Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Январь 2010
Февраль 2010
Март 2010
Апрель 2010
Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010
Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010 Ноябрь 2010 Декабрь 2010
Январь 2011
Февраль 2011
Март 2011
Апрель 2011
Май 2011
Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011
Октябрь 2011
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012 Апрель 2012 Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015 Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017 Апрель 2017 Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

Архитектор Дворца земледельцев Леонид Горник: «Нельзя сносить вообще ничего»

Архитектор Дворца земледельцев Леонид Горник: «Нельзя сносить вообще ничего»

СТОЛИЧНЫЕ РОСГВАРДЕЙЦЫ ПРОВЕЛИ АКЦИЮ «ПАРАД У ДОМА ВЕТЕРАНА»

Весной войдут во врата счастья: Василиса Володина назвала властителей судьбы в мае 2024

Ангел-хранитель поцелует в щеку: Павел Глоба о знаках зодиака, которых ждет счастье с 20 мая

Гороскоп на сегодня, 18 мая 2024 года, для всех знаков зодиака

«Студентов уже со 2-3-го курса учат придумывать. Мне кажется, они еще не способны на это»

– Леонид Григорьевич, почему вы практически не даете интервью?

– Потому что не считаю себя настолько значимым человеком. И, кроме того, мне не нравилась та агрессивная тональность, в которой иногда оценивали Дворец земледельцев. Не хотелось разговаривать в таком тоне. Я считаю, что мы ничего плохого никому не сделали и хотели сделать только хорошее. Не знаю, откуда берутся эти негативные нотки.

– Если вы не против, о дворце мы все-таки поговорим, тем более что со временем отношение к нему меняется в лучшую сторону. Но поскольку о вас мало информации в открытых источниках, расскажите сначала немного о себе. Где и когда вы родились?

– В Йошкар-Оле в 1960 году. Мои родители учились в Марийском педагогическом институте, там познакомились и прямо на первом курсе поженились. Мы с сестрой появились, когда они были еще студентами. Когда мне было 6 лет, папе предложили работу в Казанском университете, и мы переехали в Казань. Потом отец перешел преподавать в Казанский инженерно-строительный институт, к концу жизни он работал там заведующим кафедрой культурологии.

– То есть ваш приход в архитектуру был предопределен тем, что отец работал в КИСИ?

– Это и так, и не так. Не так, потому что каждый человек рождается со своими способностями. Я с самого раннего детства много рисовал, папа обратил на это внимание и отдал меня сначала в Дом пионеров, потом в художественную школу. При этом я мечтал стать археологом. Что-то рисовал на бумажках, комкал, закапывал, потом раскапывал и представлял, что достаю из земли какую-то тайну. Папа тоже это заметил и сказал: слушай, есть такая профессия, называется практически так же, как археолог, только там можно не из земли историю доставать, а самому ее создавать. Такая же старина, только делаешь ее сам. И я сразу этим загорелся. Я тогда думал, что архитектура – это и есть старина, такое было детское впечатление.

– Сколько вам тогда было лет?

– Одиннадцать или двенадцать. Я стал интересоваться архитектурой, как-то мы с отцом сходили на архитектурный факультет КИСИ, я посмотрел работы первокурсников. Они как раз рисовали старинные здания, меня это очень заинтересовало. Собственно говоря, с того времени, с детства меня и интересовала старинная классическая архитектура.

В конце концов все это привело меня в КИСИ. Очень хорошо было на первом курсе, когда мы проходили историю архитектуры, делали отмывки архитектурных шедевров. Потом мне было уже не так интересно, потому что студентов уже со 2-3-го курса учат придумывать. Мне кажется, что люди, которые только-только поступили в вуз, еще не способны на это. Сначала студенты должны чему-то научиться. В Российской империи студенты-архитекторы три-четыре года срисовывали образцы, учились навыкам изобразительного искусства, и только к концу студенчества им давали делать свои работы.

«Очень хорошо было на первом курсе, когда мы проходили историю архитектуры, делали отмывки архитектурных шедевров. Потом мне было уже не так интересно»

Фото: © Салават Камалетдинов / «Татар-информ»

«Мы на полном серьезе писали на своих рекламных буклетах: «Возрождение классики»

– А что вам предлагалось придумывать? Советский модернизм?

