Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Февраль 2015 Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023
Август 2023
Сентябрь 2023
Октябрь 2023
Ноябрь 2023
Декабрь 2023
Январь 2024
Февраль 2024
Март 2024
Апрель 2024
Май 2024
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

Григорий Чухрай - 100 лет со дня рождения кинорежиссера

0 11

СК: под авто главы Давыдовского сельсовета в Запорожье заложили взрывное устройство

Лукашенко назвал русофобию трендом у европейских элит

Экс-глава Акимовки после покушения готовится вернуться к работе – Рогов

Архангельские архитекторы разработали проект по благоустройству для Мелитополя

«Художник всегда выражает личное отношение к миру.
В этом и заключается ценность его произведения»
Г. Н. Чухрай

Григорий Наумович Чухрай (1921-2001) был известным сценаристом и кинорежиссером. Его фильмы о Великой Отечественной войне незабываемы, а герои – яркие и выразительные. И все потому, что сам Григорий Наумович прошел через войну.



Он родился 23 мая 1921 года в Мелитополе. Участвовал в Финской войне в 1939 году, а затем ушел сражаться с фашистами. Зимой 1941 года он прибыл в Ессентуки.



Пока ребята ждали распределения, ходили в местный клуб на танцы. Там Григорий встретил свою будущую жену Ирину (Ираиду) Пенькову.

Поженились они 9 мая 1944 года, затем снова война разлучила их, а встретились лишь в 1946 году. После войны Григорий Чухрай продолжил обучение во ВГИКе – он дал слово, что будет снимать кино о тех, кто не вернулся с поля боя. Лучше всего о режиссере расскажут его произведения.

Кинофильм «Сорок первый» был снят по одноименному рассказу Б. Лавренева, который вошел в анналы отечественной литературы как революционный романтик.

Повесть «Сорок первый» посвящена героям Гражданской войны и просто людям, волею судьбы окунувшимся в горнило братоубийственной бойни. Главные герои – девушка-рыбачка Марютка и молодой идеалист Говоруха-Отрок, мечтающий о новом, свободном мире.

Судьба сталкивает их вместе, но внезапно они оказываются по разные стороны баррикад – между «белых» и «красных». Любовь гибнет под гнетом политического давления, Марютка убивает Говоруху, несмотря на то, что искренне полюбила его.

Почему идея стала важнее любви и жизни? Разве человек рожден для того, чтобы убивать? Повесть и фильм поднимают эти сложные вопросы нашей жизни.

Бахова, Наталья Сергеевна. История и легенды "Сорок первого" / Наталья Сергеевна Бахова // Вопросы литературы. - 2018. - № 5. - С. 192-212

Аннотация: О повести Бориса Лавренева "Сорок первый". Поставлена задача поиска прототипа главного героя - белого офицера Вадима Говорухи-Отрока. В самом начале зафиксированы и проанализированы легенды, возникшие вокруг образа героя, в том числе порожденные феноменом "каннского эха" - творческого отклика ряда авторов на кинофильм Григория Чухрая, снятый по повести.



Всемирно известным сделал Г. Чухрая фильм «Баллада о солдате».

Этот фильм также снят по книге – одноименной повести Валентина Ивановича Ежова (1921-2004) – писателя-фронтовика. Его книги о войне хорошо раскрывают характеры героев, их эмоциональное состояние.

Главный герой «Баллады о солдате» - молодой парень Алеша Скворцов. На войне он совершает подвиг – подбивает два танка противника. Командование готово представить его к ордену, но Алексей просит дать ему небольшой отпуск, чтобы повидать маму.

Но путь домой тоже оказывается непростым. Отпуск проходит очень быстро, по пути Алеша знакомится с людьми и помогает всем, кому может.

С мамой он проводит совсем немного времени и снова отправляется на фронт. Уже в начале фильма, видя черный платок на голове женщины, зритель понимает, что Алеша погиб на войне.

Поразительно, но в этом фильме, где практически нет военных сцен, режиссеру лучше всего удалось передать весь ужас войны, материнское горе и потерю целого поколения, в котором были истинные герои.

Этот фильм вошел в золотой фонд мирового кинематографа и стал одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Он был по достоинству оценен не только в нашей стране, но и за рубежом, получив 101 награду!



Кинофильм «Чистое небо» - одно из наиболее ярких кинопроизведений хрущевской «оттепели» - история подлинной любви, которая помогает герою преодолеть самые суровые испытания: обман, предательство, подлость.

