Неделя седьмая по Пятидесятнице, воскресенье, 23 июля 2023 года: что будет в храме?
Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве вспоминает Церковь 23 июля 2023 года. Сорок пять мучеников, в Никополе Армянском пострадавших, мученики Аполлоний Иконийский, Вианор и Силуан чествуются в седьмое воскресенье по Пятидесятнице. В этот день мы молимся преподобным Силуану, схимнику Печерскому, египетским пустынникам, Евмению и Парфению Гортинским. В 1918 году 23 июля пострадали за веру священномученики Александр Попов, Василий Победоносцев, Петр Зефиров, Стефан Луканин, Георгий Бегма и Нестор Гудзовский. Икона Божией Матери Коневская почитается Церковью в этот день. Самым знаменитым святым, чья память совершается 23 июля, является преподобный Антоний Киево-Печерский, начальник всех русских монахов.
Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии.
Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению», чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 23 июля.
Воскресенье, 23 июля 2023 года
В воскресенье 23 июля 2023 году в храмах звучит рассказ о помиловании и исцелении Господом слепых. Они верили в силу Божию и Он явил им Свою милость. Хотя Господь запретил им говорить кому-либо об исцелении, они рассказывали о чуде прозрения от своей телесной слепоты. По немощи человеческой и большой радости они желали поделиться тем, что с ними случилось.
Важно помнить, что Господь может даровать духовное зрение, чтобы понимать и видеть смысл происходящего. Чудо просветления внутренних очей души может наблюдаться и в наше время, если у человека есть потребность приблизиться к Богу, просить Его об этом. К сожалению, потребность прозреть духовно не такая сильная, как в случае трагедии физической слепоты. Даже христиане склонны относиться теплохладно к отсутствию или слабости видения духовных законов.
Подробнее о духовном зрении читайте наших материалах:
Особенности православного богослужения
Тропарь Положения честной ризы Господней в Москве
Днесь притецем, вернии,/ к Божественней и цельбоносней ризе Спасителя нашего Бога,/ благоизволившаго сию плотию носити/ и на Кресте святую Свою Кровь излияти,/ еюже искупи нас от работы вражия./ Тем, благодаряще, вопием Ему:/ спаси отечество наше,/ и архиереев, и град, и вся люди/ честною Твоею ризою защити,/ и спаси души наша,// яко Человеколюбец.
Перевод: В сей день прибегнем, верные, к Божественней и цельбоносной ризе Спасителя нашего Бога, благоволившего ее на теле Своем носить и на Кресте святую Свою Кровь излить, которою искупил нас от рабства врагу. Потому с благодарностью взываем Ему: «Спаси Отечество наше, и архиереев, и град, и всех людей священной Твоею ризою защити и спаси души наши, как Человеколюбец!»
Кондак Положения честной ризы Господней в Москве
Одеяние нетления, спасительнаго целения/ всем человеком, Владыко, даровал еси,/ Твое Божественное сокровище — честную ризу,/ яже есть хитон,/ еюже живоносную и святую плоть вочеловечения Твоего одеяти благоволил еси./ Сию желанием приемлюще светло празднуем,/ страхом же и любовию, яко Благодателю воспевающе, зовем Ти, Христе:/ сохрани в мире отечество наше, и архиереев, и вся люди,// по велицей Твоей милости.
Перевод: Как одеяние нетления, исцеляющее во спасение, всем людям, Владыка, Ты даровал Твое Божественное сокровище — священную ризу, то есть хитон, которой Ты живоносную и святую плоть Свою, вочеловечившись, облекать благоволил. Ее с усердием принимая, торжественно празднуем, и со страхом и любовью, как Благодетелю воспевая, взываем Тебе, Христе: «Сохрани в мире Отечество наше, и архиереев, и всех людей по великой Твоей милости».
Величание Положения честной ризы Господней в Москве
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и почитаем вси Божественныя ризы Твоея// честное положение.
