Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022
Декабрь 2022
Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023
Апрель 2023
Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Поиск города

Ничего не найдено

«Иван Васильевич меняет профессию». 5. Как управдом Иван Васильевич Бунша вписался в образ царя?

0 1645

Мероприятия по повышению уровня безопасности дорожного движения проходят в Оренбуржье

Кого изначально на Руси называли бабами

Опасное ожирение печени: первые признаки

«Вредные вещества»: в чем состоят основные признаки болезней печени

В пьесе Булгакова, в отличие от фильма Гайдая, целых два князя. Один мнимый — Милославский, а другой, напротив — настоящий, однако не желающий признавать себя таковым. В «Иване Васильевиче» управдом имеет двойную фамилию — Бунша-Корецкий (хотя все называют его просто Буншей). Вот фрагмент диалога между Буншей и Тимофеевым: Бунша — Тимофееву: — Николай Иванович, вы не называйте меня князем, я уж доказал путем представления документов, что за год до моего рождения мой папа уехал за границу, и таким образом очевидно, что я сын нашего кучера Пантелея. Я и похож на Пантелея.Тимофеев:— Ну, если вы сын кучера, тем лучше. Но у меня нет денег, Иван Пантелеевич. Бунша: — Нет, вы меня называйте согласно документам — Иваном Васильевичем. Бунша глуповат, но по-своему хитер. И, называя себя сыном кучера, все-таки предпочитает быть не Пантелеевичем, а Васильевичем (жизнь, она непредсказуема, иллюстрацией чего и стала фабула пьесы). Почему двойная фамилия Бунши-Корецкого исчезла из фильма? Истории про бывших дворян и князей, ставших обычными совслужащими, притом что и на новой работе они не проявили ни способностей, ни энтузиазма, имела популярность в 20−30-х годах и была близка публике, в первую очередь — пролетарской, не говоря уже о том, что вполне укладывалась в рамки новой идеологии. Можно вспомнить героев романов Ильфа и Петрова: бывшего светского льва, уездного предводителя дворянства, перевоплотившегося в скромного работника провинциального загса Ипполита Воробьянинова из «Двенадцати стульев», и персонажей, упомянутых в «Золотом теленке» — бывшего князя, а ныне трудящегося Востока, гражданина Гигиенишвили, и некоего Митрича, бывшего камергера двора его императорского величества. Павел Милюков, на которого был очень похож Ипполит МатвеевичФото: ателье Буллы, общественное достояние Однако сорок лет спустя тема, по ряду причин, потеряла былую актуальность. Представители старой, досоветской элиты уходили из жизни, да и само отношение к ним стало меняться: советские люди начали осознавать, что потомственные аристократы тоже являлись частью российского общества, причем наиболее образованной, и тоже вносили свой вклад, зачастую очень и очень немалый, в развитие страны. Бунша-Корецкий — как социальный типаж — изжил себя, поэтому решение убрать эту линию было вполне логичным. Княжеское происхождение Бунши могло, конечно, служить причиной его сходства с царем (как-никак, многие аристократы сами были рюриковичами и, стало быть, родней царя), но для зрителей главным был сам факт внешнего сходства двух Иванов Васильевичей, и они не задумывались о его причинах. Бунша кажется нам неумным, мелочным и вздорным человеком, матерым бюрократом из старых советских комедий. И чтобы усилить это впечатление, в фильм вставлен смешной, но явно надуманный эпизод, где управдом просит Шурика повременить с разводом до следующего квартала, чтобы не портить отчетность. Булгаков не понаслышке был знаком с жилищными проблемами и много натерпелся от работников жилконтор, поэтому неудивительно, что он не любил управдомов. Но если отвлечься от самой личности Бунши, то его претензии, в сущности, были в основном вполне справедливыми — и в пьесе, и в фильме. Платить за квартиру никто не хочет, но деньги, в конце концов, идут не в карман управдома, и никого не приводит в восторг, если в доме вырубается электричество. Что же касается изобретения Тимофеева, которое показалось Бунше подозрительным, то и тут, если вдуматься, управдом был прав — если, конечно, воспринимать саму машину времени