Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019
Август 2019
Сентябрь 2019
Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019
Январь 2020
Февраль 2020
Март 2020
Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020
Июль 2020
Август 2020
Сентябрь 2020
Октябрь 2020
Ноябрь 2020
Декабрь 2020
Январь 2021
Февраль 2021
Март 2021 Апрель 2021
Май 2021
Июнь 2021
Июль 2021 Август 2021
Сентябрь 2021
Октябрь 2021
Ноябрь 2021
Декабрь 2021
Январь 2022
Февраль 2022
Март 2022
Апрель 2022
Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024 Октябрь 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

Что рассорило навсегда Высоцкого и Золотухина?

В Благовещенске на несколько часов перекроют улицу Ленина

Три автобуса и троллейбус в Челябинске на неделю изменят маршрут

Центр города на несколько часов перекроют в Благовещенске

9 октября на нескольких липецких улицах отключат холодную воду

Филатов, Золотухин, Высоцкий

В 1969 Филатов пришел в театр на Таганке, где уже играли люди, ставшие в его судьбе кардинальными — семейная пара Валерия Золотухина и Нины Шацкой (смотри записи по тегу Леонид Филатов).

Валерий Золотухин (1941 — 2013) представлял собой прямую противоположность Филатову, крестьянский паренек, с хитрецой, себе на уме, обладающий прекрасным певческим голосом.

Вот как расценивал себя он сам:

«Я заметил давно, а последнее время особенно часто я слышу от людей самых разных, но так или иначе знакомых с нашей кухней театральной, что я «хитрый», «мудрый», «кулак», «дипломат» и т. д., то есть все те слова, которые связаны с позицией жизненной — и волки сыты, и овцы целы.

Мне обидно это слышать и знать, что люди так считают, хотя в общем, я действительно согласен, что мудрость в моем общении с людьми присутствует, и я не буду вести себя иначе. Но Бог с ними. На все это — один ответ — надо работать».

Результат? В отличие от Филатова, который заел себя метаниями интеллигента до онкологии, Золотухин прошел через те же испытания бодрячком ("И ГДЕ ВСЯ МОЯ ПРАВОТА?", — ЗА ЧТО СЧИТАЛ СЕБЯ НАКАЗАННЫМ БОЛЕЗНЬЮ ЛЕОНИД ФИЛАТОВ). Ушли из театра Любимова он работал с Эфросом. Вернулся Любимов, добро пожаловать! При любой погоде Золотухин играл и лишь один профессиональный скандал, ставший достоянием республики, попортил ему нервы и репутацию.

Вот на этом остановимся подробнее, поскольку в разговоре о Филатове Золотухина тоже придется основательно дербанить на молекулы.

Скандал был связан с именем Владимира Высоцкого под которым чистили себя и Филатов, и Золотухин, да и вообще почти вся культурная прослойка («Олег вообще все повторял за Володей: пил, зашивался ... Вслед за ним и умер». Даль Vs. Высоцкий). 

Если с Филатовым у Высоцкого крепких отношений не сложилось, то Золотухина Владимир впрямую аттестовал своим другом.

Какое-то время парочка выглядела спаянной. Высоцкий привел Золотухина в фильм «Интервенция», Золотухин сосватал Высоцкого на «Хозяина тайги». Это не говоря о спектаклях, где ребята играли вместе.

В спайке уязвимым элементом оказался Высоцкий. На нем строился репертуар, а парень все чаще бывал не в форме. И вот Любимов не выпускает его на сцену в спектакле «10 дней, которые потрясли мир». На замену выходит Золотухин. В дневнике его от 21 марта 1968 появляется запись:

«Ужасный день. Вчера играл Керенского за Высоцкого, а сегодня и вчера ночью молю бога, чтоб он на себя руки не наложил. За 50 сребреников я продал его, такая мысль идиотская сидит в башке.

и еще оговорил, идиот, условия ввода — 100 рублей — это была шутка, но как с языка сорвалось! ...

... Перед спектаклем показал мне записку: «Очень прошу в моей смерти никого не винить». И я должен за него отрепетировать?! ...

... Меня, наверное, осуждают все, дескать, не взялся бы Золотухин, спектакль бы не отменили, и Высоцкий сыграл бы. Рассуждать легко. Да и вообще — кто больше виноват перед Богом? Кто это знает? Не зря наша профессия была проклята церковью, что-то есть в ней ложное и разрушающее душу — уж больно она из соблазнов и искушений соткана. Может, и вправду мне не надо было играть?!»

Вот начало сюжета, который дальше будет лишь усложняться, делая Валерия при всем том проще и проще. Высоцкий демонстрировал ненадежность, и дело не только в трагическом пристрастии к водке, которая у Владимира наличествовала. Порой его подводил голос, иногда здоровье, он был нарасхват по части концертной и киношной. Меж тем каждая замена спектакля с Высоцким оборачивалась для таганской труппы стрессом. Особенно кринжово обстояло дело со спектаклем «Жизнь Галилея», где Высоцкий играл главную роль, и публика собиралась специально на него. В «Галилее» у Высоцкого не было дублера, только после нескольких скандальных замен спектакля, на роль ученого ввелся Борис Хмельницкий.

