Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Май 2014 Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015 Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017 Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023
Август 2023
Сентябрь 2023
Октябрь 2023
Ноябрь 2023
Декабрь 2023
Январь 2024
Февраль 2024
Март 2024
Апрель 2024
Май 2024
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

Десять портретов «стахановцев»

«Единая Россия»: Через медицинскую миссию партии в новых регионах прошли 2 тыс. волонтеров

Тюркский тандем: как Турция и Азербайджан совместно обманывают Россию - Михаил Александров

Концерт Верки Сердючки в Киеве обернулся настоящим скандалом: Зрители в ужасе

В театре Моссовета поставят спектакль по роману Олега Роя

«Вчера рубеж новатора — сегодня рабочая норма».

Такие лозунги можно увидеть на советских плакатах. Эти строки связаны с деятельностью тех самых новаторов и ударников, которых в СССР в честь шахтёра Алексея Григорьевича Стаханова именовали «стахановцами». В ночь с 30 на 31 августа 1935 года он добыл за смену 102 тонны угля при норме в 7 тонн, а впоследствии 19 сентября — 227 тонн. Это положило начало Стахановскому движению по всему Советскому Союзу. Помимо материальных благ эти люди получали почёт и уважение всей страны, а их образы запечатлели советские художники, работы которых и собраны в этой статье.  

«Стахановцы». А.А. Дейнека. 1937 годКартина Александра Дейнеки «Стахановцы» является ярким примером работы, посвящённой передовиками СССР. На первом плане картины гордым шагом идут герои труда — стахановцы. При этом Дейнека подчёркивает интернациональный состав группы: на полотне представлены многие жители Советских республик. Примечательно, что автор «достроил» здание Дворца Советов. Это был грандиозный проект — 500-метровое здание, увенчанное статуей Ленина. Дворец Советов должен был располагаться на месте Храма Христа Спасителя, но из-за войны стройка прервалась. Здание так и не было возведено.

«Метростроевка со сверлом». А.Н. Самохвалов. 1937 годНе только мужчины, но и женщины могли стать передовиками производства. Одной из важнейших строек в 1930-е годы стало строительство метрополитена в Москве, который был открыт 15 мая 1935 года. Кстати, первым пассажиром метро стал также герой труда завода «Красный пролетарий» Пётр Николаевич Латышев, который купил 15 мая 1935 года в кассе открывшейся станции «Сокольники» билет № 1 серии «А».«Метростроевка у бетоньерки». А. Н. Самохвалов. 1937 год

Вернёмся к картинам. Эти работы написаны Самохваловым в рамках цикла, посвященного «героиням труда и спорта» — образы, полные мажорного пафоса и в то же время по-своему сюрреалистического, почти «мифологического» обаяния. Это своего рода таинственные современные богини, окружённые романтическим ореолом. Помимо «Метростроевки» Самохвалов написал также работы «Ткачка» (1930 год), «Осоавиахимовка» (1932 год), «С лопатой» (1934 год), «У бетоньерки» (1934 год), «У лебёдки» (1934 год).

Художник был увлечён творчеством Микеланджело. Он видел в нём «величайшего художника-революционера, осуществившего в своих произведениях идеал демократии — гармонию мощи духовной с мощью тела». Эта заинтересованность видна и на данных произведениях. Ориентация на классические образцы заметна в фигуре метростроевки, в её гордой, напряжённой позе и эффектном выполнении драпировки.
Его коллега, художник Дейнека, охарактеризовал картину так:

«Она, как богиня, и всё-таки она наша, русская девчонка».