всерьез. Как ни крути, при первом же испытании этого аппарата, даже если не принимать в расчет столь любимые писателями-фантастами прецеденты изменения хода истории («И грянул гром»), и всевозможные хроно-парадоксы времени, два человека из настоящего едва не сгинули в колодце прошлого. Путешествие во времени — дело серьезное, и в современных романах они осуществляются, в соответствии с лайфхаком Бунши, с разрешения соответствующих органов и под их пристальным вниманием. В противном случае, никто не гарантирует того, что блондинка из анекдота, выйдя на городскую улицу, не встретит динозавра, а полиции придется иметь дело не с карманными воришками и гопниками, а с засланным из будущего наемным убийцей-терминатором. Бунша, сам того не желая, становится участником эксперимента изобретателя Тимофеева и попадает в прошлое, где, благодаря своему сходству с Иваном Грозным, становится исполняющим обязанности царя. Как же он ведет себя в новой, внештатной, ситуации? Фото: кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» Милославский, человек бывалый, с необыкновенной быстротой ориентируется в создавшейся ситуации и, поняв, что они попали в эпоху Грозного, принимает единственно верное решение: Бунша становится царем, а Милославский — его приближенным. Благо ни имени царя, ни фамилии его любимца менять не было необходимости. Эти двое составили пару, заставляющую вспомнить о незабвенных героях романа Ильфа и Петрова — Остапе Бендере (который, между прочим, тоже был мошенником) и Кисе Воробьянинове (не князе, но человеке благородного происхождения). Заняв место великого государя, Бунша так и не поумнел и какое-то время живет сразу в двух мирах, не в силах понять, кто он — царь или советский управдом, временно исполняющий обязанности монарха, и вправе ли принимать исторические решения, которых требует от него новый статус. Какие-либо осмысленные действия он оказался в состоянии предпринимать лишь под давлением новоявленного князя Милославского, который чувствовал себя в новой роли как рыба в воде. Под диктовку Милославского дьяк пишет царский указ: «пoслать вoйскo выбить крымскoгo хана с Изюмскoгo шляха». ― Пoдпиши, Великий гoсударь.― Я, я, я… не имею права пoдписывать такие истoрические дoкументы.― Да я не имею права подписывать! Бунша отнекивается, но, осознав историческую неизбежность, все-таки подписывает документ. В пьесе есть момент, не вошедший в фильм: Милославский: — Ты что написал, голова дубовая? Управдом? И печать жакта приложил?.. Вот осел! Пиши: Иван Грозный. Дьяку: — На. Дьяк: — Вот словечко-то не разберу… Милославский. — Какое словечко? Ну, ге… ре… Грозный. Дьяк: — Грозный? Разумеется, люди из будущего не могут не совершать в другой эпохе всевозможных ляпов. Бунша подписался управдомом, однако и Милославский, в свою очередь, не знал, что царя Ивана Васильевича при его жизни даже если и считали грозным владыкой, официально так никогда не называли, и прозвище свое он получил уже позднее, когда стал героем народных сказаний и песен. Впрочем, постепенно Бунша осваивается; он вспоминает (на редкость, некстати) свое княжеское происхождение и, увидев низкопоклонство окружающих, начинает проявлять норов. В конце концов, каждый управдом — в душе самодержец, просто масштаб задач и полномочия разные. Милославский: — Повязку это ты зря снял. Не царская, говоря откровенно, у тебя физиономия. Бунша: — Чего? Попрошу вас?! С кем говоришь? Милославский: — Молодец! Ты бы раньше так разговаривал! Как и положено персонажу, играющему в комедии роль дурака, Бунша молчит, когда нужно что-то сказать, и говорит, когда лучше было бы помолчать. Бунша (дьяку): — Вы что на меня так смотрите? Я знаю, что у тебя на уме! Ты думаешь, уж не сын ли я какого-нибудь кучера или кого-нибудь в этом роде? Сознавайся! Дьяк валится в ноги. — Нет, ты сознавайся, плут… Какой там сын кучера? Это была хитрость с моей стороны. (Царице.) Это я, уважаемая Марфа Васильевна, их разыгрывал. Оказавшись в роли царя, Бунша, что называется, переобувается на ходу, умудрившись, впрочем, в очередной раз продемонстрировать откровенную глупость. Хотя мог бы сообразить, что если уж он теперь царь, то вспоминать, что он когда-то называл себя сыном кучера, будучи при этом князем — явная околесица.