В воронежском Новом театре представили спектакль «Пушкин в кедах»
«Пушкин в кедах» – это фантазия на тему «Евгения Онегина»: история о современных школьниках, в жизни которых повторяется сюжет пушкинского романа. Драматургу и команде Нового театра удалось создать захватывающий спектакль, в котором нет ни капли занудства.
ЛЮБОВНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК
Женя Марков (Роман Лютиков) – подросток, который то и дело пропускает уроки литературы. Учительница-«русичка» давно хотела бы увидеть его на уроке, но парень мечтает быть популярным блогером и ради новых подписчиков снимает «хайповые» видео.
Как-то раз парень вместе с одноклассниками Таней (Олеся Галицына) и «качком» Вовой (Никита Шершнев), вдохновившись загадочной историей о Пушкине, рассказанной учительницей литературы, решает провести спиритический сеанс и вызвать дух поэта. Все – ради новых подписчиков.
Сразу после этого в жизни Жени появился незнакомец Саня (Антон Веклич) – парень с пышной копной кучерявых волос и красными бакенбардами, поразительно похожий на поэта. Саня – отчисленный студент филфака, который знает наизусть всего «Евгения Онегина». Для Жени и его одноклассников он станет другом и наставником, который поможет найти выход из самых запутанных ситуаций. Сопровождать его будет безмолвная няня (Мария Фролова).
Сюжет спектакля строится вокруг взаимоотношений Тани, Жени и Вовы, чем-то напоминающих пушкинских героев Татьяну Ларину, Евгения Онегина и Владимира Ленского. Но здесь зрители видят классический любовный треугольник. Таня, как и пушкинская Татьяна, влюблена в Женю и мечтает ему понравиться. Но тот, получив любовное письмо Тани, даже не думает его прочесть. А встретившись с девочкой, по своей глупости ставит ее в неудобное положение. За честь девушки вступается друг детства Тани – боксер Вова и назначает ее обидчику «стрелку» – дуэль…
УРОК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
При всей внешней харизме подросток Женя одинок – его не понимают ни одноклассники, ни даже мама (Мария Конотоп). Она настолько много работает за ноутбуком, что утратила связь с реальностью и как будто находится во сне. За это Женя называет свою маму зомби.
По словам Романа Лютикова, его герой – обделенный вниманием подросток, который через блогерство страстно желает завладеть вниманием людей.
– Женя на самом деле очень одинокий человек, который сам себе вредит. Страстно пытаясь завладеть вниманием других людей, он отталкивает их от себя. Это не просто яркий мальчик-блогер, а человек, у которого не все хорошо в жизни, – поделился Роман.
«Пушкин в кедах» – спектакль светлый, добрый, полный юмора, а где-то трогающий до слез. Он рекомендуется к просмотру не только школьникам, но и их учителям и родителям.
Никого не оставит равнодушным образ учительницы литературы, блистательно сыгранный актрисой Татьяной Беляевой. С одной стороны, педагог устала от школьной рутины, с другой – переживает за знания своих учеников и пытается их хоть как-то заинтересовать Пушкиным.
Татьяне Беляевой удается погрузить зрителей в атмосферу типичной школы, а родители неожиданно почувствуют себя сидящими в классе девятиклассниками. Антураж класса дополняют декорации – на сцене висят фрагменты исписанной мелом школьной доски.
ЧЕЛЛЕНДЖ ДЛЯ ДРАМАТУРГА
Спектакль является частью драматургической лаборатории проекта «Опять тоска, опять любовь», который поддержал Российский фонд культуры. Она проходила в Новом театре в мае 2024 года. В проекте приняли участие воронежские подростки.
– Мы отобрали на конкурсной основе ребят, которые в ходе лаборатории фантазировали на тему «Евгения Онегина» – делились своими мыслями, чувствами, впечатлениями от произведения. Мы хотели создать спектакль про современных подростков, в основу которого ляжет пушкинский роман в стихах. Итогом лаборатории стал показ, который представлял собой эскиз на тему «Евгения Онегина», – поделилась актриса и руководитель спецпроектов «Нового театра» Мария Конотоп.
Специально на лабораторию в Воронеж приехала молодой московский драматург Екатерина Тимофеева. Она слушала размышления подростков о «Евгении Онегине» и вдохновлялась ими. По итогу в рекордно короткие сроки – всего за месяц – автор написала пьесу «Пушкин в кедах». По ней режиссер Нового театра Виктория Шаламова и поставила спектакль.
– На написание пьесы у меня был жесткий дедлайн. Было тяжело, потому что были и условия, которые ограничивали меня как автора. К тому же задача написать пьесу на тему «Евгения Онегина» в Год Пушкина для меня стала челленджем, вызовом. Нужно было сделать это небанально, нескучно и не нравоучительно – а это очень сложно. Я пыталась сделать так, чтобы это была история о вечных темах, понятных подросткам и взрослым, – поделилась Екатерина.
Драматург подчеркивает, что «Пушкин в кедах» не основан ни на «Евгении Онегине», ни на биографии поэта.
– У меня не было цели повторить роман в стихах Пушкина, я придумала свою историю, – пояснила Екатерина.
ЧЕСТНЫЙ ДИАЛОГ
Режиссер спектакля «Пушкин в кедах» Виктория Шаламова также подчеркивает, что это фантазия на тему Пушкина.
– Да, здесь звучат отрывки из «Евгения Онегина», отрывки из его стихотворений. Но тем не менее это не Пушкин. Это подростковая рефлексия на тему Пушкина и его героев, – рассказала режиссер.
Она также добавила, что спектакль «Пушкин в кедах» получился ироничным. В то же время в процессе его создания команде театра удалось найти ключ к подростковому мышлению.
– Для нас было важно найти правильную интонацию – чтобы это была не насмешка, а честный диалог. При работе над спектаклем мы использовали вставные музыкальные формы на стихи Пушкина, которые в определенный момент отражают чувства наших героев. Это музыкальный «крик души» подростка, – рассказала Виктория.
Актер Нового театра Антон Веклич, играющий роль Пушкина, отметил, что его персонаж пытается помочь главным героям – Жене, Тане, Вове.
– Но подростки есть подростки, они никого не слушают. Им нужно через собственный опыт получить знания о конфликтах и любви. Примерить образ Пушкина – это здорово. Такой шанс выпадает нечасто. Нам очень помогла биография Пушкина, потому что сам он был довольно эксцентричным человеком, который участвовал в огромном количестве дуэлей. Эту особенность Пушкина нам удалось использовать в спектакле, – поделился Антон.