Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Январь 2010
Февраль 2010
Март 2010
Апрель 2010
Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010
Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010 Ноябрь 2010 Декабрь 2010
Январь 2011
Февраль 2011
Март 2011
Апрель 2011
Май 2011
Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011
Октябрь 2011
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012 Апрель 2012 Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015 Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017 Апрель 2017 Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

Музейные палаты: Василий Поленов в ГТГ

0 187

Молодые люди в Кузбассе устроили во дворах ветеранов что-то трогательное

Отключение электричества в Сочи 7 мая 2024: кто и почему останется без света

Смоленские росгвардейцы присоединились к «Бессмертному автополку»

Что произошло 8 мая в истории Якутии

743409

Музейные палаты: Василий Поленов в ГТГ

Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 19 октября – выставка произведений Василия Поленова в Третьяковской галерее.

Гости передачи – зам. директора ГТГ по научной работе Татьяна Карпова и куратор выставки, главный научный сотрудник ГТГ Элеонора Пастон.

Выставка, устроенная в ГТГ к 175-летию со дня рождения художника Поленова, начинается с его «Московского дворика». Что для выставки в Москве вполне логично – с чего же еще ее можно здесь начинать? И даже от места, которое изображено на полотне, до места выставки – в здании Третьяковки на Крымском валу – можно без особого труда дойти пешком.

Любопытно, что так точно – по свидетельству современников – сумел отобразить старую Москву вовсе не москвич по рождению (а петербуржец). И не с пейзажей, подобных этому, Василий Поленов начинал, и не эта его работа была первой из приобретенных Павлом Третьяковым. Но по порядку.

Вот оно – первое среди поленовских работ приобретение Павлом Третьяковым. Le droit du seigneur, то есть «Право господина». 1874 год. Работа, надо сказать, выставлена была впервые вовсе не в России, а на Парижском салоне (где был, между прочим, довольно строгий отбор, и не так просто было пройти его молодому, никому еще не известному иностранцу). Третьяков же узнал о картине из рекомендации со стороны Ивана Крамского, который Поленова охарактеризовал при этом словами «барин», но «что-нибудь из него выйдет».

Действительно, Василий Поленов, в отличие от многих живописцев-ровесников – выходец не из крестьян, не иконописцев, не казаков и не мелких чиновников. Сказанное Крамским «барин» означает здесь попросту: человек, для которого искусство не связано с необходимостью заработка.

Происходил Поленов из образованной дворянской среды. По отцовской, поленовской линии прадед – правовед XVIII столетия, автор труда о крепостном праве, дед – контр-адмирал и исследователь архивов, отец – дипломат и археолог-любитель, дядя – сенатор и один из авторов правовой реформы при Александре II. По материнской: дед, Алексей Воейков – генерал, участник войны 1812 года, заодно поэт и переводчик, прадед – академик архитектуры и переводчик трудов Палладио Николай Львов. Мать, Мария Поленова, урожденная Воейкова – художник-любитель (и вполне профессионального уровня – ее работы сохранились в семье и ныне находятся в музее «Поленово»).

В результате, с одной стороны, к детям обязательно приглашали в семье и учителей рисования, и учителей музыки. С другой – о занятии живописью как профессией серьезного разговора и быть не могло, так что Василий, как и позже его младшие братья, поступает в университет. Сначала на физико-математический факультет, затем переходит на юридический. Но детское увлечение живописью по-прежнему живо – и параллельно он посещает вольнослушателем Академию художеств.

В результате подобное образование завершилось, с одной стороны, кандидатской диссертацией в области права, а с другой – большой золотой медалью за конкурсную живописную работу «Воскрешение дочери Иаира».

Это был, понятно, не самостоятельный выбор – на такую же тему писали свои «дипломные работы» ровесники и однокурсники, включая Илью Репина. Дело в том, что академический курс Василий Поленов проходил в мастерской исторической живописи (тогда считавшейся наиболее серьезной и уважаемой среди прочих). Сразу несколько студентов по итогам финального конкурса получили тогда, вкупе со званием классного художника 1-й степени, право на пенсионерскую поездку за границу (впрочем, для Поленова, выходца из обеспеченной семьи, поездка была не первой и Германия с Францией были ему уже знакомы). Что важно – пенсионеры академии должны были не просто весело и интересно проводить за рубежом время, а представлять по итогам путешествий свои работы.