Тропарь преподобному Антонию, игумену Киево-Печеpскому
От мирскаго мятежа исшед,/ отвержением же мира евангельски Христу последовал еси/ и равноангельное житие пожив,/ в тихое пристанище Святыя Горы Афона достигл еси./ Отонудуже благословением отцев в гору Киева пришед,/ и тамо трудолюбно жизнь совершив,/ отечество твое просветил еси,/ и множеству монашествующих стезю ведущую к Небесному Царствию показав,/ Христу сия привел еси:/ Егоже моли, Антоние преподобне,// да спасет души наша.
Перевод: От мирской суеты ты ушел, отвержением же мира евангельски последовал Христу и, прожив жизнь, подобную ангельской, достиг тихого пристанища Святой Горы Афон. Оттуда же по благословению отцов пришел на Киевскую гору, и там, наполнив жизнь трудолюбием, Отечество твое просветил ты, и множеству монашествуюших показал путь, ведущий к Небесному Царствию, привел их ко Христу, Его же моли, Антоний преподобный, да спасет души наши.
Кондак преподобному Антонию, игумену Киево-Печеpскому
Возложив себе Богу, паче всех возлюбленному от юности, преподобне,/ Тому от всея души любовию последовал еси;/ мира же тленная нивочтоже вменив, в земли пещеру соделал еси,/ и в ней добре противу невидимаго врага козней подвизався,/ яко светозарное солнце во вся концы земли возсиял еси,/ отонудуже веселяся прешел еси к Небесным Чертогом./ И ныне со Ангелы Владычню Престолу предстоя,/ поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:// радуйся, Антоние, отче наш.
Перевод: Вверив себя Богу, больше всех возлюбленному с юности, преподобный, Ему от всей души с любовью ты последовал, всем тленным в мире пренебрег и, сделав пещеру в земле, в ней прекрасно подвизался против кознейневидимого врага, как яркое солнце воссиял во всех концах земли, оттуда же с радостью перешел в Небесные Чертоги. И сейчас с Ангелами предстоя Престолу Владыки, вспоминай нас, почитающих память твою, да взываем к тебе: «Радуйся, Антоний, отче наш».
Чтение Евангелия:
Евангелие от Матфея, глава 9, стихи 9 — 25
9 Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. 10 И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. 11 Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? 12 Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, 13 пойдите, научитесь, что значит: "милости хочу, а не жертвы"? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. 14 Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? 15 И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься. 16 И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. 17 Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое. 18 Когда Он говорил им сие, подошел к Нему некоторый начальник и, кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива. 19 И встав, Иисус пошел за ним, и ученики Его. 20 И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его, 21 ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею. 22 Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова. 23 И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении, 24 сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним. 25 Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала.
Комментирует епископ Феоктист Игумнов
Апостольское чтение:
Послание святого апостола Павла к римлянам, глава 15, стихи 1 — 7
1 Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. 2 Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. 3 Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: "злословия злословящих Тебя пали на Меня". 4 А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду. 5 Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, 6 дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. 7 Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.
Комментирует епископ Феоктист Игумнов
Если совершается служба Положению ризы, то в храме прозвучат следующие отрывки из Священного Писания:
Чтение Евангелия:
Евангелие от Марка, глава 15, стихи 16 — 41
16 А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк, 17 и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него; 18 и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский! 19 И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему. 20 Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его.
21 И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его. 22 И привели Его на место Голгофу, что значит: "Лобное место". 23 И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял. 24 Распявшие Егоделили одежды Его,
бросая жребий, кому что взять. 25 Был час третий, и распяли Его. 26 И была надпись вины Его: "Царь Иудейский". 27 С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его. 28 И сбылось слово Писания: "и к злодеям причтен". 29 Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий! 30 спаси Себя Самого и сойди со креста. 31 Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти. 32 Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его. 33 В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого. 34 В девятом часу возопил Иисус громким голосом: "Элоѝ! Элоѝ! ламмá савахфанѝ?" что значит: "Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" 35 Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет. 36 А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его. 37 Иисус же, возгласив громко, испустил дух. 38 И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу. 39 Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий. 40 Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, 41 которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий
Апостольское чтение:
Первое послание святого апостола Павла к коринфянам, глава 1, стихи 18 — 24
18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. 19 Ибо написано:"погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну". 20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? 21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. 22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; 23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, 24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;
Комментирует священник Антоний Борисов
Если совершается служба преподобного Антония, то в храме прозвучат следующие отрывки из Священного Писания:
Чтение Евангелия:
Евангелие от Матфея, глава 4, стих 25 — глава 5, стих 12
25 И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.
