Январь 2010
Февраль 2010
Март 2010
Апрель 2010
Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010
Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010 Ноябрь 2010 Декабрь 2010
Январь 2011
Февраль 2011
Март 2011
Апрель 2011
Май 2011
Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011
Октябрь 2011
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012 Апрель 2012 Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015 Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017 Апрель 2017 Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Поиск города

Ничего не найдено

Бестиарии: средневековые легенды о мифических и реальных зверях

Нижегородский минстрой разрешил строительство девяти жилых домов в августе

Детский омбудсмен Мария Львова-Белова находится с рабочей поездкой в Архангельске

Стрельцов ожидает неизбежное, а самолюбие Львов будет несокрушимым: точный гороскоп на 10 сентября

Два мобильных пункта вакцинации от гриппа открыли в Орехово-Зуеве

Адам, дающий имена животным. «Абердинский бестиарий». Библиотека Абердинского университета


«Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим…»
Послание Иакова, 3:7

Рассказы о средневековой литературе. Бестиарий — средневековая книга зверей — был одним из самых популярных иллюстрированных текстов в северной Европе в средние века (около 500-1500) и представлял собой разновидность рукописи с изображениями как реально существующих и всем знакомых животных, так и совершенно фантастических тварей, придуманных христианской моралью. В общем, это было нечто аналогичное современной книге знаний или «Большому иллюстрированному атласу» на тему живой природы. Неграмотному его можно было рассматривать, а грамотному ещё и читать. Их читали на досуге, чтобы занять свой ум и полюбоваться на прекрасные миниатюры, которыми бестиарии обычно оформляли.

Надо сказать, что средневековая иконография прямо-таки изобиловала изображениями животных и мифических зверей. Они встречались на печатях, гербах, скульптурах, представляли собой архитектурные элементы, красовались на книжных иллюстрациях. Причём изображения зверей на стенах церкви, витражах и барельефах служили не только для их украшения, но и отличным учебным пособием для неграмотных людей в средневековом обществе. Звери стали важными аллегорическими фигурами, прежде всего, в геральдике. Лев означал царственную силу и смелость, петух – хвастовство, собака – верность, кошка – независимость и коварство. Так что изучение средневековой иконографии животных позволяет нам лучше понять связи между животным миром и людьми того времени.

Бестиарии были особенно популярны в Англии и Франции примерно в XII веке и представляли собой в основном компиляции более ранних текстов. В частности, основным источником информации о животных в то время был «Физиолог» — христианский манускрипт, написанный на греческом языке неизвестным автором в Александрии, вероятнее всего, ещё во II веке нашей эры. А потом этот текст уже в IV веке был переведён на латынь. В «Физиологе» были даны описания почти пятидесяти животных. Автор описывал их внешний вид и поведение, однако связанные с ними моральные рассуждения были вдохновлены Библией. Этот предшественник бестиариев переводился и копировался множество раз, тем самым оказывая влияние на знания о животных и связанную с ними символику на протяжении более тысячи лет. Причём книг подобного содержания сохранилось много. До наших дней дошло около 168 томов рукописных книг на пергаменте с массой цветных миниатюр, из которых самым известным, пожалуй, является «Абердинский бестиарий», который сегодня находится в библиотеке Абердинского университета в Шотландии.


Иллюстрация на ту же самую тему: «Адам, дающий имена животным». «Нортумберлендский бестиарий». Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес

Известен очень ранний бестиарий, написанный англо-нормандским поэтом Филиппом де Таоном в период с 1121 по 1135 год, старейший из написанных на французском языке. Филипп де Таон перевёл всё тот же самый «Физиолог» на старофранцузский язык и описал более тридцати зверей и несколько драгоценных камней.