Отсюда и появляются у Поленова в этот период (середина 1870-х годов) вполне академичные и мрачноватые по колориту полотна вроде «Ареста гугенотки» (персонаж реальный, исторический – графиня Жаклин де Монбель д’Антремон, вдова знаменитого адмирала Колиньи, жертвы Варфоломеевской ночи) или отсылающей к временам античности «Цезарской забавы», а то и вообще каких-нибудь «Одалисок».  (За «графиню» Поленову дадут, к слову, звание академика, из Академии он в знак протеста выйдет в 1905 году.)

Но пребывание за границей (особенно во Франции, где Поленов, после посещения Германии, Италии и Швейцарии, Вены и Лондона, в конце концов устроил свою мастерскую) принесло художнику не только знакомство с руинами средневековых замков. Париж – это были и барбизонцы, и Салон отверженных, а чуть позже и первые экспозиции импрессионистов. Особенно же важной оказалась поездка – вместе с приятелем Репиным – в Нормандию, в городок Вёль (Veules-les-Roses), где оба живописца много пишут с натуры.

Поразительно, что эта чудесная освещенная солнцем «Белая лошадка», прибывшая на выставку из музея-заповедника «Поленово», написана в Нормандии, где такой яркий, «южный» свет (а это все-таки берег Атлантики) встретишь не часто. Скорее это все-таки мягкое освещение, которое должно было – как в «Рыбацкой лодке в Этрета» – напомнить художнику хорошо знакомый Финский залив. Но главное, что случилось с художником во Франции – это освобождение колорита.

Пребывание за границей Поленов завершает, тем не менее, не вполне стандартно – отправляется на балканскую войну «художником-корреспондентом», посылая рисунки в журнал (умудряется даже получить военную медаль, а вот живописные работы пишет все же не батальные, а скорее этнографического характера).

А дальше – «В Москву, в Москву». Вообще-то у Поленова это связано с намерением обратиться к древней русской истории (в планах – работа «Пострижение царевны»), для чего он будет писать многочисленные этюды кремлевских строений. Но вот снимает в Москве квартиру в Трубниковском переулке, смотрит в окно, а там…

Правда, что-то напоминает? Как раз на основе этого этюда и был написан «Московский дворик» – где автор добавил, правда, к пейзажу элементы жанровой картины.

С «Двориком» Василий Поленов и участвует впервые в 1878 году в экспозиции Товарищества передвижников, с которым будет в дальнейшем сотрудничать много лет. И производит на коллег и на публику впечатление – для того времени в русской живописи это вещь по манере достаточно вольная.

«Пейзажный бытовой жанр», как его определял сам Поленов, проявится у него еще не раз: появляющиеся в композиции фигуры явно играют роль не просто стаффажа. За не менее хрестоматийно известным «Бабушкиным садом» может стоять воспоминание о родительском имении Имоченцы в Олонецкой губернии или о посещениях в детстве имения бабки Воейковой в Ольшанке Тамбовской губернии. Да и не только воспоминания – пейзажи юный Василий писал там еще до Академии.

Еще одна хорошо известная – и тоже выставлявшаяся у передвижников – картина того же времени: «Заросший пруд». Своеобразная элегия, подчеркнутая еле заметной в глубине картины женской фигурой на скамье.

Интересно, что в советских учебниках эти полотна трактовались как символическое изображение упадка дворянства. Ну да, конечно – очень автор об этом думал. :)

Да, вот, кстати, и вид в имении бабки, в Ольшанке.

А вот очень симпатичная «Старая мельница».

Но нам придется еще вернуться – и не раз – к той пенсионерской заграничной поездке. Где-то в своих странствиях (кажется, это было в Италии) Поленов познакомился с также путешествующей семьей промышленника и мецената Саввы Мамонтова. Стал бывать у них в подмосковном Абрамцеве – и это оказалось в его судьбе очень важным. В Абрамцеве увлекались театром – и Поленов позже будет не раз создавать декорации для спектаклей (в экспозиции выставки есть театральный раздел). Готовили, на своеобразной основе внутреннего конкурса, проект усадебной церкви – и позже Поленов сам будет проектировать и свою усадьбу на Оке, и церковь в соседнем селе Бёхово (есть и архитектурный раздел на выставке). Но главное – именно в Абрамцеве Василий Поленов познакомится с родственницей Мамонтовых Натальей Якунчиковой, которая станет его женой.

Понятно, что порция абрамцевских видов (в основном доставленных из музея-заповедника Абрамцево) в экспозиции также присутствует.

