Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015 Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022
Май 2022
Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023
Август 2023
Сентябрь 2023
Октябрь 2023
Ноябрь 2023
Декабрь 2023
Январь 2024
Февраль 2024
Март 2024
Апрель 2024
Май 2024
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

Общественная экспертиза. Новый фактор противостояния: теперь Бабий Яр?

0 165

В курганском управлении Росгвардии состоялось итоговое совещание за полугодие

Земля переживает самую крупную магнитную бурю за 20 лет

Ракеты-вышибалы ВС РФ

Росгвардейцы за две недели обнаружили более 350 взрывоопасных предметов в Херсонской и Запорожской областях

"Еврейский вопрос" — общее название для всех споров, которые шли в Европе в XIX и XX веках по поводу прав и свобод еврейского (иудейского) населения. Известно, что вплоть до начала XIX века еврейские общины зачастую были существенно ограничены в правах. Например, на территории современной Украины большинству евреев было запрещено селиться за пределами так называемой черты оседлости. Вплоть до нацистской антисемитской кампании 1930-х годов ограничения повсеместно ослабевали, однако на годы Второй мировой войны пришелся самый кровавый период в истории европейских евреев, получивший название — Холокост. Впрочем, в послевоенные годы антиеврейские кампании случались и в Европе, и на сегодняшней территории Украины, в том числе в годы независимости. Одной из наиболее громких из таких акций было нападение на синагогу у могилы цадика Нахмана (г. Умань), когда люди, выкрикивающие антисемитские лозунги, бросили молящимся отрезанную свиную голову. В последние годы дискуссии вокруг еврейской темы в Украине обострились в связи с планами строительства мемориала в Бабьем Яре. Учитывая непростую судьбу евреев на украинских территориях (Уманская резня, еврейские погромы в конце XIX — начале ХХ века, участие украинцев в массовых казнях во время немецкой оккупации и пр.), хотелось бы понять, насколько серьезны сегодняшние противоречия, не несут ли они угрозы украинскому обществу. Почему в Украине в 2021 году депутатами ВР инициирован законопроект против антисемитизма? Иван Либерман, правозащитник, адвокат: — В Украине очень часты проявления антисемитизма. Например, в Голосеевском районе Киева свастика, сваренная из жести и металла, размещена на заборе, вперемешку с еврейскими звездами Давида. СБУ открыла уголовное дело, но свастика уже висит полгода. На Днепровской набережной свастика нарисована через каждые два метра на плитах в пешеходной зоне. Множество антисемитских проявлений и высказываний не только на бытовом уровне, но и на таких высоких уровнях, как Офис президента. А когда было шествие в поддержку Стерненко, свастику рисовали прямо на Банковой. В Херсоне были нападения на синагогу с попыткой поджечь, в Умани праворадикальные элементы обливали кровью места возле могилы цадика Нахмана. В интернете есть группы, культивирующие насилие, выставляющие напоказ свои татуированные тела со свастикой, и все это вперемешку с якобы украинской национальной идеей. Все это вызывает ощущение, что у людей не то что нет мозгов, а они специально расшатывают страну еще и в этом направлении, пытаются разделить людей по национальным признакам, этническим. В связи с этим всем была инициирована необходимость создания закона, который ужесточил бы наказание. То есть обозначал само по себе преступление и последующее лишение свободы. Эдуард Долинский, директор Украинского еврейского комитета: — Для этого есть причины — как исторические, так и современные. Исторические касаются того, что Украина была местом ужасных событий, которые, например, происходили в 1918–1920 годах и были связаны с многочисленными еврейскими погромами, когда погибли десятки тысяч евреев. Затем был Холокост, в котором была уничтожена практически вся еврейская община Украины. На сегодняшний день антисемитизм, который был основной причиной тех событий, является актуальным не только для всей Европы, но и для Украины. Плюс мы увидели, что существующие законодательные механизмы в отношении антисемитизма не работают. Поэтому практически никого за антисемитизм не наказывали. Люди уходили от ответственности, при этом совершая и правонарушения, и фактически преступления. Руслан Бортник, директор Украинского института политики: — Радикальный национализм, который стал если не государственной, то зачастую региональной идеологией, иногда приобретает форму ксенофобии, а одной из форм ксенофобии и является антисемитизм. И это попытка провести "красные линии" для дальнейшего развития политической идеологии правого радикализма. С другой стороны, это попытка власти самооправдаться, потому что Украину сегодня часто обвиняют в ксенофобии, радикализме, антисемитизме, дискриминациях по языковому, этническому и другим признакам. И это попытка власти доказать, что мы с этими явлениями боремся. Хотя сам по себе антисемитизм — очень сложное явление, форма ксенофобии, такая же как украинофобия, русофобия. И обсуждать только одну форму ксенофобии на сегодняшний день, мне кажется, недостаточным для предотвращения позорных