1245 год ознаменовался появлением пародийного бестиария «Бестьер д'Амур» и отходом от ранней традиции использования «Физиолога» в качестве источника для написания таких книг. Написал эту книгу французский философ и трувер Ришар де Фурниваль. Сын врача, Ришар де Фурниваль пошёл по стопам отца и тоже стал врачом, но он также был канцлером капитула собора Нотр-Дам в Амьене во Франции. Однако его религиозное происхождение не помешало ему написать самую известную эротическую рукопись того времени. Он взял бестиарий за образец, но вместо того, чтобы создать типичный морализаторский текст, использовал звериную символику для детализации этапов и невзгод любовных отношений. В итоге его «Бестиарий любви» быстро прославился на всю тогдашнюю Европу.


Бонакон. Миниатюра из «Абердинского бестиария». Бонакон – азиатский зверь, голова которого похожа на голову быка, но рога повёрнуты так, что животное не может нанести вреда противнику. А ещё он извергает огненные фекалии из под хвоста и может покрыть ими очень большую площадь!

Следует заметить, что бестиарий, какие бы удивительные животные в нём ни изображались, отнюдь не следует считать доказательством того, что Средние века были временем невежества, поскольку люди, мол, верили в разные выдумки. Напротив, это ценный источник информации о средневековых верованиях. Мы также должны иметь в виду, что использование зверей в качестве персонажей было эффективным способом поделиться идеями, ценностями и знаниями с населением, которое было в основном неграмотным. Не считаем же мы глупой выдумкой басни, в которых животные говорят и заняты совершенно несвойственными им делами.


Дромадер, несущий на себе лучника. «Нортумберлендский бестиарий». Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес

«Нортумберлендский бестиарий» появился несколько позднее, в 1250-1260 годах. Сначала он находился в замке Алнвик, а в 2007 году его купил Музей Пола Гетти, где он и находится в настоящее время. В нём семьдесят четыре пергаментных листов и 112 миниатюр, выполненных пером и тушью. Всего же «Нортумберлендский бестиарий» содержит пятьдесят две записи о животных, двадцать девять записей о птицах (двадцать семь птиц, а также о летучей мыши и пчеле), тринадцать записей о рыбах, восемнадцать записей о змеях, десять записей о червях, тридцать одну запись о деревьях и одиннадцать записей об орехах.

Интересно, что в «Нортумберлендском бестиарии» встречаются целые фрагменты проповедей, которые можно легко перефразировать и поменять местами. То есть он служил не только «учебной программой» для обучения, но и предлагал широкий спектр популярных и легкодоступных материалов для проповедей, которыми могли воспользоваться священнослужители в своей «работе с населением».


Крокодил, поедающий человека. «Нортумберлендский бестиарий». Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес

Интересно, что сообщения о некоторых животных, даже хорошо известных людям того времени, носят совершенно фантастический характер. Например, утверждалось, что гиены двуполы и потому нечисты. То есть считались морально предосудительными зверями, поскольку, мол, они обладают как мужскими, так и женскими половыми органами, и к тому же они ещё и питаются человеческими трупами. В «Абердинском бестиарии», например, говорится, что гиена крадётся по хижинам пастухов. Что она может имитировать человеческие голоса и рыдания, чтобы обманывать людей по ночам, что она ест собак (собаки в бестиариях часто символизируют священнослужителей), и что у неё в глазах камень, который может заморозить любого человека или зверя, которые попадутся ей на глаза.


Слон, несущий на спине воинов. «Нортумберлендский бестиарий». Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес

Лев также не был экзотикой для средневековой Западной Европы. Львов можно было увидеть в королевских зверинцах, а художники часто изображали их на церковных росписях и в скульптурах. Лев был царём всех животных и главным героем и средневекового бестиария, и реальной жизни. Недаром король Англии Ричард I получил прозвище Львиное Сердце, ибо смелость его была у всех на устах. Лев всегда был символом силы и мужества, поэтому его изображали в ногах у надгробных статуй – эффигий. А ещё в бестиариях сообщалось о том, что лев может спать с открытыми глазами, что делает его отличным стражем. Вот почему скульптурные львы так часто охраняют входы в различные здания. Впрочем, лев был не только символом Христа или королевской власти, он мог также мог символизировать сатану или антихриста. В этих случаях художники Средневековья изображали его в виде крайне свирепого и деспотичного зверя. Лишь начиная с XII века лев постепенно сменил свой негативный образ на положительный и больше уже как один из символов дьявола не воспринимался.