Другим следствием той поездки стало обращение к евангельским сюжетам. Не будем вспоминать тут написанное в Академии «Воскрешение дочери Иаира» – это еще было обязательное учебное задание. А вот существенным оказалось еще одно знакомство, сделанное во время пребывания в Париже. Поленов оказался там в кругу Ивана Тургенева – и в салоне Виардо, где бывали многие писатели, познакомился с автором «Жизни Иисуса» Эрнестом Ренаном. Первым среди самостоятельных замыслов произведений на евангельские темы станет «Христос и грешница» («Кто из вас без греха?») – и на нынешней выставке очень стоит обратить внимание на замечательный по колористике эскиз 1876 года.

Сама внушительная по размерам работа была завершена лишь через десять с лишним лет, оказалась куда более академичной и была приобретена с передвижной выставки императором Александром III. Потому и живет в Русском музее, откуда и приехала в Москву (это живописный вариант, а тем, кто захочет увидеть полноразмерный графический, надо будет для этого поехать в Поленово).

К картине присовокупили еще несколько интересных эскизов.

А для самых любопытных – схему с росписью персонажей картины.

Для подготовки этой картины, а также для реализации всего масштабного замысла – большой серии картин на евангельские сюжеты – Поленов не раз еще будет отправляться в дальние поездки: в Грецию, Палестину, на Ближний Восток. Эти ландшафтные, архитектурные и этнографические этюды настолько хороши сами по себе, что их дальнейший перенос в большие полотна нередко затмевает собственно сюжет.

Евангельский цикл получился в результате (за много лет работы) весьма внушительным, и для того, чтобы собрать в экспозиции, по разным музеям, хотя бы часть его (прочее представлено в электронном виде), куратором пришлось предпринять немало усилий. Но опять – обратите внимание на пейзажную составляющую. 

Впрочем, выходили из этих путешествий и работы, с евангельской темой не связанные – как элегантные «Призраки Эллады». (Интересно, что написал Василий Поленов и оперу с таким названием – и это, кстати, не единственный его музыкальный опус.)

Еще очень важный эпизод не только в частной жизни, но и в творчестве Василия Поленова – строительство по собственному проекту усадьбы в Бёхове на Оке, напротив Тарусы. Здешние пейзажи художник пишет по многу раз – в разное время суток и в разное время года (вспомним пример Клода Моне!).

Нельзя, конечно, не упомянуть о педагогической деятельности Поленова. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества он преподавал в течение почти полутора десятилетий и вел класс пейзажа. В этом разделе на выставке поместили не только теоретические поленовские труды (были и такие – в частности, о перспективе), но и живописные и графические работы его учеников. Причем именно из того времени – и поверьте, видеть студенческие этюды Серова, Коровина, Татевосяна, Мешкова, Левитана, Головина, Жуковского, Сапунова, Виноградова, Малютина или Борисова-Мусатова весьма любопытно.

Выставку сопроводили выходом сразу нескольких изданий о Поленове – как весьма подробных и увесистых, так и более компактных и ориентированных на широкого читателя. На представление изданий публике изящные третьяковские дамы даже с трудом все это хозяйство вытащили.

Остается отметить удачную компоновку экспозиции. В Третьяковской галерее только живописных работ Василия Поленова более полутораста (из них восемь десятков были приобретены самом Павлом Третьяковым). Привлечены и другие музеи – прежде всего, понятно, Поленово и Абрамцево, но также Русский музей и Музей Академии художеств из Санкт-Петербурга, Театральный музей им. Бахрушина, музеи Вятки, Омска, Переславля-Залесского, Самары, Серпухова, Тамбова и Ульяновска, ряд частных собраний. Мог возникнуть соблазн устроить из всего этого богатства ковровую развеску, но от него счастливо удержались. Экспозиция удобна для осмотра, хорошо структурирована, и вообще легкая и приятная по архитектуре и развеске.

Продлится выставка Василия Поленова в ГТГ до середины февраля.

Слушать передачу в прямом эфире в субботу, после 10 утра по Москве (или позже – на сайте «Эха» в разделе «Музейные палаты»). 

Текст: Татьяна Пелипейко

 


Читайте также

В тренде на этой неделе

Отключение электричества в Сочи 7 мая 2024: кто и почему останется без света

Что произошло 8 мая в истории Якутии

В Смоленске росгвардейцы присоединились к акции «Бессмертный автополк»

"Укрзалізниця" запускає новий тур старовинним потягом

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я