А это оказывается не проще, чем пережить тяжелое ранение и фашистский плен. Вернувшись после плена, военный летчик Астахов сталкивается с многочисленными трудностями: ему никто не верит, его выгоняют из партии и презрительно к нему относятся. Как теперь жить и восстановить доброе имя? Только любимая девушка Сашенька верит ему и поддерживает во всем.

Астахова реабилитируют уже после смерти Сталина и присваивают ему высокую награду - Героя Советского Союза.

Эти три замечательные картины, которые снял Григорий Чухрай, тоже ждала непростая судьба. Поначалу власть их не жаловала – советский солдат был представлен в них таким, каким он был, не человеком из свинца, а живым и эмоциональным.

«Да, мои картины награждали. Правда, за первый фильм («Сорок первый») меня отдали под суд, за второй («Баллада о солдате») я был исключен из КПСС, за третий («Чистое небо») чуть ли не разогнали «Мосфильм». «Верхи» возмутились: как могли допустить, чтобы Чухрай снимал такую ленту? Когда съемки «Сорок первого» завершились, картину сразу запретили. Мой соавтор по сценарию написал донос: «Под этой грязной белогвардейской стряпней я не поставлю свое честное имя». В моей памяти эти слова запечатлелись, как на магнитной пленке. Тогда я сказал Григорию Колтунову: «Каждый раз, когда будет возникать вопрос о «Сорок первом», обязательно стану называть вашу фамилию, цитируя донос». С тех пор свое обещание выполняю. Правда, стукачей более поздних созывов помиловал. Потому что понимал, что они воспитаны в тоталитарном государстве. Но этого - номер один - не простил. Почему? В те годы мне угрожал запрет на профессию, я бы не стал режиссером».



Очень лиричным получился фильм «Жили-были старик со старухой», рассказывающий о жизни русской глубинки, о стариках Гусаковых, которым на исходе жизни выпали новые испытания: из-за пожара они лишились крова и поехали в Заполярье к дочери Нине, жизнь которой никак не складывается.

Почему же старенькие родители поехали жить не к обеспеченным сыновьям, а к дочери? Наверняка они знали, что жизнь у дочери не из легких, и решили помочь ей встать на ноги. По приезду они оказываются в доме Нины, где их никто не ждет – дочь неизвестно где, а дома маленький ребенок и пьяный зять.

Родители стараются, как могут, чтобы донести до Нины простые истины – семью нужно беречь, детей - растить, супруга - поддерживать. И самый лучший тому пример – это сами старик со старухой.

Этот фильм также ждала цензура. Самые смелые кадры из него были вырезаны:

«Нас призывали снимать современные фильмы, но не о том, что волновало, о чем болело сердце, а о том, что «нужно народу», а что именно нужно народу - знал Отдел культуры ЦК. В 1965 году я снял фильм «Жили-были старик со старухой». Это был антисталинский фильм. В Госкино его выхолостили: убрали «всего» несколько важных кадров, но этого было достаточно, чтобы испортить фильм. Я уступил, уговаривал себя, что и без этих кадров фильм состоится. И действительно, состоялся, но только не этот. Я не стыжусь этого фильма даже в сокращенном виде, но стыд за то, что я вынужден был пойти на компромисс, гложет меня до сего времени. Система предусматривала тщательно разработанные меры воздействия на режиссера: не согласишься - залезешь в карман пятитысячному коллективу. Студия и съемочная группа не получат не только премии, но даже и зарплаты».



Еще один фильм, рассказывающий о человеческой драме во время войны - «Трясина».

Эта сильная картина о судьбе простой русской женщины Матрены Быстровой, потерявшей на фронте сначала мужа, а затем и старшего сына. Не желая видеть еще и смерть младшего сына, она решает спрятать его на чердаке, пока война не окончится.

Однако так она делает только хуже – сына ждет если не физическая гибель, то духовная. И сама Матрена каждый день терзается угрызениями совести. Она видит, как другие отпускают своих сыновей защищать Родину, видит, что народ воспринимает их как героев.