– Тогда это так не называли. Просто современную архитектуру из стекла и бетона. Поэтому после института мне пришлось около 10 лет изучать архитектуру самостоятельно. А по книжкам всю ее не изучишь, надо ехать, смотреть, как бы общаться с авторами шедевров, понимать, что и как они задумали – почему здесь так, а здесь иначе, почему такие пропорции, почему площадь перед объектом. Такое заочное общение с авторами прошлого – элемент второго образования.

– И куда вы ездили?

– В основном, конечно, в Ленинград, я оттуда буквально не выезжал. Ну и Рига, Вильнюс, Таллин, Львов, то есть те города, где можно посмотреть классическую архитектуру. На тот момент ничего другого и не было.

– А вы согласны, что Питер по большому счету город-реплика?

– Нет. Смотрите, колыбель классической архитектуры находится в Италии, в частности в Риме и Флоренции. Эта архитектура с течением времени расходится волной по всей периферии мира. Да, центр в Италии, но нельзя сказать, что где-то что-то представляет собой реплику. Все стили радиально распространяются по всему миру и доходят в том числе до России. Допустим, барокко тоже появилось в Риме и в течение 50-100 лет раскатывалось по всему миру, дошло до Аргентины. Потом следующая волна. Соответственно, раз центр классической архитектуры в Италии, то вся информация поступает оттуда.

Какой я видел свою роль? Я понимал, что время классической архитектуры безвозвратно ушло, в ходу давно другие стили и направления. Но почему оно ушло? Потому что было утрачено старое ремесленное мастерство, старинные школы. И у меня был достаточно максималистский план возродить классическую архитектуру. У нас подобрался коллектив энтузиастов, мы создали компанию «Антика», где были трое учредителей – Андрей Пшеничников, к сожалению, умерший три года назад, Олег Кипенко и я. И мы на полном серьезе писали на рекламных буклетах компании: «Возрождение классики».

То есть я думал, что на базе нашей компании мы продемонстрируем, что классика возможна и сейчас. Люди ведь не изменились, сейчас тоже есть такие же талантливые ремесленники и архитекторы, и если задаться целью, они могут создавать не подобие или стилизацию классической архитектуры, а саму классическую архитектуру. Такую, какой она когда-то была.

«На градостроительном совете мы часто слышали упрек, что наши здания не соответствуют окружающей застройке. Но ведь окружающая застройка может состоять и из пятиэтажных панелек»

Фото: © «Татар-информ»

«Думаю, негатив возник из-за того, что я никогда не состоял в архитектурных сообществах»

– Но в то же время у вас ведь не копирование классической архитектуры, а довольно дерзкое переосмысление?

– Да, конечно. Любое произведение можно скопировать, а можно придумать. Если разбираться в классической архитектуре, то можно придумывать и в ней. И бесконечно придумывать. Совершенно необязательно делать копии.

– То есть у вас и была такая цель – творчески перерабатывать классику?

– Да. Вначале я ее изучал, а потом пришло время реализовать накопленное.

– Именно за это переосмысление вы и получили тот негатив от казанского «архнадзора»?

– Я думаю, он возник из-за того, что я никогда не состоял в архитектурных сообществах. Не потому что я имею что-то против коллег-архитекторов, а потому что любое сообщество формирует стереотипы мышления. То есть ты должен быть членом чего-то, где уже сформирован определенный тип взглядов. Но поскольку я сразу наметил себе другой путь в архитектуре, то я и не мог быть причастен к этим сообществам.

– Вы и сами туда не стремились, и вас не приглашали?

– И не приглашали, не стремился. Меня особо никто и не знал. У нас была своя компания и свой взгляд на предмет архитектуры, на то, как она должна развиваться и позиционироваться. Например, мы считали, что архитектура формируется вокруг ядер, чего-то нового, совсем другого. А на градостроительном совете мы часто слышали упрек, что наши здания не соответствуют окружающей застройке. Но ведь окружающая застройка может состоять и из пятиэтажных панелек. Разве в такую среду нужно вписываться?

– Да и музеефикация происходит.

– Ну конечно. Кто-то когда-то должен же делать ядра, акценты, городские достопримечательности. Почему нельзя создавать их в XXI веке? Конечно, в рамках Союза архитекторов такие взгляды недопустимы. А в рамках частной организации мы имели право на свое мнение.

«Был объявлен закрытый конкурс на проект Дворца земледельцев. В нем участвовало, по-моему, шесть проектных организаций, включая нашу»

Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

«Никакой уверенности в победе нашего проекта Дворца земледельцев у нас не было»

– Тогда вопрос: как вы получили такой крупный заказ, как Дворец земледельцев?