явлений. В принципе надо усиливать не только борьбу с антисемитизмом, но и в целом учредить ответственность за любые проявления ксенофобии в Украине. Кость Бондаренко, историк, руководитель фонда "Украинская политика": — Потому что, на самом деле, не стоит сбрасывать со счетов наличие факта антисемитизма в украинском обществе. Как на бытовом уровне, так и на уровне некоторых политиков, которые предлагают сегодня чествовать тех персонажей украинской истории, которые не стеснялись в свое время своего откровенного антисемитизма. Поэтому очевидно, что в данный момент эти тенденции и требуют законодательно закрепить те пункты, которые будут показывать, что украинское общество действительно борется с антисемитизмом. Я не хочу говорить о том, что уровень антисемитизма у нас слишком высокий. Большинство украинцев, я просто уверен, далеки от антисемитизма, но есть целый ряд маргинальных элементов, которые действительно, с одной стороны, используют антисемитские лозунги, а с другой — оказывают давление на политиков, чтобы они выступали лоббистами их интересов.  Почему "патриотически настроенная общественность" выступает против нового мемориала "Бабий Яр" и критикует фильм Сергея Лозницы "Бабий Яр. Контекст"? Иван Либерман: — Я не исключаю, что разнообразные нацистские и профашистские организации из-за рубежа могут финансировать праворадикальные организации в Украине. Причем необязательно из ближнего зарубежья. То есть первая причина — финансовая. Вторая: внутри Украины тоже есть очень много конфликтующих между собой лидеров или тех, кто считает себя лидерами в той или иной отрасли, и они пытаются разворошить эту тему, пропиариться либо опять же просто отработать гранты. Эдуард Долинский: — Я думаю, они критикуют не отдельно фильм. Это связанные вещи, потому что фильм, который снял Лозница, напрямую связан с мемориальным центром. Националистические группы категорически против того, чтобы выделять евреев. И это проявление антисемитизма. Они хотят все уровнять, чтобы не было никаких исключений, чтобы, например, те убийцы евреев, которых они сейчас героизируют, оставались такими же жертвами, как и евреи. Что является вообще-то извращением моральных норм, когда убийц почитают как героев и ставят им памятники на месте захоронений их жертв. Руслан Бортник: — Украинские националисты пытаются из истории с Бабьим Яром убрать любые намеки и воспоминания, касающиеся участников правого движения в совершении этого преступления. Они пытаются сделать Бабий Яр символом преступлений нацизма, к которому украинские правые организации и их лидеры не имеют никакого отношения. Кость Бондаренко: — Там есть несколько аспектов. Очевидно, что мы имеем дело и с нездоровым лоббизмом, и с использованием ура-патриотической риторики (в том числе в контексте российской оккупации), и в попытках актуализировать лозунг "Пам’ятай чужинець, що господар — українець". Здесь все три элемента совпали в одном. Максим Яковер, генеральный директор Мемориального центра Холокоста "Бабий Яр": — Инструментализация и политизация темы Бабьего Яра, навешивание ярлыков на Мемориальный центр Холокоста "Бабий Яр" и попытки использовать тему чествования памяти в политической борьбе вызывают большое беспокойство. Члены Всеукраинского совета церквей и 99% раввинов Украины уже выступили с призывами прекратить политизировать Бабий Яр. Однако некоторые политики и активисты и дальше пытаются заработать рейтинг, манипулируя эмоциями людей. В то же время все попытки обвинить мемориал и его проекты в продвижении "путинского нарратива", желании "российских" олигархов унизить Украину, попытках показать историю, исказив ее, не имеют под собой никакого обоснования. Во-первых, у Мемориального центра Холокоста "Бабий Яр" есть большой исторический нарратив, созданный при участии лучших специалистов мира. Он написан в соответствии со всеми нормами и практиками, связанными с мемориализацией Холокоста. В нем нет и не может быть никакой самодеятельности или индоктринации. Исторический нарратив уже три года как опубликован на официальном сайте мемориала и доступен всем желающим. У ведущих исследователей Холокоста по всему миру к нему нет никаких претензий. Мировые и украинские историки считают его качественным и сбалансированным. Во-вторых, у проекта есть свой академический совет, который не допустит политического или идеологического влияние на содержание нарратива. В-третьих, у проекта есть наблюдательный совет, возглавляемый диссидентом Натаном Щаранским, который тоже не допустит любых попыток политической инструментализации темы. Также у Мемориального центра есть общественный совет, в который входят известные представители украинского общества, которые внимательно наблюдают за проектами мемориала и дают обратную связь. И напоследок. Тема Холокоста — это хорошо изученная в мире история геноцида евреев. Поэтому все попытки посмотреть на нее "российскими", "украинскими" или "польскими" глазами получат немедленный отпор во всем мире. Насколько версия истории Украины, связанная с чествованием дивизии "Галичина" или батальона "Нахтигаль", может быть совмещена с памятью о Холокосте и каковы ее перспективы на международной арене и внутри страны? Эдуард Долинский: — Никаким образом оно не может быть совмещено, это абсолютно несопоставимые вещи. В цивилизованной европейский стране не может быть почитания памяти нацистских коллаборантов. Дивизия СС "Галичина", "Нахтигаль", полицаи — это организации и структуры должны были быть осуждены и были осуждены. Они не имеют права героизироваться, им нельзя ставить памятники и в их честь называть улицы. Это абсолютно противозаконно, это против норм человеческой морали, этики, закона, против всех основ нашей цивилизации.               