Что же будет с ее младшим сыном, как к нему будут относиться люди? Так частная история о матери дезертира вырастает до эпических масштабов, делая этот фильм одним из наиболее значительных и запоминающихся кинопроизведений о военном времени:

«В конце семидесятых годов я снял фильм «Трясина». В связи с этой картиной критики попортили мне немало крови. Они то и дело спрашивали:
- До сих пор вы снимали фильмы о героях войны, а теперь сняли фильм о трусе, о человеке, который стал дезертиром. Чем это объяснить? Неужели вы, прошедший всю войну, сочувствуете вашему герою?
Я прошел всю войну. И потому о героях и предателях знаю не понаслышке…
Война - страшное, тяжелейшее испытание на стойкость духа. И неправдой было бы сказать, что мы не знали страха. Но большинство тех, кого я видел на войне, и я сам всегда старались поддерживать в себе другие чувства».




В 1970 году вышел документальный фильм о Великой Отечественной войне «Память».

Этот фильм-опрос жителей Европы показал, помнят ли они Вторую мировую войну, и что знают о ней современные люди. В первую очередь, Г. Чухрай интересовался памятью о легендарной Сталинградской битве, в которой он сам принимал участие. Оборона Сталинграда имела огромное значение в битве с фашистами и решила исход Второй мировой войны.

«Мне хотелось сделать фильм о том, что произошло в Сталинграде в душах советских воинов и в душах немецких солдат. Почему для нас Сталинград был не только военной, но и моральной победой, а для фашистских солдат - моральным поражением и крахом. Однако работа над фильмотечным материалом и кадры интервью, которые были нами сняты, натолкнули нас на интересную мысль - создать фильм о том, какое влияние имела Сталинградская битва на судьбы народов и судьбы отдельных людей. Так возник замысел фильма «Память».

В книге «Мое кино» Г. Чухрай вспоминает о съемках этого фильма:

«Сталинградская битва явилась поворотным этапом во всей Великой Отечественной войне. После нее уже немцы только отступали, они уже ничего не могли с нами сделать. Немецкие генералы сами говорили и писали: «После Сталинграда мы навсегда перестали наступать».

Я поехал по разным странам. И начал – тогда еще это было не принято – с микрофоном в руках брать интервью на улицах. Я спрашивал прохожих: «Что вы знаете о Сталинграде?» И оказалось, что во всех странах, которые в боях не участвовали, люди ничего толком об этом не знали. «Ха-ха, хи-хи-хи… Да-да... что-то там было, еще при Наполеоне...»

А вот когда я спрашивал о том же в Германии – там люди плакали. Женщины, которые потеряли своих мужей и сыновей в Сталинграде, впадали в истерику. Одни говорили, что в этом виноваты русские генералы, другие говорили, что виноваты все политики – и с той и с другой стороны, третьи – что, «да... к сожалению, он погиб в Сталинграде...»

На улицах встречались и такие прохожие – в основном, это были мужчины, – которые, пряча глаза, раздраженно отмахивались или на бегу с плохо скрываемой злостью коротко говорили: «Не знаю!» У нас и в Германии – только в двух странах – все помнили о Сталинграде.
Фильм «Память» предупреждал зрителя о том, что эти «провалы» в памяти людей – намеренная политическая тенденция, а вовсе не свойство человеческого организма».




В серии «О времени и о себе» были изданы две книги воспоминаний Григория Наумовича: «Моя война» и «Мое кино». Григорий Чухрай встретил войну 22 июня 1941 года на границе, и в первый же день войны был ранен. В дальнейшем он служил в рядах воздушно-десантных войск, участвовал во многих опасных операциях.

Кушниров, Марк. Всегда ли на войне как на войне? / Марк Кушниров // Родина. - 2013. - № 7. - С. 61-65
Аннотация: О противоречиях войны по воспоминаниям, дневникам и фильмам Григория Чухрая.

Мень Я. Баллада о старшем лейтенанте и его однополчанине – десантнике / Яков Мень // Спортивная жизнь России. - 2008. - № 5. - С. 12-16
Аннотация: История послевоенной переписки двух фронтовиков - известного кинорежиссера Григория Чухрая и его однополчанина десантника Виктора Федоровича Кленова.


«Мое кино» - последняя книга режиссера, в которой Григорий Чухрай рассказывает о работе над фильмами «Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо» и другими, вспоминает о дружбе с выдающимися актерами и мастерами кино, делится размышлениями об искусстве и жизни.

Также Григорий Наумович участвовал в работе Экспериментального творческого объединения, поставившего множество интересных фильмов: «Белое солнце пустыни», «Раба любви», «Табор уходит в небо», «Иван Васильевич меняет профессию», «Земля Санникова» и др.

Приятного чтения!

Резник Марина Васильевна

Читайте также

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я