– Как сказать… Не было такого, что вначале я задумал создать какое-то большое произведение. Все складывалось само собой, постепенно. Ведь как устроена работа архитектора? Приходит заказчик, дает некое техзадание на то, что ему хотелось бы видеть в архитектурном проекте. Архитектор, учитывая все пожелания заказчика, делает проект. Стиль тоже определяет заказчик, соответственно, архитектор должен ориентироваться в стилях и направлениях. Но у меня для всех заказов было классическое представление. То есть поступает заказ – я обрабатываю его в классическом варианте. И никогда не было такого, чтобы кому-то не понравилось, наоборот, сразу нравилось. После реализации проекта приходил следующий заказ, он тоже исполнялся в классическом стиле. А когда ты все время двигаешься в одном направлении, у тебя происходит оттачивание мастерства.

Самое первое здание мы построили в поселке Беляевский, он же Новое Юдино (Кировский район Казани, – прим. Т-и). Это был коттедж в классическом стиле, за основу я взял здание казанского Музея изобразительных искусств. Конечно, это была некая учебная работа, как бы отправная точка, с величием Музея ИЗО ее не сравнить. Потом у нас был подряд на реставрационные работы в Казанском Кремле, затем большой заказ в Баку – классическое здание, которое мы строили два года. Потом переехали обратно в Казань и построили наше первое крупное здание на Касаткина, 15.

После этого дошло дело до ЖК «Дворцовая набережная». И когда мы завершали строительство этих трех домов, был объявлен закрытый конкурс на проект Дворца земледельцев. В нем участвовало, по-моему, шесть проектных организаций, включая нашу. При этом только «Антика» была частной, все остальные – государственные.

Конечно, мы расценили это как шанс. Понимали, что нужно очень постараться.

«На эскизный проект давали всего месяц. Я взял себе 12 дней, чтобы сформировать саму идею, остальные 18 дней оставили на ее оформление»

Фото предоставлено Леонидом Горником, 2009 год

– То есть никакой уверенности в победе у вас не было?

– Нет, конечно.

– А кто принял решение о вашей победе?

– Комиссия.

– Видимо, с решающим голосом Минтимера Шаймиева?

– Как было в деталях, мы не знаем. Во всяком случае, был конкурс, и мы приложили максимум старания, чтобы в нем победить. Очень серьезно к этому отнеслись.

На эскизный проект давали всего месяц. Мы собрались нашим коллективом, обсудили, как будем работать. Я взял себе 12 дней, чтобы сформировать саму идею, остальные 18 дней оставили на ее оформление. У нас уже была своя архитектурная мастерская со способными ребятами, мы как раз обновили компьютеры и можно было делать хорошие на тот момент рендеры. Макетная группа тоже ждала материала.

Я пришел домой и немедленно взялся за проект. Каждую ночь часа в три выходил прогуляться минут на сорок, чтобы можно было заснуть, а утром продолжал работу. Все эти 12 дней были как единый процесс. И не было возможности делать варианты. Все, что появлялось, сразу ложилось на карандаш.

«Стиль Дворца земледельцев так и определяю — классика. Хотя слышал много высказываний на эту тему»

Фото: © Рамиль Гали / «Татар-информ»

«Рекомендации были ненавязчивые, и мы их, можно сказать, спустили на тормозах»

– Ваш проект приняли без замечаний? Или вы его дорабатывали?

– Практически без замечаний.

– То есть каким вы его придумали, такой он сейчас и стоит?

– Да.

– Это же редкий случай?

– Думаю, что редчайший (смеется). Конечно, были рекомендации, но никто на них категорически не настаивал. И чтобы все их учесть, нужно было строить совершенно другое здание. Поэтому, поскольку рекомендации были ненавязчивые, мы их, можно сказать, спустили на тормозах.

Утраченным оказалось только одно: когда мы построили здание, из-под купола в небо светило восемь мощных прожекторов, создавая эффектную корону. Но со временем, когда лампы в прожекторах погасли, их забыли, а после и вовсе демонтировали. Это жаль, было очень торжественно.

– А допустим, нынешний цвет здания тоже ваш?

– Его уже перекрашивали один раз без нас. И немного перестарались – выпуклые камни по низу здания получились слишком цветными. Кто-то хорошо там колер добавил (смеется). А так, в принципе, покрасили неплохо, почти так же, как было в первоначальном варианте.