«Групповой портрет стахановцев автозавода им. И. В. Сталина». А. А. Осмёркин. 1949 годРабота Александра Александровича Осмёркина, одна из немногих в его творчестве, посвящена рабочему классу. Участник «Бубнового валета» Осмёркин закончил картину в 1949 году, она сделана в рамках социалистического реализма. На полотне развеваются красные флаги, на фоне стоит большой бюст Сталина, а впереди — почётные работники-передовики. Справедливости ради стоит отметить, что Комитет Всесоюзной художественной выставки работу не принял. В конце 1940-х годов Осмёркина обвинили в пропаганде формализма и западных творческих веяний, после чего он был вынужден прекратить преподавать и участвовать в художественных выставках.

Сам художник всю жизнь искал свой жанр, поэтому его работы совершенно отличны друг от друга, что доказывает его профессиональное мастерство. Он писал:

«Я проделал весь путь аналитических исканий в живописи. Здесь были и импрессионизм, и кубизм и т. д. В искании синтеза в то время, особенно с 1923, стал для меня центром Поль Сезанн».

Автопортрет А. А. Осмёркина

Александр Дейнека так описывал Александра Осмёркина:

«Рассеянный мягкий лирик, любитель поэзии, человек абсолютного живописного слуха, артист без всякого “делячества”, беззаветно влюблённый в искусство, для которого оно было чем-то намного большим, чем любые практические мысли или вопросы тщеславия. Он прошёл через нас Дон Кихотом в искусстве».

«Излечивался от “болезни левизны”», — именно такими словами впоследствии скажет о себе Осмёркин.

«Стахановец в доме отдыха в Сочи». Г. Фогелер. 1938 годКартина немецкого художника Генриха Фогелера, который в 1931 году переехал в СССР, «Стахановец в доме отдыха в Сочи» показывает нам, как рабочий-стахановец проводит отпуск. Практика выдачи путёвок стахановцам была одним из методов вдохновить рабочих на подвиги. Художник передаёт нам гордый вид рабочего-труженика, подчёркивая его близость с рабочим классом одеждой: рабочей курткой и кепкой. Стоит отметить, что это не единственная картина художника-коммуниста Фогелера, посвящённая рабочему движению. У него также есть работы «Сплавщики», «Машина-рубанок на лыжной фабрике».Г. Фогелер (1872 — 1942 гг.)

Биография автора довольна интересна. Ещё во время Первой мировой войны живописец критикует политику Германии и пишет письмо кайзеру под названием «Сказка о любимом боге». За это Фогелера увольняют с военной службы и помещают в психиатрическую больницу, которую, впрочем, он покидает и создает в Баркенхоффе (художественная студия в Ворпсведе) рабочую коммуну — общественный проект с христианско-коммунистическими чертами. Из-за разногласий её членов она распадается.

После прихода нацистов к власти Фогелер, являющийся членом Коммунистической партии Германии с 1929 года, покидает родину и приезжает в СССР. В 1941 году его как немца депортировали в Казахстан, но и здесь его ждали серьёзные испытания. Дело в том, что 69-летнему Фогелеру, как политическому эмигранту полагалась пенсия в размере двухсот рублей, но из-за ошибки местных властей он ее не получал. Тогда старый художник был вынужден отправиться на земляные работы.

В 1941–1942 гг. Фогелер писал:

«1941, октябрь. Сильная вьюга. Я и ещё 9 москвичей на строительстве плотины. Работать плохо. Шторм. Роем котлован в глинистом грунте. Размеры котлована 9×5 метров. Начали работу в 10 часов 30 минут. Закончили в 11 часов 30 минут. За работу получили по килограмму хлеба.

10 ноября. На плотине работал с 10 до 11 часов 30 минут и с 2 до 3.30 минут. Получил 600 граммов хлеба.

13 ноября. Работал с ломом на плотине с 10 часов до 2.30.

12 декабря. Вот уже около месяца я без денег. Мое положение ужасно. Один человек, которого я почитаю за богача, одолжил мне 13 рублей 50 копеек. В качестве врача работает Лиза, юная симпатичная студентка, которая не имеет опыта лечения человеческого организма.