Это вызвало критику Золотухина:

«Нет в нем (Хмельницком, - прим. авт.) все-таки искры Божьей. Худо ли, бедно, но он повторяет Володьку, его ходы, его поэтическую манеру произношения текста, жмет на горло и устаешь от него. Наглость его чрезвычайно раздражает. От него устаешь, он утомляет».

В дальнейшем Хмельницкий будет требовать выходов в «Галилее» по очереди с Высоцким и никто его в предательстве не обвинит, все камешки достанутся Золотухину.

А у того возникает очередной виток сюжета «Замена Высоцкого». Автор «Интервенции» Полока, где снимались и Высоцкий с Валерием, приступает к новому фильму «Один из нас». На данном этапе сюжет противостояния приобретает эгоистический оттенок. Керенского за Высоцкого Валерий играл вынужденно, а вот «одного из нас», «шпиона поневоле», простецкого Бирюкова, которого в предвоенной Москве внедряют в логово фашистов доблестные органы, видел только в своем исполнении.

Но Полока лоббирует Высоцкого.

«Да, жалко, что я не сыграю Бирюкова. Я вижу, как меня все хотят: группа, оператор, ассистенты, сценаристы и т. д. Я не могу откровенно поговорить с Полокой. Но у меня точное знание, — Володе не надо играть Бирюкова, лезть в такие герои. Это народный тип, народный характер. У Володи нет качеств такого типа. Ему надо Байеров играть. У него нет обаяния такого качества, он вообще-то не очень обаятелен на экране. По-моему, играть Бирюкова — окончательно скомпрометировать себя для Володи. Глаза нет. Глаза не те для такой роли. … Актера ванинского плана надо искать на эту роль, то есть брать Золотухина, и точка»

Высоцкого не пропускает худсовет и за спиной Володи начинается возня. Втайне от него Полока совещается с Валерием, насчет роли, но в итоге берет Георгия Юматова.

Странно, что Любимов не учел ошибки, допущенной с «Жизнью Галилея». В постановке трагедии Шекспира «Гамлет», он снова сосредоточил центр на ненадежном актере. Сначала Гамлета репетировали аж четыре кандидата, - кроме Высоцкого ставка делалась на Дальвина Щербакова, Леонида Филатова и Валерия Золотухина. По сведениям директора театра Николая Дупака Любимов занимался с Филатовым, Борис Глаголин с Золотухиным, а сам Дупак с Высоцким: «Через месяц состоялся показ. Высоцкий «вынес» всех...»

Полной ясности, однако, не было. Высоцкий срывался прямо во время репетиций, и вновь всплывал Золотухин. Гамлет был нужен Валерию, как средство показать диапазон, не заштамповаться в ролях парней из глубинки. Высоцкий же ставил свои требования: «Если будет второй исполнитель, я репетировать не буду».

Не прекращающий репетиции с Глаголиным Золотухин записывает:

«Дай Бог, чтоб он вытянул, чтоб у него получилось… Но ведь может получиться и у меня…

Ладно. А как же перед Володей? Неудобно.

...Все придумывал, как сказать ему о том, что я начал без него работать Гамлета. А вышло само собой, в буфете, так… промежду прочим».

Едва Высоцкий отыграл премьеру, все встало на места. Народ пошёл на Гамлета — Володю и никто другой в этой роли был непредставим. Филатов сыграл в «Гамлете» Горацио, Золотухин отказался от роли Гильденстерна.

Итак, суммируем.

Золотухин то и дело вступает на территорию Высоцкого, испытывая при этом эстетическое неудобство. За рамки, однако, не выходит. Подменил в роли Керенского, - молодец. Хотел Бирюкова играть? Ну так не сыграл. Готовил Гамлета? Так его и Филатов готовил, для которого, кстати, заявить о себе было гораздо важнее, нежели Золотухину. После роли Автора в «Что делать?» Филатов ждал на Таганке у моря погоды.

В 1975, когда Гамлет Высоцкого уже стал культурным кодом и вляпываться в конкуренцию на сем поле казалось, по меньшей мере, опрометчивым Золотухин, не просчитав игры Любимова и последствий ее, вляпался. 

Высоцкий улетал в Париж неизвестно насколько. Закрывать спектакль? И Любимов достает замшелый козырь – Золотухин сыграет Гамлета. Также на роль рассматривается Иван Бортник, сходу отказавшийся подводить «Володю». Насчет Филатова Любимов говорит: «На Филатова надо спектакль переделывать во многом. У него много желчи, таков склад ума, я с уважением к нему отношусь, но спектакль тогда надо переставлять». Одна надежда, - Золотухин.

