Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Январь 2010
Февраль 2010
Март 2010
Апрель 2010
Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010
Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010 Ноябрь 2010 Декабрь 2010
Январь 2011
Февраль 2011
Март 2011
Апрель 2011
Май 2011
Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011
Октябрь 2011
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012 Апрель 2012 Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015 Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017 Апрель 2017 Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

«Сумасшедший писал — сумасшедший купил»

0 62

Астрологи сулят перемены к лучшему четырем знакам

К 2030 году в России планируется внедрить более 94 тысяч роботов

В Ульяновске 3 июня стартует проект «Лето во дворах»

СТОЛИЧНЫЕ РОСГВАРДЕЙЦЫ ПРОВЕЛИ АКЦИЮ «ПАРАД У ДОМА ВЕТЕРАНА»

В Москве в ГМИИ им. Пушкина открылась уникальная выставка «Щукин. Биография коллекции». Эстетический пир не отменяет старых вопросов.

Два года назад коллекцию Сергея Ивановича Щукина (1854–1936) впервые в истории объединил парижский фонд Луи Виттона. Собранная в начале века, она насчитывала 266 работ в основном французского искусства, от Клода Моне до Пабло Пикассо, но уже почти сто лет как ее разделили между музеями.

С 1904 года Щукин собирал постимпрессионистов, начинал с Сезанна, Ван Гога и 16 полотен Гогена, затем перешел к Матиссу (37 картин) и Пикассо (больше полусотни). Щукин завещал коллекцию Москве, но его музей расформировали в 20-е и после долгих мытарств он оказался в итоге разделен между ГМИИ и Эрмитажем, что-то осело в Баку, Одессе и Львове; о самом Щукине советская власть вспоминала неохотно. Зато сегодня великому коллекционеру воздали должное. В Париже на выставке, ради которой впервые за долгое время начали вместе работать Эрмитаж и Пушкинский, творилось что-то невообразимое, ажиотаж публики передает даже статистика: за пять месяцев «Иконы современного искусства — коллекцию Щукина» в фонде Виттона в Булонском лесу увидели 1 200 000 человек — рекорд!

В последнюю неделю фонд работал с семи утра до одиннадцати вечера, накануне закрытия — до часу ночи. Продано 50 000 экземпляров каталога, издательства, выпускающие альбомы, позавидуют масштабам эйфории.

Сейчас огромную, на 450 экспонатов, выставку «Щукин. Биография коллекции» показывают в ГМИИ им. Пушкина, одновременно в Эрмитаже рассказывают о другом знаменитом коллекционере начала века, Иване Морозове. Оба происходили из старообрядческих семей; вряд ли гонители старообрядцев подозревали, какую роль те сыграют в истории русского искусства. Зато сегодня благодаря им в России есть все классики нового времени — Ренуар и Дега, Пикассо и Дени, Матисс и Дерен.






Фото: Алексей Мокроусов — специально для «Новой»




Выставка подчинена непривычной логике — поднявшись по лестнице Пушкинского, надо идти против часовой стрелки. Можно, конечно, сразу зайти в Белый зал, где лишь одна картина, зато какая — фантастический «Танец» Матисса из Эрмитажа. Дальше — к братьям Сергея Щукина. Они тоже собирали, да как! Частный музей Петра появился в 1890-е, в 1905-м он передал 40 000 предметов Историческому музею, малую часть коллекции разместили в залах слепков. На Волхонке всегда показывают «малых голландцев» — живопись XVIII столетия, некогда принадлежавшую Дмитрию Ивановичу, ставшую сегодня предметом гордости ГМИИ. Показывают и работы из коллекции главного франкофила в семье, Ивана Ивановича, многое из того, что он не успел продать при жизни, после его самоубийства оказалось у Сергея Ивановича, в том числе полотна Игнасио Сулоаги (добровольный уход стал семейным роком, два сына Сергея Щукина тоже свели счеты с жизнью).

О братьях много говорится и в каталоге к московской выставке, его готовила крупнейший специалист по Щукину, научный консультант проекта Наталья Семенова, «Слово» издало и подготовленную ею биографию коллекционера. В начале 90-х Семенова одной из первых заговорила о восстановлении справедливости в отношении Щукина и Морозова, сегодня ее позиция по отношению к разделенным между Москвой и Петербургом коллекциям такова:

«Если бы начальником была я, то все бы поделила, в одном городе сделала музей Щукина, в другом Морозова, но без высшей политической воли это невозможно.

Думаю, при нашей жизни никакого движения не будет. Хотя, как и многие коллекционеры, я считаю, что это неправильно, собиратели заслуживают уважения».






Фото: Алексей Мокроусов — специально для «Новой»




Щукины отличались всеядностью в собирательстве, у Сергея Ивановича были и китайские, и корейские авторы, норвежец Фриц Таулов соседствовал с немцем Максом Либерманом, шпалера прерафаэлита Бёрн-Джонса — с пейзажами Уистлера, но всё затмили шедевры французского искусства. В начале века щукинский выбор кружил голову москвичам, прежде всего художникам; по воскресеньям в галерею пускали всех, владелец сам проводил экскурсии. Малевич и Кончаловский, Бурлюк и Фальк, Каменский и Ле Дантю — кто только не восхищался домашним музеем в Большом Знаменском переулке. Щукин сформировал мышление и зрение русского авангарда, за что ему пеняли консерваторы.