Руслан Бортник: — Она может быть, скажем так, брошена в одну тарелку, но салата из этого никогда не получится. Да, это может все параллельно существовать, но это создает глубокий шизофренический комплекс общественного сознания. Потому что, с одной стороны, попытка говорить о жертвах Бабьего Яра, памяти о победе во Второй мировой войне — Дне Победы, а с другой — чествовать дивизии СС или праворадикальные организации, причастные к преступлениям геноцида, антисемитизму и Волынской резне. Это все разрушает и фрагментирует общественное сознание. Закладывает в нем глубокие комплексы, условия для возникновения серьезных конфликтов в будущем, не позволяя создать какого-либо общественного консенсуса. Поэтому все это может как-то вместе существовать, но вести Украину вперед это, безусловно, не может.         Кость Бондаренко: — На самом деле, история Украины настолько сложная вещь, что реально необходимо указывать в школах, что были как Холокост во время войны, так и действия дивизии СС "Галичина" и пр. Реально надо показывать историю в разнообразии, объясняя те или иные периоды. Показывая, что были как светлые, так и темные стороны. По большому счету, это задача историков — не замалчивать то или иное явление, а давать объяснения (трактовку) и делать так, чтобы эти черные, грязные стороны нашей истории не повторялись. Максим Яковер: — Ответы на этот вопрос надо разделить на несколько уровней. Во-первых, чествование может происходить на разных уровнях — государственном и общественном. Если речь идет о государственной исторической политике, проводимой государственными органами и на средства государства, то для этого должна быть соответствующая законодательная база. Такой базой в Украине являются принятые в 2015 году Верховной Радой законы. Среди перечисленных героических формаций нет ни батальона "Нахтигаль", ни дивизии Ваффен СС "Галичина". Во-вторых, вопрос в том, до какой степени информация об упомянутых формированиях имплементирована в школьные учебники. Государство осуществляет контроль за преподаванием истории путем утверждения образовательных программ и принятия в печать учебников. Время, когда преподавание истории в отдельных областях Украины могло кардинально отличаться, уходит в прошлое. Но и раньше ни "Нахтигаль", ни СС "Галичина" не были названы среди украинских героических формаций. Относительно согласованности украинской исторической политики с мемориализацией памяти жертв Холокоста, можно сказать, что в этом плане она должна быть приведена в соответствие с международными нормами и подходами. Ответственная, базируемая на лучших, признанных во всем мире исследованиях, историческая политика в Украине может возобновить внутренний мир и содействовать авторитету страны на международном уровне. Заключение Общественной экспертизы Сам факт инициации законопроекта, направленного на борьбу с проявлениями антисемитизма, говорит об актуальности этого вопроса в современной Украине. Хорошо то, что антисемитизм, да и ксенофобия вообще, не характерны для повседневных украинских реалий. Однако попустительство со стороны власти по поводу активности правых политических сил, исповедующих крайний национализм, приводит к тому, что антиеврейские лозунги и нарративы остаются частью политического ландшафта Украины. Эксперты подчеркивают, что попытки замолчать антисемитизм определенных личностей и движений украинского прошлого приведут лишь к дальнейшему разрушению общественного консенсуса в нашей стране и навредят ее будущему, в том числе на международной арене. Украина нуждается в объективной истории, учитывающей в том числе и темные пятна прошлого. Что касается споров вокруг мемориала в Бабьем Яре и нового фильма Сергея Лозницы, то экспертное мнение достаточно монолитно: никто не отрицает права украинцев "оплакивать наших евреев", однако при этом нельзя и запрещать евреям оплакивать своих погибших. Память о преступлениях Холокоста является важнейшим фактором формирования современного облика тех местностей и городов, где эти преступления были совершены. По памятникам, мемориалам, музеям мы судим о глубине понимания современниками трагедий прошлого, а значит — и об их культуре и развитости. Об этом тем более необходимо помнить, когда речь идет о месте такой беспрецедентной трагедии, которой были расстрелы в Бабьем Яре — о которой знает весь мир, которая стала предметом многих художественных произведений, включая поэму Евгения Евтушенко и знаменитую симфонию выдающегося композитора ХХ века Дмитрия Шостаковича.

 


Читайте также

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я