На предложение подумать, Золотухин отвечает: «А чего мне думать? Отказываться? Для меня, для актера любого на земле, попробовать Гамлета — великая честь и счастье. Но для того, чтобы я приступил к работе, мне нужен приказ, официальное назначение».

О неудобстве перед Володей речь больше не заходит. Валерий повзрослел, избавился от иллюзий, что дружба важнее карьеры и признается: «С Володей, с этикой-эстетикой я разделаюсь. Боязнь эстетики — удел слабых — так, кажется, у Достоевского».

14 декабря 1975 «вывесили приказ о назначении меня на роль Гамлета. Труппа не прореагировала. Косые видел взгляды, зависть. Никто не поздравил, не выразил благожелательства…»

И вот теперь конфликт со старым другом неминуем.

27 февраля 1976 Золотухин заносит в дневник:

«Высоцкий как-то холодно со мной вроде, а я как бы лезу к нему, чувствую вину, что ли? Почему?! Я пробую себя, что я могу. Мне нужен этот принц дозарезу, со всеми моими разговорами, сплетнями об «одинаковости», о «простецкости» и пр».

Сам Высоцкий пребывал не столько в обиде на Золотухина, сколько в злости по отношению к Любимову, что и выразилось в разговоре – объяснении с Золотухиным:

«Валерий! В своей жизни я больше всего ценил и ценю друзей… Больше жены, дома, детей, успеха, славы… денег — друзей. … И у меня досада и обида — на шефа, главным образом. Он все сводит со мной счеты, кто главнее: он или я, в том же Гамлете. А я — не свожу… И он мне хочет доказать: «Вот вас не будет, а Гамлет будет, и театр без вас проживет!» Да на здоровье… Но откуда, почему такая постановка? И самое главное, он пошел на хитрость: он выбрал тебя, моего друга, и вот, дескать, твой друг тебя заменит… Я не боюсь, что кто-то лучше сыграет, что скажут: «Высоцкий хреново играл, а вот как надо». Мне было бы наплевать, если бы он пригласил кого угодно: дьявола, черта… Смоктуновского… но он поставил тебя… зная, что ты не откажешься… зная твою дисциплинированность, работоспособность и т. д. И еще… как-то я тебе один раз говорил, что он мне предлагал Кузькина… (в спектакле «Живой» по Борису Можаеву, - прим. авт.) и я было… а потом: «Нет, пусть Валерий сыграет, потом, если надо будет…» — отказался».

Но, в общем, все получилось для Золотухина напрасно. Дружба с Высоцким утратилась безвозвратно, а никакого спектакля с другим Гамлетом не вышло. Прежде всего эта работа была неинтересна Любимову, который (прав Высоцкий) просто использовал Валерия в качестве дисциплинарного рычага.

Достоянием общественности сделал эту историю сам Золотухин, рассказав ее в фильме Эльдара Рязанова «Четыре встречи с Владимиром Высоцким». Выглядел он при этом не ахти (смущение проскальзывало), говорил форсированно, по-актерски. Но, главное, выступил Золотухин, озвучив на камеру приведенную выше запись разговора с Владимиром о дружбе, не вовремя. Расскажи он об этом лет через пять, никто бы внимания не обратил. Но Рязанов выплеснул откровения Золотухина в эфир аккурат к январю 1987, когда страна отмечала 50-летие Высоцкого с размахом столетия Ленина. Как следствие, на Валерия обрушилось девять валов негодования граждан, для которых Высоцкий стал совестью нации.

Но если с Высоцким у Золотухина случилась всего лишь битва за роль, то с Филатовым его рубилово перетекло и в общественную, и в личную плоскость. Мы будем об этом говорить подробно, отмечая, как схватка с «алтайским валенком» Золотухиным перекорежила интеллигентного Филатова, пока же заметим, что первую без скидок значимую роль на телевидении Леонид получил поскольку на роль не прошли те же Высоцкий с Золотухиным.

Дневниковая запись Золотухина от 27 июля 1973 года.

«Венька (Вениамин Смехов, - прим. авт.) предлагает «Воспитание чувств» Флобера, главную роль, две серии для телевидения. Весь аж дрожит, так увлечен. Съемки с 3 по 14 ноября.

Такой роли ты никогда не играл. Это нужно, Валерик. В прекрасном смокинге, шикарный мужчина… То, что у тебя есть в «Интервенции», стремление к призрачному идеалу… Это нужно сделать к декабрю, к приезду Помпиду… Высоцкого мне не разрешили. Остаешься ты… Валюха, давай, и никаких…»

Золотухин сниматься не смог, а как блеснул Филатов в «Воспитании чувств» мы уже говорили (Леонид Филатов. "Состарившийся школьник, для длительного забега непригодный").


Читайте также

В тренде на этой неделе

В Благовещенске на несколько часов перекроют улицу Ленина

Центр города на несколько часов перекроют в Благовещенске

Как отдохнуть белгородцам 11–13 октября

Что рассорило навсегда Высоцкого и Золотухина?

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я