– На сайте «Антики» еще тогда, в начале 2010-х, появился проект офиса ФИСУ, который должен был завершить линию ваших зданий по Федосеевской. Он не был реализован, почему?

– Я думаю, что у каждого произведения есть свое время и свое место. Да, нас попросили сделать вариант здания ФИСУ рядом с Дворцом земледельцев в том же стиле. Но то, что он не был реализован, может, даже и к лучшему. Вокруг Дворца земледельцев должно быть пространство. Вообще любое классическое произведение требует места вокруг себя. Это центр внимания. Если таких центров много и они стоят рядом, это тоже нехорошо. Поэтому то, что получилось, очень даже неплохо. Три здания в едином творческом стиле завершаются Дворцом земледельцев.

– К слову о стиле. Вы как определяете стиль Дворца земледельцев?

– Так и определяю – классика. Хотя слышал много высказываний на эту тему.

– С парижским Малым дворцом сравнивают?

– Много с чем сравнивают. Дело в том, что все классические здания немного похожи друг на друга тем, что у них есть колонны. Это признак классического стиля. Но это не значит, что все они одинаковые. У Дворца земледельцев все фасадные элементы выполнены прямо по трактату «Правило пяти ордеров архитектуры» теоретика эпохи Возрождения Джакомо да Виньолы. Вся пластика дворца базируется на двух архитектурных ордерах – ионическом и коринфском. Ионический ордер – это собственно весь массив здания, а коринфский применен на главной входной части. Все пропорции этих ордеров тоже полностью соблюдены. То есть там нет какой-то архитектурной вольницы – хочу так или эдак, все сделано по правилам.

Но есть такой момент. Такие элементы, как дерево и купол Дворца земледельцев, часто вызывают вопросы: что это за стиль, откуда это взялось, что за дерево такое огромное?

«Такие элементы, как дерево и купол Дворца земледельцев, часто вызывают вопросы: что это за стиль, откуда это взялось, что за дерево такое огромное?»

Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

«В Праге нравится огромное разнообразие стилей. Оно отражает то, как развивалась сама жизнь»

– Или почему спираль.

– Совершенно верно. Дело в том, что классическая архитектура в чистом виде сама по себе скучновата, если в ней нет какого-то ядра, вокруг которого она формируется. Архитекторы античности всегда применяли скульптуру или какой-то декор в качестве ядра композиции. И я пошел таким же путем. Древо – это ядро всей композиции.

У меня есть знакомый, который говорил: когда я первый раз подошел к Дворцу земледельцев, я, кроме дерева, вообще ничего не увидел. Не запомнил, какого цвета здание, сколько в нем этажей. Только дерево. Ну это, наверное, эмоциональное преувеличение, здание все-таки должно быть видно (смеется). Но, тем не менее, цель достигается вот так. То есть должно быть ядро, а сама классическая архитектура служит для него фоном.

Но фон тоже должен быть достойный, настоящий, правильный. Тогда одно соответствует другому. То есть если уж бриллиант, то обязательно в золотом обрамлении, а не в железном.

– А площадь перед Дворцом земледельцев не требует какого-то скульптурного акцента? Может, конной статуи?

– Может быть, и требует. Если бы нам предложили, мы бы что-то сделали. Но то, что перед Дворцом земледельцев вообще есть площадь и парк, – это очень здорово. Даже в нынешнем виде это очень хорошо. Самое главное, что есть пространство, которое раскрывается перед дворцом, что его можно рассмотреть справа, слева, с фронта. Он держит пространство, классическая архитектура именно этим особенна.

– Есть такое мнение, что Дворец земледельцев перетягивает внимание от собора Казанской иконы Божией Матери. Вы что об этом думаете?

– Во-первых, они находятся на совершенно разных улицах и пространствах. Дворец земледельцев воспринимается с площади перед ним, а Крестовоздвиженский собор и храм иконы Божией Матери – с улицы Большой Красной. А где перетягивает внимание – в панораме?

– Скажем, когда поднимаешься по небольшой лестнице с Кремлевской набережной к парку у дворца. Но я не про себя, мне лично дворец не мешает.

– На мой взгляд, тоже не мешает. Одно сверху, на горе, другое внизу. Не оба же здания стоят на горе рядом друг с другом.

– Тут еще вопрос, что над чем доминирует.