Словно защищаясь, он порой юродствовал, показывая нового Гогена, приговаривал: «Сумасшедший писал — сумасшедший купил».






Фото: Алексей Мокроусов — специально для «Новой»




Вообще этот заика, долго лечившийся за границей, любил поговорить, был остер на язык, чего стоит крестьянская подкладка его знаменитой фразы: «Сезанн — это корочка черного хлеба после мороженого»!

Среди завсегдатаев, приходивших к Щукину ради каждой новой картины, был Михаил Ларионов; уже в 1910-м он впечатлился Пикассо, о котором Дягилев еще не думал как о потенциальном декораторе. Перечень щукинских авторов перекликается со списком художников «Русских сезонов» — здесь Матисс и Дерен, Брак и Мари Лорансен. Но общность вкусов не гарантирует взаимной симпатии, а иногда и отталкивает от другого, причина ли в ревности, переизбытке страсти к искусству или необъяснимой подозрительности — в общем, Щукин и Дягилев не сошлись, но позже именно Дягилев покажет вместе работы Гончаровой, Ларионова и Пикассо; до такого Щукин, не собиравший толком русского искусства, вряд ли бы додумался (в 1918-м в описи его собрания из соотечественников оставалась лишь не разысканная до сих пор гуашь Борисова-Мусатова). При этом Ларионов осознавал Пикассо как антипода, но в биографии порой гораздо важнее те, от кого отталкиваешься, чем те, кто симпатичен.






Фото: Алексей Мокроусов — специально для «Новой»




В особняке Щукина была сплошная развеска, картины висели прижатыми друг к другу, одна над другой, в духе эпохи, так было и у Морозова, и в парижской квартире Лео Стайна, брата писательницы Гертруды Стайн, — оба известные собиратели, их часто навещал Щукин, вкус Лео во многом на него повлиял.

Сегодня музеи тесно не вешают, считают — искусству нужен воздух, картину надо смаковать и разглядывать, что в век тоталитаризма визуального кажется справедливым: когда вокруг все щелкают и инстаграмят, а в метро читающие книги уступили место листающим фотоленты в смартфонах, неторопливое разглядывание кажется единственно возможной стратегией выживания. Но в ГМИИ в зале Гогена повторили принцип сплошной развески; вообще работа дизайнеров Нади Корбут и Кирилла Асса — образец тонкой работы со сложным пространством музея, полного мертвых слепков.

Единственная лакуна в роскошном собрании и Щукина, и Морозова (посвященную его коллекции выставку открыл Эрмитаж) — это Эдуард Мане. Как получилось, что российские собиратели не заинтересовались одним из лучших авторов XIX века? Впрочем, идеальных коллекций не бывает, идеальными могут быть лишь коллекционеры — иногда с тяжелым характером, часто прижимистые, но всегда азартные и влюбленные, этим и отличаются от прочих.

The Art Newspaper Russia
Сокуратор выставки

Почему Щукин, как и Морозов, прошел мимо Эдуарда Мане?

— По этому поводу сетовали уже те, кто занимался музеефикацией коллекций в 20-е годы, первый директор музея Борис Терновец и его современники. Я для себя объяснял это так — в какой-то степени значение Мане в мире осознали позже. В 20-е собиратели не могли пройти мимо этого основоположника современного искусства, коллекционеры создавали фактически музей, в котором все должно быть по своим местам, занимать точные позиции.

А до войны собирали более эмоционально, в ту эпоху имели больше права на самовыражение, еще не устоялись правила и не существовало точных рецептов составления коллекции современного искусства, каждый творил по собственным представлениям. Для Щукина Мане был, пожалуй, слишком формален, слишком отдален хронологически, он скончался за 15 лет до того, как Щукин приобрел первую картину импрессионистов. К тому же в 1912 году крупную коллекцию Мане продали в Германию.

Википедия
Директор ГМИИ

Все ли желаемое удалось получить?

— Да, кроме тех вещей, которые из-за требований хранения не могут покидать музеи. Но уже появились новейшие методы реставрации, благодаря которым мы можем давать прежде невыдаваемое. Есть, правда, сложности с Гогеном, его картины еще при жизни были покрыты толстым слоем воска, поскольку их переправляли морем, воск мешает жизни этих вещей, там масса технических проблем.

Благодаря Щукину и Морозову ГМИИ и Эрмитаж впервые объединились за много лет — это начало новой эры?

— Да, и это важно осознать и зафиксировать. Несотрудничество Пушкинского и Эрмитажа — нонсенс, сегодня мы стараемся делать все возможное, чтобы работать вместе, тем более сейчас это наш общий долг перед Щукиным и Морозовым.

Как будет мемориализироваться память коллекционеров?

— Вскоре у нас откроется новый музей в Голицынской усадьбе, с высокими потолками, думаю, импрессионистам она станет отличным домом, там и посвятим пространство Щукину и Морозову.

Алексей Мокроусов
Специально для «Новой»

Читайте также

В тренде на этой неделе

СТОЛИЧНЫЕ РОСГВАРДЕЙЦЫ ПРОВЕЛИ АКЦИЮ «ПАРАД У ДОМА ВЕТЕРАНА»

К 2030 году в России планируется внедрить более 94 тысяч роботов

В Ульяновске 3 июня стартует проект «Лето во дворах»

Гороскоп на неделю с 20 по 26 мая от «Живой Кубани»

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я