзостью, философствующий поэт не забывает о практицизме.

Однако профессиональный юрист и тонкий критик К. Арсеньев не без иронии сравнил этот текст со стихотворением тридцатитрехлетней давности (1843).

Я долго стоял неподвижно,

В далекие звёзды вглядясь,-

Меж теми звездами и мною

Какая-то связь родилась.

 

Я думал... не помню, что думал;

Я слушал таинственный хор,

И звёзды тихонько дрожали,

И звёзды люблю я с тех пор...

   «Первое дышит искренностью и простотою; в его звуках слышится настроение, пережитое поэтом – настроение смутное, неопределенное, но родственное всем, кто молод. <…>  Совсем другое дело стихотворение «Среди звёзд». Проникнутое резонерством, они двигается вперед медленно и вяло. Прежде звёзды «тихонько дрожали», теперь они рассуждают по всем правилам риторики, заключая свою аргументацию словами «вот почему». 

Философски поэтический характер - резонерство и риторика – два взгляда, две оценки одного и того же пафоса.

Звёзды – один из любимых фетовских образов. Примирить и усмирить критиков могла бы еще одно «звёздное» стихотворение, написанное по пути (1857).

На стоге сена ночью южной

Лицом ко тверди я лежал,

И хор светил, живой и дружный,

Кругом раскинувшись, дрожал.

 

Земля, как смутный сон немая,

Безвестно уносилась прочь,

И я, как первый житель рая,

Один в лицо увидел ночь.

 

Я ль нёсся к бездне полуночной,

Иль сонмы звёзд ко мне неслись?

Казалось, будто в длани мощной

Над этой бездной я повис.

 

И с замираньем и смятеньем

Я взором мерил глубину,

В которой с каждым я мгновеньем

Всё невозвратнее тону.

            «На стоге сена ночью южной…» с его пафосом ликующего восторга, слияния с космосом, диалектикой верха и низа (лицом ко тверди – над этой бездной) – один из фетовских шедевров.

         …Работая над этим этюдом, я искал фетовский текст для школьного анализа. При сплошном перечитывании Фет представляется поэтом неровным и порой – на нынешний вкус – слащавым и гладким.

«Тщетно опущены строгие глазки / Жду под ресницами блеска и ласки».

Даже в поздних стихах многовато алмазных лучей, серебряных струй, безумных снов и прочей бижутерии.

Но всё искупают порывы ввысь, поэтические дерзания.

Испытание первым двухсотлетием поэт Афанасий Фет выдержал.

 

Этот листок, что иссох и свалился,

Золотом вечным горит в песнопеньи.


Читайте также

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я