1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. 2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: 3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий
Апостольское чтение:
Послание святого апостола Павла к галатам, глава 5, стихи 22 — глава 6, стих 2
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23 кротость, воздержание. На таковых нет закона. 24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. 25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. 26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. 2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Комментирует епископ Феоктист Игумнов
День памяти святых
Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625)
Прежде чем попасть в Россию реликвия совершила несколько путешествий. Слушайте поподробнее на радио «Вера».
Сорок пять мучеников в Никополе Армянском: Леонтий, Маврикий, Даниил, Антоний, Александр, Ианикита, Сисиний, Меней, Вирилад и прочие (около 319)
Истерзанные и закованные, они и в темнице не переставали петь псалмы. Рассказ о мучениках слушайте на радио «Вера».
Преподобный Антоний Киево-Печерский, начальник всех русских монахов (983 — 1073)
Житие основателя знаменитой на весь мир Киево-Печерской лавры слушайте на радио «Вера».
Преподобный Силуан, схимник Печерский (XIII–XIV)
Преподобный Силуан был ревностным хранителем чистоты душевной и телесной, удручал свою плоть постом и бдением, а душу очищал молитвой и богомыслием. Он сподобился от Господа обильных духовных дарований: особого молитвенного дерзновения к Богу, постоянной радости о Господе, прозорливости и чудотворения.
Мощи его покоятся в Феодосиевых пещерах.
Мученик Аполлоний Иконийский (III)
Святой происходил из города Сард, находившегося в Лидии (Малая Азия). Он объявил себя христианином и был схвачен. Когда его принуждали принести клятву именем императора, он не подчинился, сказав, что не подобает клясться именем смертного человека. Святого Аполлония долго мучили и распяли на кресте.
Мученики Вианор и Силуан (IV)
Святой Вианор происходил из Писидийской области в Малой Азии. Как исповедника христианства его доставили к правителю города Исаврии в Ликаонии, который принуждал его отречься от Христа. Святой твердо стоял в истинной вере, невзирая на изощренные истязания. Страдания мученика видел человек по имени Силуан. Терпение и мужество святого Вианора вдохнули в Силуана веру во Христа, и он открыто объявил об этом. Ему тут же отрезали язык и отсекли голову. Святой Вианор после долгих мучений также был обезглавлен.
Преподобные пустынники египетские, огнем и дымом уморенные (около 398)
Их было 10 000. Пострадали они при Александрийском патриархе Феофиле. Причиной их убийства считают то, что они предоставили убежище священнику Исидору.
Преподобные Евмений (1829 — 1920) и Парфений (1846 — 1905) Гортинские
В миру их звали Николай и Эммануил по фамилии Харитакис. Родились святые братья в селении Пицидия на острове Крит в семье благочестивых родителей.
В 1858 г. приняты послушниками в монастырь Одигитрии Гортинско-Аркадийской митрополии на Крите, пострижены в рясофор, а в 1866 году — в великую схиму с именами Парфений и Евмений.
По благословению игумена обители они подвизались в одном из монастырских подворий в пещерах Марцалло. В 1870 году преподобный Евмений стал священником. В 1874 году братья удалились для пустынножительства в Астерусские горы, а в 1878 году основали монастырь Пресвятой Богородицы в местности Кудума.
Своей добродетельной жизнью они стяжали дар чудотворения, а по своем преставлении широко почитались на Крите.