Фото: кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» И в обеих пьесах Булгакова, и в фильме Гайдая Бунша проявляет себя как любитель женского пола. Увидав, на какой красавице он (а точнее, его двойник) женат, Бунша сразу же начинает думать о том, чтобы воспользоваться законными правами супруга. ― Скажите, пожалуйста, у вас нет oтдельнoгo кабинета?― О, да ты, Ваше благoрoдие, нарезался!― Но-но-но-но-но! Иван Васильевич — классический подкаблучник, но, подобно всякому мужчине, пребывающему в таком, увы, далеко не редком положении, втайне мечтает о других женщинах, не столь суровых и властных, как его супруга, которой он все равно ужасно боится. ― Ульяна Андреевна, я царствoвал, нo Вам не изменил! Меня царицей сoблазняли, нo не пoддался я. Клянусь! Иван Васильевич Бунша вполне оправдывает свою двойную фамилию (впрочем, исчезнувшую из сценария фильма) и меняет не только профессию, но и характер. В начале истории это заурядный мелкий чиновник и бюрократ, человек, ничем особо не примечательный. Он не слишком умен, назойлив, мелочен и ворчлив, — словом таков, каким если и не должен, то имеет право быть лицо, занимающее подобное место. Управдом привык подстраиваться и приспосабливаться — и к требованиям начальства, и к капризам жильцов. Однако внезапно ситуация изменилась, и Бунша сам оказался на вершине пирамиды власти. Осознав это, и.о. царя начинает преображаться, и в нем проявляются качества натуры, дотоле скрытые: чванливость, самодурство, капризность и похотливость.Фото: кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» Вернувшись в настоящее, Бунша тоже ведет себя далеко не лучшим образом. Он и гордится тем, что в прошлом был царем, и одновременно боится, что его царствование не одобрит советская власть. Бунша: ― Каюсь, чтo не пo сoбственнoй вoле, а пo принуждению князя Милoславскoгo временнo являлся испoлняющим oбязаннoсти царя. Милиционер: ― Какoгo царя? Что? И Вы царь? ― Царь, Иван Васильевич Грoзный. Не задумываясь о том, участником какого эпохального эксперимента он был, Бунша сразу же торопится «заложить» своих товарищей. В пьесе он произносит по адресу Милославского следующие слова: — Оправдались мои подозрения! Он патриарха обокрал и шведского посла! Хотя с учетом того, что по данным преступлениям уже давно прошел срок давности, он мог бы об этом и не вспоминать. Изобретателю Тимофееву тоже достается (это уже цитата из фильма): Тимофеев: — Живы? Милославский: ― Живы! Рассказать — никтo не пoверит! Бунша: ― В милиции пoверят! Вы еще ответите за ваши антиобщественные опыты, хулиган. В финале пьесы Гоголя на сцене появляется ревизор из Петербурга (не самозванец Хлестаков, а настоящий), который и должен, в соответствии с законами если не жизни, то искусства расставить все точки над і. Впрочем, какой именно вердикт он вынесет, нам так и остается неизвестным. В пьесе Булгакова роль ревизора выполняет советская милиция, которая вежливо предлагает всем участникам событий «пожаловать в отделение». Милославский (в пьесе) воспринимает это предложение с философским спокойствием бывалого человека, неоднократно побывавшего в такого рода перипетиях («Видно, уж такая судьба!»). Его кино-клон ускользает из рук милиции, чем зрители явно не огорчены. Фото: кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» Бунша же, подобно Хлестакову, с «легкостью необыкновенной» из царя превращается в законопослушного гражданина и произносит слова, в искренность которых непросто поверить: — С восторгом предаюсь в руки родной милиции, надеюсь на нее и уповаю. В пьесе Булгакова управдом был мишенью социальной сатиры. В фильме же он превратился в комический персонаж. Впрочем, служить объектом насмешки и обличения он не перестал, но уже не как бывший (а точнее, тайный) аристократ и человек с двойной фамилией, а просто как далеко не самый приятный человеческий типаж. Продолжение следует…...

Читайте также

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я