– Я считаю, что собор доминирует, и хорошо, что это так. Он на горе, большой храм, виден издалека. И дело еще в том, что Дворец земледельцев вписан как бы в габарит Федоровского склона. Если бы не было здания, был бы склон. Поэтому дворец не перекрывает масштабно ни Кремль, ни собор. Он создает ансамбль. Мне кажется, тут нет никакой перегрузки.

– У вас есть любимый город или, может быть, города? И какое место среди них занимает Казань?

– Я считаю, что Казань по праву третья столица нашей страны. Тем более сейчас, когда она превратилась в мощный туристический центр. Причем не искусственно, а вполне естественно. Люди действительно сюда едут, здесь есть много чего интересного. Раньше Казань пустела летом, а сейчас она полна людей круглый год. Мне это очень радостно.

– А любимый город?

– Любимый все-таки тот, в котором живешь. Но есть город, который мне очень-очень нравится именно как город, – это Прага. Во-первых, историческая часть Праги огромна, ее просто не обойти.

– И она не перестраивалась, как Париж и Вена.

– Да-да. И она очень многообразная. Там все слои от Средневековья до XIX века, и все это одно на другом. Мне нравится, когда в городе огромное разнообразие стилей. Это отражает то, как развивалась сама жизнь, естественным путем. Не просто кто-то взял и ковровым способом все застроил. Как градоначальник в Париже решил: тут будет проспект, там проспект…

Я много раз бывал в Праге, и основное мое творческое вдохновение черпалось оттуда. Речь не об образах конкретных зданий, а о самом духе Праги.

«Купол должен быть присущ только этому зданию и только этому месту. Было учтено, что мы находимся в Татарстане. Силуэт же купола вполне классический»

Фото: © Рамиль Гали / «Татар-информ»

«Почему такой купол? Было учтено, что мы находимся в Татарстане»

– Давайте перейдем к другим темам...

– Если можно, затрону еще один вопрос, связанный с Дворцом земледельцев, для меня он важен. Я живу рядом с ним, часто хожу мимо и слушаю, что говорят экскурсоводы. Мне хотелось бы, чтобы они более вдумчиво подходили к рассказу о нем. Например, они говорят, что стиль у здания то ли бозар, то ли эклектика. Что сельское хозяйство у нас хорошее, а архитектура – «ну, есть разные мнения, кому-то нравится, кому-то не нравится».

То есть они настолько принижают труд людей, которые горели энтузиазмом во время строительства... Под нашей эгидой тогда работали 800 человек, это всё наши сограждане, в основном жители Казани. И знаете, невозможно такое здание построить без творческого огня. Здесь столько всего вложено – труда, мастерства, талантов разного рода людей. Найти такое количество специалистов, и чтобы у каждого из них как проектирование, так и строительство давало такую отдачу, – уже одно это можно считать достоянием нашего города.

Ну и чтобы говорить о стилях, надо немного в них ориентироваться. В основном говорят, что это эклектика. А там нет никакой эклектики, потому что эклектика – это смешение стилей. Там нет других стилей, только классический.

Вернусь к вашему вопросу, почему купол спиралевидный. Какие цели я ставил, делая такой купол? Купол любого здания – это как голова у человека. Руки-ноги, пальцы и все остальное у людей схожи, особой разницы нет. Люди отличаются именно лицом, головой, это то, что их определяет. То же самое с куполом, он должен быть присущ только этому зданию и только этому месту.

Соответственно, ему необходимо отличаться от классических куполов, существующих в мире. Задача не такая простая, потому что все они более-менее похожи на купол собора Святого Петра, созданный Микеланджело. А мне хотелось создать что-то очень индивидуальное, наше, местное. И в голову сразу пришло сделать его отчасти в национальных традициях. Меня никто об этом не просил, мне самому захотелось это сделать. Это не значит, что был перенят какой-то стиль, нет, просто было учтено, что мы находимся в Татарстане. Силуэт же купола вполне классический.

Дерево само по себе тоже выполнено в классическом варианте. Любая фасадная скульптура в классической архитектуре выполняется в натуралистической манере. Да, на дереве отсутствует листва, но это же все-таки архитектурный образ. Натурализм не должен быть абсолютным, так, чтобы все листики отображались. Поэтому листва изображается в виде архивольта. Если обратили внимание, там вокруг дерева мощная арка-архивольт. И вот она выполнена с очень насыщенным листовым орнаментом. Вечером, подчеркиваясь зеленой подсветкой, он создает образ листвы.