13 декабря. Мои старые добрые очки. Они пропали в поезде. Несколько утешают меня другие, но они для близкого чтения. Только они могут оказать мне помощь, если я хочу писать. Я пишу и рисую картины битвы. Это действует на настроение немецких солдат, открывает им глаза на правду, направляет их взгляды против убийцы — Гитлера и заставляет думать о спасении Германии перед её закатом.

1 февраля 1942 года. Моей пенсии всё ещё нет…»

Такая работа, в условиях суровой зимы Казахстана, ещё и без спецодежды, повлияла на самочувствие художника. Вскоре он заболел. Вещи, которые можно было обменять на еду, закончились. Он начал попрошайничать. В начале мая из Москвы пришёл денежный перевод от друзей — так художник смог раздать долги. А 14 июня 1942 года его не стало.

«Портрет Макара Мазая». Неизвестный художник.Одним из знаменитых передовиков, помимо Стаханова, Бусыгина, Гудова, Кривоноса, Виноградовой, был сталевар Мариупольского металлургического завода имени Ильича — Макар Никитович Мазай. Именно он в 1936 году стал зачинателем скоростного сталеварения. Он предложил углубить ванну мартеновской печи и одновременно поднять высоту свода мартена — это позволило помещать больше материала в печь для переработки.

В октябре 1936 года Макар Мазай установил рекорд по съёму стали с квадратного метра пода печи — 15 тонн за 6 часов 30 минут. После этого его методы работы распространились по всей стране. Во время Великой Отечественной войны стахановец не успел эвакуироваться и остался в оккупированном Мариуполе. За отказ сотрудничать с немцами в 1941 году его расстреляли.

«Рабочий-новатор». Ю. В. Белов. 1954 годДипломная работа Юрия Владимировича Белова «Рабочий-новатор» показывает нам знакомую фигуру с совершенно новой стороны. Белов изображает стахановца не с инструментами, работающего на заводе, а человека, занятого умственным трудом.

Именно стахановцы стали образцом новаторов социалистического производства в СССР. Следовательно, должны были внедрять новые методы работы для улучшения результатов труда. Так, в пленуме ЦК ВКП (б) от декабря 1935 года подчёркнута связь развития транспорта и промышленности со Стахановским движением:

«Стахановское движение означает организацию труда по-новому, рационализацию технологических процессов, правильное разделение труда в производстве, освобождение квалифицированных рабочих от второстепенной подготовительной работы, лучшую организацию рабочего места, обеспечение быстрого роста производительности труда, обеспечение значительного роста заработной платы рабочих и служащих».

По решению Декабрьского пленума ЦК ВКП (б) была организована широкая сеть производственно-технического обучения, для передовиков созданы курсы мастеров социалистического труда. На отраслевых производственно-технических конференциях 1936 года пересмотрели проектные мощности предприятий и повысили нормы выработки.

Во время Великой Отечественной войны творческая инициатива рабочих-стахановцев проявилась с новой силой. Использовались такие стахановские методы, как многостаночное обслуживание, совмещение профессий, скоростная технология производства и строительства.

«Портрет Бусыгина». Неизвестный художник. 1930-е годы.Произведение неизвестного художника, посвящённое Александру Харитоновичу Бусыгину, кузнецу Горьковского автомобильного завода, герою труда. Он автор знаменитого высказывания:

«Передайте Форду, что для нас Родина дороже золота».

Эту фразу он сказал после того, как представители Генри Форда передали ему приглашение на завод в Детройт, обещая платить золотом.

Вообще, Бусыгин в своё время был популярен также, как и Алексей Стаханов. Свой трудовой путь Александр начал на гигантской стройке — трудился на возведении Горьковского автомобильного завода. Впоследствии он и остался на этом заводе, но уже в кузнечном цеху. Первый рекорд Бусыгин поставил в 1935 году. Его бригада почти в полтора раза превысила план, переплюнув фордовских специалистов. Передовика ждали награды, слава и почёт.

