Второе дыхание
позволило текстильному гиганту вернуть себе лидирующие позиции.
Еще относительно недавно каждое второе воскресенье в Ногинске широко отмечали профессиональный праздник — День работников текстильной и легкой промышленности: город славился Глуховским хлопчатобумажным комбинатом имени Ленина, одним из ведущих предприятий отрасли по стране.
История этого градообразующего предприятия начала свой отсчёт в 19 веке. Если бы не развалили Советский Союз, а вместе с ним не канула в Лету текстильная промышленность страны, комбинат готовился бы отметить 175-летие. Но, как известно, история не приемлет сослагательного наклонения. И сегодня всё, что мы можем, — это вспоминать о ярких страницах истории этого текстильного гиганта: чем-то восхищаться, о чём-то сожалеть, но при этом стараться оставаться объективными.
Из директоров комбината советского периода наиболее значимый вклад в развитие производства и социальной инфраструктуры внесли Александр Сергеевич Соболев и Михаил Семёнович Губерман. Сегодня хочется вспомнить время, когда у руля был Губерман по нескольким причинам, но чтобы не вдаваться в перечисление, остановимся на главной: он, руководитель новой формации, придал комбинату второе дыхание, которое позволило предприятию вернуть себе лидирующие позиции в отрасли. Конечно, в начале 80-х годов прошлого века получить столь ответственную должность можно было только по рекомендации и с согласия обкома КПСС. Такие рекомендации были даны и основывались они на безусловных достоинствах кандидата.
1983 год. На Глуховском комбинате сложилась сложная ситуация: к производственным проблемам добавились социальные. Остановилось строительство жилья. Выполнение постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР о переселении рабочих из казарм и предоставлении им благоустроенных квартир оказалось под угрозой срыва. К осени положение усугубилось тем, что были уличены в краже и привлечены к уголовной ответственности главный инженер комбината и директора двух фабрик.
Секретарь Московского областного комитета КПСС Василий Иванович Конотоп предложил генеральному директору передового текстильного предприятия Калужской области Михаилу Губерману возглавить «Глуховку». Перед новым директором поставили две основные задачи: заниматься техническим перевооружением производства и возобновить строительство жилья для работников комбината.
Надо отдать должное обкому партии, который не оставил новичка один на один с проблемами: был создан штаб по строительству, который возглавил на тот момент начальник ПСМО-9 Главмособлстроя Анатолий Тяжлов. За 7 лет в микрорайоне Заречье -1 было построено более 50 девятиэтажных домов, три детских комбината, школа.
Профессия текстильщика в начале 80-х особой престижностью не пользовалась. На правительственном уровне было принято решение пригласить вьетнамских рабочих. Для них в Глухове построили восемь 9-этажных общежитий. Но уже изначально часть жилой площади выделили для местных работников. А когда через несколько лет от услуг вьетнамцев отказались, то все общежития, по сути, малосемейные квартиры, отдали глуховским текстильщикам.
Быстрое, можно сказать, стремительное строительство жилья позволило расселить 36 казарм, 20 из которых были признаны не подлежащими ремонту и снесены.
Естественно, вместе с жилыми домами возводились объекты инфраструктуры: паровые и водогрейные котельные, проложен газопровод, столовая, впоследствии преобразованная в ресторан.
Следует отметить, что работы велись и на перспективу: стала готовиться к застройке площадка в Заречье-2. Отсыпали песком заболоченную территорию. Подвели теплотрассу, канализацию.
Генеральный директор Глуховского хлопчатобумажного комбината Михаил Губерман, что называется, держал руку на пульсе и при любой возможности корректировал строительные планы в пользу текстильщиков. Так, удалось пробить строительство детского комбината в поселке Большое Буньково, где в то время работала прядильно-ткацкая фабрика, входившая в состав комбината.
Предоставление жилья, мест в детских садах, несомненно, способствовало снятию кадрового голода. Параллельно специалисты под руководством генерального директора активно занимались техническим перевооружением, внедрением передовых технологий. В составе комбината заработала опытно-экспериментальная фабрика, начавшая выпускать ткани, обладавшие маслоотталкивающими, огнезащитными и другими уникальными свойствами.
Будучи народным депутатом Верховного Совета РФ, Губерман добился выделения кредита на приобретение немецкого оборудования, которое было установлено на Новогребенной и Прядильно-ниточной фабрике №2.
Слово градообразующее не зря упоминалось в связи с Глуховским комбинатом. Он не только вносил львиную долю налогов в районный бюджет, но и участвовал в решении жизненно важных проблем, встававших перед горожанами. Так, в 1990 году на Клязьме рухнула плотина. Уровень воды резко упал, что для предприятий Ногинска и Щёлкова стало настоящей катастрофой. Помимо Мособлисполкома, помощь пришла и от министерства лёгкой промышленности, куда Губерман незамедлительно обратился, предоставив расчёты.
Конечно же, время расставить всё по своим местам и даст объективные оценки всему, что происходило в недавнем прошлом, но хочется, чтобы и нынешнее поколение понимало, что в одну краску нельзя красить всё подряд. Восхищаясь основателями Богородско-Глуховской мануфактуры, надо отдавать должное и тем, кто пришёл за ними.
Евгений КЛЮШКИН,
председатель Совета ветеранов Глуховского ХБК;
Александра ИВАНОВА,
заместитель председателя Совета ветеранов Глуховского ХБК;
Виолетта ВОЙНОВА,
член Совета ветеранов Глуховского ХБК