Новомученики и исповедники Российские
Священномученик Александр Попов (20 октября 1869 — 23 июля 1918)
С 1892 года он служил диаконом, затем священником церкви в честь Введения во Храм Святой Богородицы села Травянское Камышловского уезда, который стал последним местом служения иерея Александра.
Летом 1918 года в ходе наступления Белой армии отряд красных под командованием Подпорина отступал через территорию Каменского завода. Несколько десятков мирных жителей были взяты в заложники, у многих похищен скот, все служащие Каменского завода насильно зачислены в Красную армию, заводская касса ограблена, увезен лазарет, обустроенный на деньги жителей поселка. На опушке леса напротив вокзала, где в вагонах располагался штаб красноармейцев и жил Подпорин, производились расстрелы невинных людей.
21 июля в селе Травянское красноармейцами были арестованы священник Александр Попов и 9 крестьян, которых увезли к полотну железной дороги. Затем отпустили одного из захваченных и стали мучить неповинных людей. Некоторые жители села слышали крики и стоны страдальцев, но никто не решился прийти им на помощь. 28 июля иерей Александр Попов и прихожане были погребены на площади перед храмом.
Священномученик Василий Победоносцев (1848 — 1918)
После ареста в 1918 был и замучен — ему отсекли голову. Василий Владимирович Победоносцев окончил Пермскую Духовную семинарию, в 1878 году был рукоположен во священника и служил в Свято-Троицком соборе Каменского завода Камышловского уезда Пермской губернии. Сочувствуя бедным студентам, отец Василий стал действительным членом Комитета вспомоществования недостаточным воспитанникам Пермской Духовной семинарии. С 1896 по 1906 служил благочинным 2-го округа Камышловского уезда. В 1912 году он был возведен в сан протоиерея.
Священномученик Петр Зефиров (1879 — 18 июля 1918)
В июле 1918 года священник Петр Зефиров был арестован большевиками. В заключении в Романо-Борисоглебской тюрьме он находился недолго: вскоре его расстреляли во дворе тюрьмы. Сведения о расстреле поступили от членов Ярославского Епархиального совета в Комиссию по гонениям на Русскую Православную Церковь, созданную при Священном Соборе 1917-1918 годов, который еще продолжал тогда работать и уже начал собирать свидетельства о новомучениках.
Священник Петр Зефиров родился в Ярославской губернии, окончил семинарию и три года работал учителем в церковно-приходской школе, После женитьбы был рукоположен во иерея к Никольской церкви в селе Николо-на-Эдоме Романо-Борисоглебского уезда Ярославской губернии. У них с супругой родилось шестеро детей. Одновременно со служением на приходе отец Петр состоял заведующим и законоучителем в местной церковно-приходской школе и законоучителем в Вауловской земской школе. В 1909 году отец Петр был избран членом благочиннического совета.
Священномученики Стефан Луканин, Георгий Бегма и Нестор Гудзовский (1918)
10 июля 1918 года красногвардейцы арестовали священнослужителей Сретенского храма села Колчеданского и повезли их на станцию Синарская Камышловского уезда Пермской губернии, неподалеку от которой убили.
На следующий день станцию Синарская занял отряд Белой армии, и вскоре неподалеку от станции были найдены тела замученных священнослужителей. «Все трупы имеют явные следы издевательства мучителей над беззащитными жертвами, — писали местные газеты после осмотра тел убитых представителями Белой армии. — У отца Стефана 19 штыковых ран на теле и левая рука отесана острым оружием; у Гудзовского глаза выколоты, пальцы левой руки заострены, как карандаш, у Бегмы все лицо иссечено <...>. Волосы на головах священнослужителей выдерганы и частью опалены».
17 июля было совершено отпевание священника Стефана Луканина и диаконов Георгия Бегмы и Нестора Гудзовского, они были погребены на месте своего последнего служения, в ограде Сретенского храма в селе Колчеданском.
Икона Божией Матери Коневская
Рассказ о чудотворном образе, который сегодня хранится в Финляндии, слушайте на радио «Вера».
Редакция «Фомы» желает вам радости воскресного дня в храме!