«Стахановец С. Х. Рассоха». А.Я. Барановский. 1950 годКартина художника Андрея Яковлевича Барановского, посвящённая Стахановскому движению, является типичным примером социалистического реализма. Художник старался передать, какое значение для Советского государства имеет рабочее движение. Например, в изображении автор не зря продемонстрировал трубку в руке рабочего: это была недешёвая вещь, а раз рабочий-передовик мог себе её позволить, значит, стахановцы получали гораздо больше обычных рабочих. Но также Барановский изобразил и обычные атрибуты рабочего, например, фуражку и куртку.

«Портрет сталевара Ф.И. Коновалова». И.А. Серебряный. 1949 годЯрким представителем Стахановского движения был Фёдор Ильич Коновалов — сталевар ленинградского Кировского завода, передовой производственник. Художник Иосиф Александрович Серебряный был вдохновлён «производственной» тематикой: образ рабочего часто появлялся на его полотнах. Портрет сталевара понравился критикам. Так Л. С. Зингер в книге «Советская портретная живопись 1930-х — конца 1950-х годов» называет психологически выразительный портрет сталевара Кировского завода одним из лучших в творчестве художника.

Также свои отметки по работе оставит А. Ф. Дмитриенко:

«“Портрет Ф. И. Коновалова” не единственный случай обращения художника к тому, что именовалось производственной тематикой, но в пределах, казалось бы, привычных типов автор всегда стремился выявить индивидуальность своей модели». 

«Портрет плавильщика завода “Красный выборжец” Ф. Д. Безуглова» И. А. Серебряный. 1960 годСледующей работой И. А. Серебряного в нашей подборке станет портрет плавильщика Фёдора Безуглова. Работа была представлена на выставке произведений ленинградских художников в Государственном Русском музее в 1960 году. В том же году Портрет Безуглова экспонировался в Москве на Первой Республиканской художественной выставке «Советская Россия».

Сам художник так описывал рождение замысла портрета:

«Было это так: бродил я по цехам завода “Красный выборжец”, приглядываясь к людям, к их труду. Заглянул и в электролитный цех. И остановился, поражённый открывшимся зрелищем: в печи бушевало пламя, вспышками зарниц отражаясь на стенах цеха. Они освещали и фигуру рабочего-плавильщика. Напряжённое, сосредоточенное лицо, мускулистые руки, сила и уверенность как бы разлиты по всему телу. И здесь произошло то, что в жизни называют “любовью с первого взгляда”. Я был пленён этим человеком, будущим героем своей картины. Мысленно увидел я её композицию, почувствовал, что и как хочу сказать».

Но только случайное стечение обстоятельств позволили автору полностью создать образ окончательного произведения. Так, Серебряный вспоминал:

«Безуглов у меня тоже не сразу получился. Я долго ходил за ним, присматривался. Однажды он повернулся вполоборота, бросил какую-то озорную реплику крановщице, и вдруг всё озарилось по-новому, всё стало красивее, полнее, содержательнее».

По мнению исследователя творчества автора И. В. Никифоровской художник посредством этого произведения «поднялся до наиболее яркого воплощения своих творческих возможностей в русле традиционного реализма». Сначала работа кажется похожей на другие портреты рабочих в производственной обстановке: цех, расплавленный металл, рабочий в спецодежде…

«Но чем больше вглядываешься в портрет, тем острее чувствуешь и понимаешь, что нет в нём ни привкуса шаблонной героизации, ни равнодушной репортажной фиксации рабочих атрибутов. Перед нами — человек, по-настоящему красивый силой своей, благородной осанкой, чувством собственного достоинства».

По мнению исследователя, портрет Безуглова отличается от прежних работ художника. Серебряный смог изобразить человека, вобравшего в себя лучшие черты рабочего — героя своего времени.

https://www.vatnikstan.ru/arhiv/desyat-portretov-stahanovtsev/


Читайте также

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я