Боевые слоны из «Рочестерского бестиария», 1230-1240 гг. Британская библиотека, Лондон

Дракон в Средневековье не был мифическим существом, а считался вполне реальным. В западной традиции драконы — это силы зла или же хранители спрятанных сокровищ. Принадлежали они к семейству змей. Так, слово «драко» на латинском языке означает и змею, и дракона. Утверждалось, что у него такая твёрдая кожа, что пробить её своим оружием может только лишь какой-нибудь герой или святой, потому тогда так и чтили Св. Георгия и Св. Михаила. Ну а пламя, вырывающееся у дракона изо рта, как считалось, было столь жарким, что могло расплавить даже золото, а уж отпугнуть даже самых храбрых людей и подавно.


А вот здесь вполне реальная рысь соседствует с мифическим грифоном. «Нортумберлендский бестиарий». Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес

Ещё одно мифическое животное, широко представленное в средневековом бестиарии, — это единорог. Римский натуралист и философ Плиний Старший описал воображаемое животное в своей «Естественной истории», впервые опубликованной ещё в 77 году нашей эры. Описания зверей у него основывались на старых знаниях и безусловно принимались им на веру. Так, рассказывая о «единороге» или «монокоросе», Плиний изображает его свирепым животным, которого практически невозможно поймать живым. Тело у него лошадиное, голова оленя, ноги слона и хвост кабана. Вот такое чудовище у него получилось, и оно нисколько не похоже на того милого легендарного животного, которое мы встречаем сегодня в книгах Джоанны Роулинг! Поймать же его можно лишь следующим способом: охотник должен отвести девственную девушку туда, где живёт единорог, и оставить её там одну. Единорог, ведомый запахом целомудрия девушки, обязательно к ней придёт, положит голову ей на колени и заснёт. Только так охотник может приблизиться к единорогу и либо его убить, либо связать и поймать живым.


Кошки и мышки. «Нортумберлендский бестиарий». Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес

Со временем единороги стали символом чистоты, а вот охотились на них исключительно из-за целительной силы их рога. На пирах рогом единорога пробовали подаваемые напитки, определяя, таким образом, есть ли в них яд. Ну а торговля рогами нарвала, выдаваемых за рога единорога, только укрепляла веру людей в то, что они действительно существуют.

Верили в Средневековье и в птицу феникс, сгорающую в огне и возрождающуюся из пепла. В ней они видели метафорический образ воскресения Иисуса Христа и символ бессмертия. А ещё птица феникса напоминала людям о надежде на искупление после того, как они согрешили, а грешить им тогда приходилось довольно часто, буквально на каждом шагу, хотя очень часто и не по своей воле. Просто тяжелая у многих из них была тогда жизнь…


Ещё одно изображение домашней кошки из «Псалтыри и бестиария Питерборо». Библиотека Стэнфордского университета, Калифорния

Ну а в целом, говоря о бестиариях Средневековья, бессмысленно пытаться идентифицировать каждого из тех странных зверей, которые встречаются нам в бестиариях, или искать, где в них ложь, а где правда. Вместо этого их следует рассматривать в качестве важного инструмента познания духовной жизни людей средневекового общества, их творческого воображения и фантазии.

Читайте также

В тренде на этой неделе

Чиновница Мария Львова-Белова купит жилье многодетной семье из Архангельска

Два мобильных пункта вакцинации от гриппа открыли в Орехово-Зуеве

Детский омбудсмен Мария Львова-Белова находится с рабочей поездкой в Архангельске

Нижегородский минстрой разрешил строительство девяти жилых домов в августе

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я