Почему вообще было выбрано именно дерево? Мотив взят из библейского сюжета. В раю, как известно, было два дерева – древо жизни и древо познания добра и зла. Здесь представлено древо жизни как символ самой жизни на Земле, символ красоты природы, ее воспроизводства и возделывания. Эта тема близка сельскому хозяйству.

«Ход истории нельзя изменить. Поэтому я считаю, что все, что появляется в городе, имеет право на жизнь»

Фото: © Рамиль Гали / «Татар-информ»

«Нельзя сказать: вот это надо запретить, а это разрешить Все, что пробивается, должно жить»

– Если у вас такая архитектура, которую надо еще суметь прочитать, наверное, нет смысла задавать вам заготовленный вопрос – как вы относитесь к современным стилям, в частности к модному нынче минимализму. Читать в минимализме нечего, так?

– Я не против ничего, что появляется естественно. Минимализм тоже не возник из ниоткуда, это вполне закономерное стечение обстоятельств. Почему в свое время случился такой мощный переход от классической архитектуры к конструктивизму и прочим современным стилям? Потому что раньше красота и архитектура были в приоритете, а технология их обслуживала. Так было вплоть до начала XX века. Все технологии были, грубо говоря, на службе у красоты. Даже в Эйфелевой башне, а это воплощенный конструктивизм, на первом плане царит красота. Сначала эстетика, а уже потом все эти клепаные конструкции и металлические фермы.

Но после мировых войн мир изменился. Я думаю, именно они повлияли на то, что архитектура и технологии поменялись местами. Технологии очень сильно продвинулись и стали задавать тон, и уже архитектура стала их обслуживать. Она стала дизайном для технологии, ее функция свелась к приданию более-менее эстетичной формы техническому решению. Отсюда и минимализм, где архитектура занимает место небольшого «причесывания».

Этот ход истории нельзя изменить. Поэтому я считаю, что все, что появляется в городе, имеет право на жизнь. То есть нельзя сказать, что вот это плохо, а это хорошо, это надо запретить, а это разрешить. Все, что пробивается, должно жить. Оно ведь не просто так появилось, не просто кто-то взял и нарисовал.

– Но тогда следует оправдать и здания-уродцы 1990-х годов из желтого и белого силикатного кирпича. Их ведь тоже сама жизнь пробила.

– Да, жизнь пробила, и я считаю, что их нужно прямо оправдать.

– То есть ничего сносить нельзя?

– Вообще ничего. Все должно только появляться. Это как с памятниками: раньше какие-то герои были в тренде, потом они исчезли – и что, все памятники им снести, что ли? Вокруг них вообще-то площади сформированы. Это же наша история, как ее можно уничтожать? История – она какая есть, ее нельзя уничтожать или запрещать.

А архитектура – это та же история. Почему так интересна Прага? Потому что там есть всё. В этом и интерес. История сначала развивалась вот таким образом – появились вот эти здания, сменилась эпоха – стали появляться другие, потом третьи. Все очень разные, из разных времен, и в этом весь интерес. А вы представьте, что всё построили в одном стиле по решению одного человека. А кто он такой, чтобы решать, что можно и что нельзя?

– Чем вы сейчас занимаетесь?

– Есть кое-какие задумки. Не хочу афишировать то, что еще не сделано.

– Но это будет в Казани?

– В частности и в Казани. Но могу сказать, что это необязательно архитектура. Скажем так: идеи можно выражать не только языком архитектуры. Конечно, такого масштабного строительства, какое было у нас в «Антике», наверное, уже не будет. Как говорится, слава Богу, что и это есть, грех жаловаться. Но какие-то творческие планы все равно появляются и интерес к жизни не пропадает.

Горник Леонид Григорьевич — архитектор, один из учредителей архитектурной компании «Антика». Родился в 1960 году в Йошкар-Оле. В шестилетнем возрасте переехал с родителями в Казань. Окончил Казанский инженерно-строительный институт (ныне КГАСУ).

Читайте также

В тренде на этой неделе

СТОЛИЧНЫЕ РОСГВАРДЕЙЦЫ ПРОВЕЛИ АКЦИЮ «ПАРАД У ДОМА ВЕТЕРАНА»

К 2030 году в России планируется внедрить более 94 тысяч роботов

Гороскоп на неделю с 20 по 26 мая от «Живой Кубани»

Гороскоп на сегодня, 18 мая 2024 года, для всех знаков зодиака

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я